Решение №4642/03 Решение по результатам рассмотрения дела № 29 от 05.09.2012 ... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исходящий № 4642/03 от 11.12.2012

РЕШЕНИЕ

 

      Великий Новгород

Резолютивная часть решения оглашена 30 ноября 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено 11 декабря 2012 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области по рассмотрению дел о нарушениях  законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

<В…> – председатель Комиссии, руководитель Управления;

<К…> – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

<Ш..> – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

<О…> – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

рассмотрев дело № 29 от 05.09.2012 по признакам нарушения <А…> Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

 в присутствии:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – <А….>,

представителя заинтересованного лица – Общества с ограниченной ответственностью «Зеленая земля» (юридический адрес (место нахождения): 173020, Великий Новгород, ул. Б. Московская, д. 59, к. 2, кв. 156; фактический (почтовый) адрес: 173009 , Великий Новгород,  ул. Волотовская, д. 7; далее – ООО «Зеленая земля») – <П….> (доверенность № б/н от 20.09.2012),  

УСТАНОВИЛА:

30.07.2012 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) поступило заявление физического лица Г. о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении на территории Великого Новгорода по адресу: ул. Великая, д. 2 наружной рекламы риелторской компании «PresidentRC» (вх. № 4612э от 30.07.2012 Новгородского УФАС России; далее – Заявление).

Из Заявления и дополнений к нему (вх. № 4982э от 14.08.2012 Новгородского УФАС России) следует, что данная реклама содержит в себе не соответствующие действительности сведения о возможности приобретения определенного товара, а именно –  «Для наших клиентов дома хоть на Марсе». К Заявлению приложены фотографии вышеуказанной рекламы.

С целью получения и анализа дополнительных доказательств, необходимых для решения вопроса о наличии или отсутствии нарушений законодательства о рекламе по фактам, изложенным в Заявлении, инспекцией Новгородского УФАС России 30.07.2012 была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе на территории Великого Новгорода, по результатам которой составлен Акт № 8 от 10.08.2012. Проверка осуществлялась с применением цветного фотоаппарата Canon PowerShot A530.

В результате проведенной проверки и анализа полученных фотографий были установлены следующие факты.

На рекламной конструкции (плакате), расположенной на металлическом ограждении (заборе) у дома № 2 по улице Великая в Великом Новгороде, размещена реклама следующего содержания: «РИЭЛТОРСКИЕ ЮРИДЧЕСКИЕ УСЛУГИ President Realtor Company Для наших клиентов дома хоть на Марсе! 8(8162)77 44 59  8 952 48 333 33 www.presidentrc.ru». При этом текст рекламы сопровождается изображением поверхности планеты красного цвета и силуэтов многоэтажных зданий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее – Закон о рекламе) реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о возможности приобретения товара в определенном месте.

Содержащаяся в указанной рекламе текстовая и графическая информация создает впечатление о возможности приобретения определенного товара – объектов недвижимости (домов) – на одной из планет Солнечной системы – Марсе, что очевидно не соответствует действительности, поскольку каких-либо поселений людей на поверхности Марса нет.

Кроме того, в указанной рекламе приведены контактные данные, которыми могут воспользоваться потребители рекламы, заинтересованные в получении рекламируемых услуг риелторской компании «PresidentRC», в частности телефонный номер <...> (816 2) 77 44 59.

Между тем, как следует из информации, размещенной на сайте в сети «Интернет» по адресу, который также указан в рассматриваемой рекламе: www.presidentrc.ru, лица, заинтересованные в услугах риелторской компании «PresidentRC», могут получить интересующую их информацию по телефонному номеру 8 (816 2) 76 44 59, а не 8 (816 2) 77 44 59.

При этом из информации, представленной Новгородским филиалом ОАО «Ростелеком» (173001, Великий Новгород, ул. Людогоща, д. 2), следует, что телефонный номер <...> (816 2) 77 44 59 зарегистрирован за ЗАО «Спорттовары» (ИНН 5321035910) и установлен по адресу: Великий Новгород, ул. Псковская, д. 38.

Из информации, представленной ЗАО «Спорттовары» (исх. № 28 от 30.08.2012), следует, что указанная организация не занимается оказанием риелторских услуг, ничего не знает об обстоятельствах изготовления и распространения данной рекламы и не является ее рекламодателем.

В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Учитывая изложенное, содержащиеся в рассматриваемой рекламе сведения о контактных данных (телефонном номере) лица, оказывающего рекламируемые услуги, не соответствуют действительности.

Таким образом, реклама услуг риелторской компании «PresidentRC», распространенная в июле 2012 года на рекламной конструкции (плакате), расположенной на металлическом ограждении (заборе) у дома № 2 по улице Великая в Великом Новгороде, содержит признаки нарушения пунктов 3, 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе).

Из информации, размещенной на сайте в сети «Интернет» по адресу, который указан в рассматриваемой рекламе: www.presidentrc.ru, следует, что лицом, оказывающим рекламируемые услуги под коммерческим обозначением «PresidentRC» (President Realtor Company), является ООО «Зеленая земля».

Из информации, представленной ООО «Зеленая земля» (вх. № 6064 от 28.09.2012 Новгородского УФАС России), следует, что рекламодателем рассматриваемой рекламы указанная организация не является. 

Так, макет рекламы был разработан и ее изготовление было заказано физическим лицом – <А….>, что подтверждается Нарядом на изготовление рекламного изображения № И12-07 18 от 04.07.2012 (широкоформатная печать баннера 6х1,25 м). Таким образом, рекламодателем спорной рекламы является <А….>, в действиях которой и содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе.

Из письменных объяснений <А….> по настоящему делу (вх. № 6837 от 30.10.2012, вх. № 7613 от 30.11.2012 Новгородского УФАС России) и устных пояснений данных ею, на заседании Комиссии по рассмотрению дела, следует, что именно она, а не ООО «Зеленая земля» является рекламодателем спорной рекламы услуг риелторской компании «PresidentRC». Данное обстоятельство подтверждается Нарядом на изготовление рекламного изображения № И12-07 18 от 04.07.2012, а также макетом рекламы в формате .cdr, который изготовила <А….>. Целью размещения данной рекламы являлось привлечение внимания клиентов для оказания посреднических услуг по покупке и продаже недвижимости. Оказанием этих услуг занимается как ООО «Зеленая земля», так и <А….> самостоятельно, поскольку она недавно зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя.  ООО «Зеленая земля» и <А….> связаны партнерскими отношениями при осуществлении  риелторской деятельности, поэтому <А….> имела заинтересованность в распространении рассматриваемой рекламы.

Макет рекламы был передан для изготовления рекламного плаката (баннера) индивидуальному предпринимателю <П….>. Распространением изготовленного ИП <П….> рекламного материала (размещением плаката  на металлическом ограждении (заборе) у дома № 2 по улице Великая в Великом Новгороде) <А….> занималась самостоятельно.

Вместе с тем, <А….> не считает распространенную ею рекламу ненадлежащей и содержащей недостоверные сведения.

Так, в рассматриваемой рекламе подразумевается приобретение недвижимости в населенных пунктах (деревнях, поселках и селах) под названием Марс, расположенных на территории Российской Федерации (в Московской, Брянской, Орловской, Нижегородской, Кировской, Курганской областях, республике Башкортостан).

То есть речь идет о приобретении недвижимости в Российской Федерации. Нельзя исключать возможности работы с клиентами, которые желают продать или купить недвижимость в одном из указанных населенных пунктов.

 Фоном, на котором был размещен текст рекламы, была выбрана поверхность планеты Земля (спящий вулкан Mauna Kea – самая высокая точка Гавайских островов, США).

То есть изображение поверхности красного цвета создает впечатление о возможности приобретения объектов на планете Земля, так как в рекламе представлено изображение поверхности Земли, а не другой планеты.

Кроме того, из информации, размещенной в сети «Интернет» (сайты www.lunaembassy.ru, www.luna.msk.ru, www.gift-butik.ru), следует, что существует возможность приобретения в частную собственность участков поверхности на планете Солнечной системы Марс. При обращении заинтересованных лиц ООО «Зеленая земля» оказало бы посреднические услуги по сопровождению сделки купли-продажи в отношении таких участков.

Кроме того, ООО «Зеленая земля», при наличии у клиента соответствующих разрешений и технической возможности, готово выполнить работы по строительству малоэтажного здания на участке поверхности Марса, поскольку в соответствии с Уставом вправе осуществлять производство общестроительных работ по возведению зданий всех типов.

По состоянию на настоящее время ни одно лицо не обращалось ни к <А….>, ни в ООО «Зеленая земля» за предоставлением подобных услуг и, соответственно, отказов в предоставлении рекламируемых услуг не было.

Что касается указанного в рекламе номера телефона, то действительно в размещенном на металлическом ограждении (заборе) у дома № 2 по улице Великая в Великом Новгороде плакате был ошибочно указан контактный телефон ЗАО «Спорттовары», однако указанная ошибка была обнаружена при непосредственной размещении рекламы и была исправлена <А….> путем заклеивания неверной цифры «7» на цифру «6». На момент обнаружения рекламы сотрудниками Новгородского УФАС России приклеенная цифра «6» была кем-то оторвана, после чего <А….> пришлось снова заклеивать неправильный номер.

ЗАО «Спорттовары» не имеет никаких претензий ни к <А….>, ни к ООО «Зеленая земля» по поводу распространения рассматриваемой рекламы.

Присутствующая на заседании Комиссии представитель ООО «Зеленая земля» поддержала вышеизложенные доводы <А….> в полном объеме.

Исследовав материалы дела,  Комиссия пришла к следующим выводам.

Реклама услуг риелторской компании «PresidentRC», распространенная в июле 2012 года на рекламной конструкции (плакате), расположенной на металлическом ограждении (заборе) у дома № 2 по улице Великая в Великом Новгороде, содержит в себе нарушения пунктов 3, 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку в ней содержатся не соответствующие действительности сведения о возможности приобретения товара в определенном месте и об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Доводы <А….> о том, что в рассматриваемой рекламе недостоверных сведений не указано, являются несостоятельными, надуманными и опровергаются самим содержанием рекламы.

Так, довод о том, что объектом рекламирования в данном случае являются риелторские услуги по приобретению жилья в населенных пунктах (деревнях, поселках, селах), имеющих наименование Марс и расположенных на территории Российской Федерации, опровергается тем фактом, что в тексте рекламы использован предлог «на» («Для наших клиентов дома хоть на Марсе!»), а не предлог «в», употребляемый в случаях, когда речь идет о перечисленных населенных пунктах (например, в деревне Марс, в селе Марс, в поселке Марс). Кроме того, текст рекламы сопровождается изображением участка поверхности планеты красного цвета, который расположен не на территории субъектов Российской Федерации, в границах которых находятся перечисленные <А….> населенные пункты, имеющие наименование Марс. Данное изображение участка поверхности, расположенного, как указывает <А….>, на Гавайских островах, выполнено и приведено в рекламе таким образом, что, в совокупности с текстовой информацией («Для наших клиентов дома хоть на Марсе!») и изображением силуэтов многоэтажных зданий, создает впечатление о возможности приобретения определенного товара – объектов недвижимости (домов) – на одной из планет Солнечной системы – Марсе, то есть содержит в себе не соответствующие действительности сведения о возможности приобретения товара в определенном месте.

При этом в рекламе идет речь о возможности оказания посреднических услуг по заключению договоров купли-продажи в отношении именно зданий, сооружений, а не участников поверхности планеты Марс; объектом рекламирования являются «риелторские юридические услуги», а не строительство, возведение жилых домов.

Требование действующего законодательства об отсутствии в рекламе не соответствующих действительности сведений об объекте рекламирования является обязательным и направлено на обеспечение интересов потребителей в части получения объективной и достоверной информации о рекламируемых товарах, работах и услугах, а также на защиту хозяйствующих субъектов от недобросовестной конкуренции.

Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушения пунктов 3, 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе при распространении вышеуказанной рекламы содержатся в действиях лица, определившего ее содержание, и осуществившего ее распространение, то есть рекламодателя и рекламораспространителя данной ненадлежащей рекламы – <А….>.

Доказательства прекращения распространения <А….> рассматриваемой ненадлежащей рекламы (в отношении недостоверных сведений о возможности приобретения товара в определенном месте – домов на Марсе) и прекращения нарушения законодательства о рекламе отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006  № 508, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным Приказом ФАС России от 28.12.2007 № 453, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу услуг риелторской компании «PresidentRC», распространенную в июле 2012 года на рекламной конструкции (плакате), расположенной на металлическом ограждении (заборе) у дома № 2 по улице Великая в Великом Новгороде, рекламодателем и рекламораспространителем которой является <А….>, поскольку в ней нарушены требования пунктов 3, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать рекламодателю и рекламораспространителю – <А….> – обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерация о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

          

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны