Решение №4288/02 Решение по делу № 50 от 9 мая 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Департамент экономического развития

и торговли Новгородской области

 
пл. Победы-Софийская, д. 1, Великий Новгород, 173005

 

 

Общество с ограниченной
ответственностью «Резерв Регион»
 
дер. Подол, д. 7, Мошенской район, Новгородская обл., 174463

 

Исходящий № 4288/02 от 05.09.2013

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 50

Великий Новгород
 
Резолютивная часть решения оглашена 03 сентября 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено 05 сентября 2013 года.

 

Комиссия Новгородского УФАС России (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии: Виниченко О.С. – руководителя Управления,

членов Комиссии:

Панькова С.Е. - главного специалиста-эксперта Управления,

Крапивина А.И. - ведущего специалиста-эксперта Управления;

представители Департамента экономического развития и торговли Новгородской области и ООО «Резерв Регион» на рассмотрение дела не явились,

рассмотрев дело № 50 по признакам нарушения Департамента экономического развития и торговли Новгородской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе пунктов 5 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

у с т а н о в и л а:

 

В результате проведенной специалистами Управления документарной проверки по соблюдению антимонопольного законодательства Департамента экономического развития и торговли Новгородской области установлено, что на основании приказа экономического комитета Новгородской области (далее – комитет) от 31.05.2010№ 371 22 июля 2010 года проведен аукцион на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи сапропеля на участке недр «Озеро сухое», расположенного в Мошенском муниципальном районе Новгородской области (далее – аукцион на право пользование недрами на участке недр «Озеро сухое»). Тем же приказом комитета от 31.05.2010№ 371 утверждена аукционная документация (далее – аукционная документация).

Из аукционной документации следует, что настоящая документация (условия аукциона) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее Закон о недрах), областным законом от 01.03.2012 № 24-ОЗ «О разграничении полномочий областной Думы и Администрации области в области регулирования отношений недропользования и о признании утратившими силу некоторых законов в сфере недропользования», постановлением Администрации Новгородской области от 19.06.2009 N 201 «Об утверждении Порядка и условий проведения аукционов на право пользования участками недр местного значения».

В приложении № 6 к аукционной документации приведен проект лицензионного соглашения об условиях пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи сапропеля на участке недр «Озеро сухое» (далее – проект лицензионного соглашения), которое должен подписать победитель аукциона вместе с лицензией на пользование участком недр «Озеро сухое».

В разделе 7 проекта лицензионного соглашения установлены социальные обязательства недропользователя по участию в социально-экономическом развитии региона. В частности, подпунктом «в» пункта 7.1 проекта лицензионного соглашения предусмотрено, что недропользователь должен обеспечить при прочих равных условиях привлечение предприятий Новгородской области в качестве подрядчиков (поставщиков) по изготовлению оборудования, технических средств и выполнения различного вида услуг.

Пунктом 11.2 проекта лицензионного соглашения предусмотрено, что обязательства недропользователя по настоящему соглашению являются существенными условиями лицензии. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения недропользователем обязательств по настоящему соглашению, право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено в соответствии с Законом о недрах.

Согласно протоколу № 3 от 22.07.2010 заседания аукционной комиссии по проведению открытого аукциона на право пользование недрами на месторождении «Озеро сухое», аукцион признан несостоявшимся в связи с допуском к участию в аукционе и признании участником аукциона одного участника аукциона – ООО «Резерв Регион».

Принято решение о заключении лицензионного соглашения с ООО «Резерв Регион» (далее – Общество) на условиях, предусмотренных аукционной документацией (условиями) аукциона, и о предоставлении ООО «Резерв Регион» права пользования недрами на месторождении «Озеро сухое» путем оформления лицензии сроком действия до 01.01.2020

На основании решения комитета от 23.07.2010 № 17 Обществу выдана лицензия на пользование недрами серии НВГ № 53035 ТР, зарегистрированная 28.07.2010 комитетом в реестре за № 152 (далее – лицензия № 152), срок действия лицензии – до 01.01.2020.

Неотъемлемой составной частью лицензии № 152 является, помимо прочих документов, лицензионное соглашение об условиях пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи сапропеля на участке недр «Озеро сухое» (далее – Соглашение), заключенное между комитетом и Обществом

Раздел 7 заключенного Соглашения содержит условия, предусмотренные разделом 7 проекта лицензионного соглашения, являющегося приложением № 6 к документации (условиям) аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи сапропеля на участке недр «Озеро Сухое», а именно, подпунктом «в» пункта 7.1 Соглашения предусмотрено, что недропользователь (Общество) должен обеспечить при прочих равных условиях привлечение предприятий Новгородской области в качестве подрядчиков (поставщиков) по изготовлению оборудования, технических средств и выполнения различного вида услуг.

В статье 12 Закона о недрах предусмотрено, что лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной статье условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.

Пункт 2.2.3 Порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения, утвержденного постановлением Администрации Новгородской области от 06.06.2008 № 202 (ред. от 11.03.2012) (далее – Порядок), также предусматривает, что лицензия может дополняться иными условиями, не противоречащими Закону о недрах.

Однако комитет, реализуя право на дополнение лицензии условиями, прямо не предусмотренными статьей 12 Закона о недрах, не должен при этом злоупотреблять своим правом и устанавливать дополнительные условия, нарушающие антимонопольное законодательство.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте экономического развития и торговли Новгородской области, утвержденного Постановлением Администрации области от 07.02.2011 № 35, ранее — Экономический комитет, а в настоящее время Департамент является органом исполнительной власти Новгородской области.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности пунктом 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается создание дискриминационных условий.

Возлагая на недропользователя (Общество) обязанность обеспечить при прочих равных условиях привлечение предприятий Новгородской области в качестве подрядчиков (поставщиков) по изготовлению оборудования, технических средств и выполнения различного вида услуг, комитет устанавливает для недропользователя (Общества) ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (работы, услуги), и создаёт дискриминационные условия доступа на региональные товарные рынка и условия продажи товаров (работ, услуг) для подрядчиков (поставщиков) по изготовлению оборудования, технических средств и выполнения различного вида услуг, которые не зарегистрированы в соответствии с действующим законодательством на территории Новгородской области, так как последние поставлены в неравное положение по сравнению с подрядчиками (поставщиками), зарегистрированными в Новгородской области, что приводит и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 постановления Администрации Новгородской области от 26.04.2013 № 249 «О департаменте экономического развития и торговли Новгородской области» экономический комитет Новгородской области переименован в департамент экономического развития и торговли Новгородской области.

Письмом от 24.07.2013 № ЭК-2426-И Департамент экономического развития и торговли Новгородской области пояснил, что Департамент не располагает социально-экономическими соглашениями, заключенными между администрациями муниципальных районов области и недропользователями по причине их не предоставления в Департамент.

В соответствии со статьей 12 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» лицензия на пользование недрами закрепляет условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими Закону РФ «О недрах».

Также из пояснений Департамента следует, что при включении подпункта «в» в пункт 7.1 лицензионного соглашения Департамент руководствовался статьей 9 Конституции РФ, устанавливающей, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории», а также статьей 15 Закона РФ «О недрах», в которой говорится, что «задачей государственной системы лицензирования является обеспечение … социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории, и всех граждан РФ ...».

Письмом от 29.08.2013 ООО «Резерв Регион» пояснило, что социально-экономических соглашений между Администрацией Мошенского муниципального района и ООО «Резерв Регион» не заключалось.

Также из пояснений ООО «Резерв Регион» следует, что для геологической разведки сапропеля на участке недр «Озеро Сухое» был заключен договор от 25.01.2013 № 3-05/13 с ФГУП «Севзапгеология», которое зарегистрировано по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Юных Пионеров, д. 38, на выполнение работ на геологических и маркшейдерских работ.

Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, комиссия полагает, что в действиях комитета по утверждению аукционной документации по проведению аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи сапропеля на участке недр «Озеро Сухое», расположенного в Мошенском муниципальном районе Новгородской области, в том числе приложения № 6 (проект лицензионного соглашения) и по заключению Соглашения с Обществом от 27.07.2010 в части подпункта «в» пункта 7.1 Соглашения содержатся нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в частности пунктов 5 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Включение подпункта «в» в пункт 7.1 лицензионного соглашения ограничивает свободу Общества по выбору поставщиков под угрозой неблагоприятных последствий, предусмотренных пунктом 11.2 лицензионного соглашения.

Пунктом 11.2 проекта лицензионного соглашения предусмотрено, что обязательства недропользователя по настоящему соглашению являются существенными условиями лицензии. А в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения недропользователем обязательств по соглашению, право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено в соответствии с Законом о недрах.

Следовательно, Департамент своими действиями установил для ООО «Резерв Регион» ограничение выбора хозяйствующих субъектов в качестве подрядчиков, обязав Общество предоставлять преимущество хозяйствующим субъектам Новгородской области и ограничивая для ООО «Резерв Регион» выбор хозяйствующих субъектов из других субъектов РФ, что нарушает антимонопольное законодательство и противоречит ст. 8 Конституции РФ, которая гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности в Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации (далее - антимонопольное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов.

Согласно ч. 5 ст. 1 ГК РФ товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.

Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Ни закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», ни иной федеральный закон не устанавливают вышеуказанных ограничений в данных обстоятельствах.

В процессе промышленной разработки участка недр «Озеро Сухое» у ООО «Резерв Регион» может возникнуть потребность в приобретении специальной техники для добычи сапропеля, в перевозках сапропеля грузовыми автотранспортными средствами, а также в иных товарах и услугах.

Товарные рынки грузоперевозок автомобильным транспортом, специальной техники для разработки месторождения являются конкурентными, с большим количеством участников в каждом субъекте РФ.

Данные товары, услуги могут предоставлять хозяйствующие субъекты как в Новгородской области, так и хозяйствующие субъекты из других субъектов РФ.

Географическими границами указанных товарных рынков являются территория РФ.

В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции, дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Обязав ООО «Резерв Регион Резерв Регион» выбирать в качестве подрядчиков преимущественно хозяйствующие субъекты из Новгородской области, Департамент установил такие условия приобретения и продажи товаров, при которых хозяйствующие субъекты-поставщики из других субъектов РФ поставлены в неравное положение по сравнению с подрядчиками (поставщиками), зарегистрированными в Новгородской области.

В соответствии с пунктом 3.51 Положения о Департаменте экономического развития и торговли Новгородской области, утвержденного Постановлением Администрации области от 07.02.2011 № 35 к полномочиям Департамента относится предоставление государственных услуг, в том числе, по лицензированию права пользования участками недр местного значения на территории Новгородской области.

Следовательно, Департамент является органом государственной власти, участвующим в предоставлении государственных услуг, а лицензионное соглашение было подготовлено, утверждено в составе аукционной документации и впоследствии заключено в процессе предоставления Департаментом государственной услуги по лицензированию права пользования участком недр на территории Новгородской области.

Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что одним из признаков ограничения конкуренции является установление органами государственной власти, участвующими в предоставлении государственных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, возлагая на ООО «Резерв Регион» обязанность выполнения подпункта «в» пункта 7.1 лицензионного соглашения, Департамент установил для Общества ограничение выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (работы, услуги), и создал дискриминационные условия приобретения и продажи товаров (работ, услуг) для подрядчиков (поставщиков) по изготовлению оборудования, технических средств и выполнения различного вида услуг, не зарегистрированных на территории Новгородской области, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг грузоперевозок автомобильным транспортом, а также на иных товарных рынках различного вида товаров, работ, услуг при возникновении у ООО «Резерв Регион» потребности выбора поставщика товаров, работ, услуг в процессе реализации рассмотренного лицензионного соглашения.

Учитывая изложенное, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Департамента экономического развития и торговли Новгородской области нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе пунктов 5 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в возложении на недропользователя обязанности обеспечить при прочих равных условиях привлечение предприятий Новгородской области в качестве подрядчиков по изготовлению оборудования, технических средств и выполнения различного вида услуг.

2. Выдать Департаменту экономического развития и торговли Новгородской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и с этой целью внести изменение в раздел № 7 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи сапропеля на участке недр «Озеро Сухое» 27.07.2010 (далее – Соглашение), исключив подпункт «в» пункта 7.1 Соглашения, и направить предложение о внесении изменения в данное Соглашение ООО «Резерв Регион».

3. ООО «Резерв Регион» осуществить действия, направленные на устранение нарушения антимонопольного законодательства, путем подписания предложения Департамента экономического развития и торговли Новгородской области о внесении изменения в указанное в пункте 2 настоящего решения Соглашение.

 

Председатель Комиссии                                            О.С. Виниченко

 

Члены Комиссии                                                       А.И. Крапивин

 

                                                                                    С.Е. Паньков

 

Решение может быть обжаловано в течении трёх месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны