Решение №4542/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы ООО «Перспектива» от 16 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

Муниципальному заказчику –

Администрации Окуловского

муниципального района и его аукционной комиссии.

 

ул. Кирова, д. 6,

г. Окуловка, Новгородская обл., 174350

 

 

Оператору электронной площадки –

ЗАО «Сбербанк - АСТ»

 

Большой Саввинский пер, д. 12,стр. 9,

г. Москва, 119435

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

ООО «Перспектива»

 

ул. Куйбышева, д. 79, 64,

г. Самара, 443099

 

Исх.№4542/03 от 16.10.18

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

11 октября 2018 года                                                                                   Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Комиссия) в составе:

Виниченко О.С.  – председатель Комиссии, руководитель Управления;

Михайлов С.О.  – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,                

Фомин М.Е. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления;                

в присутствии представителей:

- муниципального заказчика – Администрации Окуловского муниципального района – «……»;

- податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «Перспектива» надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился, своих представителей не направил,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (443099, г. Самара, ул. Куйбышева, д. 79, 64; далее – ООО «Перспектива») на действия муниципального заказчика – Администрации Окуловского муниципального района   (174350, г. Окуловка,  Новгородская обл. ул. Кирова, д. 6; далее – Администрация) при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Окуловского городского поселения, извещение № 0350300020318000123 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 19.09.2018, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

04.10.2018 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Перспектива» на действия муниципального заказчика – Администрации при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Окуловского городского поселения, извещение № 0350300020318000123  о проведении которого было размещено на официальном сайте 19.09.2018  (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

Податель Жалобы указывает, что муниципальным заказчиком в  пункте 2.6 Приложения № 4 к документации об электронном аукционе (далее – Проект контракта) предусмотрено авансирование в размере 25 %  от цены контракта.

Однако в нарушение пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в Проекте контракта отсутствуют условия и сведения о сроках оплаты аванса.

Кроме того, в документации об аукционе установлено требование о том, что участник аукциона должен быть членом саморегулируемой организации (далее – СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Документацией об аукционе установлено, в том числе, следующее требование к содержанию заявок на участие в рассматриваемом аукционе: «Копия выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58, со сроком выдачи не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (документ не требуется для участников аукциона, указанных в ч 2.1 и ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации)».

Вместе с тем, законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено, что  выписка из реестра членов СРО должна быть получена не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Вышеуказанное требование к сроку действия выписки из реестра СРО, по мнению ООО «Перспектива» не соответствует положениям Закона о контрактной системе.

 

Учитывая изложенное, податель Жалобы просит признать в действиях муниципального заказчика – Администрации нарушения Закона о контрактной системе и выдать ему обязательное для исполнения предписание об устранении таких нарушений.

Муниципальный заказчик – Администрация считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх № 6833 от 09.10.2018 Новгородского УФАС России), суть которых сводится к следующему.

1. Пункту 2.6 Проекта контакта содержит следующее условие: «Предусматривается авансирование в размере 25 % от цены муниципального контракта. Расчеты по муниципальному контракту осуществляются Заказчиком за фактически выполненные работы путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика на основании подписанного(ых) сторонами акта(ов) о приемке выполненных работ и справки(ок) о стоимости выполненных работ и затрат в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты подписания Заказчиком указанных документов».

Податель Жалобы указывает на нарушение пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в связи с отсутствием в Проекте контракта сведений о сроке выплаты аванса.

Однако, данной статьей Закона о контрактной системе предусмотрено условие о порядке и сроках оплаты работы, а требование к сроку оплаты аванса, который является платежом, выплачиваемым до фактического исполнения работ предусмотренных контрактом, не установлено.

2. Податель Жалобы также указывает, что законодательством о контрактной системе не предусмотрено, что выписка из реестра членов саморегулируемой организации должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок.

Однако, при рассмотрении заявок аукционная комиссия руководствуется пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе и проверяет документы и информацию на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, а также наличие в документах достоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, в ином случаи заявка отклоняется.

Установление срока выдачи выписки из реестра членов саморегулиремоц организации не противоречит требования части 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации о сроке действия  выписки, соответственно, вышеуказанное требование к участникам закупки не нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

На рассмотрении Жалобы представители муниципального заказчика – Администрации поддержали доводы возражений на Жалобу в полном объеме.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения  электронного аукциона.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. В сентябре - октябре 2018 года муниципальным заказчиком – Администрацией  проводится закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Окуловского городского поселения, извещение № 0350300020318000123 о проведении которого было размещено на официальном сайте 19.09.2018 (начальная (максимальная) цена контракта – 9 127 963, 35 рублей).

Документация о рассматриваемом электронном аукционе  (далее – Документация) утверждена Постановлением Администрации Окуловского муниципального района от 18.09.2018 № 1177.

В соответствии с  частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью документации об аукционе.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В силу части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 названного Закона.

В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Таким образом, условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги должно содержаться в проекте контракта.

          В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе приложение № 4  к Документации содержит Проект контракта.

Раздел 3 Проекта контракта определяет порядок и срок оплаты работ.

Согласно разделу 2.6 Проекта контракта «Предусматривается авансирование в размере 25 % от цены Контракта, что составляет  __________ (__________) рублей ____ копеек.

          Расчеты по Контракту осуществляются Заказчиком за фактически выполненные работы путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика на основании подписанного(ых) сторонами акта(ов) о приемке выполненных работ и справки(ок) о стоимости выполненных работ и затрат в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты подписания Заказчиком указанных документов.

Сумма, подлежащая уплате Заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, уменьшается на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации Заказчиком».

Согласно законодательству о контрактной системе, установление в контракте условия авансирования является правом, но не обязанностью заказчика, и определяется им самостоятельно, исходя из собственных потребностей.

Таким образом, если заказчик принял решение об осуществлении авансирования которое является частью оплаты товара, работ и услуг, ему следует внести данное условие в контракт в соответствии с пунктом 1 частью 13 статьи  34 Закона о контрактной системе, а значит в обязательном порядке  определить при этом размер аванса и срок его выплаты.

Однако в нарушение законодательства о контрактной системе  в Проекте контракта отсутствуют сведения  о сроке оплаты аванса.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившихся в ненадлежащем установлении в Проекте контракта порядка и срока оплаты товара, работы или услуги.

2. Согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК) к объектам капитального строительства относятся линейные объекты, в том числе автомобильные дороги (пункты 10, 11 статьи 1 ГрК).

Таким образом, объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по ремонту объекта капитального строительства – автомобильной дороги.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно части 1 статьи 52 ГрК строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 52 ГрК работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

В соответствии с частью 2.1 статьи 52 ГрК, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Таким образом, для выполнения работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства (в частности автомобильных дорог) участник закупки должен быть членом СРО в сфере строительства, за исключением предусмотренных законом случаев (часть 2.1 статьи 52 ГрК).

Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 (далее – Перечень).

Согласно Дефектной ведомости (Приложение № 1 к Документации; далее – Приложение № 1) в число работ, выполняемых в рамках заключаемого контракта, включены:

- устройство выравнивающего слоя из асфальтобетонной смеси с применением укладчиков асфальтобетона (30 мм);

-  устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей плотных мелкозернистых типа АБВ, плотность каменных материалов 2,5-2,9 т/м3;

- розлив вяжущих материалов и т.д.

Вышеуказанные работы, согласно пунктам 25.1, 25.2, 25.4 Перечня, являются работами по капитальному ремонту, оказывающими влияние на безопасность объекта капитального строительства.

Для выполнения указанных работ и, соответственно, участия в рассматриваемом аукционе, участники закупки должны быть членами СРО, соответствующей требованиям части 3 статьи 55.8 ГрК.

Согласно части 1 статьи 55.17 ГрК  саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации. Ведение такого реестра может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения саморегулируемой организацией такого реестра членов саморегулируемой организации на своем сайте в сети «Интернет».

В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

В свою очередь, муниципальный заказчик – Администрация должен был установить в Документации обязательные в соответствии с действующим законодательством требования, предъявляемые в данном случае к участникам рассматриваемой закупки, а именно, требование о членстве участников в СРО в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также требования к составу вторых частей заявок данных участников - выписку из реестра членов СРО.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Муниципальным заказчиком – Администрацией в пункте 9.3.1 Документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено следующие требования к участникам аукциона: участники должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 52 и частью 3 статьи  55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение Работ:

- участник аукциона должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

- саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;

- совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.

Требования не распространяются:

- на участников, которые предложат цену контракта 3 млн. рублей и менее;

- на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юрлица с госучастием в случаях, которые перечислены в части 2.2 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ.

Также, в подпункте 2 пункта 10.3 Документации установлено, что вторые части заявок участников закупки должны содержать копию выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58, со сроком выдачи не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (документ не требуется для участников аукциона, указанных в части 2.1 и части 2.2 статьи 52 ГрК).

Согласно части 5 статьи 55.17 ГрК форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.

Форма выписки из реестра СРО установлена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58.

Изучив материалы Жалобы, Комиссия Новгородского УФАС России не усматривает нарушений в установленных заказчиком требованиях к сроку выдачи выписки из реестра СРО (не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе).

ГрК предусмотрено, что срок действия выписки из реестра СРО составляет один месяц с даты ее выдачи.

Указанный муниципальным заказчиком – Администрацией срок, в который должна быть получена выписка из реестра СРО, не противоречит сроку действия такой выписки, предусмотренному частью 4 статьи 55.17 ГрК.

При этом, ГрК, а также действующее законодательство о контрактной системе не устанавливают конкретного события (окончание срока подачи заявок, окончание срока рассмотрения первых частей заявок и т.д.) на момент наступления которого должен устанавливаться срок выдачи выписки из реестра СРО.

Следовательно, муниципальный заказчик – Администрация, установив  вышеуказанное требование к сроку получения выписки из реестра СРО, не нарушил положения ГрК и Закона о контрактной системе.

Учитывая вышеизложенное, Жалоба является частично обоснованной.

При этом, доказательств того, что вышеуказанное нарушение законодательства о контрактной системе, установленное в действиях заказчика – Администрации, повлияло на осуществление закупки при подаче заявок, не установлено.

Однако, указанные  в Проекте контракта  ненадлежащим образом условия порядка и срока оплаты товара, работы или услуги (выплаты аванса), способны ввести в заблуждение победителя рассматриваемой закупки при исполнении государственного контракта, заключенного по итогам электронного аукциона

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении допущенных  нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в Проект контракта при его направлении на подписание победителю торгов.

В результате проведения внеплановой проверки нарушений законодательства о контрактной системе в действиях муниципального заказчика – Администрации и его аукционной комиссии  не установлено.

 

 

Руководствуясь статьями 31, 34, 64, 66 пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (443099, г. Самара, ул. Куйбышева, д. 79, 64) на действия муниципального заказчика – Администрации Окуловского муниципального района   (174350, г. Окуловка,  Новгородская обл. ул. Кирова, д. 6) при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Окуловского городского поселения, извещение № 0350300020318000123 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru  19.09.2018 частично обоснованной, в части довода относительно отсутствия в  Приложении № 4 к документации об электронном аукционе (Проекте контракта) условия о порядке и сроках выплаты аванса.

2. Признать в действиях муниципального заказчика - Администрации Окуловского муниципального района нарушения пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. Выдать муниципальному заказчику – Администрации Окуловского муниципального района, оператору электронной площадки  обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица муниципального заказчика – Администрации Окуловского муниципального района.

 

Председатель Комиссии                                                                               О.С. Виниченко

                                                                                                                                

Члены Комиссии                                                                                           С.О. Михайлов                     

                                                                                

                                                                                                               М.Е. Фомин          

           

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

  

 

 

                                                                                                      

                  

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны