Решение №4567/03 Решение по результатам рассмотрения жалобы ООО "Эпос" от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику – Государственному

областному бюджетному учреждению здравоохранения «Центральная

городская клиническая больница»

 

ул. Яковлева, д. 18,

Великий Новгород, 173001

факс: (8162) 61-82-32

 

 

Уполномоченному органу –

Департаменту имущественных

отношений и государственных закупок

Новгородской области

 

пл. Победы-Софийская, д. 1,

Великий Новгород, 173005

факс: (8162) 73-23-85

 

 

Оператору электронной площадки - Открытому акционерному обществу «Единая электронная торговая площадка»

 

ул. Каретный ряд, д. 2/1,

г. Москва, 127006

факс: 8 (495) 542-40-20

info@roseltorg.ru

 

 

Участнику размещения заказа  – 

ООО «Эпос»

 

ул. Гжатская, д. 22, корп. 2, офис 536,

г. Санкт-Петербург, 195220

факс: (812) 676-69-18

 

Заказ № 0150200000613001438

 

Исходящий № 4567/03 от 24.09.2013

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов

 

Резолютивная часть оглашена 19.09.2013

В полном объеме изготовлено 24.09.2013                                         Великий Новгород

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Комиссия) в составе:

Виниченко О.С. – председатель Комиссии, руководитель Управления;

Каменская О.В. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;          Шаврин П.Н. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная городская клиническая больница» – Романова Никиты Борисовича (доверенность № 1726 от 19.09.2013);

уполномоченного органа – Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области – Игнатьевой Надежды Александровны (доверенность № 64 от 08.05.2013);

представители участника размещения заказа (подателя жалобы) – Общества с ограниченной ответственностью «Эпос»  на рассмотрение Жалобы не явились, о месте и времени рассмотрения Жалобы извещены надлежащим образом (устное ходатайство о рассмотрении Жалобы без их участия),

рассмотрев жалобу участника размещения заказа – Общества с ограниченной ответственностью «Эпос» (г. Санкт-Петербург, ул. Гжатская, д. 22, корп. 2, офис 536; далее – ООО «Эпос») – на действия заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная городская клиническая больница» (Великий Новгород, ул. Яковлева, д. 18; далее – ГОБУЗ «ЦГКБ») – при размещении им и уполномоченным органом – Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (далее – Департамент государственных закупок) - заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту отделений гинекологии и травматологии клиники № 1 ГОБУЗ «ЦГКБ» для нужд бюджетного учреждения, извещение № 0150200000613001438 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 29.08.2013, и проведя внеплановую проверку размещения данного заказа,  

 

УСТАНОВИЛА:

 

13.09.2013 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) поступила жалоба участника размещения заказа – ООО «Эпос» – на действия заказчика – ГОБУЗ «ЦГКБ» – при размещении им и уполномоченным органом – Департаментом государственных закупок - заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту отделений гинекологии и травматологии клиники № 1 ГОБУЗ «ЦГКБ» для нужд бюджетного учреждения, извещение № 0150200000613001438 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 29.08.2013 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ (с изм. и доп., далее – Закон о размещении заказов) и с соблюдением требований, предусмотренных статьями 57 – 58 данного закона.

Из Жалобы следует, что в подпункте 8.1.2 пункта 8 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме и инструкция по ее заполнению» документации об открытом аукционе в электронной форме установлено обязательное требование к участникам размещения заказа в виде наличия действующей лицензии на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Данная лицензия дает право на выполнение работ связанных только с техническим обслуживанием, монтажом и ремонтом средств обеспечения пожарной безопасности.

Необходимость предоставления в составе второй части заявки именно только этой лицензии Заказчик подтвердил в ответе от 30.08.2013 на запрос о разъяснении положений документации, где Заказчик указал на необходимость осуществления работ по монтажу нескольких пожарных извещателей исключительно лицом, с которым будет впоследствии заключен контракт и фактически запретил передавать этот вид работ субподрядчику.

Предметом торгов в данном случае является выполнение строительных работ по капитальному ремонту, в то же время требование к участникам размещения заказа о наличии выданного саморегулируемой организацией (СРО) свидетельства о допуске к работам по организации строительства Заказчиком не установлено.

При этом требование лицензии на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений при размещении рассматриваемого заказа приводит к ущемлению конкуренции ввиду ограниченного числа участников размещения заказа, имеющих указанную лицензию.

Согласно части 3.1 статьи 34, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация о торгах не должна содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем включения в состав одного лота технологически и функционально не связанных товаров, работ, услуг.

Как следует из письма ФАС России от 07.07.2011 № ИА/26163, в случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов; услуги по монтажу пожарной сигнализации), то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии является нарушением части 4 статьи 11, части 3 статьи 22, части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, а также статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, ООО «Эпос» просит приостановить размещение данного заказа, провести внеплановую проверку и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений.

Заказчик – ГОБУЗ «ЦГКБ» – доводы и требования Жалобы не признал по основаниям, изложенным в возражениях на Жалобу (вх. № 7304 от 17.09.2013 Новгородского УФАС России), и указал следующее.

Согласно Техническому заданию (Приложение № 1 к документации об открытом аукционе в электронной форме) в предмет аукциона входит выполнение работ по устройству пожарной сигнализации отделений гинекологии и травматологии клиники № 1 ГОБУЗ «ЦГКБ» (монтаж, проведение пусконаладочных работ).

Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений полежит лицензированию в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Таким образом, установленное Заказчиком требование к участникам размещения заказа в виде наличия действующей лицензии на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений является обязательным к включению в документацию об открытом аукционе в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на выполнение работ по капитальному ремонту отделений гинекологии и травматологии клиники № 1 ГОБУЗ «ЦГКБ» для нужд бюджетного учреждения.

Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

В вышеуказанный перечень включены следующие виды работ, выполнение которых является предметом рассматриваемого аукциона:

«п. 2.1. Разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей»;

«12.3. Защитное покрытие лакокрасочными материалами»;

«12.11. Работы по теплоизоляции трубопроводов»;

«15.1. Устройство и демонтаж системы водопровода и канализации»;

«15.2. Устройство и демонтаж системы отопления»;

«15.4. Устройство и демонтаж системы вентиляции и кондиционирования воздуха»;

«15.5. Устройство системы электроснабжения»;

«15.6. Устройство электрических и иных сетей управления системами жизнеобеспечения зданий и сооружений»;

«20.1. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 1 кВ включительно»;

«23.5. Монтаж компрессорных установок, насосов и вентиляторов»;

«23.6. Монтаж электротехнических установок, оборудования, систем автоматики и сигнализации».

Вышеуказанные виды работ требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, только в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, то есть при выполнении таких работ на особо опасных, технически сложных  и уникальных объектах, к которым здание клиники № 1 ГОБУЗ «ЦГКБ» не относится.

На рассмотрении Жалобы представитель Заказчика поддержал вышеуказанные доводы в полном объеме.

Представитель уполномоченного органа – Департамента государственных закупок по доводам Жалобы пояснил следующее.

Департамент государственных закупок является исполнительным органом государственной власти Новгородской области и в своей деятельности руководствуется Положением, утвержденным постановлением Правительства Новгородской области от 24.06.2013 № 31. В соответствии с данным Положением при размещении областных заказов Департамент государственных закупок выступает уполномоченным органом, при этом полномочиями по проверке представленных заказчиками документаций по размещению заказов на их соответствие требованиям законодательства Российской Федерации Департамент государственных закупок как уполномоченный орган не наделен.

Таким образом, обжалуемых действий Департамент государственных закупок не совершал.

В связи с поступлением Жалобы на основании части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

29 августа 2013 на официальном сайте в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru было размещено извещение № 0150200000613001438 о проведении заказчиком – ГОБУЗ «ЦГКБ» и уполномоченным органом – Департаментом государственных закупок заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту отделений гинекологии и травматологии клиники № 1 ГОБУЗ «ЦГКБ» для нужд бюджетного учреждения.

В соответствии с пунктом 1 части 1  статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа, в частности, соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

В соответствии с пунктом 7.7 документации об открытом аукционе в электронной форме к участникам размещения заказа предъявлено лишь требование о наличии действующей лицензии на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, и в соответствии с подпунктом 3 пункта 8.1.2 указанной документации требование о предоставлении данной лицензии в составе второй части заявки на участие в аукционе.

При этом, как следует из ответа Заказчика на запрос о разъяснении положений документации об аукционе в электронной форме, размещенного на официальном сайте 30.08.2013, в составе второй части заявки на участие в рассматриваемом аукционе участник размещения заказа должен представить копию действующей собственной лицензии на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений организации не зависимо от наличия у данного участниками размещения заказа свидетельства СРО с пунктом 33 «Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)».

Закон о размещении заказов не содержит запрета на привлечение субподрядчиков для исполнения государственного или муниципального контракта.

Согласно пункту 4.5 документации об открытом аукционе в электронной форме подрядчик вправе привлечь к выполнению Работ третьих лиц (субподрядчиков). При этом Подрядчик несет ответственность за действия третьих лиц, в том числе за качество и сроки выполнения ими Работ.

Таким образом, согласно документации об аукционе генподрядчиком допускается привлечение к исполнению муниципального контракта субподрядчиков, в том числе и на выполнение работ по устройству пожарной сигнализации. Кроме того, необходимо учесть, что предметом гражданско-правового договора является выполнение работ по капитальному ремонту как основного вида работ, определенного нуждами заказчика.

Таким образом, в действиях Заказчика содержится нарушение части 5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов, выразившееся в разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме изменяющем ее суть.

В соответствии с частью 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 (далее – Перечень).

Таким образом, в случае, если работы, входящие в предмет размещения заказа, обладают следующими признаками:

- представляют собой работы по строительству, реконструкции либо капитальному ремонту объекта капитального строительства;

- оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и включены в Перечень,

заказчик должен установить в документации по проведению открытого аукциона в электронной форме обязательное требование к участникам размещения заказа, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, то есть требование о наличии у них свидетельства о допуске к таким видам работ, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а участники размещения заказа должны представить в составе своих заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме копии таких свидетельств.

Техническим заданием на выполнение работ по капитальному ремонту отделений гинекологии и травматологии клиники № 1 ГОБУЗ «ЦГКБ» (приложение № 1 к документации об открытом аукционе в электронной форме) установлено, что в работы, составляющие предмет данного аукциона, входят:

- устройство гидроизоляции оклеечной рулонными материалами на мастике, первый слой (Гинекология, пункт 62);

- устройство гидроизоляции оклеечной рулонными материалами на мастике, последующий слой (Гинекология, пункт 63);

- устройство гидроизоляции оклеечной рулонными материалами на резино-битумной мастике, первый слой (Травматология, пункт 313);

- устройство гидроизоляции оклеечной рулонными материалами на резино-битумной мастике, последующий слой (Травматология, пункт 314), а также:

- антисептическая обработка деревянных конструкций при помощи аппарата аэрозольно-капельного распыления (Гинекология, пункт 90);

- антисептическая обработка деревянных конструкций (отбойной доски) при помощи аппарата аэрозольно-капельного распыления (антисептиком-антипиреном) (Травматология, пункт 279).

Согласно положениям ГрК РФ к объектам капитального строительства относятся здания (пункт 10 статьи 1 ГрК РФ).

В Перечень включены, в частности, следующие виды работ по капитальному ремонту зданий, которые оказывают влияние на их безопасность:

- гидроизоляция строительных конструкций (подпункт 12.9 пункта 12 Перечня);

- антисептирование деревянных конструкций (подпункт 12.8 пункта 12 Перечня).

Учитывая изложенное, вышеуказанные работы, входящие в предмет размещения рассматриваемого заказа (устройство гидроизоляции оклеечной рулонными материалами на мастике; устройство гидроизоляции оклеечной рулонными материалами на резино-битумной мастике; антисептическая обработка деревянных конструкций при помощи аппарата аэрозольно-капельного распыления; антисептическая обработка деревянных конструкций (отбойной доски) при помощи аппарата аэрозольно-капельного распыления (антисептиком-антипиреном)), являются работами по капитальному ремонту здания, оказывают влияние на их безопасность и включены в Перечень.

Таким образом, для выполнения указанных работ и, соответственно, участия в рассматриваемом аукционе участники размещения заказа должны были иметь и представить во вторых частях своих заявок свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

В свою очередь заказчик – ГОБУЗ «ЦГКБ» должен был установить в документации об аукционе обязательные в соответствии с действующим законодательством требования, предъявляемые в данном случае к участникам размещения рассматриваемого заказа и к содержанию их заявок, а именно:

- с учетом положений части 3.1 статьи 52 ГрК РФ требование о наличии у участников размещения заказа  свидетельства о допуске к работам по организации капитального ремонта здания (подпункт 33.3 пункта 33 Перечня);

- требование о представлении во вторых частях заявок участников размещения заказа копии такого свидетельства.

Между тем, указанных обязательных требований к участникам размещения заказа и содержанию их заявок в документации по проведению рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме не содержится.

Таким образом, в действиях (бездействии) заказчика – ГОБУЗ «ЦГКБ» – содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 и пункта 2 части 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, выразившиеся в неустановлении в документации об открытом аукционе в электронной форме обязательных в соответствии с законодательством о размещении заказов требований к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом торгов и содержанию их заявок.

          Вопрос о нарушении Заказчиком при разработке документации об аукционе статьи 17 Закона о защите конкуренции, из которой следует, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем включения в состав одного лота технологически и функционально не связанных товаров, работ, услуг, образует самостоятельный предмет для рассмотрения его в соответствии с порядком, предусмотренным антимонопольным законодательством, вследствие чего выходит за пределы  рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о размещении заказов в предусмотренном Законом о размещении заказов порядке.  

На основании вышеизложенного, Жалоба ООО «Эпос» является обоснованной.

В результате проведения внеплановой проверки размещения заказа установлено следующее.

Согласно пункту 13 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в частности, сведения о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Контракт, в данном случае гражданско-правовой договор, является неотъемлемой частью документации об аукционе (часть 5 статьи 34 Закона о размещении заказов).

В соответствии с пунктом 13.1 документации об открытом аукционе в электронной форме гражданско-правовой договор заключается по прилагаемому проекту (Приложение № 4 к документации об аукционе в электронной форме).

Пунктом 11.2 раздела 11 «Срок действия Контракта» проекта гражданско-правового договора (приложение № 4 к документации об аукционе) расторжение Контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Поскольку норма пункта 13 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов носит императивный характер, заказчик должен был включить в документацию об аукционе указанные сведения.

Из вышеизложенного следует, что в действиях заказчика – ГОБУЗ «ЦГКБ» содержится нарушение пункта 13 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.

Установленные в действиях заказчика – ГОБУЗ «ЦГКБ» – нарушения носят существенный характер, что дает основания для устранения данных нарушений путем выдачи предписания.

Руководствуясь частью 5 статьи 17, статьями 11, 41.6, 41.7, 41.8, 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу участника размещения заказа – Общества с ограниченной ответственностью «Эпос» (г. Санкт-Петербург, ул. Гжатская, д. 22, корп. 2, офис 536) – на действия заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная городская клиническая больница» (Великий Новгород, ул. Яковлева, д. 18) при размещении им и уполномоченным органом – Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту отделений гинекологии и травматологии клиники № 1 ГОБУЗ «Центральная городская клиническая больница» для нужд бюджетного учреждения, извещение № 0150200000613001438 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 29.08.2013, обоснованной.
  2. Признать в действиях заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная городская клиническая больница» – нарушения части 5 статьи 41.7, пункта 1 части 1 статьи 11, пункт 2 части 6 статьи 41.8, пункта 13 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
  3. Выдать заказчику – Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Центральная городская клиническая больница», уполномоченному органу – Департаменту имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области, оператору электронной площадки – Открытому акционерному обществу «Единая электронная торговая площадка»  обязательное для исполнения предписание.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная городская клиническая больница».

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                          О.С. Виниченко

 

Члены Комиссии                                                                                      О.В. Каменская

                                                                                                                   

 П.Н. Шаврин

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны