Определение №4439/02 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № А-25/18 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНО... от 9 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

<…….>

 

 

<……>

 

<…..>

 

<……>

 

<……>

 

                                                                           

Исх.№4439/02 от 09.10.18

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № А-25/18 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

 

08 октября 2018 года                                                                        г. Великий Новгород

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Управление) по рассмотрению дела № А-25/18 о нарушении антимонопольного законодательства

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Новгородское УФАС России Прокуратурой Новгородского района направлены материалы (входящий № 5930 от 05.09.2018 года) по вопросам организации ярмарки на территории центральной площади на ул. Ленинградской в п. Пролетарий Новгородского района на предмет проверки соблюдения Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции). Так же в материалах присутствует  копия жалобы <…..> о нарушении действующим муниципальным правовым актом – решением № 8 от 30.10.2015 Совета депутатов Пролетарского городского поселения Новгородского муниципального района Новгородской области (далее – Совет депутатов Пролетарского сельского поселения), действующим с учетом изменений, внесенных решением Совета депутатов Пролетарского сельского поселения от 05.02.2016 № 38, требований законодательства о защите конкуренции в части передачи полномочий органа местного самоуправления частному лицу по организации ярмарки без проведения конкурсных процедур.

Пунктом 10 статьи 14 Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского, сельского поселения отнесено, помимо прочего, создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Пунктом 18 статьи 15 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района отнесено, в том числе, создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Из материалов Прокуратуры Новгородского района и жалобы  <…> следует, что 30.10.2015 состоялось заседание Совета депутатов Пролетарского городского поселения, где  было принято решение № 8 от 30.10.2015 «Об организации и работе ярмарки на территории Пролетарского городского поселения Новгородского района» (далее - решение № 8).

Решением № 8 Совет депутатов Пролетарского городского поселения уполномочил <….> Организатором универсальной ярмарки для проведения ярмарочной торговли на земельном участке, расположенный по адресу: п. Пролетарий, ул. Ленинградская, центральная площадь.

Согласно решению Совета депутатов Пролетарского городского поселения от 05.02.2016 № 38 (далее – Решение № 38) в вышеуказанный муниципальный правовой акт внесены изменения, которыми из организаторов универсальной ярмарки исключен <…>  при этом организатором универсальной ярмарки уполномочена Мамедова Татьяна Леонидовна (свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве <…>.     

В соответствии с вышеуказанными местными правовыми актами <…> а затем <…>  без проведения каких – либо публичных конкурентных процедур наделены полномочиями органов местного самоуправления в сфере организации торговли на центральной площади по ул. Ленинградской в п. Пролетарий Новгородской области. При этом непроведение органом местного самоуправления публичных конкурентных процедур ограничивало доступ  других хозяйствующих субъектов к возможности организации ярмарки на данном месте.

            Согласно пунка 7 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле) ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются.

Постановлением Администрации Новгородской области от 10.06.2011 № 241(в ред. постановлений Правительства Новгородской области от 06.05.2014 № 254, от 07.02.2017 № 40) утверждены Порядок организации ярмарок на территории области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них (далее – Порядок) и Требования к организации продажи товаров (в том числе товаров, подлежащих продаже на ярмарках соответствующих типов и включению в соответствующий перечень) (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарках.

Согласно пункту 1.1 Порядка данный Порядок определяет требования к организации деятельности ярмарок по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг), организуемых вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер для обеспечения потребностей широких слоев населения качественными товарами (работами, услугами), поддержки местных товаропроизводителей, создания конкурентной среды на потребительском рынке и изучения спроса населения на товары (работы, услуги).

В соответствии с пунктом 1.2 в Порядке используются следующие понятия:

ярмарка - самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей (продавцов) и покупателей, организуемое в установленном месте и на определенный срок с целью организации розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (выполнения работ, оказания услуг), заключения договоров купли-продажи и формирования региональных, межрегиональных связей;

организатор ярмарки - орган исполнительный власти области, орган местного самоуправления, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель;

участники ярмарки - юридические лица, индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также граждане (в том числе граждане - главы крестьянских (фермерских) хозяйств, члены таких хозяйств, граждане, ведущие личные подсобные хозяйства или занимающиеся садоводством, огородничеством, животноводством);

место для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) - место на ярмарке, отведенное организатором ярмарки участнику ярмарки для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

В соответствии с пунктом 2.1Порядка организатор ярмарки:

  • разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней;
  • определяет:
  • режим работы ярмарки;
  • порядок организации ярмарки;
  • порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке;
  • места стоянок автомобильного транспорта;
  • разрабатывает и утверждает схему размещения мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке (далее - схема размещения), предусматривающую размещение зон для реализации различных групп товаров (выполнения работ, оказания услуг) с учетом соблюдения санитарных и ветеринарных правил и норм при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) населению;
  • обеспечивает надлежащее санитарное и противопожарное состояние территории, на которой проводится ярмарка;
  • проводит работу по обеспечению охраны и общественного порядка в месте проведения ярмарки;
  • обеспечивает своевременную уборку территории, на которой проводится ярмарка;
  • оснащает место проведения ярмарки контейнерами для сбора мусора и туалетами;
  • опубликовывает в средствах массовой информации и размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о дате и сроке проведения ярмарки, сроке подачи заявок об участии в ярмарке, плане мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней не позднее 14 дней до начала проведения ярмарки.

Пунктом 2.2 Порядка определено, что размер платы за предоставление мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (обеспечение надлежащего санитарного и противопожарного состояния, охрана, уборка территории, установка контейнеров для сбора мусора, туалетов, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы, информационное обеспечение и другие услуги), определяется организатором ярмарки с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней.

В соответствии с пунктом 2.3 Порядка в случае, если организатором ярмарки является орган исполнительной власти области, орган местного самоуправления, предоставление мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) осуществляется на безвозмездной основе.

Согласно протоколам заседания № 2 от 30.10.2015 и № 27 от 25.05.2017 заседаний Совета депутатов Пролетарского городского поселения докладчиком по вопросам принятия Решения № 8 и Решения № 38 была сотрудник Администрации Пролетарского городского поселения <…>.

<…>  (объяснение от 18.09.2018):

 «…В занимаемой должности состою с 30.03.2018. До этой даты состояла в должности ведущего специалиста Администрации Пролетарского городского поселения с 2007 года. В должности ведущего специалиста я исполняла обязанности юриста Администрации городского поселения. В соответствии с решением Совета  депутатов Пролетарского городского поселения от 30.10.2015 № 8 <…>. уполномочен быть организатором универсальной ярмарки на ул. Ленинградская (центральная площадь) п. Пролетарий. Разработка указанного нормативного правового акта осуществлялась с целью пополнения доходной части бюджета муниципального образования. Подготовкой проекта занималась как я, так и <….>, <…>. В период принятия нормативного акта <….>. торговал на площади овощами и фруктами, кроме него на площади никто предпринимательскую деятельность не осуществлял. В связи с этим ему было предложено стать организатором (кто предлогал, я не знаю), он согласился». «…Цена за торговое место в размере 300 (Триста) рублей определена без проведения каких – либо расчетов, коллегиально на Совете депутатов.»

Также согласно пункту 2.7 Порядка организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, организации услуг) на ней в п. Пролетарий ул. Ленинградская (центральная площадь), утвержденного Решением № 8, организатор ярмарки один раз в квартал по договору пожертвования перечисляет на расчетный счет Администрации пролетарского сельского поселения 50% от суммы сбора за предоставлении торговых мест на ярмарке.

Данный пункт является обязанностью организатора и фактически характеризует принятое органом местного самоуправления решение как направленное на ограничение конкуренции с целью получения имущественных выгод от лица, в чью пользу принят данный правовой акт  (<….>).

В частности, согласно договорам пожертвования на постоянной основе (от 30.03.2016, 25.07.2016, 26.10.2016, 29.12.2016, 05.04.2017, 31.09.2017,09.10.2017, 09.01.2018, 14.05.2018,04.07.2018) в бюджет Администрации Пролетарского городского поселения поступали денежные суммы от деятельности ярмарки. Тем самым от функционирования ярмарки обеспечивался доход на постоянной основе и бюджету городского поселения, и <…>, а затем <…>.

В соответствии со статьей 11 Закона о торговле организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке

Также в соответствии с п. 5 ст. 11 Закона о торговле размер платы за предоставление оборудованных мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (уборка территории, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги), определяется организатором ярмарки с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней.

Аналогичные положения содержатся и в пунктах 2.1 и 2.2 областного Порядка.

Однако размер платы за предоставление места при проведении торгов установлен в рассматриваемом случае  не организатором ярмарки (<…>, а затем <…>), а Советом депутатов (приложение № 5 к решению № 8), обеспечивая тем самым получения группой лиц <…> и <…> дохода на постоянной основе.

При этом какого-либо расчета затрат на организацию ярмарки не производилось. Согласно приложению № 5 к решению Совета депутатов Пролетарского городского поселения от 30.10.2015 № 8  плата в размере 300 (триста) рублей установлена Советом депутатов Пролетарского городского поселения.

План мероприятий по организации проведения ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления торговых мест на ярмарке, а также режим работы ярмарки также разработаны Администрацией и утверждены Советом депутатов Пролетарского городского поселения (Решением № 8), а не <….>.

Вместе с тем, передача органом местного самоуправления полномочий организатора ярмарки <….> с предоставлением ему права взимания платы в установленном размере за предоставление торговых мест противоречит и утвержденному тем же Решением № 8 Плану мероприятий по организации ярмарки, в силу п. 1.2 которого полномочия по организации ярмарки принадлежат Администрации Пролетарского городского поселения. В таком случае в соответствии с пунктом 2.3 областного Порядка предоставление мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке должно  осуществляться на безвозмездной основе.

Статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаком ограничения конкуренции является, помимо прочего, обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта (субъектов) в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Решением № 8, с последующими изменениями <….>, а затем  ИП <….> получили возможность в одностороннем порядке воздействовать на условия предоставления торговых мест для осуществления розничной торговли на ярмарке, что не может не отразиться негативно на конкуренции, учитывая, что в п. Пролетарий ярмарки, организованные на иных земельных участках, отсутствуют.

<…> прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 18 февраля 2016 года.

Следовательно, с указанной даты <…> в силу пункта 5 статьи 4 Закона о конкуренции утратил статус хозяйствующего субъекта.

Таким образом, анализ материалов и документов, предоставленных в Управление, позволяет сделать вывод, что действия <…>, <…> и <….>. являются соглашением, которое приводит и может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг розничной торговли посредствам организации ярмарки.

С учетом вышеизложенного в рассматриваемых действиях  <…>, <….> и группы лиц в составе <…> и <…>., содержатся признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции,

          На основании изложенного издан приказ Управления от 05.10.2018                № 132/2018 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № А-25/18 по признакам нарушения Правительством Новгородской области пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

           Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции, Председатель комиссии по рассмотрению дела № А-25/18 о нарушении антимонопольного законодательства

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

            1. Назначить дело № А-25/18 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению на 29 октября 2018 года в 10 часов 30 минут по адресу: Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 3, каб. 217.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков, <….>, <….> и <…>

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя:

<…>

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица:

<…>

            4. Ответчикам в срок до 23 октября 2018 года представить:


          4.1. Письменные пояснения по обстоятельствам, изложенным в установочной части настоящего определения.

 

5.Администрации Пролетарского городского поселения в срок до 23 октября 2018 года  представить:

 

5.1. Перечень земельных участков для проведения ярмарок на территории Пролетарского городского поселения.

 

          В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, имеют право, помимо прочего, представлять доказательства,  давать пояснения в письменной форме, приводить свои доводы по вопросам, являющимся предметом рассмотрения дела.

Явка лиц, участвующих в деле или их представителей (с  доверенностью  на  участие  в рассмотрении дела) обязательна.

 

         Обращаю Ваше внимание, что вход в административное здание осуществляется при предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                          О.С. Виниченко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бондарь Н.В.

(8162) 738-850

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны