Решение №4495/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы ООО «ТрансКом» от 11 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

Муниципальному заказчику –

МБУК «Волотовский межпоселенческий социально-культурный комплекс»

 

ул. Комсомольская, д. 40,

п. Волот, Волотовский район,

Новгородская область, 175100

 

 

Подателю жалобы –

ООО «ТрансКом»

 

ул. Октябрьская, д. 8А, оф. 318,

Великий Новгород, 173009

 

Исх.34495/03 от 11.10.18

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

09 октября 2018 года                                                                                        Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, Заместитель руководителя Управления;

Азадова Б.М. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления;

Фомин М.Е. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителя подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «ТрансКом» <….> (по доверенности от 01.10.2018 № <….>),

муниципальный заказчик – Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Волотовский межпоселенческий социально-культурный комплекс» надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения, ходатайств не заявлял, представителей на рассмотрение жалобы не направил,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «ТрансКом» (173001, .Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 21, почтовый адрес: 173009, Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 8А, оф. 318; далее – ООО «ТрансКом») на действия муниципального заказчика – Муниципального бюджетного учреждения культуры «Волотовский межпоселенческий социально-культурный комплекс» (175100, Новгородская район, Волотовский район, п. Волот, ул. Комсомольская, д. 40; далее – МБУК «Волотовский межпоселенческий социально-культурный комплекс») при осуществлении им закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения энергосервисного контракта по реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов в МБУК «Волотовский межпоселенческий социально-культурный комплекс», извещение № 0350300024518000004 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 18.09.2018 и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

03.10.2018 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «ТрансКом» на действия муниципального заказчика – МБУК «Волотовский межпоселенческий социально-культурный комплекс» при осуществлении им закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения энергосервисного контракта по реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов в МБУК «Волотовский межпоселенческий социально-культурный комплекс», извещение № 0350300024518000004 о проведении которого было размещено на официальном сайте 18.09.2018 (начальная (максимальная) цена контракта – 11 311 020,35 рублей) (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

В информационной карте конкурсной документации в Приложении № 2 при оценке заявок на участие в конкурсе по критерию № 1 как таковые отсутствуют критерии оценки, в то время как в прилагающемся к конкурсной документации проекте контракта в пункте 5.4 заказчиком предусмотрен размер экономии энергетических ресурсов, которые должен обеспечить исполнитель в результате исполнения контракта, а в пунктах 8.2.1, 8.2.2 и 8.2.3 заказчиком предусмотрен к заполнению процент экономии подлежащий уплате исполнителю по данному контракту. По мнению подателя Жалобы, формой заявки представление указанной выше информации не предусмотрено.

На основании вышеизложенного, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель ООО «ТрансКом» поддержал ее доводы в полном объеме.

Муниципальный заказчик – МБУК «Волотовский межпоселенческий социально-культурный комплекс» на рассмотрение Жалобы возражений или объяснений по фактам изложенным в Жалобе не предоставил.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В сентябре – октябре 2018 года муниципальным заказчиком – МБУК «Волотовский межпоселенческий социально-культурный комплекс» осуществляется закупка путем проведения открытого конкурса на право заключения энергосервисного контракта по реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов в МБУК «Волотовский межпоселенческий социально-культурный комплекс» (извещение № 0350300024518000004 от 18.09.2018, начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) – 11 311 020,35 рублей).

Конкурсная документация по проведению рассматриваемого открытого конкурса утверждена директором МБУК «Волотовский межпоселенческий социально-культурный комплекс» <….> 18.09.2018 (далее – Конкурсная документация).

 

В соответствии с частью 1 статьи 108 Закона о контрактной системе в целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также поставок электрической энергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов (далее - энергосервисный контракт).

Согласно части 3 статьи 108 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота) определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 19 настоящей статьи. В конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок указывается начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота), в том числе расходы на поставки энергетических ресурсов, в отношении каждого вида товаров, работ, услуг с указанием количества таких товаров, работ, услуг и стоимости единицы каждого товара, каждой работы, каждой услуги, а также одно из следующих условий:

1) фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом;

2) подлежащий уплате исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, минимальный размер указанной экономии в денежном выражении;

3) минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом.

Так, заказчиком - МБУК «Волотовский межпоселенческий социально-культурный комплекс» в Информационной карте конкурса (Раздел 2 Конкурсной документации; далее – Информационная карта) указаны:

  • начальная (максимальная) цена контракта – 11 311 020,35 рублей (одиннадцать миллионов триста одиннадцать тысяч двадцать рублей 35 копеек);
  • минимальный размер экономии на поставки энергетических ресурсов в денежном выражении – 1 696 653,05 рублей (один миллион шестьсот девяносто шесть тысяч шестьсот пятьдесят три рубля 05 копеек);
  • максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю – 99 %.

В соответствии с пунктом 3 части 13 статьи 108 Закона о контрактной системе энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 3 части 3 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 50 Закона о контрактной системе Раздел 4 Конкурсной документации содержит проект Энергосервисного контракта №____ на выполнение работ (оказание услуг), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов в МБУК «Волотовский МСКК» (далее – Проект контракта).

В соответствии с пунктом 3 части 13 статьи 108 Закона о контрактной системе в пункте 8.1 Проекта контракта цена настоящего контракта определена в аналогичном виде – в виде процента экономии соответствующих расходов Заказчика на поставки энергетического ресурса в денежном выражении.

В Информационной карте представлены требования к составу заявки и исчерпывающий перечень документов на участие в открытом конкурсе.

Согласно пункту 3 указанного раздела заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать предложение участника закупки, подготовленное по форме № 4 Раздела 3 Конкурсной документации.

Форма № 4 «Предложение о сумме соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, которые заказчик осуществит в результате заключения, исполнения энергосервисного контракта, расходов, которые заказчик понесет по энергосервисному контракту и иные предложения об условиях исполнения энергосервисного контракта» содержит следующую информацию, обязательную для предоставления в своих заявках участниками рассматриваемого открытого конкурса:

    1. Предлагаемая сумма соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, которые заказчик осуществит в результате заключения, исполнения энергосервисного контракта, а также расходов, которые заказчик понесет по энергосервисному контракту (Цi ) (в соответствии с выбранным Заказчиком условием оплаты экономии исполнителю контракта), составляет ______________________________ (указать цифрами и прописью) рублей, включая НДС на сумму _________________________________ (указать цифрами и прописью) рублей. В указанную цену включены все затраты, в том числе налоги и другие обязательные платежи, подлежащие уплате.
    2. Размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов составляет ____________________________ (указать цифрами и прописью) рублей ___ копеек.
    3. Стоимостная величина процента экономии, подлежащего к уплате исполнителю контракта составляет ____________________________ (указать цифрами и прописью) рублей ___ копеек. 
    4. Предложения для оценки заявки (предложения) по Критерию № 2 Квалификация участника закупки».

Соответственно, указанное требование к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса установлено в соответствии с положениями пункта 3 части 13 статьи 108 Закона о контрактной системе.

Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Законом о контрактной системе установлено требование об использовании заказчиками конкурентных способов осуществления закупок, в том числе открытых конкурсов (части 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 3 статьи 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о контрактной под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Указанный порядок установлен Правилами оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить энергосервисный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 (далее – Правила).

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Так, заказчиком - МБУК «Волотовский межпоселенческий социально-культурный комплекс» в Информационной карте содержится раздел «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе» в следующем виде:

«Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляется Конкурсной комиссией в соответствии с Правилами оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить энергосервисный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. № 1085 (далее – Постановление) и настоящим пунктом в целях выявления лучших условий исполнения энергосервисного контракта в соответствии со следующими критериями:

    1. Критерий № 1 «Предложение о сумме соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, которые заказчик осуществит в результате заключения, исполнения энергосервисного контракта, а также расходов, которые заказчик понесет по энергосервисному контракту» (значимость критерия – 60%).
    2. Критерий № 2 «Квалификация участника закупки» (значимость критерия – 40%).

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание и значимость указаны в Приложении № 2 к Информационной карте».

Приложение № 2 к Информационной карте «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание и значимость» содержит исчерпывающую информацию о порядке оценки заявок на участие в рассматриваемом открытом конкурсе по критериям, установленным в Конкурсной документации.

Таким образом, в ходе рассмотрения довод Жалобы об отсутствии в Конкурсной документации критериев оценки заявок на участие в конкурсе, в том числе порядка оценки по критерию № 1, не нашел своего подтверждения.

На основании изложенного, Жалоба является необоснованной.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки (определения поставщика) путем проведения открытого конкурса.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

  1. Как было указано выше, в соответствии с частью 2 статьи 50 Закона о контрактной системе Раздел 4 Конкурсной документации содержит Проект контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В аналогичном виде в Законе о контрактной системе (часть 1 статьи 54 Закона о контрактной системе) изложены требования к условиям заключения контракта по результатам осуществления закупки путем проведения конкурса, а именно: по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации.

Таким образом, из вышеуказанных норм Закона о контрактной системе следует, что изменение условий указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, при заключении с ним такого контракта не допускается.

Раздел 3 Конкурсной документации содержит формы документов, в том числе Форму № 5 «Предложение в отношении объекта закупки».

Указанная форма предназначена для подачи участником конкурса предложения относительно мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических условий. Согласно Форма № 5 данные сведения предоставляются в виде таблицы. Указанная таблица состоит из четырех столбцов: № п/п; Этап мероприятий; Описание этапа мероприятий; Срок выполнения этапа мероприятий.

Таким образом, перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических условий, представляемый участником закупки является частью предложения участника относительно объекта закупки и одним из основных условий, наряду с ценой контракта, на которых в последующем может быть заключен контракт по результатам проведения открытого конкурса.

В подтверждение этого Приложение № 1 к Проекту контракта содержит форму, в которой указываются существенные условия в отношении объекта закупки, предложенные участником – победителем торгов и на которых с ним заключается контракт, а именно: «Перечень энергосберегающих мероприятий», представленный в аналогичном виде в форме таблицы. При этом перед таблицей имеется примечание следующего содержания: «перечень формируется на основании конкурсного предложения участника конкура, признанного победителем конкурса».

Однако в Техническом задании, являющемся Приложением № 3 к Информационной карте (далее – Техническое задание), в пункте «в» раздела «Технические требования к разработке и внедрению энергосберегающих мероприятий на объекте(-ах)» указано следующее: «При подписании контракта возможно внесение изменений в Перечень мероприятий по согласованию сторон».

Таким образом, указанный раздел Конкурсной документации, в нарушение требований Закона о контрактной системе предполагает возможность изменения условий на которых будет заключается контракт по сравнению с изначальным предложением победителя конкурса.

Из вышеизложенного следует, что в действиях муниципального заказчика – МУК «Централизованная клубная система «Очаг» содержатся нарушения части 1 статьи 34 и части 1 статьи 54 Закона о контрактной системе, выразившиеся в указании в Конкурсной документации в ненадлежащем виде требований к условиям заключения контракта.

  1. Как было указано выше Закон о контрактной системе (часть 1 статьи 34 и часть 1 статьи 54) содержит требование о том, что контракт, заключаемый по результатам проведения открытого конкурса, должен заключаться на условиях, указанных в извещении об осуществлении закупки, в конкурсной документации и в заявке на участие в конкурсе.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает информацию, предусмотренную статьей 42 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Согласно указанной норме Закона о контрактной системе извещение о проведении рассматриваемого открытого конкурса содержит сведения о сроках поставки товара или завершении работы либо график оказания услуг в следующем виде: «10.2018 – 09.2025».

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.

Раздел «Условия энергосервисного контракта» Информационной карты содержит сведения о сроках (периоде) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, согласно которым: «Начало осуществления мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов - в течение 30 (тридцати) календарных дней после подписания энергосервисного контракта обеими Сторонами».

В то же время в пункте 2 Технического задания указано следующее: «Начало осуществления мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов - в течение 24 (двадцати четырех) месяцев после подписания энергосервисного контракта обеими Сторонами».

Кроме того, согласно пункту 3.2 Проекта контракта срок выполнения энергосберегающих мероприятий – в течение 24 месяцев с даты подписания настоящего Контракта.

Таким образом, в нарушение требований Закона о контрактной системе, извещении об осуществлении рассматриваемой закупки, Конкурсная документация, Проект контракт содержат различные, противоречащие друг другу сведения о сроках поставки товара, завершения работы (сроках начала и окончания осуществления энергосервисных мероприятий, сроках исполнения и действия контракта).

Из вышеизложенного следует, что в действиях муниципального заказчика – МБУК «Волотовский межпоселенческий социально-культурный комплекс» содержатся нарушения пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 3 статьи 49, части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившиеся в указании в Конкурсной документации в ненадлежащем виде требований к условиям заключения контракта.

  1. Как уже было отмечено выше, согласно пункту 3 части 3 статьи 108 Закона о контрактной начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота) определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 19 настоящей статьи. В конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок указывается начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота), в том числе расходы на поставки энергетических ресурсов, в отношении каждого вида товаров, работ, услуг с указанием количества таких товаров, работ, услуг и стоимости единицы каждого товара, каждой работы, каждой услуги, а также минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом.

При обосновании НМЦК муниципальным заказчиком - МБУК «Волотовская межпоселенческая централизованная библиотечная система» были предусмотрены условия о размере минимального размера экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов и размере максимального процента указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю по контракту.

В соответствии с частью 16 статьи 108 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения энергосервисного контракта определяется заказчиком в документации о закупке от пяти до тридцати процентов одной из следующих величин:

1) максимальный процент фиксированного размера экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, который может быть уплачен исполнителю по энергосервисному контракту, в случае, указанном в пункте 1 части 3 настоящей статьи;

2) фиксированный процент минимального размера экономии в денежном выражении расходов заказчика на поставки соответствующих энергетических ресурсов, подлежащий уплате исполнителю по энергосервисному контракту, в случае, указанном в пункте 2 части 3 настоящей статьи;

3) максимальный процент минимального размера экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, который может быть уплачен исполнителю по энергосервисному контракту, в случае, указанном в пункте 3 части 3 настоящей статьи.

На основании вышеизложенного, при установлении минимального размера обеспечения исполнения энергосервисного контракта – 5 %, расчет размера обеспечения должен выглядеть следующим образом:

(1 696 653,05 (минимальный размер экономии в денежном выражении) * 99 % (0,99) (максимальный процент минимального размера экономии)) * 5 % (0,05),

и будет составлять 83984,33 рублей.

Однако, в извещении о проведении рассматриваемого открытого конкурса и Конкурсной документации указан размер обеспечения исполнения контракта в сумме – 83701,55 рублей, что составляет менее 5% от максимального процента минимального размера экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, который может быть уплачен исполнителю по энергосервисному контракту.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – МБУК «Волотовский межпоселенческий социально-культурный комплекс» содержится нарушение пункта 3 части 16 статьи 108 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащего размера обеспечения исполнения энергосервисного контракта, а именно, менее 5% от максимального процента минимального размера экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, который может быть уплачен исполнителю по энергосервисному контракту.

  1.  Как было указано выше, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе (пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Настоящий порядок установлен Правилами.

Согласно пункту 1 Правил данные правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее - заявка, предложение).

Согласно подпункту «б» пункта 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки, характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

  • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
  • квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Пунктом 10 Правил оценки установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Согласно пункту 11 Правил оценок для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Заказчик - МБУК «Волотовский межпоселенческий социально-культурный комплекс» в Информационной карте установил следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе:

    1. Критерий № 1 «Предложение о сумме соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, которые заказчик осуществит в результате заключения, исполнения энергосервисного контракта, а также расходов, которые заказчик понесет по энергосервисному контракту» (значимость критерия – 60%);
    2. Критерий № 2 «Квалификация участника закупки» (значимость критерия – 40%).

В пункте 4.1 Раздела «Требования к составу заявки и исчерпывающий перечень документов на участие в открытом конкурсе» Информационной карты указано, что заявка на участие в конкурсе должна содержать: сведения и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, в соответствии с установленными критериями оценки заявок участников закупки, как «Квалификация участника закупки» по Форме № 7 Раздела 3 Конкурсной документации.

В соответствии с указанной формой сведения о квалификации участника конкурса подтверждаются информацией об опыте реализации энергосервисных контрактов (договоров) таким участником.

Таким образом, заказчиком - МБУК «Волотовский межпоселенческий социально-культурный комплекс» нестоимостной критерий оценки заявок участников рассматриваемого открытого конкурса установлен в виде оценки сведений об опыте реализации энергосервисных контрактов (договоров).

Приложение № 2 к Информационной карте содержит порядок оценки заявок на участие в рассматриваемом открытом конкурсе по критериям, установленным в Конкурсной документации (далее – Порядок оценки).

В соответствии с Порядком оценки документом, подтверждающий Квалификацию участника закупки является копия энергосервисного контракта (договора), направленных на достижение экономии тепловой энергии в бюджетных учреждениях, по которым Исполнителем такого контракта (договора) была достигнута плановая экономия энергетических ресурсов, заверенные печатью и подписью участника закупки.

Для расчета баллов по критерию «Квалификация участника закупки» учитывается количество энергосервисных контрактов (договоров).

При этом шкала величин значимости показателей оценки заявок по указанному критерию представлена в следующем виде:

  • от 1 до 5 контрактов - 20 баллов;
  • от 6до 10 контрактов - 40 баллов;
  • от 11 до 15 контрактов – 60 баллов;
  • от 16 до 20 контрактов – 80 баллов;
  • от 21 контракта и выше – 100 баллов.

Однако, далее в указанном разделе Конкурсной документации представлена таблица, содержащая иные показатели и их значения, раскрывающие содержание нестоимостного Критерия оценки № 2 «Квалификация участника закупки»:

 

№ п/п

 

Наименование показателя по Критерию № 2

Шкала предельных величин значимости показателей оценки

Значение показателя в баллах

Количество баллов (Итоговый рейтинг), присуждаемый участнику закупки по Критерию №2

 

1

Опыт участника закупки по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема (НЦБi)

 

 

НЦБi

 

Рассчитывается по формуле: НЦБi х КЗ

 

1.1.

При наличии у участника закупки от 10 и более исполненных и (или) реализуемых в объектах бюджетных учреждений энергосервисных контрактов (договоров) (на момент проведения конкурса)

10 и более контрактов (договоров)

 

100

баллов

 

100 баллов х 0,4 = 40 баллов

1.2.

При наличии у участника закупки от 5 до 9) исполненных и (или) реализуемых в объектах бюджетных учреждений энергосервисных контрактов (договоров) (на момент проведения конкурса)

5-9 контрактов (договоров)

 

50

баллов

 

50 баллов х 0,4 = 20 баллов

1.3.

При наличии у участника закупки от 1 до 4  исполненных и (или) реализуемых в объектах бюджетных учреждений энергосервисных контрактов (договоров) (на момент проведения конкурса)

1-4 контрактов (договоров)

 

20

баллов

 

20 баллов х 0,4 = 8 баллов

1.4.

При отсутствии у участника закупки исполненных и (или) реализуемых в объектах бюджетных учреждений энергосервисных контрактов (договоров) (на момент проведения конкурса)

0

контрактов (договоров)

0

баллов

 

0 баллов

 

Таким образом, исходя из информации, представленной в данной таблице, шкала величин значимости показателей оценки заявок по указанному критерию представляется в следующем виде:

  • от 1 до 4 контрактов - 20 баллов;
  • от 5 до 9 контрактов - 50 баллов;
  • от 10 контрактов и более – 100 баллов.

Таким образом, в действиях заказчика – МБУК «Волотовский межпоселенческий социально-культурный комплекс» содержатся нарушения части 8 статьи 32, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении в документации о проведении открытого конкурса критериев оценки заявок на участие в нем, а именно использовании двух, противоречащих друг другу, шкал величин значимости показателей оценки заявок по нестоимостному критерию «Квалификация участника закупки», допускающих двусмысленное толкование порядка оценки и не позволяющих однозначно уяснить, какое количество баллов следует присваивать заявке участника закупки, в зависимости представленных им сведений о количестве исполненных контрактов.

  1. В пункте 4.1 Раздела «Требования к составу заявки и исчерпывающий перечень документов на участие в открытом конкурсе» Информационной карты указано, что заявка на участие в конкурсе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона (по Форме № 3 Раздела 3 Конкурсной документации).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

Однако, согласно подпункту «а» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, в редакции Федерального закона № 504-ФЗ от 31.12.2017, вступившего в силу с 01.07.2018, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника открытого конкурса, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона.

Следовательно Законом о контрактной системе предусмотрено предоставление в составе заявки на участие в закупке сведений о месте нахождения для юридического лица и почтовом адресе для всех участников независимо от их категории и правового статуса (физическое лицо, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо).

Таким образом, в действиях заказчика – МБУК «Волотовский межпоселенческий социально-культурный комплекс» содержится нарушение пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении требований к составу заявки на участие в конкурсе на право заключения энергосервисного контракта

Установленные в действиях заказчика – МБУК «Волотовский межпоселенческий социально-культурный комплекс» нарушения являются существенными, нарушают права и законные интересы участников закупки, не позволяют провести процедуру оценки заявок и заключение контракта на условиях, предусмотренных Законом о контрактной системе, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов (указанной закупки путем проведения открытого конкурса).

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 32, 33, 34, 42, 49, 50, 53, 54, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, статьей 108 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «ТрансКом» (173001, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 21, почтовый адрес: 173009, Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 8А, оф. 318) на действия муниципального заказчика – Муниципального бюджетного учреждения культуры «Волотовский межпоселенческий социально-культурный комплекс» (175100, Новгородская район, Волотовский район, п. Волот, ул. Комсомольская, д. 40) при осуществлении им закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения энергосервисного контракта по реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов в МБУК «Волотовский межпоселенческий социально-культурный комплекс», извещение № 0350300024518000004 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 18.09.2018, необоснованной.

2. Признать в действиях заказчика – Муниципального бюджетного учреждения культуры «Волотовский межпоселенческий социально-культурный комплекс» нарушения части 8 статьи 32, части 1 статьи 34, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 3 статьи 49, части 1 статьи 50, пунктов 4, 9 части 1 статьи 50, части 1 статьи 54, пункта 3 части 16 статьи 108 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику – Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Волотовский межпоселенческий социально-культурный комплекс» и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов (указанной закупки путем проведения открытого конкурса).

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки осуществления закупки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Муниципального бюджетного учреждения культуры «Волотовский межпоселенческий социально-культурный комплекс».

 

 

Председатель Комиссии

И.А. Куриков

Члены Комиссии

Б.М. Азадова

 

М.Е. Фомин

 

 

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны