Решение №456/02 Решение по делу № 37 в отношении МУП Великого Новгорода "Нов... от 4 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

Общество с ограниченной ответственностью «АБСОЛЮТ»

пр. А. Корсунова, д. 30, Великий Новгород, 173023

 

Муниципальное унитарное предприятие Великого Новгорода «Новгородский водоканал»

ул. Германа, д. 33, Великий Новгород, 173003

 

   Исходящий № 456/02 от 03.02.2015

 

                                                             РЕШЕНИЕ

 

по делу № 37                                                                                Великий Новгород

 

Резолютивная часть решения оглашена 21 января 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 03 февраля 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: О.С. Виниченко – руководитель Управления,  

Члены комиссии:

Бунин И.В. - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,

Аванесян М.В. - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,

при участии представителя ответчика Муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Новгородский водоканал» - Печниковой Л.М. (доверенность № 59 от 22.07.2014), при участии представителя заявителя Общества с ограниченной ответственностью «Абсолют» - Гуровой Ю.С. (доверенность № 256 от 12.08.2014)   рассмотрев дело № 37 по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием Великого Новгорода «Новгородский водоканал» части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

                                                        У С Т А Н О В И Л А:

В Новгородское УФАС России 14.05.2014 поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью «Абсолют» (далее – Общество, заявитель) о нарушении Муниципальным унитарным предприятием Великого Новгорода «Новгородский водоканал» (далее – Предприятие) антимонопольного законодательства.

Из заявления следует, что между Обществом и Предприятием заключен договор № 1394 от 13.11.2002 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод (далее – договор № 1394 от 13.11.2002). 17 февраля 2014 года и 11 марта 2014 года Предприятием было направлено Обществу уведомление о намерении прекратить водоснабжение и ограничить водоотведение заявителя. Такие действия Предприятие мотивировало наличием задолженности со стороны Общества по оплате счета № 44 от 22.08.2013 за превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах. Заявитель отказывался оплачивать счет, поскольку полагал, что Предприятием был нарушен порядок отбора проб сточных вод, регулируемый Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N167. Общество считает, что действия Предприятия, направленные на прекращение подачи воды и ограничение приема сточных вод по причине неоплаты Обществом необоснованно выставленного счета, являются злоупотреблением доминирующим положением.

Новгородским УФАС России в результате рассмотрения заявления было установлено следующее.

В соответствии с пунктом 3.1.2 договора № 1394 от 13.11.2002 Предприятие обязалось систематически контролировать качество сточных вод, отводимых в канализацию, путем отбора проб. Отбор проб производится в любое время суток в присутствии представителя абонента.

В свою очередь Общество обязалось оплачивать стоимость потребленной воды и прием сточных вод, а также не превышать концентрацию загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в систему канализации, установленные в соответствии с действующим законодательством и решениями местной Администрации (пункты 3.2.1, 3.2.6 договора № 1394 от 13.11.2002).

В соответствии с пунктом 5.6. договора № 1394 от 13.11.2002, сумма платы за превышение нормативов сброса сточных вод в системы канализации определяется по дифференцированным расчетам, исходя из фактических концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах за месяц: за превышение допустимой концентрации по одному загрязнителю - в двукратном размере действующего тарифа за каждый кубометр сбрасываемых сточных вод; за превышение допустимых концентраций одновременно по двум загрязнителям - в трехкратном; по трем - в четырехкратном и так далее размере действующего тарифа за каждый кубометр сбрасываемых сточных вод. При этом кратность увеличения действующего тарифа ограничивается десятью.

На момент отбора Предприятием 11.07.2013 проб сточных вод на объекте Общества порядок отбора проб регулировался Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N167 (далее – Правила).

Согласно пункту 65 Правил контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.

Пунктом 1 Правил установлено, что "контрольный канализационный колодец" - колодец, предназначенный для учета и отбора проб сточных вод абонента, или последний колодец на канализационной сети абонента перед врезкой ее в систему коммунальной канализации; "контрольная проба" - проба сточных вод абонента (включая сточные воды субабонента), отобранная из контрольного канализационного колодца с целью определения состава сточных вод, отводимых в систему коммунальной канализации.

Предприятие произвело отбор сточных вод не из контрольного колодца, который сторонами договора № 1394 от 13.11.2002 определен не был, а также не из последнего колодца на канализационной сети абонента перед врезкой ее в систему коммунальной канализации, а из первого колодца, непосредственно примыкающего к объекту Общества.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий относится, в том числе, водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

Основным видом деятельности Предприятия является оказание услуг в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, Предприятие занимает доминирующее положение на рынке  водоснабжения и водоотведения и к нему применимы требования статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц

По результатам рассмотрения заявления Общества о нарушении антимонопольного законодательства Управлением было возбуждено настоящее дело по признакам нарушения Предприятием части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в злоупотреблении правом на ограничение предоставления услуг водоснабжения и водоотведения.

13 августа 2014 года на рассмотрении настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства от Предприятия поступило ходатайство о приостановлении рассмотрения настоящего дела до вступления в силу решения суда по делу № А44-4139/2014, предметом рассмотрения которого является исковое заявление Предприятия о взыскании с Общества задолженности по оплате суммы по счету № 44 от 22.08.2013 за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ в систему канализации.

Определением Управления от 13.08.2014 исх. № 4562/02 рассмотрение настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства было приостановлено до вступления в силу решения суда по делу № А44-4139/2014, имеющего значение для рассмотрения настоящего дела.

28 октября 2014 года Арбитражный суд Новгородской области вынес решение по делу № А44-4139/2014, которым установлено отсутствие нарушений Предприятием Правил при осуществлении отбора сточных вод на объекте Общества, с Общества в пользу Предприятия была взыскана задолженность в размере 43 494 руб. за превышение нормативов сброса сточных вод. При этом в процессе рассмотрения судом названного дела сумма указанной задолженности была пересчитана Предприятием и снижена с 98 010 руб. до 43 494 руб.

Определением Управления от 05.12.2014 исх. № 7172/02 рассмотрение настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства было возобновлено.

21 января 2015 года при рассмотрении настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства представитель заявителя – Гурова Ю.С. уточнила, что, по её мнению, злоупотребление Предприятием своим доминирующим положением выразилось также и в предъявлении Обществу завышенной суммы за превышение нормативов сброса сточных вод, которая была снижена в процессе рассмотрения судом дела № А44-4139/2014.

Новгородское УФАС России, изучив материалы настоящего дела, решение Арбитражного суда Новгородской области от 28.10.2014 по делу № А44-4139/2014, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии состава нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях Предприятия, по следующим основаниям.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 21 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая горячее водоснабжение, вправе прекратить или ограничить горячее водоснабжение, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента и органы местного самоуправления поселения, городского округа, а организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив в указанный срок абонента, органы местного самоуправления поселения, городского округа, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в случае наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более.

Внесение платы за превышение нормативов сброса сточных вод в системы канализации предусмотрено пунктом 5.6 договора № 1394 от 13.11.2002, расчетный период оплаты определён с 1 по 31 числа текущего месяца (пункт 5.2 договора).

Выставленный Предприятием Обществу счет № 44 от 22.08.2013 на оплату 98 010 руб. за превышение нормативов сброса не оплачивался Обществом до судебного решения ни в какой части и, таким образом, на момент направления Предприятием Обществу уведомлений от 17.02.2014 и от 11.03.2014 о планируемом прекращении водоснабжения и водоотведения у Общества (абонента) имелась задолженность по оплате по договору № 1394 от 13.11.2002 более чем за два расчетных периода, а у Предприятия в соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 21 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" имелись основания для ограничения водоснабжения и водоотведения.

При этом Предприятие не правомерно требовало от Общества оплатить завышенную сумму за превышение нормативов сброса сточных вод. Однако, поскольку сумма за превышение нормативов сброса до судебного решения не оплачивалась Обществом даже в действительной части (43 494 руб.), а ограничений водоснабжения и водоотведения Предприятием в отношении Общества не устанавливалось, то требование Предприятия оплатить указанную сумму задолженности в завышенном размере не налагало на Общество каких-либо ограничений права на услуги водоснабжения и водоотведения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,  пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 37 в связи с отсутствием нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях Муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Новгородский водоканал».

 

Председатель Комиссии                                                                  О.С. Виниченко

 

Члены Комиссии                                                                               И.В. Бунин

                                                                                                             

                                                                                                           М.В. Аванесян

 

Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны