Решение №4459/02 Решение по делу № 58 (в отношении ГОКУ «Новгородавтодор» ) от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заместителю полномочного  представителя  Президента Российской Федерации Северо-Западного Федерального округа

С.М. Зимину

Васильевский остров, 3-ья линия, д. 12,

г. Санкт- Петербург, 199004

 

Государственное областное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор»

ул. Славная, д. 55, Великий Новгород, 173000

 

Департамент  строительства и дорожного хозяйства Новгородской области

пл. Победы-Софийская, д. 1,

Великий Новгород, 173005

 

ООО «Новик»

ул. Ремонтников, д. 1, г. Сланцы, Ленинградская обл., 188560

 

Исходящий №  4459/02  от 18.09.2013                                                             

 

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                      Великий Новгород
          

Резолютивная часть решения оглашена  6 сентября 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 18  сентября 2013 года.

                                                                                                                                                     

Комиссия Новгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Виниченко О.С. - руководитель Управления,

Члены Комиссии:

Пашкова Г.Н. -  зам. руководителя Управления – начальник отдела антимонопольного контроля

Иванова В.В. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,

Попович Л.И. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,

при участии представителей:

 Департамента строительства и дорожного хозяйства Новгородской области  (далее – Департамент) по доверенности 31.07.2013 исх. № 11 и государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (далее – ГОКУ «Новгородавтодор», Учреждение) по доверенности от26.12.2012 б/н – Бочковой Н.А.,

ООО «Новик» по доверенности от 09.01.2013 б/н - адвоката Ленинградской областной коллегии  адвокатов Новосадюка А.И.,

рассмотрев дело № 58 по признакам нарушения ГОКУ «Новгородавтодор» части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес полномочного представителя  Президента Российской Федерации Северо-Западного Федерального округа поступило обращение ООО «Новик» об искусственном ограничении предпринимательской деятельности и устранения с рынка по обслуживанию и содержанию автомобильных  дорог  Новгородской области данного хозяйствующего субъекта.

В Новгородское  УФАС  России поступило письмо  от полномочного представителя  Президента Российской Федерации Северо-Западного Федерального округа от 13.03.2013 исх. № А51-3320, которым  поручено  рассмотреть обращение ООО «Новик»  и провести проверку соблюдения  антимонопольного законодательства в указанной сфере.

Как следует из заявления 26  декабря 2012 года Комитетом по управлению государственным имуществом Новгородской области был проведен открытый аукцион в электронной форме одним лотом на обслуживание и содержание всех дорог Новгородской области, в котором участвовало и победило ГОУП  «Вече». В результате указанных действий в торгах не могли принять  участие малые предприятия. Заказчиком, утвердившим аукционную документацию по указанному  аукциону,  выступило ГОКУ «Новгородавтодор».

В соответствии с Уставом  ГОКУ  «Новгородавтодор» является государственным заказчиком в сфере строительства, реконструкции объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установки рекламных конструкций, информационных щитов и указателей в границах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Новгородской области.

Аукционная  документация была утверждена 7 декабря 2012 года должностным лицом - первым заместителем начальника  ГОКУ «Новгородавтодор» Г.С. Вишняковым.

Согласно пункту 1 раздела 3 аукционной документации предметом открытого аукциона в  электронной форме является право заключения государственного контракта на выполнение комплекса работ  по содержанию автомобильных  дорог регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений в Батецком, Боровичском, Валдайском, Волотовском, Демянском, Крестецком, Любытинском, Маловишерском, Маревском, Мошенском, Новгородском, Окуловском, Парфинском, Пестовском, Поддорском, Солецком, Старорусском, Хвойнинском, Холмском, Чудовском, Шимском муниципальных районах Новгородской области общей протяженностью 8441,02 км (далее – Работы).вгородской области,Парфинском, Пестовском, Поддорском, Солецком, Старорусском, Хвойнинском, Холмском, Чудовском, Шимском муниц

Работы были выставлены на аукцион одним лотом, что исключило, по мнению заявителя, возможность принятия участие в данном аукционе малых предприятий, а также привело к ограничению конкуренции на рынке работ по содержанию дорог, поскольку победитель аукциона автоматически становится единственным участником – продавцом работ на данном рынке.

На рассмотрение дела Департаментом (письмо от 31.07.2013 исх. № КС-1904-И)  и ГОКУ  «Новгородавтодор» (письмо от 15.07.2013 № 1967/10)  представлены и поддержаны  их представителем  следующие пояснения.

Департамент  и ГОКУ  «Новгородавтодор» считают, что действующим законодательством не установлено каких-либо ограничений и (или) особенностей, связанных с  формированием лотов.

При размещении заказа для заключения государственного контракта на содержание автомобильных дорог  регионального или  межмуниципального  значения на 2013 год ГОКУ  «Новгородавтодор» была разработана и согласована с  Департаментом аукционная документация одним лотом.

Таким образом, как следует из вышеизложенных письменных пояснений, действия  ГОКУ  «Новгородавтодор» по выставлению на аукцион одного лота на содержание автомобильных дорог  регионального или  межмуниципального  значения на 2013 год не нарушили требования законодательства, в том числе Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Решение о формировании одного  лота было принято в виду учащения случаев участия в торгах недобросовестных подрядчиков (ООО «Регион-Инвест», ООО «Рассвет»), которые не смогли выполнить свои обязательства в рамках заключенных контрактов в 2011 году.

Заслушав представителей участников дела, исследовав имеющиеся в деле документы и доказательства, Комиссия пришла  к выводу о нарушении  ГОКУ «Новгородавтодор»  антимонопольного законодательства, при этом  Комиссия руководствовалась следующим.

   Продуктовыми границами рынка, как следует из государственного контракта от 10.01.2013 № 0150200000612002411-0055888-01, заключенного между  ГОКУ «Новгородавтодор» и ГОУП «Вече», являются работы по содержанию автомобильных  дорог, географические границы  - Новгородская область (п. 1.1 указанного государственного контракта). Участниками рынка – продавцами работ являются  хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность  по содержанию автомобильных  дорог. 

Протяженность автомобильных дорог общего пользования, проходящих по территории Новгородской области, включая автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, (письма территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области от 05.07.2013 исх. № 04-242 и от 17.09.2013 исх. № 55/266-ДР)  по состоянию на 1 января 2011 года  составляла 11708,5  км,  по состоянию на 1 января  2012 года – 12125,5 км,  по состоянию на 1 января 2013 года  - 12771,3 км.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в оперативном управлении ГОКУ «Новгородавтодор» и выставляемых им на аукционы, по результатам которых были заключены государственные контракты составляла:

 в 2011 году 9510,06 км или 81,2% от общей протяженности автомобильных дорог общего пользования, проходящих по территории Новгородской области,

в 2012 году 7659,96 км или 63,2% от общей протяженности автомобильных дорог общего пользования, проходящих по территории Новгородской области,

в 2013 году 8441,02 или 66,1% от общей протяженности автомобильных дорог общего пользования, проходящих по территории Новгородской области.

Из приведенных данных усматривается, что больше 50 процентов автомобильных дорог общего пользования, проходящих по территории Новгородской области, находятся в оперативном управлении ГОКУ «Новгородавтодор».  Именно действия ГОКУ «Новгородавтодор», как государственного заказчика обуславливают большее или меньшее количество хозяйствующих субъектов, которые будут выполнять работы по их содержанию.

Рынок по содержанию автомобильных  дорог на территории  Новгородской области  в 2011, 2012 годах  характеризовался  значительным количеством участников. Так в 2011 году число победителей аукциона, заключивших государственные контракты на содержание дорог регионального или межмуниципального значения,  составляло 24 хозяйствующих субъекта, в 2012 году  -  5 хозяйствующих субъектов. Тогда как в 2013 году по результатам открытого аукциона в электронной форме, проведенного 26  декабря 2012 года   одним лотом, победило ГОУП  «Вече» – 1 хозяйствующий субъект (протокол  подведения итогов от 29.12.2012).

Таким образом, анализ имеющихся в материалах дела данных показал, что в 2011 году  наибольшая доля рынка работ по содержанию автомобильных дорог  в Новгородской области у одного хозяйствующего субъекта составляла  5,38 процента.  В 2012 году несмотря на  то, что  за счет уменьшения количества лотов состояние конкуренции на рассматриваемом рынке несколько ухудшилось, но тем не менее наибольшая доля рынка работ по содержанию автомобильных дорог  в Новгородской области у одного хозяйствующего субъекта составляла  38,15 процента. 

Объединив работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в один лот,  ГОКУ «Новгородавтодор»  лишило возможности иных хозяйствующих субъектов, помимо победителя аукциона, быть участниками большей части рынка по содержанию автомобильных  дорог на территории Новгородской области  в качестве продавцов.  Выставив работы по содержанию автомобильных  дорог регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на аукцион одним лотом, ГОКУ «Новгородавтодор» ограничило возможность принятия участия в данном аукционе малых предприятий, а также ограничило конкуренцию на рынке работ по содержанию автомобильных дорог, поскольку победитель аукциона, проведенного  ГОКУ «Новгородавтодор» в декабре 2012 года, стал участником – продавцом работ на данном рынке с долей 66,1 процента.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о конкуренции органам государственной власти субъектов РФ, иным осуществляющим функции указанных органов, органам и организациям  запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия )бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи  5 Закона о конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Из анализа вышеприведенного определения доминирующего положения и вышеуказанных действий ГОКУ «Новгородавтодор»  следует, что  в результате рассматриваемых действий ГОКУ «Новгородавтодор»   появились обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта - ГОУП  «Вече»  в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке  по содержанию автомобильных  дорог в географических границах Новгородской области, поскольку в 2013 году в результате победы на аукционе  в декабре 2012 года  и заключения государственного контракта  на содержание автомобильных дорог в 2013 году ГОУП  «Вече»   стал  участником рассматриваемого  рынка в качестве  продавца с долей на данном рынке более 50 процентов, то есть хозяйствующим субъектом,  занимающим доминирующее положение.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о конкуренции обстоятельства,  создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов  в одностороннем порядке воздействовать на на общие условия обращения товара на товарном рынке, являются признаками ограничения конкуренции.

Таким образом, указанные действия  ГОКУ «Новгородавтодор»  при формировании лота привели  к ограничению конкуренции на рынке по содержанию автомобильных  дорог на территории Новгородской области, что запрещено ч.1 ст. 15 Закона о конкуренции.

Учитывая изложенное,  и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. Признать в действиях государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (далее – ГОКУ «Новгородавтодор»)  нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в утверждении документации об   открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса работ  по содержанию автомобильных  дорог регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений в Батецком, Боровичском, Валдайском, Волотовском, Демянском, Крестецком, Любытинском, Маловишерском, Маревском, Мошенском, Новгородском, Окуловском, Парфинском, Пестовском, Поддорском, Солецком, Старорусском, Хвойнинском, Холмском, Чудовском, Шимском муниципальных районах Новгородской области общей протяженностью 8441,02 км в части предмета данного аукциона, что привело к ограничению конкуренции на рынке работ по содержанию автомобильных  дорог в Новгородской области.

2. Выдать ГОКУ «Новгородавтодор»  обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно:

- при размещении государственных заказов на выполнение комплекса работ  по содержанию автомобильных  дорог регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений в Новгородской области на 2014 год и последующие периоды при формировании предмета торгов не допускать возникновения обстоятельств, создающих возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Председатель Комиссии                                                                              О.С. Виниченко

Члены Комиссии:                                                                                          Г.Н. Пашкова

   В.В. Иванова

   Л.И. Попович

Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частями 2.1-2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны