Решение №4679/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы ООО «Домстрой» от 16 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

Заказчику –

МБУК «Межпоселенческий методический центр народного творчества и культурно - досуговой деятельности Маловишерского муниципального района»

 

ул. Московская, д. 23,

г. Малая Вишера, Новгородская область, 174260

 

 

Оператору электронной площадки –

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

 

Большой Саввинский переулок,

д. 12, строение 9,

г. Москва, 119435

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

ООО «Домстрой»

 

ул. Вавилова, д. 17, комн. Б2,

г. Москва, 117312

 

Исх. № 4679/03 от 11.10.2017

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

06 октября 2017 года Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;

Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

Евстигнеева Д.А. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

заказчика – Муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческий методический центр народного творчества и культурно-досуговой деятельности Маловишерского муниципального района» – директора <…………>, <…………> (доверенность № б/н от 05.10.2017), <…………> (доверенность № б/н от 05.10.2017);

податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «Домстрой» - своих представителей на заседание Комиссии не направил, надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, ходатайств о переносе времени и места рассмотрения жалобы не заявлял,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Домстрой» (117312, г. Москва, ул. Вавилова, д. 17, комн. Б2; далее – ООО «Домстрой») на действия заказчика – Муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческий методический центр народного творчества и культурно-досуговой деятельности Маловишерского муниципального района» (174260, Новгородская область, г. Малая Вишера, ул. Московская, д. 23; далее – МБУК «ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку и монтаж специального оборудования для зрелищных мероприятий в помещении кинозала РДК «Светлана», извещение № 0350300004617000003 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 14.09.2017, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

29.09.2017 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки –ООО «Домстрой» на действия заказчика – МБУК «ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района» при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку и монтаж специального оборудования для зрелищных мероприятий в помещении кинозала РДК «Светлана», извещение № 0350300004617000003 о проведении которого было размещено на официальном сайте 14.09.2017 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1. На официальном сайте в составе документов по настоящей закупке имеются две документации, противоречащие друг другу.

2. В документации о рассматриваемом электронном аукционе (далее – Документация) отсутствует надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе. Пункт 10.4 Документации содержит лишь название пункта «Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе».

3. Заказчиком ненадлежащим образом исполнена обязанность по установлению в проекте контракта мер ответственности сторон, а именно использованы правила определения размера штрафа, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее – Постановление № 1063) и утратившие силу с 09.09.2017

4. Согласно пункту 12.1 Проекта контракта, являющемуся Приложением № 3 к Документации, настоящий договор действует с момента подписания до полного выполнения обязательств обеими сторонами. В то же время, в соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, ввиду чего невозможно отсчитать даты предоставления банковской гарантии, что ведет за собой не возможность получения обеспечения на участие в процедуре рассматриваемой закупки.

5. Заказчиком в Документации установлено, что расчет за фактически выполненные исполнителем работы производится на основании подписанного сторонами акта выполненных работ в срок не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке на основании выставленного исполнителем счета. Однако с 01.05.2017 согласно Федеральному закону от 01.05.2017 № 83-ФЗ в контракты, заключаемые с субъектами малого предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями (далее также – СМП и СОНО), включаются обязательные условия об оплате заказчиком поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

6. Заказчиком определена дата окончания срока предоставления разъяснений – 25 сентября 2017 года. При этом, дата и время окончания подачи заявок – 28 сентября 2017 года в 12 часов 00 минут и, следовательно, в течение двух дней заказчиком должны быть даны разъяснения положений документации, то есть дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации – 27.09.2017.

7. В Документации для товара «Канат подвеса стальной» установлена характеристика «разрывное усилие, кг», а также соответствие ГОСТ 3077, однако согласно ГОСТ 3077 единицей измерения «разрывного усилия» является «Ньютон».

Также в Документации неправомерно использовано указание на европейский стандарт (DIN 741) при описании товара «Зажим».

Учитывая изложенное, податель Жалобы просит признать в действиях заказчика – МБУК «ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района» нарушения Закона о контрактной системе и выдать ему обязательное для исполнения предписание об устранении таких нарушений.

Из содержания письменных возражений заказчика – МБУК «ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района» (вх. № 5864 от 05.10.2017 Новгородского УФАС России) на Жалобу следует, что Приказом МБУК «ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района» № 19 от 19.09.2017 в документацию о рассматриваемом электронном аукционе были внесены изменения, в частности размещена инструкция по заполнению заявок на участие в аукционе, и в Проекте контракта установлена ответственность сторон в соответствии с действующим Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее – Постановление № 1042).

В связи с поступлением запроса о даче разъяснений положений документации от участников закупки заказчиком в установленные Законом о контрактной системе сроки даны разъяснения её положений, не изменяющие её суть.

Заказчиком установлен срок исполнения контракта до 30 ноября 2017 года, оплата по контракту в течение 30 календарных дней. Следовательно, срок действия банковской гарантии должен быть не ранее 30 января 2018 года.

При описании товара «Зажим» использовались данные сайтов производителей подобных товаров, что говорит об отсутствии ограничения конкуренции, на всех сайтах имеется одна и та же характеристика, что, по мнению заказчика, легко позволяет идентифицировать товар любому участнику по одному параметру: стандарт DIN 741.

В отношении товара «Канат подвеса стальной» и довода Жалобы о сроке оплаты для СМП и СОНО заказчиком действительно допущены нарушения Закона о контрактной системе, которые не влекут за собой серьезных последствий, так как участие в закупке смогли принять несколько участников.

На рассмотрении Жалобы представители заказчика – МБУК «ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района» поддержали доводы возражений на неё в полном объеме.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки установлено следующее.

1. В сентябре-октябре 2017 года заказчиком – МБУК «ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района» осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку и монтаж специального оборудования для зрелищных мероприятий в помещении кинозала РДК «Светлана», извещение № 0350300004617000003 о проведении которого было размещено на официальном сайте 14.09.2017 (начальная (максимальная) цена контракта – 1 427 900,00 рублей).

Документация в последней редакции утверждена приказом директора МБУК «ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района» <…………> № 19 от 19.09.2017.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

Согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

14.09.2017 заказчиком – МБУК «ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района» на официальном сайте опубликована документация о рассматриваемом электронном аукционе.

15.09.2017 на официальном сайте была опубликована документация о рассматриваемом электронном аукционе с внесенными в неё изменениями.

20.09.2017 заказчик – МБУК «ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района» разместил на официальном сайте документацию о рассматриваемом электронном аукционе (документ в текстовом формате Microsoft Office Word), а также архивный файл «Измененная документация».

При этом, оба названных документа имеют на официальном сайте статус «Действующая редакция».

Архивный файл «Измененная документация» включает в себя три документа, созданных в текстовом формате Microsoft Office Word: Документацию, Инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе (Приложение № 4 к Документации) и Проект контракта (Приложение № 3 к Документации).

Таким образом, заказчиком – МБУК «ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района» на официальном сайте фактически размещены две действующие документации о рассматриваемом электронном аукционе (Документация (в последней редакции с внесенными изменениями) и документация об электронном аукционе до внесения изменений), содержащие противоречивую информацию об условиях проведения аукциона, что вводит или может ввести в заблуждение потенциальных участников закупки, в том числе подателя Жалобы.

Учитывая изложенное, в действиях заказчика – МБУК «ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района» содержится нарушения части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении порядка размещения в единой информационной системе (официальном сайте) информации о внесении изменений в документацию об электронном аукционе.

Следовательно, данный довод Жалобы является обоснованным.

2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по её заполнению.

Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в данном аукционе содержится в Приложении № 4 к Документации.

Данная инструкция содержит описание того, каким образом и с учетом каких требований участниками закупки в первых частях их заявок на участие в аукционе указываются показатели товаров, требуемых заказчику.

Таким образом, заказчиком – МБУК «ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района» соблюдены требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Учитывая вышеизложенное, довод Жалобы об отсутствии в Документации инструкции по заполнению первой части заявки участника закупки не нашел своего подтверждения.

3. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Проект контракта является Приложением № 3 к Документации.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

До 09.09.2017 порядок определения сумм штрафов и пеней за ненадлежащее установление в проекте контракта мер ответственности сторон регулировался Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением № 1063.

Согласно пункту 2 Постановления № 1042 Постановление № 1063 признано утратившим силу с 09.09.2017.

На сегодняшний день указанный порядок установлен Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением № 1042 (вступило в силу 09.09.2017; далее – Правила).

Согласно пункту 3 Постановления № 1042 положения Правил применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего постановления.

Извещение о проведении рассматриваемого электронного аукциона размещено на официальном сайте 14.09.2017.

Следовательно, исходя из даты размещения на официальном сайте извещения и даты вступления в силу Постановления № 1042, заказчик должен был руководствоваться положениями Правил и применять их при установлении в Проекте контракта, заключаемого по результатам осуществления закупки, мер ответственности сторон в случае ненадлежащего исполнения ими его условий.

Необходимо учитывать, что положения ранее действовавших правил, утвержденных Постановлением № 1063, не идентичны положениям Правил, утвержденным Постановлением № 1042.

Рассмотрев материалы Жалобы, Комиссия приходит к выводу о ненадлежащем исполнении заказчиком – МБУК «ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района» обязанности по установлению в Проекте контракта мер ответственности сторон за ненадлежащее исполнение ими его условий, что выразилось в применении положений недействующих правил, устанавливавших порядок определения сумм пеней до 09.09.2017 (Постановление № 1063).

Действующие Правила устанавливают следующий порядок определения сумм пеней в проекте контракте.

Согласно пункту 10 Правил пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Вместе с тем, согласно пункту 9.1 Проекта контракта при нарушении исполнителем срока возврата денежных средств заказчика в связи с прекращением действия настоящего договора, исполнитель на основании требования заказчика обязуется уплатить пени от суммы невыполненных обязательств. Пени начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного настоящим договором, начиная со дня, следующего после дня истечения, установленного настоящим договором срока исполнения обязательства. Размер пеней устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных договором и фактически исполненных Исполнителем, и определяется по формуле П= (Ц-В) х С (где Ц – цена договора; В – стоимость фактически исполненного в установленный срок Исполнителем обязательства по договору, определяемая на основании документа о приемке товаров, в том числе отдельных этапов исполнения договоров; С – размер ставки). Размер ставки определяется по формуле С= Сцб х ДП (где Сцб – размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемой с учетом коэффициента К; ДП – количество дней просрочки). Коэффициент К определяется по формуле К= ДП/ДКх100% (где ДП – количество дней просрочки; ДК – срок исполнения обязательства по договору (количество дней). При К, равном 0-50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени. При К, равным 50-100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени. При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени. Исполнитель освобождается от уплаты пеней, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине Заказчика.

Следовательно, заказчиком – МБУК «ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района» в Проекте контракта в нарушение требований Закона о контрактной системе и действующих Правил не установлен надлежащий размер пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в соответствии с пунктом 10 Правил.

Таким образом, в действиях заказчика – МБУК «ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района» содержатся нарушения частей 4, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем исполнении обязанности по установлению в документации о проведении электронного аукциона мер ответственности поставщика в случае ненадлежащего исполнения им условий контракта (в виде пеней).

Следовательно, данный довод Жалобы является обоснованным.

4. В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

Согласно пункту 14.2.1 Документации исполнение контракта может обеспечиваться:

1) предоставлением банковской гарантии.

2) внесением денежных средств.

В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

При этом, Закон о контрактной системе не содержит положений, которые бы предоставляли заказчику право устанавливать иные требования к банковской гарантии, в том числе к сроку её действия.

Согласно пункту 14.2.2 Документации банковская гарантия должна быть выдана банком, включенным в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В соответствии с пунктом 3.6 Проекта контракта срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия договора не менее чем на один месяц.

Заказчиком установлен срок действия банковской, который соответствует требованиям части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.

Таким образом, срок действия банковской гарантии напрямую зависит от срока действия контракта.

В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Согласно пункту 6.1 Проекта контракта срок поставки товара и монтажа оборудования: до 30 ноября 2017 года.

В разделе 5 Проекта контракта определен порядок приемки товара.

При этом, Проект контракта не предусматривает срок осуществления заказчиком приемки и оформления результатов приемки поставленного товара.

Таким образом, участники закупки не имеют возможности определить срок действия контракта с целью получения банковской гарантии.

В целях надлежащего исполнения заказчиком требований Закона о контрактной системе, а также недопущения неопределенности в части требований к сроку действия контракта, исполнение которого может обеспечиваться в том числе безотзывной банковской гарантией, срок действия контракта подлежит указанию в Проекте контракта.

Таким образом, в действиях заказчика – МБУК «ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района» содержится нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении в проекте контракта срока приемки и оформления результатов приемки товара, позволяющего определить срок действия контракта.

Учитывая изложенное, довод Жалобы о невозможности определить срок действия банковской гарантии нашел своё подтверждение.

5. В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи.

Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона и пунктом 6.1 Документации участниками данной закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Таким образом, заказчиком – МБУК «ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района» установлено ограничение участия в определении поставщика, предусмотренное частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона (в редакции от 01.05.2017).

Согласно пункту 2.8.1 Проекта контракта заказчик в соответствии с частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе осуществляет расчет за фактически выполненные исполнителем работы на основании подписанного сторонами акта выполненных работ в срок не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке на основании выставленного исполнителем счета.

Таким образом, условие об оплате заказчиком выполненной работы (её результатов), отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке Документация не содержит.

Учитывая изложенное, в действиях заказчика – МБУК «ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района» содержится нарушение части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в Документации срока оплаты выполненных работ.

Следовательно, данный довод Жалобы также является обоснованным.

6. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Аналогичные положения установлены в пункте 12.1 Документации.

Исходя из вышеизложенного, действующее законодательство о контрактной системе не регламентирует напрямую порядок определения даты окончания срока предоставления заказчиком разъяснений положений документации. Заказчик определяет дату окончания предоставления разъяснений положений документации об аукционе самостоятельно, руководствуясь требованиями части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 12.2 Документации дата начала срока предоставления разъяснений: с момента размещения извещения о проведении электронного аукциона в единой информационной системе (14.09.2017).

Также согласно пункту 12.3 Документации дата окончания срока предоставления разъяснений: 25 сентября 2017 года.

Таким образом, установленная заказчиком – МБУК «ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района» в Документации дата срока окончания предоставления разъяснений не противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Следовательно, в данной части Жалоба является необоснованной.

7. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки заказчик должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Заказчиком – МБУК «ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района» в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – поставка и монтаж специального оборудования для зрелищных мероприятий в помещении кинозала РДК «Светлана».

Согласно пункту 3.2.1 Документации описание объекта закупки содержится в Приложении № 1 к Документации (далее – Техническое задание).

Требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам товаров, используемых для выполнения работ являющихся объектом рассматриваемой закупки установлены в Техническом задании в виде таблицы.

1) По позиции 10 «Зажим» Технического задания установлены следующие характеристики и их значения:

- «Диаметр стального каната, мм: 8»;

- «Стандарт: DIN 741».

Из содержания пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации.

Как указывает податель Жалобы, стандарт DIN 741 – это европейский стандарт, в котором заданы требования и характеристики зажимов для стальных канатов. То есть, обозначение «DIN 741» не указывает на какого-либо конкретного производителя необходимого заказчику товара и не является товарным знаком.

Поскольку в законодательстве Российской Федерации о техническом регулировании и стандартизации отсутствует стандарт, устанавливающий характеристики и требования к зажимам для стальных канатов, заказчик при описании объекта может использовать характеристики товара, определенные иностранными стандартами качества, если это не приводит к ограничению количества участников закупки.

Кроме того, на сайтах поставщиков и производителей крепежных изделий:

- ООО «Машкрепеж» (http://www.rusbolt.ru/articles/11344/);

- ООО «ТДМ Нева СПб» (http://tdm-neva.ru/tros/din-741-zazhim.htm);

- ООО «Хангинг» (http://hanging.ru/shop/fasteners/din/din_741.html);

- ООО ТД «РусМетизГрупп» (http://tdrusmetiz.ru/katalog/takelazh-gruzovoj-krepezh/zazhim-kanatnyj-din-741/),

сведения о характеристиках зажимов для канатов содержат указания на стандарт DIN 741.

Следовательно, Техническое задание, в части указания стандарта DIN 741 зажимов для канатов, соответствует потребностям заказчика и не направлено на ограничение числа участников закупки, поскольку было сформировано на основании информации производителей и поставщиков зажимов, имеющейся в свободном доступе в сети «Интернет», при отсутствии нормативных требований к таким зажимам, предусмотренных действующими государственными стандартами Российской Федерации.

Таким образом, в данной части довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

2) По позиции 12 «Канат подвеса стальной» Технического задания установлены следующие показатели данного товара, их единицы измерения и возможные значения:

- «Соответствие ГОСТу 3077» - «должно быть»;

- «Диаметр, мм» - «8»;

- «Разрывное усилие, кг» - «не менее 5000 и не более 6000».

Требования к данному товару установлены в соответствии с ГОСТ 3077-80 «Канат двойной свивки типа ЛК-О конструкции 6х19(1+9+9)+1 о.с. Сортамент».

В соответствии с таблицей, содержащейся в пункте 3 ГОСТ 3077-80 единицей измерения разрывного усилия является «Ньютон (Н)».

Следовательно, в нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе единица измерения разрывного усилия каната подвеса стального указана заказчиком в Техническом задании в ненадлежащем виде, что создает угрозу введения в заблуждение участников закупки относительно порядка указания в первой части заявки значений данной характеристики товара.

Таким образом, в данной части Жалоба является обоснованной.

3) По позиции 1 «Светодиодный прожектор», позиции 2 «Светодиодный светильник с линейным расположением источников света» Технического задания установлен следующий показатель данных товаров и его единица измерения:

- «Мощность светодиодного источника света» - «шт.».

В соответствии с пунктом 5.2 ГОСТ Р 55705-2013 «Приборы осветительные со светодиодными источниками света. Общие технические условия» коэффициент мощности осветительного прибора со светодиодными источниками света должен быть не менее:

0,7 - для осветительного прибора с потребляемой мощностью не более 8 Вт;

0,85 - для осветительного прибора с потребляемой мощностью от 8 до 20 Вт включительно;

0,9 - для осветительного прибора с потребляемой мощностью более 20 Вт.

Следовательно, ГОСТ Р 55705-2013 устанавливает в качестве единицы измерения мощности светодиодного источника света «Ватт (Вт)».

Таким образом, в действиях заказчика – МБУК «ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района» содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно в установлении единиц измерений, противоречащих государственным стандартам Российской Федерации.

8. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Единые требования к участникам закупки перечислены в части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Федеральным законом от 28.12.2016 № 489-ФЗ «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о внесении изменений) пункт 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе был изложен в следующей редакции: «отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации».

Кроме того, Законом о внесении изменений часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе была дополнена пунктом 7.1 следующего содержания: «участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Закон о внесении изменений вступил в силу с 09.01.2017.

Таким образом, с 09.01.2017 Закон о контрактной системе действует в редакции Закона о внесении изменений.

Пункт 9.3 раздела 9 Документации устанавливает требования, предъявляемые к участникам рассматриваемой закупки.

Однако, в нарушение вышеуказанных положений Закона о контрактной системе заказчиком – МБУК «ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района» в пункте 9.3 раздела 9 Документации требования к участникам рассматриваемой закупки, предусмотренные пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, установлены в редакции Закона о контрактной системе, действовавшей до вступления в силу Закона о внесении изменений (то есть без указаний на отсутствие судимости за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Требование, предусмотренное пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в пункте 9.3 раздела 9 Документации заказчиком – МБУК «ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района» не установлено как таковое.

Таким образом, в действиях заказчика – МБУК «ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района» содержатся нарушения части 5 статьи 31, частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении в документации об электронном аукционе единых требований к участникам закупки.

9. Согласно пункту 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе помимо иной информации, должна содержать всю информацию, содержащуюся в извещении о проведении такого аукциона.

Таким образом, в случае если действующим законодательством Российской Федерации о контрактной системе установлены ограничения участия в определении поставщика в отношении отдельных категорий лиц либо товаров, работ, услуг, заказчик обязан предусмотреть в извещении и документации о закупке указанные ограничения.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Заказчиком – МБУК «ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района» в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – поставка и монтаж специального оборудования для зрелищных мероприятий в помещении кинозала РДК «Светлана».

В соответствии с пунктом 3.2.1 Документации функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара содержатся в Техническом задании.

Согласно Техническому заданию поставке подлежат следующие товары: светодиодный прожектор, светодиодный светильник с линейным расположением источников света, светодиодный прибор полного движения.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ограничения и условия допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 № 968 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 968).

Перечень отдельных видов такой радиоэлектронной продукции утвержден Постановлением № 968 (далее – Перечень).

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (далее – ОК 034-2014) в Перечень включены следующие товары с кодами:

- 27.40.33.130 прожекторы и аналогичные светильники узконаправленного света, предназначенные для использования со светодиодными лампами и прочими светодиодными источниками света;

- 27.40.22.130 светильники электрические настольные, прикроватные или напольные, предназначенные для использования со светодиодными лампами и прочими светодиодными источниками света;

- 27.40.39.110 светильники и устройства осветительные прочие, не включенные в другие группировки.

Таким образом, объект рассматриваемой закупки – поставка и монтаж специального оборудования для зрелищных мероприятий в помещении кинозала РДК «Светлана» входит в Перечень, а, следовательно, рассматриваемая закупка подпадает под действие Постановления № 968.

Однако, ни извещение о проведении рассматриваемого электронного аукциона, ни Документация не содержат информации об ограничении участия в определении поставщика (запрете допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств), установленном Постановлением № 968 в соответствии с Законом о контрактной системе.

Таким образом, в действиях заказчика – МБУК «ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района» содержатся нарушения части 3 статьи 14, пункта 4 статьи 42, пункта 7 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неустановлении в извещении о проведении закупки и в документации об электронном аукционе предусмотренного действующим законодательством Российской Федерации о контрактной системе ограничения участия в определении поставщика (ограничений и условий допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств).

Все вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях заказчика – МБУК «ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района», являются существенными, свидетельствуют об ограничении конкуренции при проведении торгов, не позволяют заключить контракт на условиях действующего законодательства, что дает основания для выдачи предписания об их устранении.

 

Руководствуясь статьями 14, 30, 31, 33, 34, 42, 64, 65, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Домстрой» (117312, г. Москва, ул. Вавилова, д. 17, комн. Б2) на действия заказчика – Муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческий методический центр народного творчества и культурно - досуговой деятельности Маловишерского муниципального района» (174260, Новгородская область, г. Малая Вишера, ул. Московская, д. 23; далее – МБУК «ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку и монтаж специального оборудования для зрелищных мероприятий в помещении кинозала РДК «Светлана», извещение № 0350300004617000003 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 14.09.2017, частично обоснованной в части доводов жалобы №№ 1, 3, 4, 5, а также довода № 7 в отношении необъективного описания объекта закупки по позиции 12 «Канат подвеса стальной» Приложения № 1 к документации об электронном аукционе (Техническое задание).

2. Признать в действиях заказчика – МБУК «ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района» нарушения части 3 статьи 14, части 8 статьи 30, части 5 статьи 31, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, частей 4, 7, 13 статьи 34, пункта 4 статьи 42, пункта 7 части 5 статьи 63, пункта 1 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64, части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику – МБУК «ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района», и его аукционной комиссии, оператору электронной площадки – ЗАО «Сбербанк-АСТ» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностных лиц заказчика – МБУК «ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района».

 

 

Председатель Комиссии И.А. Куриков

 

Члены Комиссии Д.А. Петров

 

Д.А. Евстигнеева

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны