Постановление №4293/02 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу № 8 об администрати... от 5 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством

                                                            ПАО «ГК ТНС энерго»

                                                           

                                                             Б. Сухаревский пер., д. 19, стр. 2,

                                                             г. Москва, 127051

                                                           

                                                             ООО «ТНС энерго Великий Новгород»

 

                                                                        ул. Псковская, д. 13, Великий                   

                                                                        Новгород, 173015

 

 

Исходящий № 4293/02 от 04.08.2016

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 8 об административном правонарушении

 

Резолютивная часть оглашена 02.08.2016

В полном объеме изготовлено 04.08.2016                                    Великий Новгород

                                                                        

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области Пашкова Г.Н., рассмотрев протокол и материалы дела № 8 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица ООО «ТНС энерго Великий Новгород» (ул. Псковская, д. 13, Великий Новгород, 173015, ИНН 7715825806, ОГРН 1107746695891, дата государственной регистрации 26.08.2010), по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

 

У С Т А Н О В И Л:

В Новгородское УФАС России (далее – Управление) от Администрации Солецкого муниципального района (далее – Администрация района, заявитель) поступила жалоба от 18.01.2016 № М15-127-И (далее – жалоба) на действия ООО «ТНС энерго Великий Новгород» (далее – Общество). 

Из жалобы следует, что Администрация района в соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 31.1 Устава Солецкого муниципального района и статьей 29.1 Устава Солецкого городского поселения исполняет полномочия Администрации Солецкого городского поселения, являющегося административным центром муниципального района. В соответствии со статьей 49 Устава Солецкого муниципального района и статьей 41 Устава Солецкого городского поселения существуют два бюджета: бюджет Солецкого муниципального района и Солецкого городского поселения.

Администрацией района письмами от 29.12.2015 № М12-4443-И и от 30.12.2015 № М15-4445-И были направлены заявки на заключение двух муниципальных контрактов  на 2016 год на оказание услуг по энергоснабжению электрической энергией, соответственно, отдельно на уличное освещение г. Сольцы на сумму 3 570 000 рублей из бюджета Солецкого городского поселения и отдельно на здание Администрации муниципального района на сумму 350 000 рублей из бюджета Солецкого муниципального района.

Однако ООО «ТНС энерго Великий Новгород» Старорусское отделение письмом от 14.01.2016 № 94 отказало Администрации района в заключении двух отдельных договоров в отношении вышеуказанных объектов и предоставило заявителю единый контракт, указав, что законодательством Российской Федерации в области электроэнергетики не предусмотрена обязанность гарантирующего поставщика в заключении отдельных муниципальных контрактов в отношении отдельных групп объектов.

Администрация района не согласна с действиями Общества, поскольку ей необходимо заключить два разных муниципальных контракта за счет разных бюджетов.

10.02.2016 Администрация района письмом от 08.02.2016 № М15-393-И сообщила Новгородскому УФАС России, что 29.01.2016 уличное освещение в г. Сольцы было отключено Единой дежурно-диспетчерской службой Солецкого района на основании  заявки № 14/16 Старорусского филиала АО «Новгородоблэлектро», выданной начальником ОУЭ Алексеевым В.П., предписывающей отключить уличное освещение на территории г. Сольцы в связи с незаключением муниципального контракта. Основанием для отключения явилась поступившая в сетевую организацию заявка ООО «ТНС энерго Великий Новгород», что является подтверждением признаков нарушения пункта 3  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) в части навязывания Администрации района заключения договора энергоснабжения только на условиях гарантирующего поставщика.

21.01.2016 в адрес Общества направлено предупреждение о необходимости прекращения действий, выразившихся в навязывании Старорусским отделением Общества Администрации Солецкого муниципального района  невыгодных для Администрации района условий заключения договора (муниципального контракта) энергоснабжения электрической энергией энергопринимающих устройств  здания Администрации района, финансируемого из бюджета Солецкого муниципального района, и энергоснабжения электрической энергией энергопринимающих устройств уличного освещения г. Сольцы, финансируемого из бюджета Солецкого городского поселения, а именно: экономически или технологически не обоснованного и прямо не предусмотренного федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами условия о заключения единого договора (муниципального контракта) в отношении вышеуказанных энергопринимающих устройств вместо двух отдельных договоров (муниципальных контрактов) в отношении здания Администрации района и уличного освещения г. Сольцы, что не соответствуют интересам Администрации района и может привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей – населения г. Сольцы путем:

а) отзыва направленных в адрес Администрации района письма Старорусского отделения Общества от 14.01.2016 № 94 и муниципального контракта энергоснабжения № 05-00382-01 с приложениями;

б) направления Администрации района муниципального контракта в отношении энергоснабжения электрической энергией здания Администрации района и муниципального контракта в отношении энергоснабжения электрической энергией уличного освещения г. Сольцы (в соответствии с письмами Администрации района от 30.12.2015 № М15-4455-И и от 29.12.2015 № М15-4443-И).

Общество в срок до 12.02.2016  предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, не выполнило.

Согласно части 8 статьи 39-1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании изложенного был издан приказ Управления от 16.02.2016 № 16 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «ТНС энерго Великий Новгород» (ул. Псковская, д. 13, Великий Новгород, 173015) пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На заседании Комиссии по рассмотрению дела № 3 о нарушении антимонопольного законодательства представители Администрации Солецкого муниципального района пояснили, что, в случае заключения единого муниципального контракта энергоснабжения и нарушения сроков оплаты Администрацией муниципального района полученной электрической энергии (мощности), ООО «ТНС энерго Великий Новгород» может прекратить подачу электрической энергии в здание Администрации муниципального района, чем будут созданы препятствия для выполнения полномочий органами местного самоуправления Солецкого муниципального района и иными организациями, располагающими в здании Администрации района. В результате, граждане и юридические лица, обратившиеся в Администрацию муниципального района, не получат муниципальные или государственные услуги в срок, Администрацией муниципального района будут нарушены сроки, предусмотренные Административными регламентами, а население будет ущемлено в своих интересах получить вышеуказанные услуги. Также в здании Администрации района находится Единая диспетчерская служба, которая принимает информацию о случаях возникновения чрезвычайных и аварийных ситуациях и которая при отсутствии электроснабжения не сможет обеспечивать организацию ликвидации таких ситуаций. Кроме того, при нарушении сроков оплаты Администрацией муниципального района за потребленную электрическую энергию в здании Администрации муниципального района из бюджета Солецкого муниципального района, ООО «ТНС энерго Великий Новгород» будет иметь возможность отключить и энергоснабжение уличного освещения, что также может привести к ущемлению неопределенного круга потребителей — населения и гостей города Сольцы.

На заседании Комиссии по рассмотрению дела № 3 о нарушении антимонопольного законодательства представители ООО «ТНС энерго Великий Новгород» пояснили, что отсутствует нарушение антимонопольного законодательства в действиях ООО «ТНС энерго Великий Новгород», поскольку действующее законодательство в области регулирования отношений по заключению договоров энергоснабжения не устанавливает требований относительно количества заключенных договоров энергоснабжения и включения в них части либо всех энергопринимающих устройств потребителя. Обязанности ООО «ТНС энерго Великий Новгород»  по заключению отдельного контракта по энергоснабжению в отношении каждого энергопринимающего устройства потребителя требованиями законодательства об электроэнергетике не установлено.

По результатам рассмотрения дела № 3 было установлено следующее.

Согласно Плану-графику размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на 2016 год, размещенному на сайте http://zakupki.gov.ru, Администрация района на 2016 год должна заключить отдельно контракт на энергоснабжение электрической энергией территории Солецкого городского поселения (заказ № 5, КБК 54405030600199990244) на сумму 4590 тыс. рублей и отдельно контракт на услугу электроснабжения здания администрации (заказ № 15, КБК 54401091900010000244, 54401049190072300244) на сумму 350 тыс. рублей.

ООО «ТНС энерго Великий Новгород» (до 27.07.2015 имевшее наименование ООО «Гарантэнергосервис») в статусе гарантирующего поставщика осуществляет свою деятельность на региональном розничном рынке электрической энергии с 2014 года.

На основании пункта 225 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения), приказом Минэнерго России от 23 декабря 2013 № 912 статус гарантирующего поставщика с 1 января 2014 года присвоен ООО «Гарантэнергосервис» в отношении зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО «МРСК Северо-Запада» по всей территории Новгородской области за исключением зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Оборонэнергосбыт» и прежнего гарантирующего поставщика ООО «Новгородэнергосбыт».

Приказом Минэнерго России от 24.09.2014 № 638 статус гарантирующего поставщика с 1 октября 2014 года присвоен ООО «Гарантэнергосервис» в отношении зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО «МРСК Северо-Запада» в границах балансовой принадлежности электрических сетей открытого акционерного общества «Новгородоблэлектро», ограниченных точками поставки электрической энергии и мощности, за исключением территории, находящейся в соответствующей зоне деятельности гарантирующего поставщика открытого акционерного общества «Оборонэнергосбыт».

Таким образом, отличительной особенностью 2014 года является неоднократная смена гарантирующих поставщиков Новгородской области.

Постановлением Комитета от 31.10.2014 № 41 границы зон деятельности гарантирующего поставщика ООО «Гарантэнергосервис» на территории Новгородской области объединены и согласованы в административных границах Новгородской области, за исключением территории, находящейся в соответствующей зоне деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Оборонэнергосбыт». При этом датой, с которой границы зон деятельности ООО «Гарантэнергосервис» считаются объединенными, определено 1 января 2015 года.

Таким образом, ООО «Гарантэнергосервис» (в настоящее время - ООО «ТНС энерго Великий Новгород») весь 2015 года осуществляло деятельность на региональном розничном рынке электрической энергии в статусе гарантирующего поставщика фактически на всей территории Новгородской области, за исключением территории в границах балансовой принадлежности электрических сетей, принадлежащих организациям,  находящимся в ведении Минобороны России.

Согласно проведенному анализу регионального рынка розничной  электрической энергии (мощности) в 2014 году на территории Новгородской области доля Общества составляла 53,2%.

За 2015 год доля Общества на территории Новгородской области   составила 84,8 %.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Таким образом, ООО «ТНС энерго Великий Новгород» занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии Новгородской области.

Представители ООО «ТНС энерго Великий Новгород» не возражали против установления факта доминирования.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В результате незаключения Администрацией района муниципального контракта на оказание услуг по энергоснабжению уличного освещения г. Сольцы на 2016 год, финансируемого из бюджета Солецкого городского поселения, могут быть ущемлены интересы неопределенного круга потребителей – населения г. Сольцы.

Кроме того, в случае заключения Администрацией района единого муниципального контракта на энергоснабжение и здания Администрации района, и уличного освещения (несмотря на финансирование из разных бюджетов), при нарушении сроков оплаты Администрацией района за потребленную электрическую энергию в здании Администрации района из бюджета района Общество будет иметь возможность отключить и энергоснабжение уличного освещения, причем даже в случае оплаты  потребленной электрической энергии на эти цели из бюджета городского поселения, что также может привести к ущемлению неопределенного круга потребителей – населения г. Сольцы.

Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии установлены вышеуказанными Основными положениями, принятыми Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике).

В соответствии с пунктом 28 Основных положений по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

Тем же пунктом 28 Основных положений предусмотрено, что в отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор энергоснабжения.

Иных запретов (ограничений) в отношении количества заключаемых договоров энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и потребителем Основные положения не содержат.

В пункте 32 Правил установлено, что гарантирующий поставщик реализует электрическую энергию (мощность) потребителям (покупателям) на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).

Гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к нему потребителем, энергопринимающие устройства которого находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика и энергопринимающие устройства которого в установленном порядке присоединены к объектам электросетевого хозяйства или в отношении энергопринимающих устройств которого заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), или с любым обратившимся к нему покупателем, действующим в интересах такого потребителя.

Гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с потребителем (покупателем) при отсутствии возможности поставить электрическую энергию (мощность) потребителю вследствие отсутствия технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, к объектам электросетевого хозяйства и отсутствия при этом в отношении указанных энергопринимающих устройств заключенного договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с Правилами, или вследствие нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.

Об отказе от заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с указанием причин такого отказа гарантирующий поставщик в письменной форме обязан уведомить обратившегося к нему потребителя (покупателя) в течение 5 рабочих дней со дня его обращения к гарантирующему поставщику для заключения договора.

Иных оснований, помимо указанных в пункте 32, для отказа гарантирующего поставщика потребителю в заключении договора энергоснабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, Основными положениями не предусмотрено.

Письмом от 04.04.2016 № М15-1349-И, Администрацией района представлены копии актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон на здание Администрации муниципального района и на объекты уличного освещения.

Таким образом, Администрация района в силу пункта 28 Основных положений вправе обратиться к гарантирующему поставщику с заявкой на заключение не одного, а двух муниципальных контрактов: один контракт в отношении энергопринимающих устройств здания заявителя, второй контракт – в отношении энергопринимающих устройств уличного освещения г. Сольцы.

Действия Общества по навязываю Администрации района условий энергоснабжения электрической энергией энергопринимающих устройств здания Администрации района и энергоснабжения электрической энергией энергопринимающих устройств уличного освещения г. Сольцы путем заключения единого муниципального контракта экономически и технологически не обоснованы, прямо не предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации, не соответствуют интересам Администрации района и могут привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей – населения г. Сольцы.

Кроме того, письмо Счетной палаты Новгородской области от 30.03.2016 № 170 полностью подтверждает позицию Администрации района, поскольку согласно статье 6 БК РФ бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Согласно статье 25.1 БК РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Согласно статье 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. Вопросы местного значения муниципальных районов и городских (сельских поселений) определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статьи 14 и 15), согласно которому освещение улиц (организация благоустройства территории поселения) относится к вопросам городских и сельских поселений, а энергоснабжение здания администрации района относится к расходам на приобретение коммунальных услуг в рамках обеспечения деятельности районной администрации. Исходя из вышеизложенного следует, что бюджетное обязательство (заключение контракта на уличное освещение районного центра) принимаются и оплачиваются в рамках исполнения бюджета городского (сельского) поселения, а бюджетное обязательство (контракт на энергоснабжение администрации района) — в рамках исполнения бюджета муниципального района.

Также Управление Федерального Казначейства по Новгородской области письмом от 23.03.2016 № 50-17-04/1685 пояснило, что заключение двух контрактов является обоснованным, так как их предметом являются правоотношения, (в том числе, в части финансового обеспечения) находящиеся в ведении различных муниципальных образований.

В результате незаключения Администрацией района муниципального контракта на оказание услуг по энергоснабжению уличного освещения г. Сольцы на 2016 год, финансируемого из бюджета Солецкого городского поселения, могут быть ущемлены интересы неопределенного круга потребителей – населения г. Сольцы. В случае прекращения подачи электроэнергии в здание Администрации, Администрация района не сможет оказывать муниципальные или государственные услуги населению. Кроме того, в здании Администрации находится Единая диспетчерская служба, работа которой будет приостановлена, что также может иметь своим результатом непринятие своевременных действий в случае аварии в сфере ЖКХ и ущемления интересов неопределенного круга потребителей услуг ЖКХ.

Доказательствами навязывания Администрации района заключения договора энергоснабжения только на условиях ООО «ТНС энерго Великий Новгород» также является то, что 29.01.2016 уличное освещение в г. Сольцы было отключено Единой дежурно-диспетчерской службой Солецкого района на основании  заявки № 14/16 Старорусского филиала АО «Новгородоблэлектро», выданной начальником ОУЭ Алексеевым В.П., предписывающей отключить уличное освещение на территории г. Сольцы в связи с незаключением муниципального контракта. Основанием для отключения, как следует из указанной заявки, явилась поступившая в сетевую организацию заявка энергосбытовой компании - ООО «ТНС энерго Великий Новгород».

Также Администрация района повторно письмом от 22.01.2016 № 1415-188-и обращалась в адрес ООО «ТНС энерго Великий Новгород» с требованием о заключении двух муниципальных контрактов энергоснабжения по представленным Администрацией района заявкам от 29.12.2015 и от 30.12.2015, поскольку оплата по муниципальным контрактам будет производиться из разных бюджетов: бюджета Солецкого муниципального района и бюджета Солецкого городского поселения. Ответа не получено.

Кроме того, доказательствами навязывания Администрации района заключения договора энергоснабжения только на условиях ООО «ТНС энерго Великий Новгород» является также уведомление ООО «ТНС энерго Великий Новгород» от 23.03.2016 № 05-000275 о том, что при отсутствии оплаты электроэнергии (мощности) с 07.04.2016 будет  введено полное ограничение потребления электрической энергии.

Ссылка Общества на постановление Федерального Арбитражного Суда Волго-Вятского округа от 25.03.2008 по делу № А29-3014/2007 является недопустимой, поскольку рассматриваемые по данному делу обстоятельства не аналогичны обстоятельствам по настоящему делу и не связаны с заключением муниципальных контрактов на энергоснабжение, финансирование которых осуществляется из муниципальных бюджетов, причем разных уровней.

Следует отметить, что ООО «ТНС энерго Великий Новгород» не представило доказательств того, что заключение одного муниципального контракта на энергоснабжение электрической энергией энергопринимающих устройств  здания Администрации района, финансируемого из бюджета Солецкого муниципального района, и энергоснабжения электрической энергией энергопринимающих устройств уличного освещения г. Сольцы, финансируемого из бюджета Солецкого городского поселения, является технологически или экономически обоснованным для Общества, а также доказательств ущемления интересов ООО «ТНС энерго Великий Новгород» в случае заключения двух  муниципальных контрактов на энергоснабжение разных объектов.

По результатам рассмотрения дела от 05.05.2016 № 3 о нарушении ООО «ТНС энерго Великий Новгород» антимонопольного законодательства Комиссией было вынесено решение от 05.06.2016 № 3 о наличии в действиях ООО «ТНС энерго Великий Новгород» нарушения пункта 3 части 1 статьи 10  Закона о защите конкуренции.

Действия Общества, признанные злоупотреблением доминирующим положением и недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством, совершались в 2015 - 2016 годах.

Антимонопольный орган по результатам проверки фактов, изложенных в заявлении Администрации Солецкого муниципального района о злоупотреблении доминирующим положением Общества при заключении муниципальных контрактов, 16.02.2016 издал приказ о возбуждении дела по признакам нарушении антимонопольного законодательства.

Следовательно, административное правонарушение выявлено антимонопольным органом в 2016 году.

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, у  Общества имелась, поскольку оно могло, соблюдая нормы антимонопольного законодательства, не злоупотреблять своим доминирующим положением на розничном рынке электрической энергии Новгородской области, что соответствовало бы требованиям антимонопольного законодательства. Однако, всех зависящих от него мер для соблюдения норм антимонопольного законодательства, а также мер по прекращению и недопущению противоправных действий Обществом до обращения Администрации Солецкого муниципального района за защитой своих гражданских прав в Управление и до возбуждения Управлением дела № 3 о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе путем выполнения предупреждения о прекращении нарушения, Обществом принято не было.

Таким образом, установленные по делу обстоятельства и собранные доказательства позволяют сделать вывод о том, что у Общества имелась возможность соблюдения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» и недопущения совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП. При этом объективных обстоятельств, свидетельствующих об обратном, не установлено.

На основании вышеизложенного, в действиях юридического лица – ООО «ТНС энерго Великий Новгород» – содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Время и место совершения (выявления) административного правонарушения – 16.02.2016, Новгородская область, г. Сольцы.

Вина Общества заключается в том, что им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с частью 6 статьи 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьей 14.31 указанного Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

По факту совершения Обществом, занимающим доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии Новгородской области,  действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством, в отношении Общества был составлен протокол от 26.07.2016 № 8 об административном правонарушении.  

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания Обществу учтены  характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Кроме того, при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения учтены положения примечания 2 к статье 14.31 КоАП РФ, согласно которому при назначении административного наказания, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса. Размер  административного штрафа  определен с учетом положений примечания 4 к статье 14.31 КоАП РФ.

Согласно примечанию 4 приложения к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

В рассматриваемом случае, размер административного штрафа с учетом примечания 4 приложения к статье 14.31 КоАП РФ составляет: 300 000 руб. + (1 000 000 — 300 000)/2 = 650 000 руб. 

Обществом выполнено предписание от 05.05.2016 № 3 по делу от 05.05.2016 № 3 до рассмотрения дела об административном правонарушении.

Обстоятельством, смягчающем административную ответственность Общества, предусмотренных статьёй 4.2 КоАП РФ признано добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль (п. 7 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ).

Таким образом, размер административного штрафа подлежит уменьшению на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Размер административного штрафа с учетом смягчающего обстоятельства  составляет: 650 000 — (1 000 000 — 300 000)/8 = 562 500 руб.

На рассмотрении дела присутствовал надлежащим образом уполномоченный представитель ООО «ТНС энерго Великий Новгород» с нотариальной доверенностью от 18.08.2015 № 53АА0435021, оформленной в соответствии с требованиями действующего законодательства (ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ), Жаринов П.А.

На рассмотрении дела уполномоченный представитель (защитник) ООО «ТНС энерго Великий Новгород» представил письменные возражения от 02.08.2016.

Все указанные доводы в возражении уже были предметом рассмотрения по делу № 3 о нарушении антимонопольного законодательства и не нашли своего подтверждения, что изложено в решении от 05.05.2016 по делу № 3 и в установленной части настоящего постановления делу.

Довод ООО «ТНС энерго Великий Новгород» об отсутствии негативных последствий совершенного административного правонарушения и несоразмерности наказания также является несостоятельным.   

При назначении административного наказания Обществу выяснялись и были учтены в соответствии с требованиями части 3 статьи 4.1. КоАП РФ характер совершенного им административного правонарушения, финансовое положение Общества, обстоятельства, смягчающие и отягчающие  административную ответственность, иные обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей  26.1 КоАП РФ.

Антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Установив нарушение антимонопольного законодательства, антимонопольный орган принимает меры к прекращению нарушения, защищая тем самым как правопорядок, так и нарушенные гражданские права.

Общественная опасность совершенного Общества правонарушения заключается в несоблюдении установленных законом правил осуществления предпринимательской деятельности, что нарушает организационные и правовые основы защиты конкуренции и создаёт угрозу охраняемым законом интересам граждан, которые пользуются услугами Общества на розничном рынке электрической энергии Новгородской области.

Таким образом, совокупностью доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении от 26.07.2016 № 8 и материалами дела, доказано событие административного правонарушения, совершение его ООО «ТНС энерго Великий Новгород», вина ООО «ТНС энерго Великий Новгород», а также наличие всех необходимых оснований для привлечения Общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Ходатайство о приостановлении дела об административном правонарушении до принятия решения судом по делу № А44-5934/2016 о признании решения от 05.05.2016 № 3 незаконным удовлетворению не подлежит в связи с отсутствием в КоАП РФ положений, предусматривающих осуществление таких процессуальных действий.

Допущенных при производстве по делу об административном правонарушении нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, последствием которых явилось необеспечение лицу, в отношении которого возбуждено рассматриваемое дело, предусмотренных КоАП РФ гарантий, не установлено.

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдены. Каких-либо заявлений, ходатайств или отводов от Общества не поступало.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 1.7, 2.1, 4.1, 4.5, 14.31, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

  1. Признать юридическое лицо – Общество с ограниченной общественностью «ТНС энерго Великий Новгород» (ул. Псковская, д. 13, Великий Новгород, 173015, ИНН 7715825806, ОГРН 1107746695891, дата государственной регистрации 26.08.2010), виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося  в совершении занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом,  признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является или не могут являться недопущение или устранение конкуренции, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

2. Применить к Обществу с ограниченной общественностью «ТНС энерго Великий Новгород»  меру ответственности в виде административного штрафа в  размере 562 500  рублей (пятьсот шестьдесят две тысячи пятьсот рублей).

3. Сумму штрафа Обществу с ограниченной общественностью «ТНС энерго Великий Новгород»  надлежит перечислить в бюджет:

 

ИНН 5321047553

КПП 532101001

Получатель: УФК по Новгородской области (Новгородское  УФАС России)

Счет:   40101810900000010001

Банк:  ГРКЦ ГУ Банка России по Новгородской области  Великий Новгород

БИК:  044959001

Кор. счет:  Нет

ОКТМО: 49401000

Код БК: 16111602010016000140

(Штраф за нарушение антимонопольного законодательства)

 

 

 

Согласно пункту 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

 

Заместитель руководителя Управления

Федеральной антимонопольной службы

по Новгородской области                                                                        Г.Н. Пашкова

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны