Решение №ИК/3313/23 РЕШЕНИЕ № 053/06/31-461/2023 по результатам рассмотрения жал... от 29 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Муниципальному заказчику –

Администрации Медведского сельского поселения и его единой комиссии

 

e-mail: admMedwed@yandex.ru  

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «Сбербанк-АСТ»

 

e-mail: ko@sberbank-ast.ru    

 

 

ИП ….

 

e-mail: .…

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/31-461/2023

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

24 августа 2023 года                                                                                 Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

…….;

в отсутствии представителей муниципального заказчика - Администрации Маловишерского муниципального района, подателя жалобы – Индивидуального предпринимателя ….., надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей не направивших, ходатайств не заявлявших,

рассмотрев жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя (…; далее - ИП) на действия муниципального заказчика – Администрации Медведского сельского поселения  (174100, Новгородская область, Шимский р-н, с. Медведь г. Малая Вишера, ул. Саши Куликова, д. 115; далее - Администрация) при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по установке и ремонту ограды, памятных знаков, извещение № 0150300001623000003 о проведении которого  было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 07.08.2023, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,

 

УСТАНОВИЛА:

 

17.08.2023 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ИП на действия муниципального заказчика – Администрации при осуществлении им закупки путем проведения проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по установке и ремонту ограды, памятных знаков, извещение № 0150300001623000003 о проведении которого было размещено на официальном сайте 07.08.2023 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводятся к неправомерному не установлению дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 2571).

На основании вышеизложенного, податель Жалобы просит выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.

Согласно письменным объяснениям муниципального заказчика – Администрации (вх. № 4699-ЭП/23 от 22.08.2023 Новгородского УФАС России) в ходе выполнения работ по благоустройству братской могилы, предусмотренные Постановлением № 2571 работы производиться не будут.

На основании изложенного, дополнительные требования, предусмотренные Постановлением № 2571 правомерно не установлены муниципальным заказчиком при проведении оспариваемой закупки.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В августе 2023 года муниципальным заказчиком – Администрацией осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на оказание услуги по установке и ремонту ограды, памятных знаков, извещение № 0150300001623000003 о проведении было размещено на официальном сайте 07.08.2023 (начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 5 299 240,00 рублей).

Извещение о проведении настоящего электронного аукциона (далее – Извещение) 07.08.2023 было подписано электронной подписью и размещено на официальном сайте главой Медведского сельского поселения …...

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Дополнительные требования к участникам закупки установлены Правительством Российской Федерации в Постановлении № 2571.

Позицией 9 приложения к Постановлению № 2571 предусмотрены дополнительные требования к участникам закупок при выполнении работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории в виде наличия следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;

2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);

3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).

Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по благоустройству объекта: Братской могилы д. Большие Угороды Новгородской области, Шимский район (пункт 3.1 Извещения).

Таким образом, в пункте 7.3 Извещения и в электронном извещение, сформированном средствами официального сайта, муниципальным заказчиком – Администрацией должны были быть установлены дополнительные требования к участникам закупки по позиции 9 приложения к Постановлению № 2571.

Вместе с тем, ни пункт 7.3 Извещения, ни извещение, сформированным средствами официального сайта не содержит дополнительных требований к участникам закупки по позиции 9 приложения к Постановлению № 2571, что свидетельствует о наличии в действиях муниципального заказчика – Администрации нарушения части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Следовательно, довод Жалобы нашел свое подтверждение, и Жалоба является обоснованной.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

При проведении внеплановой проверки установлено следующее.

  1. Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с пунктами 8, 14, 17, 21, 22, 23 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:

- срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы);

- информацию о преимуществах участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона или требование, установленное в соответствии с частью 5 статьи 30 настоящего Федерального закона, с указанием в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;

- размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона);

- дату и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Такая дата не может приходиться на нерабочий день;

- дату окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке (в случае проведения электронного конкурса, за исключением случая, предусмотренного частью 19 статьи 48 настоящего Федерального закона), дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке (в случае проведения электронного конкурса), дата окончания срока рассмотрения заявок (в случае проведения закрытого аукциона), дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом;

- дату проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) в случае проведения электронного конкурса (за исключением случая, предусмотренного частью 19 статьи 48 настоящего Федерального закона), аукционов. При проведении электронного конкурса предусмотренная настоящим пунктом дата должна приходиться на рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке. При проведении электронного аукциона предусмотренная настоящим пунктом процедура начинается через два часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

1.1 В соответствии с пунктом 3.4.1 Извещения размер обеспечения гарантийных обязательств составляет 264 962,00 рублей (5 % от начальной (максимальной) цены контракта), тогда как в пункте 8.12.1 Проекта контракта, являющегося приложением № 4 к Извещению (далее - ПК) установлено, что размер обеспечения гарантийных обязательств составляет 116 462,48 рублей (5 % от начальной (максимальной) цены контракта), раздел 8 ПК посвящается гарантийным обязательствам и устанавливает гарантийный срок – 36 месяцев.

При этом, исходя из содержания извещения, сформированного средствами официального сайта, обеспечение гарантийных обязательств при проведении рассматриваемой закупки вовсе не требуется.

1.2 Пунктом 11.1 Извещение определено, что размер обеспечения исполнения контракта составляет 5 % от цены контракта, по которой заключается контракт, тогда как в соответствии извещением, сформированным средствами официального сайта, размер обеспечения исполнения контракта составляет 264 962,00 рублей, что соответствует 5 % начальной (максимальной) цене контракта.

1.3 Извещением, сформированным средствами официального сайта, предусмотрена дата окончания исполнения контракта – 20.10.2023.

Вместе с тем, эта же дата определена муниципальным заказчиком в пункте 3.5.2 Извещения в качестве даты окончания выполнения работ.

Вместе с тем, срок исполнения контракта является более широким понятием чем срок окончания работ, поскольку включает в себя помимо выполнения работ, также время на осуществление приемки и оплаты.

1.4 Согласно пункту 5.1 Извещения при проведении рассматриваемой закупки установлены преимущества, в соответствии с которыми, участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», тогда как в извещении, сформированном средствами официального сайта, указанные преимущества не установлены.

1.5 Пунктами 9.2-9.4 Извещения определено следующее:

- дата и время окончания срока подачи заявок14.08.2023 10:00;

- дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта14.08.2023 12:00;

- дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)17.08.2023.

Однако, согласно извещению, сформированному средствами официального сайта, 17.08.2023 является датой окончания срока подачи заявок и датой проведения процедуры подачи предложений о цене контракта, а 18.08.2023 – датой подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

На основании всего вышеизложенного в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившиеся в указании вышеуказанной недостоверной и противоречивой информации о необходимости представления обеспечения гарантийных обязательств, о размере обеспечения исполнения контракта, о дате исполнения контракта, о преимуществах и датах окончания срока подачи заявок на участие в рассматриваемой закупке, подачи предложений о цене контракта и подведения итогов определения поставщика.

  1. В силу положений части 4 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно.

Согласно части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе в независимую гарантию включается условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований для отказа в удовлетворении этого требования.

При этом требование к содержанию независимой гарантии, предусмотренное частью 3 статьи 45 Закона о контрактной системе, заказчиком в пункте 10.5.3 Извещения приведено в ранее действовавшей редакции Закона о контрактной системе.

Так, согласно пункту 10.5.3 Извещения, «В независимую гарантию включается условие о праве Заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, если гарантом в срок не более чем десять рабочих дней не исполнено требование Заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока ее действия».

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении требований к содержанию независимой гарантии, представляемой в качестве исполнения контракта.

  1. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042.

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).

В соответствии с пунктом 9 Правил за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).

Согласно пункту 4.1 Извещения НМЦК составляет 5 299 240,00 рублей.

При этом необходимо учитывать, что согласно положениям пункта 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей.

Следовательно, на дату утверждения Извещения муниципальный заказчик изначально не может обладать информацией о размерах предложений участников электронного аукциона в отношении цены контракта, которые поступят от них в ходе его непосредственного проведения.

Таким образом, меры ответственности для подрядчика и заказчика в виде штрафа определяются исходя из НМЦК.

Однако, при определении меры ответственности сторон по контракту, муниципальным заказчиком в пунктах 5.3 и 5.5 ПК размеры штрафов определены следующим образом:

«За каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, Подрядчик вправе потребовать уплаты штрафов. Размер штрафа устанавливается в порядке, установленном Правилами:

- 1000,00 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно).

«За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, Заказчик направляет Подрядчику требование об уплате штрафа в размере, определенном в порядке, установленном Правилами:

- 1000,00 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно)».

Таким образом, размер штрафа определен заказчиком без учета размера НМЦК, (если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).

Учитывая вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержатся нарушения частей 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем указании в ПК меры ответственности для подрядчика и заказчика в виде штрафа.

  1. Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Каких-либо исключений относительно возможности установления заказчиками в извещениях о проведении электронных аукционов с вышеуказанным предметом требований о наличии у участников закупки производственных мощностей и технологического оборудования для выполнения требуемых работ Закон о контрактной системе не предусматривает.

В соответствии с пунктом 3.2 Извещения описание объекта закупки содержится в Приложении № 1 к Извещению (далее – Описание объекта закупки).

Описание объекта закупки также является приложением № 1 к ПК.

Описание объекта закупки содержит перечень и объемы работ, в котором имеется указание на необходимость использования при выполнении работ следующей техники:

- трактор мощностью 79 кВт (108 л.с.);

- бульдозер мощностью: 79 кВт (108 л.с.);

- экскаватор емкостью ковша до 0,5 м3;

- автомобиль-самосвал экскаватор с ковшом вместимостью: 0,4 (0,35-0,45) м3;

- автомобиль-самосвал грузоподъемностью 10 т;

- автомобиль бортовой грузоподъемностью до 15 т;

Таким образом, в действиях муниципального заказчика - Администрации содержится нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении неправомерных требований к участникам закупки о наличии у них производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работы, являющихся предметом закупки.

Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе указывают на наличие в действиях должностного лица муниципального заказчика, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.

При решении вопроса о необходимости выдачи предписания об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе и его содержании Комиссия исходит из следующего.

Извещение содержит многочисленные нарушения законодательства о контрактной системе, которые являются грубыми, могут привести к заключению контракта с участником закупки, который не обладает опытом выполнения работ, предусмотренных рассматриваемой закупкой.

Указанные обстоятельства дают достаточные основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе путем аннулирования указанной закупки.

 

Руководствуясь статьями 7, 31, 33, 34, 42, 45, 96, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя ……. на действия муниципального заказчика – Администрации Медведского сельского поселения  (174100, Новгородская область, Шимский р-н, с. Медведь г. Малая Вишера, ул. Саши Куликова, д. 115) при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по установке и ремонту ограды, памятных знаков, извещение № 0150300001623000003 о проведении которого  было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 07.08.2023, обоснованной.

2. Признать в действиях муниципального заказчика – Администрации Медведского сельского поселения нарушения части 3 статьи 7, части 5 статьи 31, части 3 статьи 33, частей 4, 8 статьи 34, части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе.

3. Выдать муниципальному заказчику - Администрации Медведского сельского поселения и его единой комиссии, а также оператору электронной площадки – Акционерному обществу «Сбербанк-АСТ» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административном правонарушении в отношении должностного лица муниципального заказчика – Администрации Медведского сельского поселения.

 

Председатель Комиссии                                                                                       ….

                              

Члены Комиссии                                                                                                   …..

 

               …..

 

                                                                                                                       

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны