Решение №441/03 Акт № 3 по результатам внеплановой камеральной проверки от 9 февраля 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПубликация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством
Исходящий № 441/03 от 06.02.2017
Акт № 3
по результатам внеплановой камеральной проверки
6 февраля 2017 года Великий Новгород
На основании приказа № 2/17 от 09.01.2017 Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление), части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) нами:
Куриковым Ильей Андреевичем, заместителем руководителя – начальником отдела контроля закупок и рекламы Управления – руководителем инспекции;
Раскосновым Дмитрием Александровичем, ведущий специалистом-экспертом отдела контроля закупок и рекламы Управления – участником инспекции;
Евстигнеевой Дариной Андреевной, специалистом-экспертом отдела контроля закупок и рекламы Управления – участником инспекции,
проведена внеплановая камеральная проверка осуществления государственным заказчиком – Государственным областным казенным учреждением «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» закупки (определения поставщика), проведенной на основании Соглашения от 31.12.2015 о замене Стороны по Договору № 2026716 от 02.02.2015 на создание аппаратно-программного комплекса автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения с использованием средств фотовидеофиксации в Новгородской области (далее – Соглашение), заключенного между Государственным областным казенным учреждением «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор», Государственным областным автономным учреждением «Агентство развития Новгородской области» (далее – ГОАУ «АРНО») и Публичным акционерным обществом междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (далее – ПАО «Ростелеком»).
Проверка начата 9 января 2017 года, окончена 6 февраля 2017 года.
Юридический адрес проверяемой организации: Государственное областное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (далее – ГОКУ «Новгородавтодор», Учреждение) – 173000, Великий Новгород, ул. Славная, д. 55.
Место проведения проверки: Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области – 173002, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 3.
Описательная часть
16.12.2016 в Новгородское УФАС России из Департамента транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области (далее – Департамент) поступила информация о возможных нарушениях государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» законодательства Российской Федерации о контрактной системе при осуществлении закупки (определения поставщика), обусловленной заключением Соглашения, по результатам изучения которой, а также анализа документов и сведений, представленных ГОКУ «Новгородавтодор» по запросу Новгородского УФАС России (вх. № 118 от 12.01.2017), установлено следующее.
02.02.2015 между заказчиком – ГОАУ «АРНО» и исполнителем (подрядчиком) – ПАО «Ростелеком» по итогам проведения торгов в форме открытого конкурса (извещение № 31001874329 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 25.12.2014) был заключен Договор № 2026716 на создание аппаратно-программного комплекса автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения с использованием средств фотовидеофиксации в Новгородской области (далее – Договор).
Цена Договора была определена по результатам проведенного открытого конкурса и составила 733 422 967 рублей 30 копеек (пункт 3.1 Договора). Торги были проведены в соответствии с положениями Федерального законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Срок исполнения Договора составляет 36 месяцев с момента его заключения (пункт 2.1 Договора).
При этом 31.12.2015 ГОКУ «Новгородавтодор», ГОАУ «АРНО» и ПАО «Ростелеком» подписали Соглашение, в соответствии с пунктами 2 и 4 которого ГОКУ «Новгородавтодор» добровольно и с согласия других Сторон приняло на себя все права и обязанности ГОАУ «АРНО» по исполнению Договора с 01.01.2016.
В соответствии с пунктом 5 Соглашения ГОКУ «Новгородавтодор» как заказчик и ПАО «Ростелеком» как исполнитель (подрядчик) обязались не позднее 01.03.2016 согласовать и заключить дополнительное соглашение в целях исполнения Договора. При этом пунктом 5 Соглашения было предусмотрено что, «в случае недостижения согласия о существенных условиях дополнительного соглашения, настоящее соглашение считается незаключенным».
В феврале 2016 года между ГОКУ «Новгородавтодор», ГОАУ «АРНО» и ПАО «Ростелеком» было заключено дополнительное соглашение к Соглашению, изложившее пункт 5 Соглашения в новой редакции, а именно был установлен новый срок заключения ГОКУ «Новгородавтодор» и ПАО «Ростелеком» дополнительного соглашения к Договору (до 31.12.2016). В остальном пункт 5 Соглашения был оставлен без изменения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд при заключении гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями, либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее – контракт).
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее – закупка) – совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о контрактной системе государственным заказчиком является, в частности, государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.
Таким образом, ГОКУ «Новгородавтодор» как государственный заказчик обеспечивает собственные потребности, а также нужды Новгородской области в товарах, работах и услугах исключительно путем осуществления закупок в строгом соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Следовательно, при заключении Соглашения, по условиям которого ГОКУ «Новгородавтодор» принимало на себя обязательства заказчика по созданию аппаратно-программного комплекса автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения с использованием средств фотовидеофиксации в Новгородской области (далее – АПК ФВФ ПДД), Учреждение должно было учитывать и руководствоваться в первую очередь положениями Закона о контрактной системе, согласно которому контракт может быть заключен только по итогам закупки, осуществленной конкурентным способом (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений) либо в прямо предусмотренных законом случаях у единственного поставщика (часть 1 статьи 24 Закона о контрактной системе).
ГОКУ «Новгородавтодор» закупку в форме торгов (конкурс, аукцион) либо иным предусмотренным Законом о контрактной системе способом на создание АПК ФВФ ПДД не проводило, соответствующих контрактов с ПАО «Ростелеком» или иными лицами не заключало, в связи с чем не имеет никаких правовых оснований принимать на себя обязательства заказчика по исполнению Договора, заключенного с иным лицом (ГОАУ «АРНО») в соответствии с положениями Закона о закупках, а не Закона о контрактной системе.
При этом инспекция Новгородского УФАС России приходит к заключению, что само по себе Соглашение контрактом в соответсвиие с пунктом 3 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе не является, и подписание ГОКУ «Новгородавтодор» Соглашения нельзя признать осуществлением закупки.
По смыслу Соглашения обязательным условием его реализации (действительным принятием и началом фактического исполнения новым заказчиком условий Договора) является заключение между ГОКУ «Новгородавтодор» и ПАО «Ростелеком» дополнительного соглашения к Договору (пункт 5 Соглашения).
Между тем, исходя из представленной ГОКУ «Новгородавтодор» информации, указанное дополнительное соглашения к Договору до настоящего времени не заключено и действий по исполнению со своей стороны условий Договора Учреждение не совершало. Так, документы, подтверждающие исполнение Договора (акты выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ, счета на оплату и т.д.) ГОКУ «Новгородавтодор» не подписывало, выполненные ПАО «Ростелеком» работы не оплачивало. Указанные обстоятельства подтверждаются также решением Арбитражного суда Новгородской области от 23.12.2016 по делу № А44-7378/2016, возбужденному по иску Департамента о признании недействительным Соглашения.
Учитывая изложенное, и поскольку до настоящего времени соглашение между ГОКУ «Новгородавтодор» и ПАО «Ростелеком» относительно исполнения Договора не заключено, выполненные исполнителем (подрядчиком) по Договору работы Учреждением не принимались и за счет бюджетных средств не оплачивались, инспекция Новгородского УФАС России приходит к выводу о том, что закупка в рамках Закона о контрактной системе на создание АПК ФВФ ПДД Учреждением не проводилась, контракт не заключался, обязательства по Договору новым заказчиком фактически не приняты и не исполнены, в связи с чем нарушений Закона о контрактной системе на данном этапе в действиях ГОКУ «Новгородавтодор» не усматривается.
Между тем, инспекция Новгородского УФАС России отмечает, что если в дальнейшем Учреждение совершит действия, свидетельствующие о принятии и исполнении им как государственным заказчиком условий Договора (заключение дополнительного соглашения в соответствии с пунктом 5 Соглашения, приемка и/или оплата выполненных работ), то данные факты будут расценены не иначе как осуществление закупки для государственных нужд Новгородской области в нарушение требований Закона о контрактной системе, постольку конкурентной процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на создание АПК ФВФ ПДД ГОКУ «Новгородавтодор» не проводило.
Заключение
В действиях государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не выявлено.
Акт составлен в 2 экземплярах на 3 листах. Второй экземпляр акта направлен в ГОКУ «Новгородавтодор» с сопроводительным письмом ____________________.
Руководитель инспекции,
заместитель руководителя –
начальник отдела
контроля закупок
и рекламы Управления _________________________ И.А. Куриков
(подпись)
Участник инспекции,
ведущий специалист-эксперт
отдела контроля закупок
и рекламы Управления _________________________ Д.А. Раскоснов
(подпись)
Участник инспекции,
специалист-эксперт
отдела контроля закупок
и рекламы Управления ______________________ Д.А. Евстигнеева
(подпись)