Решение №4504/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы ООО «Недра Сибири... от 2 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

Заказчику – ОАУСО

«Маловишерский ПНИ «Оксочи»

 

дер. Подгорное,

Маловишерский р-н, Новгородская обл.,

174283

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ООО «Недра Сибири»

 

ул. Загородная, д. 79 Б,

г. Улан-Удэ, Республика Бурятия,

670031

 

 

Исх.№4504/03 от 02.10.17

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

27 сентября 2017 года Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления,

Захарова О.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

заказчика – Областного автономного учреждения социального обслуживания «Маловишерский психоневрологический интернат «Оксочи» - <…….>;

податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «Недра Сибири» надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения, ходатайств не заявлял, представителей на рассмотрение жалобы не направил,

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «Недра Сибири» (670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Загородная, д. 79 Б; далее – ООО «Недра Сибири») на действия заказчика – Областного автономного учреждения социального обслуживания «Маловишерский психоневрологический интернат «Оксочи» (174283, Новгородская обл., Маловишерский р-н, дер. Подгорное; далее - ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи») при осуществлении закупки путем проведения запроса предложений на право заключения контракта на выполнение работ по строительству пожарного депо V (пятого) типа на 2 автомобиля, извещение № 1050200000217000003 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 18.09.2017, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

21.09.2017 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки (определения поставщика) – ООО «Недра Сибири» на действия заказчика – ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» при осуществлении закупки путем проведения запроса предложений на право заключения контракта на выполнение работ по строительству пожарного депо V (пятого) типа на 2 автомобиля, извещение № 1050200000217000003 о проведении которого было размещено на официальном сайте 18.09.2017 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Доводы Жалобы сводятся к следующему.

По мнению подателя Жалобы - ООО «Недра Сибири», извещение об осуществлении рассматриваемой закупки путем проведения запроса предложений (далее – Извещение) не содержит информации о необходимости членства участников закупки в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, и требования к участникам закупки о представлении выписки из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 № 58 (далее – Приказ Ростехнадзора).

Также податель Жалобы считает, что установленные заказчиком – ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» в документации о проведении рассматриваемого запроса предложений (далее – Документация) меры ответственности сторон заключаемого по итогам осуществления закупки контракта в случае ненадлежащего исполнения ими его условий противоречат требованиям законодательства о контрактной системе, в том числе Правилам определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила; Постановление № 1042).

Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Заказчик – ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» письменных возражений относительно доводов Жалобы не представил. На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель заказчика пояснил следующее.

Извещение в соответствии с требованиями действующего законодательства содержит обязательное требование к участникам рассматриваемой закупки о необходимости их членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также требование о представлении участниками закупки подтверждающих документов (выписки из реестра саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора).

Доводы Жалобы о неустановлении в Проекте контракта мер ответственности сторон в случае ненадлежащего исполнения ими его условий в соответствии с положениями Правил, заказчик - ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» признает.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

1. В сентябре 2017 года заказчиком – ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» осуществлялась закупка путем проведения запроса предложений на право заключения контракта на выполнение работ по строительству пожарного депо V (пятого) типа на 2 автомобиля (начальная (максимальная) цена контракта - 20 473 071, 28 рублей).

Рассматриваемая закупка согласно части 4 статьи 15 Закона о контрактной системе осуществлялась заказчиком – ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» в соответствии с положениями и требованиями Закона о контрактной системе.

Заказчик принял решение об осуществлении рассматриваемой закупки путем проведения запроса предложений на основании пункта 6 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе, в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения ранее заключенного государственного контракта № 1050200000217000002-0706587-01 от 10.05.2017 (приказ № 27 от 11.08.2017 ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи»).

Извещение и Документация утверждены директором ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» <…….>.

Требования к содержанию извещения о проведении запроса предложений установлены частью 4 статьи 83 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 83 Закона о контрактной системе извещение о проведении запроса предложений должно содержать требования, предъявляемые к участникам запроса предложений, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса предложений в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает обязательное требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе документация о проведении запроса предложений должна содержать наименование и описание объекта закупки, условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 3.1 Документации объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по строительству пожарного депо V (пятого) типа на 2 автомобиля.

Согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК) к объектам капитального строительства относятся здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (пункт 10 статьи 1 ГрК).

Таким образом, объектом рассматриваемой закупки является строительство объекта капитального строительства.

В соответствии с частью 1 статьи 52 ГрК строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 52 ГрК работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

В соответствии с частью 2.1 статьи 52 ГрК, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Таким образом, для выполнения работ по строительству объектов капитального строительства, в том числе и объекта рассматриваемой закупки (здания пожарного депо V (пятого) типа на 2 автомобиля), участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением предусмотренных законом случаев (часть 2.1 статьи 52 ГрК), а в документации о закупке, объектом которой является выполнение работ по строительству объектов капитального строительства, должны быть установлены требование к участникам закупки об их членстве в такой саморегулируемой организации, а также требование о представлении ими подтверждающих данное членство документов.

В разделе 13 Извещения заказчиком - ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» установлены единые требования, предъявляемые к участникам настоящего запроса предложений.

При этом, вопреки мнению подателя Жалобы, в пункте 13.1 Извещения среди прочих требований, предусмотренных частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в качестве требования, устанавливаемого на основании пункта 1 части 1 данной статьи, заказчиком установлено требование, согласно которому участники закупки должны являться членами саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (уровень ответственности члена саморегулируемой организации должен быть не ниже предложения участника закупки о цене контракта за исключением случаев, перечисленных в частях 2.1, 2.2 ст. 52 ГрК).

В разделе 14 Извещения заказчиком - ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» установлен перечень документов, которые должны быть представлены участниками настоящего запроса предложений.

Согласно пункту 14.1 Извещения в качестве документа, представляемого участниками закупки и подтверждающего их соответствие требованию, установленному заказчиком к лицам, являющимся участниками закупки, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства), предусмотрена выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора).

Таким образом, утвержденное заказчиком Извещение по своей форме и содержанию соответствует требованиям, устанавливаемым частью 4 статьи 83 Закона о контрактной системе к содержанию извещения о проведении запроса предложений, в том числе в части наличия в нем требований, предъявляемых к участникам запроса предложений, и приведения исчерпывающего перечня документов, представляемых участниками запроса предложений в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.

Следовательно, данный довод Жалобы в ходе рассмотрения не нашел своего подтверждения.

2. В соответствии с частью 7 статьи 83 Закона о контрактной системе к документации о проведении запроса предложений прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью документации о проведении запроса предложений.

Проект контракта является Приложением № 5 к Документации.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

До 09.09.2017 порядок определения сумм штрафов и пеней за ненадлежащее установление в проекте контракта мер ответственности сторон регулировался Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 (далее – Постановление № 1063).

Согласно пункту 2 Постановления № 1042 Постановление № 1063 признано утратившим силу с 09.09.2017.

На сегодняшний день указанный порядок установлен Правилами, утвержденными Постановлением № 1042 (вступило в силу 09.09.2017).

Согласно пункту 3 Постановления № 1042 положения Правил применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего постановления.

Извещение о проведении рассматриваемого запроса предложений размещено на официальном сайте 18.09.2017.

Следовательно, исходя из даты размещения на официальном сайте Извещения и даты вступления в силу Постановления № 1042, заказчик должен был руководствоваться положениями Правил и применять их при установлении в Проекте контракта, заключаемого по результатам осуществления закупки, мер ответственности сторон в случае ненадлежащего исполнения ими его условий.

Необходимо учитывать, что положения ранее действовавших правил, утвержденных Постановлением № 1063, не идентичны положениям Правил, утвержденным Постановлением № 1042.

Рассмотрев материалы Жалобы, Комиссия приходит к выводу о ненадлежащем исполнении заказчиком – ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» обязанности по установлению в Проекте контракта мер ответственности сторон за ненадлежащее исполнение ими его условий, что выразилось в применении положений недействующих правил, устанавливавших порядок определения сумм штрафов и пеней до 09.09.2017 (Постановление № 1063).

Действующие Правила устанавливают следующий порядок определения сумм штрафов и пеней в проекте контракте.

Согласно пункту 3 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):

а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);

д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);

е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);

ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);

з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);

и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.

Согласно пункту 9 Правил за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Вместе с тем, согласно пункту 6.4 Проекта контракта в случае ненадлежащего исполнения Подрядчиком, обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), Заказчик направляет Подрядчику требование об уплате штрафа. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы в размере ___________ (__________) рублей __ копеек, определённой в соответствии с Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения, Генеральным подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063:

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Согласно пункту 6.2 Проекта контракта в случае ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, Подрядчик вправе взыскать с Заказчика штраф. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы в размере ___________ (__________) рублей __ копеек, определённой в соответствии с Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063:

а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

В соответствии с пунктом 10 Правил пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Однако, согласно пункту 6.5 Проекта контракта, в случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе гарантийного обязательства, Заказчик направляет Подрядчику требование об уплате пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Генеральным подрядчиком, и рассчитывается по Правилам определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063:

П = (Ц - В) x С (где Ц - цена контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок, Подрядчиком обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов; С - размер ставки).

Следовательно, заказчиком - ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» в Проекте контракта в нарушение требований Закона о контрактной системе и действующих Правил не установлены надлежащие размеры штрафа в % для поставщика (подрядчика, исполнителя) и в денежном выражении для заказчика, предусмотренные пунктами 3, 9 Правил, а также надлежащий размер пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в соответствии с пунктом 10 Правил.

Кроме того, согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе в контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Требование, предусмотренное частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, установлено заказчиком – ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» в пункте 11.3 Извещения, а условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение данного требования в пункте 6.9 Проекта контракта.

Согласно пункту 6.9 Проекта контракта подрядчик несёт ответственность, в соответствии с п.6.4. настоящей статьи, в случае не привлечения в качестве субподрядчика организаций из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объёме 15% от цены контракта (то есть размер штрафа, также как и в пункте 6.4 Проекта контракта, определяется в % цены контракта).

Вместе с тем, согласно пункту 8 Правил в случае если в соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, штраф устанавливается в размере 5 процентов объема такого привлечения, установленного контрактом.

Следовательно, заказчиком - ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» в Проекте контракта в нарушение требований Закона о контрактной системе и действующих Правил размер штрафа за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций также установлен в ненадлежащем виде.

Таким образом, в действиях заказчика - ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» содержатся нарушения частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем исполнении обязанности по установлению в документации о проведении запроса предложений мер ответственности сторон контракта в случае ненадлежащего исполнения ими его условий (в виде штрафов и пеней).

Соответственно, данный довод жалобы в ходе рассмотрения нашел свое подтверждение.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения запроса предложений.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе документация о проведении запроса предложений должна содержать наименование и описание объекта закупки, условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Как указывалось выше, объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по строительству пожарного депо V (пятого) типа на 2 автомобиля.

Согласно пункту 3.2.1 Документации описание объекта рассматриваемой закупки приведено заказчиком – ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» в Приложении № 1 к Документации (далее – Техническое задание).

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам приобретаемого товара (товара, используемого для выполнения работ или оказания услуг) приведены заказчиком в таблице 2 Технического задания.

1). По позиции 15 «Щебень» таблицы 2 Технического задания заказчиком – ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» для данного товара (материала) установлен показатель «прочность на сжатие», а также требования к его минимальному и максимальному значению, согласно которым оно не должно быть ниже 68.6 и не должно быть выше 98.1 МПа.

Из таблицы 2 Технического задания следует, что щебень должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия».

Согласно пункту 4.4.1 ГОСТ 8267-93 прочность щебня и гравия характеризуют маркой по дробимости при сжатии (раздавливании) в цилиндре.

В соответствии с пунктом 4.4.2 ГОСТ 8267-93 марки по дробимости щебня из осадочных и метаморфических пород должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 3, а марки по дробимости щебня из изверженных пород - в таблице 4.

При этом необходимо учитывать, что таблицы 3, 4 ГОСТ 8267-93, определяющие прочность щебня и гравия, характеризуемую в соответствии с пунктом 4.4.1 ГОСТ 8267-93 маркой по дробимости при сжатии (раздавливании) в цилиндре, не предусматривают конкретных (неизменяемых) значений прочности щебня (гравия), а лишь устанавливают их марки по дробимости (М200-1400) и значения потери их массы при испытании (в нормативах диапазонов их предельных значений («св…до…», «от…до…»)).

Согласно пункту 6.1 ГОСТ 8267-93 испытания щебня и гравия проводят по ГОСТ 8269.0, ГОСТ 8269.1.

Согласно Приложению А к ГОСТ 8269.0 «Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний» определение предела прочности при сжатии горной породы производят путем проведения физико-механических испытаний.

В соответствии с пунктом 5.4 ГОСТ 8267-93 прочность щебня (гравия) определяется один раз в квартал при проведении периодических испытаний.

2). По позиции 18 «Бетон» таблицы 2 Технического задания заказчиком - ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» для данного товара (материала) установлен показатель «прочность на сжатие», а также требования к его минимальному и максимальному значениям, согласно которым прочность бетона на сжатие должна быть не ниже 250 и не выше 262 кг/см2.

Из таблицы 2 Технического задания следует, что бетон по позиции 18 должен соответствовать требованиям ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия».

В тоже время, согласно пункту 6.1 ГОСТ 26633-2015 прочность бетона определяют по ГОСТ 10180, ГОСТ 22783, ГОСТ 28570, ГОСТ 22690, ГОСТ 17624, ГОСТ 31914, также предполагающим необходимость проведения испытаний для определения значения данного показателя (характеристики).

Таким образом, установленные в таблице 2 Технического задания по позициям 15, 18 значения показателей товаров (материалов) определяются по результатам испытаний каждой партии товара (материала) и, соответственно, не могут быть достоверно известны участнику закупки, не приобретавшему данный товар (момент) и не проводившему соответствующих испытаний, на момент подачи заявки.

Кроме того, по указанным позициям таблицы 2 Технического задания государственные стандарты не устанавливают конкретных (неизменяемых) значений интересующих заказчика характеристик, а лишь устанавливают необходимость проведения определенных испытаний при приемочном контроле и периодических испытаний с целью их определения.

В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе документация о проведении запроса предложений должна содержать требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений и инструкцию по их заполнению.

Согласно пункту 10.3.6 Документации заявка на участие в запросе предложений должна содержать предложение участника в отношении объекта закупки по форме согласно Приложению № 4.

Содержащаяся в Приложении № 4 к Документации форма предполагает указание участником закупки в своем предложении относительно объекта рассматриваемой закупки наименований содержащихся в таблице 2 Технического задания показателей и их соответствующих значений.

Таким образом, участники рассматриваемой закупки, подавая заявки (предложения) на участие в ней и руководствуясь содержащейся в Приложении № 4 формой предложения, должны указать среди прочих значений показателей (характеристик) товаров (материалов), подлежащих использованию при выполнении работ, значения показателей (характеристик), значения которых определяются по результатам испытаний определенных партий товаров (материалов).

Вместе с тем, при установлении заказчиком в документации о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учитывать, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Аналогичная позиция изложена в пункте 3 письма Федеральной антимонопольной службы № ИА/44536/16 от 01.07.2016, а также подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 по делу № АКПИ16-1287.

Таким образом, Документация (Техническое задание) устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе заявок (предложений) на участие в закупке, помимо конкретных показателей товаров (материалов), используемых при выполнении работ (например: требование о соответствии определенным ГОСТ, класс и пр.), результатов испытаний (прочность на сжатие и т.д.).

Указанные требования заказчика приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при оформлении заявки (предложения) иметь в наличии товар (материал), предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений относительно его химического состава, технологии производства, результатов его испытания.

Данная информация будет известна только после производства определенной партии товара (материала) и проведения ее испытания предприятием-изготовителем или при взятии проб потребителем при приемочном контроле.

Для потенциальных участников закупки, в свою очередь, данная информация станет достоверно известной только при приобретении определенной партии товара (материала), поскольку конкретные значения показателей в отношении разных партий товара (материала) могут отличаться в пределах допустимых нормативов, установленных определенными ГОСТ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

1). По позициям 18 и 19 таблицы 2 Технического задания заказчиком – ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» для бетонов, используемых при выполнении работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, установлен такой показатель как «подвижность», значение которого должно быть не менее П3 и не более П4 по позиции 18 и не менее П2 и не более П4 по позиции 19.

Однако ГОСТ 26633-2015, требованиям которого должен соответствовать используемый бетон по позиции 18 таблицы 2 Технического задания, не устанавливает такой характеристики бетона как «подвижность».

При этом, согласно пункту 4.2 ГОСТ 7473-2010 (требованиям которого должен соответствовать используемый бетон по позиции 19 таблицы 2 Технического задания) в зависимости от показателя удобоукладываемости бетонные смеси подразделяют на группы: жесткие (Ж), подвижные (П) и растекающиеся (Р). Группы подразделяют на марки по удобоукладываемости.

В соответствии с пунктом 5.1.4 ГОСТ 7473-2010 в зависимости от показателя удобоукладываемости бетонные смеси подразделяют на марки в соответствии с таблицами 1-4.

Согласно таблице 2 ГОСТ 7473-2010 бетонные смеси подразделяют на марки удобоукладываемости по осадке конуса П1-П5.

Соответственно, положения ГОСТ 7473-2010 вместо установленного заказчиком по позиции 19 таблицы 2 Технического задания показателя «подвижность» используют характеристику «удобоукладываемость», марки которой по осадке конуса подразделяются на П1-П5 и соответствуют установленным заказчиком в Техническом задании требованиям (не менее П2 и не более П4).

2). Также по позиции 19 «Бетон» таблицы 2 Технического задания заказчиком – ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» для данного товара (материала) установлены показатели «морозостойкость», «водонепроницаемость», а также требования к их минимальным и максимальным значениям, согласно которым морозостойкость бетона должна быть не менее F50 и не более F150, а водонепроницаемость – не менее W2 и не более W4.

Из таблицы 2 Технического задания следует, что бетон по позиции 19 должен соответствовать требованиям ГОСТ 7473-2010 «Смеси бетонные. Технические условия».

При этом, ГОСТ 7473-2010 не содержит значений таких показателей бетона как морозостойкость и водонепроницаемость.

Вместе с тем, из содержания пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

В случае неиспользования таковых в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Однако Документация подобного обоснования допустимости использования положений, не предусмотренных ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 7473-2010, на которые ссылается заказчик в Техническом задании при описании объекта рассматриваемой закупки по позициям 18, 19 таблицы 2, не содержит.

Таким образом, в действиях заказчика – ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании заказчиком объекта закупки, влекущем за собой ограничение количества участников запроса предложений, а также в использовании показателей (характеристик), не предусмотренных государственными стандартами (ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 7473-2010).

Необходимо отметить, что согласно Выписке из протокола от 25.09.2017 проведения запроса предложений настоящая закупка признана несостоявшейся по основанию, предусмотренному частью 19 статьи 83 Закона о контрактной системе (не подано ни одной заявки).

Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях заказчика – ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» при рассмотрении Жалобы и проведении внеплановой проверки, существенно повлияли на результаты закупки, поскольку привели к необъективному и ограничивающему доступ к участию в запросе предложений описанию ее объекта, а также могут препятствовать надлежащему исполнению сторонами заключенного по итогам осуществления рассматриваемой закупки контракта своих обязанностей в части установленных мер ответственности (оплаты штрафов, пени).

Указанные нарушения являются грубыми и могли стать достаточным основанием для аннулирования торгов.

Однако, в связи с признанием закупочной комиссией заказчика рассматриваемого запроса предложений несостоявшимся по причине отсутствия поданных на участие в закупке заявок, возможность для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов у Комиссии отсутствует.

Руководствуясь статьями 31, 33, 34, 83, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Недра Сибири» (670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Загородная, д. 79 Б) на действия заказчика – Областного автономного учреждения социального обслуживания «Маловишерский психоневрологический интернат «Оксочи» (174283, Новгородская обл., Маловишерский р-н, дер. Подгорное) при осуществлении закупки путем проведения запроса предложений на право заключения контракта на выполнение работ по строительству пожарного депо V (пятого) типа на 2 автомобиля, извещение № 1050200000217000003 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 18.09.2017, частично обоснованной в части довода о ненадлежащем установлении в документации о проведении запроса предложений мер ответственности сторон контракта в случае ненадлежащего исполнения ими его условий.

2. Признать в действиях заказчика – Областного автономного учреждения социального обслуживания «Маловишерский психоневрологический интернат «Оксочи» нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, частей 4, 5, 8 статьи 34, пункта 2 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с признанием рассматриваемого запроса предложений не состоявшимся по причине отсутствия поданных на участие в закупке заявок.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Областного автономного учреждения социального обслуживания «Маловишерский психоневрологический интернат «Оксочи».

 

 

 

Председатель Комиссии И.А. Куриков

 

 

Члены Комиссии О.А. Захарова

 

 

Д.А. Петров

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны