Решение №4527/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы ООО «Строй-К» от 4 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

Муниципальному заказчику –

Администрации Валдайского

муниципального района

 

проспект Комсомольский, д. 19/21,

г. Валдай, Новгородская обл., 175400

 

 

Оператору электронной площадки –

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

 

Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9,

г. Москва, 119435

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

ООО «Строй-К»

 

ул. Советская, д. 109, оф. 232,

г. Иркутск, 664009

 

 

исх. № 4527/03 от 03.10.2017

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

28 сентября 2017 года Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;

Иванов А.Т. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

Михайлов С.О. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «Строй-К» (664009, г. Иркутск, ул. Советская, д. 109, оф. 232; далее – ООО «Строй-К») на действия муниципального заказчика – Администрации Валдайского муниципального района (далее – Администрация) при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по осуществлению функций строительного контроля за строительством напорного канализационного коллектора в г. Валдай Новгородской области, извещение № 0150300011617000064 о проведении которого (в последней редакции) было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 12.09.2017, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

25.09.2017 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Строй-К» на действия муниципального заказчика – Администрации Валдайского муниципального района (далее – Администрация) при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по осуществлению функций строительного контроля за строительством напорного канализационного коллектора в г. Валдай Новгородской области, извещение № 0150300011617000064 о проведении которого (в последней редакции) было размещено на официальном сайте 12.09.2017 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

В документации по проведению рассматриваемого электронного аукциона заказчиком не установлено требование об обязательном членстве участника закупки саморегулируемой организации (далее также – СРО) в области строительства реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, тогда как в силу части 2 статьи 53 и пункта 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом СРО, что также подтверждается письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 39498-ОГ/02 от 08.09.2017.

Непредъявление к участникам закупки указанного требования позволяет принять участие в аукционе неквалифицированным и недобросовестным исполнителям и создает предпосылки для осуществления ими незаконном предпринимательской деятельности.

Также податель Жалобы считает, что заказчиком проигнорированы требования статьи 55.5-1 ГрК РФ в части привлечения к выполнению работ специалистов по организации строительства, соответствующие положения в документацию об аукционе не внесены.

О месте и времени рассмотрения Жалобы ООО «Строй-К» было надлежащим образом уведомлено, своих представителей на заседание Комиссии не направило.

Муниципальный заказчик – Администрация считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на нее (исх. № 5909 от 27.09.2017), суть которых сводится к следующему.

Лицо, осуществляющее строительный контроль, не обязано являться членом СРО, поскольку строительный контроль не относится к работам по договору строительного подряда, то есть к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства.

Положениями ГрК РФ не предусмотрено создание и функционирование СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительный контроль.

О месте и времени рассмотрения Жалобы заказчик – Администрация был надлежащим образом уведомлен, своих представителей на заседание Комиссии не направил, заявил ходатайство о рассмотрении Жалобы в его отсутствие.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.

В сентябре-октябре 2017 года муниципальным заказчиком – Администрацией осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по осуществлению функций строительного контроля за строительством напорного канализационного коллектора в г. Валдай Новгородской области (извещение № 0150300011617000064 (в последней редакции) от 12.09.2017) (начальная (максимальная) цена контракта – 3 451 884,90 рублей).

Документация о рассматриваемом электронном аукционе (далее – Документация) утверждена заместителем Главы Администрации Е.А. Гавриловым.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 9.3.1 Документации соответствие каким-либо требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки, муниципальным заказчиком – Администрацией установлено не было.

Кроме того, согласно пункту 10.3 Документации в составе вторых частях заявок на участие в аукционе от участников закупки не требуется предоставление документов (или копии документов), подтверждающих соответствие участников аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки.

Таким образом, требования к участникам данного аукциона о членстве в саморегулируемой организацией в сфере строительства заказчиком предъявлены не были.

Также от участников закупки не требовалось представлять в составе вторых частей их заявок на участие в аукционе выписку из реестра членов СРО.

Данные действия Администрации по определению содержания Документации Комиссия находит правомерными и соответствующими требованиям ГрК РФ.

Согласно части 1 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.

Таким образом, к договору строительного подряда, в соответствии с нормами ГрК РФ, относятся исключительно работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Согласно части 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 2 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в случаях, установленных настоящим Кодексом, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации или по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 настоящего Кодекса. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов в случаях, предусмотренных статьей 60.1 настоящего Кодекса.

Следовательно, заказчики обязаны устанавливать требование к участникам закупки относительно их членства в СРО лишь в вышеуказанных случаях (осуществление закупок на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации или работ по договору строительного подряда объектов капитального строительства).

При этом, как было указано выше, к договору строительного подряда, в соответствии с нормами ГрК РФ, строительный контроль не относится, оказание услуг по строительному контролю может оказывать лицо, не осуществляющее строительство и не состоящее в СРО.

Таким образом, при осуществлении данной закупки муниципальный заказчик – Администрация не имел правовых оснований для установления требования о членстве участников закупки в СРО и требования о представлении в составе вторых частей их заявок на участие в аукционе выписки из реестра членов СРО.

Ссылку подателя жалобы на письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 39498-ОГ/02 от 08.09.2017 Комиссия считает несостоятельной, поскольку данный ответ на обращение ООО «Строй-К», подписанный заместителем директора Правового департамента Минстроя РФ Т.Н. Барминой, не является нормативным правовым актом и даже не может считаться официальной позицией федерального органа исполнительной власти по применению положений ГрК РФ, поскольку выражает лишь мнение отдельного должностного лица одного из структурных подразделений министерства.

Довод подателя Жалобы относительно игнорирования Администрацией положений статьи 55.5-1 ГрК РФ в части необходимости установления к участникам рассматриваемой закупки требования о привлечении к выполнению работ специалистов по организации строительства, Комиссия также находит несостоятельным, поскольку соответствующие нормы ГрК РФ относятся к случаям осуществления строительного контроля непосредственно лицом, осуществляющим строительство, заключившим с заказчиком договор строительного подряда, тогда как в рамках данного аукциона Администрация заключает отдельный контракт на осуществление строительного контроля за действиями такого подрядчика.

В результате проведения внеплановой проверки в действиях Администрации нарушений Закона о контрактной системе не установлено.

 

Руководствуясь статьями 31, 64, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Строй-К» (664009, г. Иркутск, ул. Советская, д. 109, оф. 232) на действия муниципального заказчика – Администрации Валдайского муниципального района при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по осуществлению функций строительного контроля за строительством напорного канализационного коллектора в г. Валдай Новгородской области, извещение № 0150300011617000064 о проведении которого (в последней редакции) было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 12.09.2017, необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии И.А. Куриков

 

Члены Комиссии А.Т. Иванов

 

С.О. Михайлов

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны