Решение №ИК/1778/23 РЕШЕНИЕ № 053/06/32-211/2023 по результатам рассмотрения жал... от 10 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственному заказчику –

ГОКУ «Новгородавтодор»

 

e-mail: torgi@novgorodavtodor.ru

 

 

Уполномоченному органу –

Администрации Губернатора

Новгородской области

 

e-mail: zakupki@novreg.ru

 

 

Оператору электронной площадки –

ООО ЭТП ГПБ

 

e-mail: info@etpgpb.ru

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ИП ...

 

 

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/06/32-211/2023

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

04 мая 2023 года                                                                                     Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

…,

в отсутствии представителей сторон (надлежащим образом уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения, каких-либо ходатайств не заявляли),

рассмотрев жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя … на действия государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (173000, Великий Новгород, ул. Славная, д. 55; далее – ГОКУ «Новгородавтодор») при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее – Администрация) закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ в рамках содержания по элементам обустройства на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Новгородской области, извещение № 0150200003923000384 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 10.04.2023,

 

УСТАНОВИЛА:

 

26.04.2023 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ИП ... на действия государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ в рамках содержания по элементам обустройства на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Новгородской области, извещение № 0150200003923000384 о проведении которого было размещено на официальном сайте 10.04.2023 (вх. № 2127-ЭП/23 Новгородского УФАС России; далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Единственный довод Жалобы сводится к следующему.

Установленный государственным заказчиком в разделе 3 Приложения № 4 к извещению о проведении настоящего открытого конкурса в электронной форме (далее – Приложение № 4; Извещение) порядок оценки заявок в рамках детализирующего показателя «общее количество исполненных участником закупки договоров» показателя «наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» критерия «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (далее – «квалификация участников закупки») не соответствует требованиям утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 (далее – Постановление № 2604) Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Положение).

Учитывая изложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Согласно представленным ГОКУ «Новгородавтодор» возражениям на Жалобу (вх. № 2223-ЭП/23 от 02.05.2023 Новгородского УФАС России) государственный заказчик считает ее необоснованной, поскольку в пункте 9.2 Извещения указано, что порядок рассмотрения и оценки заявок в рамках критерия «квалификация участников закупки» установлен в соответствии с Постановлением № 2604.

Также государственный заказчик отмечает, что за запросом разъяснений положений Извещения податель Жалобы не обращался, в связи с чем оспариваемые положения Извещения ему были понятны.

Каких-либо письменных возражений относительно доводов Жалобы Администрация не представила.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В апреле-мае 2023 года государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» совместно с уполномоченным органом – Администрацией осуществлялась закупка путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ в рамках содержания по элементам обустройства на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Новгородской области (начальная (максимальная) цена контракта – 745 889 988, 22 рублей).

Представленное в уполномоченный орган Извещение для его последующего размещения на официальном сайте было утверждено первым заместителем начальника ГОКУ «Новгородавтодор» ... 10.04.2023.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию относительно наименования объекта закупки.

Согласно пункту 3.1 Извещения объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ в рамках содержания по элементам обустройства на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Новгородской области.

Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

В развитие данной нормы Постановлением № 2604 утверждено вышеупомянутое Положение.

Согласно пункту 2 Положения оценка заявок – действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки (пункт 3 Положения):

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

б) расходы;

в) характеристики объекта закупки;

г) квалификация участников закупки.

В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 5 Положения при проведении конкурсов:

- с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом «а» пункта 3 настоящего Положения;

- критерии оценки, предусмотренные подпунктами «а» и «б» пункта 3 настоящего Положения, могут не применяться при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы).

Таким образом, на законодательном уровне закреплено требование о применении при проведении конкурсов не менее 2 критериев оценки, одним из которых в обязательном порядке должен являться «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги», следовательно, оставшиеся критерии оценки заявок участников конкурса определяются заказчиком самостоятельно.

Воспользовавшись своим правом, государственный заказчик в разделе 9 Извещения установил следующие критерии оценки заявок участников настоящего открытого конкурса в электронной форме:

«цена контракта» - величина значимости 60 % (пункт 9.1 Извещения);

«квалификация участников закупки» - величина значимости 40 % (пункт 9.2 Извещения).

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать электронный документ, устанавливающий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в настоящем открытом конкурсе в электронной форме государственным заказчиком определен в Приложении № 4.

Согласно пункту 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно сформированной средствами официального сайта экранной форме извещения о проведении настоящего открытого конкурса в электронной форме (далее – Экранная форма извещения) в качестве показателя оценки в рамках критерия «квалификация участников закупки» государственным заказчиком установлен показатель, предусмотренный подпунктом «в» пункта 24 Положения, а именно «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» (значимость 100 %).

В силу пункта 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.

Согласно подпункту «а» пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

общая цена исполненных участником закупки договоров;

общее количество исполненных участником закупки договоров;

наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

Согласно Экранной форме извещения в качестве детализирующего показателя государственным заказчиком установлен предусмотренный абзацем 3 подпункта «а» пункта 28 Положения – «общее количество исполненных участником закупки договоров» (значимость 100 %).

Раздел 6 Положения устанавливает особенности оценки заявок при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

В частности, пунктом 32 Положения предусмотрены особенности оценки заявок при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги.

Согласно подпункту «в» пункта 32 Положения документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.

Приложением № 1 к Положению является Форма порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (далее – Форма).

В разделе 3 Формы подлежат указанию отдельные положения о применении установленных в извещении о закупке критериев, показателей и детализирующих показателей оценки.

Приложение № 4 государственным заказчиком составлено в соответствии с Формой.

Учитывая объект рассматриваемой закупки (выполнение работ по содержанию автомобильных дорог), а также вышеуказанные требования подпункта «в» пункта 32 Положения, государственный заказчик в Приложении № 4 должен был установить условие, согласно которому в рамках детализирующего показателя «общее количество исполненных участником закупки договоров» предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 Положения показателя «наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» критерия «квалификация участников закупки» к оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.

Однако в нарушение требований подпункта «в» пункта 32 Положения в разделе 3 Приложения № 4 государственным заказчиком неправомерно установлено, что «оценивается договор (договоры), предмет которого сопоставим с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)».

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» содержится нарушение части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме ненадлежащего порядка оценки заявок в рамках детализирующего показателя «общее количество исполненных участником закупки договоров» показателя «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» критерия «квалификация участников закупки».

Соответственно, единственный довод Жалобы в ходе рассмотрения нашел свое подтверждение.

Установленное нарушение законодательства о контрактной системе указывает на наличие в действиях должностного лица государственного заказчика, утвердившего Извещение, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предусмотренная пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановая проверка рассматриваемой закупки Комиссией в данном случае не проводится в связи с ее проведением Комиссией ранее в ходе рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью «НПФ «Регулятор» (далее – ООО «НПФ «Регулятор») на действия государственного заказчика при проведении настоящего открытого конкурса в электронной форме (решение № 053/06/32-210/2023 от 04.05.2023).

По итогам рассмотрения жалобы ООО «НПФ «Регулятор» Комиссией было принято решение о невыдаче предписания об устранении нарушения части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе в связи с отсутствием доказательств того, что ненадлежащим образом установленный государственным заказчиком порядок оценки заявок каким-либо образом повлиял на итоги закупки.

Руководствуясь статьями 32, 42 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя … на действия государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (173000, Великий Новгород, ул. Славная, д. 55) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ в рамках содержания по элементам обустройства на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Новгородской области, извещение № 0150200003923000384 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 10.04.2023, обоснованной.

2.  Признать в действиях государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» нарушение части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что указанные нарушения повлияли на результаты закупки.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны