Решение №4474/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы ООО «Стройхаус» от 28 сентября 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.
Заказчику – Государственному областному автономному учреждению «Новгородский кванториум»
ул. Фёдоровский ручей, д. 2/13,
Великий Новгород, 173000
|
Заявителю – ООО «Стройхаус»
ул. Народная, д. 9,
Великий Новгород, 173014
Исх.№4474/03 от 28.09.17
РЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы
о нарушении законодательства Российской Федерации о закупках
25 сентября 2017 года Великий Новгород
Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Комиссия) в составе:
Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления;
Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
Иванов А.Т. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
- заказчика – Государственного областного автономного учреждения «Новгородский кванториум» - директора … и … (доверенность № … от …);
податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью «Стройхаус» надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения жалобы, на рассмотрение не явился, представителей на рассмотрение жалобы не направил, ходатайств о переносе времени и места рассмотрения жалобы не заявлял,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Стройхаус» (173014, Великий Новгород, ул. Народная, д. 9; далее – ООО «Стройхаус») на действия заказчика – Государственного областного автономного учреждения «Новгородский кванториум» (173000, Великий Новгород, ул. Федоровский ручей, д. 2/13; далее – ГОАУ «Новгородский кванториум») при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ, поставка компьютерной техники, извещение № 31705470823 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 29.08.2017,
УСТАНОВИЛА:
08.09.2017 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО «Стройхаус» на действия заказчика – ГОАУ «Новгородский кванториум» при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ, поставка компьютерной техники, извещение № 31705470823 о проведении которого было размещено на официальном сайте 29.08.2017 (далее – Жалоба).
Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.
Суть доводов Жалобы сводится к следующему.
1. Заказчиком – ГОАУ «Новгородский кванториум» осуществлялась закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ, поставка компьютерной техники, извещение № 31705470823 о проведении которого было размещено на официальном сайте 29.08.2017.
По результатам осуществления данной закупки, 01.09.2017 между ГОАУ «Новгородский кванториум» и филиалом Публичного акционерного общества «Ростелеком» в Новгородской и Псковской областях (далее – филиал ПАО «Ростелеком» в Новгородской и Псковской областях) был заключен договор на выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ на сумму 1 334 961 рубль 89 копеек (далее – Договор).
ГОАУ «Новгородский кванториум» обязано осуществлять закупочную деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).
Вышеуказанная закупка осуществлялась заказчиком - ГОАУ «Новгородский кванториум» в соответствии с нормами и требованиями Закона о закупках.
Однако, как отмечает податель Жалобы, на момент проведения оспариваемой закупки, на официальном сайте заказчиком - ГОАУ «Новгородский кванториум» не было размещено Положение о закупках товаров, работ и услуг для нужд ГОАУ «Новгородский кванториум».
Таким образом, с учетом требований Закона о закупках, ГОАУ «Новгородский кванториум» было обязано провести рассматриваемую закупку в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).
2. По мнению подателя Жалобы, в нарушение требований части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, ГОАУ «Новгородский кванториум» в состав одного лота включены поставка товаров и выполнение работ, технологически и функционально не связанные между собой.
Заказчик – ГОАУ «Новгородский кванториум» считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в представленных письменных возражениях на нее (вх. № 5438 от 15.09.2017 Новгородского УФАС России), а также в устных пояснениях его представителей, данных на рассмотрений Жалобы, суть которых сводится к следующему.
1. Положение о закупках товаров, работ и услуг для нужд ГОАУ «Новгородский кванториум» размещено на официальном сайте 29.08.2017.
2. Поставка товара (компьютерная техника, оргтехника и комплектующие) и выполнение работ по его монтажу и наладке является взаимосвязанным процессом и не противоречит требованиям, целям и принципам Закона о закупках.
При подготовке к осуществлению данной закупки заказчиком - ГОАУ «Новгородский кванториум» проводился анализ рынка (метод сопоставимых рыночных цен) для определения начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из ответов потенциальных подрядчиков, заказчиком - ГОАУ «Новгородский кванториум» был сделан вывод о возможности поставки требуемого товара, его последующей установки и настройки в требуемые сроки, а также предоставлении отсрочки платежа за поставленный товар и выполненные работы сроком до шести месяцев, исключительно филиалом ПАО «Ростелеком» в Новгородской и Псковской областях.
С учетом вышеизложенного, а также на основании подпунктов 30, 31 пункта 10.2 Положения о закупках товаров, работ и услуг для нужд ГОАУ «Новгородский кванториум», заказчиком было принято решение об осуществлении оспариваемой закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) – филиала ПАО «Ростелеком» в Новгородской и Псковской областях.
На рассмотрении Жалобы представители заказчика – ГОАУ «Новгородский кванториум» поддержали доводы письменных и устных возражений на Жалобу в полном объеме.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
1. Оценивая доводы Жалобы относительно неправомерного объединения в один лот поставки товара, работ по его установке и настройке, а также строительно-монтажных работ, Комиссия Новгородского УФАС России отмечает следующее.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.
В Жалобе ООО «Стройхаус» указывает, что ГОАУ «Новгородский кванториум» были нарушены требования части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, согласно которой наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Таким образом, требования части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции распространяются на закупки, осуществляемые в соответствии с Законом о контрактной системе и в силу положений части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции не применяются при осуществлении закупок в рамках Закона о закупках.
Таким образом, в данной части Жалоба является необоснованной.
2. В августе-сентябре 2017 года заказчиком - ГОАУ «Новгородский кванториум» осуществлялась закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ, поставка компьютерной техники, извещение № 31705470823 о проведении которого было размещено на официальном сайте 29.08.2017.
Извещение о проведении рассматриваемой закупки утверждено Приказом ГОАУ «Новгородский кванториум» № 01-12/02 от 29.08.2017 за подписью …
В данном случае имело место осуществление вышеуказанной закупки заказчиком – ГОАУ «Новгородский кванториум» в соответствии с положениями Закона о закупках.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках данный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
Таким образом, при осуществлении закупочной деятельности ГОАУ «Новгородский кванториум» было обязано руководствоваться требованиями Закона о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 5 статьи 8 Закона о закупках заказчики, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона и созданные после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, утверждают в течение трех месяцев с даты их регистрации в едином государственном реестре юридических лиц положение о закупке. В случае, если в течение указанного срока такими заказчиками не размещено в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона утвержденное положение о закупке, заказчики при закупке руководствуются положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до дня размещения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона утвержденного положения о закупке.
Согласно информации из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), размещенной на официальном сайте ФНС России в сети «Интернет» (https://egrul.nalog.ru/), дата государственной регистрации ГОАУ «Новгородский кванториум» - 04.07.2017.
В соответствии с вышеуказанными нормами, ГОАУ «Новгородский кванториум» разработано и утверждено Протоколом Наблюдательного совета ГОАУ «Новгородский Кванториум» № 4 от 28 августа 2017 года Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГОАУ «Новгородский кванториум» (далее – Положение).
Согласно части 1 статьи 4 Закона о закупках положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.
Из информации, имеющейся в открытом доступе на официальном сайте следует, что Положение было размещено на официальном сайте 29.08.2017.
Закон о закупках не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
В соответствии с подпунктом 7.1.2 пункта 7.1 Положения предусмотрен следующий способ закупки – закупка у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика (прямая закупка).
В пункте 10.2 Положения перечислены случаи осуществления закупок у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика.
Так, рассматриваемая закупка проводилась заказчиком - ГОАУ «Новгородский кванториум» на основании подпунктов 30, 31 пункта 10.2 Положения, в соответствии с которыми закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляются заказчиком в случае, если приобретаются товары (работы, услуги), начальная максимальная цена которых не превышает полтора миллиона (1500000) рублей, а также поставщик предоставляет отсрочку платежа сроком до 6 (шести) месяцев.
Таким образом, Положение было утверждено и размещено на официальном сайте в установленные Законом о закупках сроки, рассматриваемая закупка осуществлялась в соответствии с нормами Положения.
Учитывая вышеизложенное, в данной части Жалоба также является необоснованной.
Частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
При рассмотрении Жалобы Комиссией Новгородского УФАС Россией также установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 4.1 Закона о закупках федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивает ведение в единой информационной системе реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки (далее - реестр договоров). Порядок ведения указанного реестра, в том числе включаемые в него информация и документы о закупках, сроки размещения таких информации и документов в указанном реестре, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 Закона о закупках в течение трех рабочих дней со дня заключения договора заказчики вносят информацию и документы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, в реестр договоров. Если в договор были внесены изменения, заказчики вносят в реестр договоров такие информацию и документы, в отношении которых были внесены изменения. Информация о результатах исполнения договора вносится заказчиками в реестр договоров в течение десяти дней со дня исполнения, изменения или расторжения договора.
Перечень документов и информации, а также порядок формирования реестра договоров установлены Правилами ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 № 1132.
Согласно части 15 статьи 4 Закона о закупках заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей.
Как было указано выше, Договор был заключен 01.09.2017, цена Договора составляет 1 334 961 рубль 89 копеек.
С учетом вышеуказанных требований Закона о закупках, заказчик - ГОАУ «Новгородский кванториум» был обязан разместить на официальном сайте в реестре договоров требуемые информацию и документы относительно Договора не позднее 06.09.2017 (включительно).
Однако, в соответствии со сведениями официального сайта, требуемые информация и документы в реестре договоров на официальном сайте опубликованы не были.
Таким образом, в действиях заказчика - ГОАУ «Новгородский кванториум» содержится нарушение части 2 статьи 4.1 Закона о закупках, выразившееся в неразмещении на официальном сайте в реестре контрактов информации и документов о заключенном по итогам закупки у единственного поставщика договора на сумму свыше ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Установленное в действиях заказчика нарушение носит существенный характер, не соответствует принципу информационной открытости закупки, привело к неразмещению на официальном сайте информации и документов, обязательных к размещению в соответствии с требованиями Закона о закупках, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о закупках товаров, работ, услуг юридических лиц.
Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу заявителя - Общества с ограниченной ответственностью «Стройхаус» (173014, Великий Новгород, ул. Народная, д. 9) на действия заказчика – Государственного областного автономного учреждения «Новгородский кванториум» (173000, Великий Новгород, ул. Федоровский ручей, д. 2/13) при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ, поставка компьютерной техники, извещение № 31705470823 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 29.08.2017, необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика – Государственного областного автономного учреждения «Новгородский кванториум» нарушение части 2 статьи 4.1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
3. Выдать заказчику – Государственному областному автономному учреждению «Новгородский кванториум» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о закупках товаров, работ, услуг юридических лиц.
4. Передать материалы Жалобы уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика - Государственного областного автономного учреждения «Новгородский кванториум».
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии Д.А. Петров
А.Т. Иванов
Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.