Решение №4681/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы ООО «Институт «НО... от 16 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

Заказчику – ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли»

 

Десятинный монастырь, 3,

Великий Новгород, 173007

 

 

Уполномоченному органу –

Департаменту имущественных

отношений и государственных закупок

Новгородской области

 

пл. Победы-Софийская, д. 1,

Великий Новгород, 173005

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ООО «Институт «НОВГОРОДПРОЕКТ»

 

ул. Прусская, д. 22,

Великий Новгород, 173015

Исх.№4681/03 от 11.10.17

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

06 октября 2017 года Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;

Иванов А.Т. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

Герасимова М.В. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

- заказчика – Государственного бюджетного учреждения культуры и искусства «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» – директора учреждения ….;

- уполномоченного органа – Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области – … (доверенность № … от ….);

- податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «Институт «НОВГОРОДПРОЕКТ» надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился, своих представителей не направил,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Институт «НОВГОРОДПРОЕКТ» (173015, Великий Новгород, ул. Прусская, д. 22) на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения культуры и искусства «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» (173007, Великий Новгород, Десятинный монастырь, 3; далее - ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли») при осуществлении им и уполномоченным органом - Департаментом имущественных отношении и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1; далее - Департамент) закупки (определении поставщика) путем проведения открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по строительству подъездной дороги к музейно-туристскому комплексу «Онег» (в составе туристско-рекреационного кластера «Старорусский»), извещение № 0150200000617000634 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 18.09.2017, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

29.09.2017 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Институт «НОВГОРОДПРОЕКТ» на действия заказчика - ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» при осуществлении им и уполномоченным органом - Департаментом закупки (определении поставщика) путем проведения открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по строительству подъездной дороги к музейно-туристскому комплексу «Онег» (в составе туристско-рекреационного кластера «Старорусский»), извещение № 0150200000617000634 о проведении которого было размещено на официальном сайте 18.09.2017 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1. Установленные заказчиком значения показателей нестоимостного критерия оценки заявок участников закупки «Квалификация участника открытого конкурса» создают преимущества группе проектных организации, имеющих 20 и более лет опыта выполнения работ сопоставимого характера и объема с требуемыми работами, а также имеющих более 91 сотрудника с профильным образованием в сфере предмета конкурса.

2. В конкурсной документации указаны исходные данные, предоставляемые заказчиком:

- Распоряжение Администрации Новгородского муниципального района №1995-рз от 28.06.2017 «О выдаче разрешения на использование земельного участка»;

- Распоряжение Администрации Новгородского муниципального района №2353-рз от 21.07.2017 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка»;

- Технические условия на примыкание к МФЗ автодороги представляется Заказчиком при заключении контракта на проектирование автодороги;

- Технические условия на электроснабжение для электроосвещения автодороги предоставляется Заказчиком при заключении контракта на проектирование;

- Выкопировка Генерального плана Трубичинского сельского поселения (по запросу).

При этом, в составе конкурсной документации, размещенной на официальном сайте, отсутствуют: технические условия на электроснабжение, технические условия на примыкание к МФЗ автодороги М-11, согласование и технические условия на подсоединение к строящейся трассе М-11, решение уполномоченного органа местного самоуправления «О подготовке проекта планировки территории Трубичинского сельского поселения в связи с размещением объекта строительства – автомобильной дороги», а также согласование проектирования и строительства подъездной дороги с Управлением Государственной охраны культурного наследия Новгородской области.

По мнению подателя Жалобы, перечисленные документы в обязательном порядке должны были быть размещены на официальном сайте вместе с конкурсной документацией.

3. ООО «Институт «НОВГОРОДПРОЕКТ» в адрес заказчика - ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» был направлен запрос на разъяснение положений конкурсной документации.

По мнению ООО «Институт «НОВГОРОДПРОЕКТ», данный ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» ответ на данный запрос является формальным.

Так, в данном ответе указано, что при определении квалификации трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ, как профильное образование будет учитываться только специальность инженер-строитель.

При этом другие специальности, которые также задействованы в разработке проектной документации, не будут учитываться при оценке заявок участников конкурса.

Также, в данном ответе на запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации, заказчик - ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» согласился с рядом доводов, приведенных ООО «Институт «НОВГОРОДПРОЕКТ» и указал, что по данным позициям будут внесены изменения в конкурсную документацию.

Однако, на момент подачи Жалобы (29.09.2017) данные изменения в конкурсную документацию внесены не были.

Кроме того, в нарушение требований Закона о контрактной системе, заказчик - ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» не разместил на официальном сайте запрос на разъяснение положений конкурсной документации и ответ на данный запрос в установленный Законом о контрактной системе срок.

На основании вышеизложенного, ООО «Институт «НОВГОРОДПРОЕКТ» просит выдать заказчику - ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

Заказчик – ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. № 5842 от 04.10.2017 Новгородского УФАС России).

1. Критерии оценки заявок по квалификации участника закупки учитывают требования к участникам конкурса с достаточной шкалой градации для разработки проектно-сметной документации при сжатых сроках проектирования и не ограничивают права участников.

2. При заключении контракта подрядчику будут предоставлены все необходимые исходные данные.

3. Изменения в конкурсную документацию, в соответствии с ответом ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли», были внесены в рамках сроков, предусмотренных Законом о контрактной системе.

На рассмотрении Жалобы представитель заказчика - ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» поддержала доводы возражений на нее в полном объеме, при этом устно отметила, что заказчиком не оспариваются доводы Жалобы о нарушении сроков размещения на официальном сайте разъяснений положений конкурсной документации.

Уполномоченный орган – Департамент письменные возражения на Жалобу не представил, на рассмотрений Жалобы представитель Департамента устно отметил, что доводы Жалобы не относятся к компетенции уполномоченного органа.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

1. В сентябре-октябре 2017 года заказчиком – ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» и уполномоченным органом – Департаментом осуществляется закупка путем проведения открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по строительству подъездной дороги к музейно-туристскому комплексу «Онег» (в составе туристско-рекреационного кластера «Старорусский»), извещение № 0150200000617000634 о проведении которого было размещено на официальном сайте 18.09.2017 (начальная (максимальная) цена контракта – 5 000 000,00 рублей).

Документация о рассматриваемом открытом конкурсе (редакция № 3) (далее – Документация) утверждена директором ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» ….

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

Согласно пункту 1 Правил, данные правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее - заявка, предложение).

Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно подпункту «б» пункта 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки, характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Согласно пункту 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Заказчик – ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» в пункте 15.5 Документации установил следующие критерии оценки заявок участников конкурса: цена контракта (стоимостной критерии оценки) – 60%; квалификация участника открытого конкурса (нестоимостной критерии оценки) – 40%.

При этом, содержание критерия «Квалификация участника открытого конкурса» раскрывают два показателя: «Опыт участника по успешному выполнению работ, сопоставимого характера и объема с учетом правопреемственности» (величина значимости показателя - 60 баллов) и «Квалификация трудовых ресурсов (специалистов), предлагаемых для выполнения работ (штатных единиц)» (величина значимости показателя - 40 баллов).

Оценка заявок по показателю «Опыт участника по успешному выполнению работ, сопоставимого характера и объема с учетом правопреемственности» производится в следующем порядке:

Опыт работ от 1 до 2 лет - 10 баллов

От 3 до 6 лет - 30 баллов

От 7 до 14 лет – 40 баллов

От 15 до 19 лет – 50 баллов

От 20 лет и выше -100 баллов

При отсутствии сведений в предложении участника конкурса по данному показателю, а также отсутствии документов, подтверждающих предоставленные сведения – предложению участника по данному показателю присваивается 0.

Оценка заявок по показателю «Квалификация трудовых ресурсов (специалистов), предлагаемых для выполнения работ (штатных единиц)» производится для каждой заявки по шкале оценки:

наличие высшего профильного образования в сфере предмета конкурса:

менее 5 сотрудников – 3 балла;

от 5 до 9 сотрудников – 5 баллов;

от 10 до 15 сотрудников – 10 баллов;

от 16 и до 30 сотрудников– 20 баллов;

от 31 до 50 сотрудников – 30 баллов;

от 51 до 70 сотрудников – 40 баллов;

от 71 до 90 сотрудников – 50 баллов;

от 91 и более сотрудников - 100 баллов.

По мнению подателя Жалобы, количество присуждаемых по вышеуказанным показателям баллов в зависимости от предоставляемых сведений установлено заказчиком в нарушение принципа обеспечения конкуренции и приводит к ограничению числа участников закупки.

ООО «Институт Новгородпроект» считает необходимым установить для данных показателей следующую шкалу оценки:

- «Опыт участника по успешному выполнению работ, сопоставимого характера и объема с учетом правопреемственности»:

- от 1 до 2 лет – 10 баллов;

- от 3 до 6 лет – 30 баллов;

- от 7 до 14 лет – 40 баллов;

- от 15 до 19 лет – 50 баллов;

- от 20 лет и выше – 100 баллов;

- «Квалификация трудовых ресурсов (специалистов), предлагаемых для выполнения работ (штатных единиц)»:

- менее 5 сотрудников – 3 балла;

- от 5 до 9 сотрудников – 5 баллов;

- от 10 до 15 сотрудников – 10 баллов;

- от 16 до 30 сотрудников – 20 баллов;

- от 31 до 50 сотрудников – 30 баллов;

- от 51 до 70 сотрудников – 40 баллов;

- от 71 до 90 сотрудников – 50 баллов;

- от 91 и более сотрудников – 100 баллов.

Исследовав данный довод Жалобы, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

При осуществлении закупок заказчики руководствуются собственными потребностями и нуждами, необходимыми для достижения ими результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд и достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных действующим законодательством.

Заказчик самостоятельно определяет в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусматривает формулу либо шкалу расчета количества баллов с учетом положений Закона о контрактной системе, Правил, а также особенностей объекта закупки.

При этом, отсутствие у подателя Жалобы предельного опыта выполнения работ (от 20 лет и выше) или наибольшего количества специалистов с профильным образованием (от 91 и более сотрудников) не лишает его возможности подать заявку на участие в конкурсе и быть признанным её победителем за счет получения дополнительной оценки по иным критериям и показателям (в частности, цены контракта).

Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Предложенный ООО «Институт Новгородпроект» порядок оценки заявок по вышеуказанным показателям критерия «Квалификация участника открытого конкурса» является лишь субъективным усмотрением, выражающим пожелания подателя Жалобы, не основанные на положениях действующего законодательства о контрактной системе.

Учитывая вышеизложенное, данный довод Жалобы является необоснованным.

2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Согласно пункту 3 части 6 статьи 48 ГрК в случае, если подготовка проектной документации осуществляется индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании договора подряда на подготовку проектной документации, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, региональный оператор обязаны предоставить таким индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).

Из вышеуказанных положений ГрК следует, что подготовка проектной документации осуществляется, в частности, на основании и в соответствии с техническими условиями.

Заказчик при проведении рассматриваемого конкурса должен был обеспечить соответствие документации о закупке положениям ГрК и требованиям пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, и с этой целью включить в состав Документации предусмотренные действующим законодательством о градостроительной деятельности документы и сведения, с которыми участники закупки должны ознакомиться для выполнения работ по предмету конкурса, в частности, технические условия подключения к инженерным сетям.

В соответствии с пунктом 14 задания на проектирование (Приложение № 4 к Документации; далее – Задание на проектирование) проектно-сметную документацию необходимо выполнить в объеме, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (далее – Постановление № 87).

Постановление № 87 утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (далее – Положение).

Из анализа Положения следует, что проектная документация состоит из текстовой части, которая содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; из графической части, которая отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, иными словами содержит требования к результату выполняемых работ.

Так, согласно пункту 16 Положения проектная документация должна содержать характеристику источников электроснабжения в соответствии с техническими условиями на подключение объекта капитального строительства к сетям электроснабжения общего пользования.

В соответствии с пунктом 10 Задания на проектирование правоустанавливающими документами (исходными данными), предоставляемыми заказчиком, являются, в частности, технические условия на электроснабжение для электроосвещения автодороги.

В этом же пункте указано, что данные технические условия предоставляются заказчиком при заключении контракта на проектирование.

Таким образом, данные технические условия не были размещены заказчиком - ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» на официальном сайте в составе Документации.

Отсутствие в Документации указанных документов свидетельствует о ее неполноте и недостаточной информативности, что может негативно повлиять на принятие участниками закупки решения об участии в ней, а впоследствии осложнить выполнение работ, являющихся объектом закупки победителем конкурса, который будет ознакомлен с данными необходимыми техническими условиями лишь при заключении контракта.

При этом, на заседании Комиссии Новгородского УФАС России по рассмотрению Жалобы представитель заказчика - ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» устно отметила, что по состоянию на момент размещения Документации на официальном сайте, а также на момент рассмотрения Комиссией Новгородского УФАС России Жалобы, технические условия на электроснабжение для электроосвещения автодороги у заказчика отсутствуют. Заказчик планирует получить данные технические условия непосредственно к моменту подписания контракта с победителем рассматриваемого конкурса.

Следовательно, Документация не содержит в полном объеме необходимых для изготовления проектной документации исходных документов и сведений (отсутствуют технические условия на электроснабжение для электроосвещения автодороги).

Кроме того, в пункте 10 Задания на проектирования указано, что технические условия на примыкание к МФЗ автодороги представляется заказчиком при заключении контракта на проектирование автодороги.

При этом, ознакомившись с пояснениями заказчика - ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» Комиссия Новгородского УФАС приходит к выводу о том, что данные сведения и информация не являются техническими условиями в понятии ГрК.

Как было указано выше, под техническими условиями понимается присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.

В данном случае, под техническими условиями на примыкание к МФЗ автодороги заказчиком имеются ввиду сведения и информация, которые определяют координаты, границы проектирования, границы примыкания, генеральный план зоны проектирования.

Данные сведения и информация необязательны к размещению на официальном сайте в составе Документации, поскольку не являются техническими условиями, определяющими подключение к каким-либо инженерным сетям.

Также из положений ГрК не следует обязанность заказчика размещать на официальном сайте в составе конкурсной документации в качестве обязательной основы для проектирования иные документы и информацию, указанные в Жалобе (согласование ГК «Автодор» на присоединение к строящейся трассе М-11, решение уполномоченного органа местного самоуправления «О подготовке проекта планировки территории Трубичинского сельского поселения в связи с размещением объекта строительства – автомобильной дороги», согласование проектирования и строительства подъездной дороги с Управлением Государственной охраны культурного наследия Новгородской области).

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившиеся в несоблюдении требований к содержанию документации о проведении открытого конкурса (отсутствие в составе размещенной на официальном сайте Документации технических условий на электроснабжение для электроосвещения автодороги).

Следовательно, данный довод Жалобы является обоснованным только в части отсутствия в Документации технических условий на электроснабжение.

3. Согласно части 7 статьи 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.

21.09.2017 ООО «Институт «НОВГОРОДПРОЕКТ» в адрес заказчика - ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» был направлен запрос о даче разъяснений положений Документации (исх. № 538 от 21.09.2017 ООО «Институт «НОВГОРОДПРОЕКТ»; вх. № 122 от 21.09.2017 ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли»).

Заказчиком - ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» 25.09.2017 был дан ответ на вышеуказанный запрос (исх. № 402 от 25.09.2017 ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли»; вх. № 324 от 25.09.2017 ООО «Институт «НОВГОРОДПРОЕКТ»).

Заказчиком - ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» были даны разъяснения по всем поставленным в запросе о разъяснении положений Документации вопросам.

При этом, в данном ответе ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» согласилось с рядом доводов ООО «Институт «НОВГОРОДПРОЕКТ» и указало, что по данным позициям в Документацию будут внесены изменения.

Согласно части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются. В течение одного дня с даты принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса, и в течение двух рабочих дней с этой даты направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам, которым была предоставлена конкурсная документация. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Если в конкурсную документацию такие изменения вносятся в отношении конкретного лота, срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен в отношении конкретного лота.

Согласно Документации в ее первоначальной редакции (№ 1 от 18.09.2017), дата и время окончания срока подачи заявок – 09.10.2017.

03.10.2017 заказчиком - ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» было принято решение о внесении изменений в Документации с учетом ответа на запрос ООО «Институт «НОВГОРОДПРОЕКТ» о разъяснении положений Документации.

Данные изменения были размещены на официальном сайте 03.10.2017.

Следовательно, заказчиком изменения в Документацию были внесены в рамках срока, установленного частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе.

Тот факт, что ООО «Институт «НОВГОРОДПРОЕКТ» не устроил ответ заказчика на направленный им запрос, не представляет собой нарушение Закона о контрактной системе.

Заказчик обязан ответить на поступивший запрос о разъяснении положений конкурсной документации в установленные сроки. При этом, данные им разъяснения не должны изменять суть конкурсной документации.

В случае несогласия с ответом заказчика, участник закупки вправе обжаловать положения конкурсной документации в порядке и сроки, предусмотренные Законом о контрактной системе.

При этом, 04.10.2017 заказчиком - ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» было принято решение о повторном внесении изменений в конкурсную документацию.

В частности, в отношении показателя «Квалификация трудовых ресурсов (специалистов), предлагаемых для выполнения работ (штатных единиц)» было указано, что предметом оценки по данному показателю является количество специалистов участника закупки, привлекаемых к выполнению работ, являющихся объектом закупки, удовлетворяющих следующим требованиям: наличие высшего профильного образования в сфере предмета конкурса, с соответствующей квалификацией: инженер, инженер-конструктор, эколог, инженер-строитель, архитектор, инженер-электрик, инженер-технолог, горный инженер, инженер-химик-технолог, архитектор-дизайнер.

То есть, заказчиком было принято решение о более широкой трактовке того, каким профильным образованием должны обладать специалисты, имеющиеся в трудовом штате участника конкурса.

При этом, Комиссия Новгородского УФАС России отмечает следующее.

Согласно части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос.

Как было указано выше, заказчиком - ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» ответ на запрос о разъяснении положений Документации был дан 25.09.2017.

Таким образом, данные разъяснения должны были быть размещены на официально сайте не позднее 26.09.2017 (включительно).

Однако, фактически разъяснения были размещены на официальном сайте только 03.10.2017.

Как было указано выше, заказчиком данной закупки является ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли», уполномоченным органом является Департамент.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства Новгородской области от 30.12.2013 N 548 (ред. от 15.05.2017) «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Новгородской области» (далее – Постановление Правительства Новгородской области № 548) Департамент наделен полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для исполнительных органов государственной власти Новгородской области, государственных областных казенных учреждений, государственных областных бюджетных учреждений, государственных областных унитарных предприятий при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Новгородской области, за исключением закупок, осуществляемых государственными областными казенными и бюджетными учреждениями здравоохранения на основании пункта 1-1 постановления.

Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом (далее – Порядок) также установлен указанным Постановлением Правительства Новгородской области № 548.

Согласно подпункту 4.1.2 Порядка заказчик подготавливает и направляет разъяснения положений конкурсной документации участникам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), направившим соответствующий запрос, и в тот же день направляет такие разъяснения с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос, в письменной форме и в форме электронного документа в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение для их размещения в единой информационной системе.

Таким образом, заказчик - ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» обязан был направить в адрес Департамента данные разъяснения с указанием предмета запроса 25.09.2017 для их последующего размещения на официальном сайте.

Однако, данные разъяснения, в соответствии с письмом ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» исх. № 419 от 02.201.2017, были направлены в адрес Департамента лишь 02.10.2017.

Согласно подпункту 4.2.2 Порядка уполномоченный орган размещает представленные заказчиком разъяснения положений конкурсной документации в единой информационной системе не позднее следующего рабочего дня после поступления от заказчика таких разъяснений.

Вышеуказанные разъяснения были размещены Департаментом на официальном сайте 03.10.2017.

Таким образом, в действиях заказчика - ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» содержится нарушение части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении сроков размещения в единой информационной системе разъяснений положений Документации (несвоевременном направлении в Департамент таких разъяснений для их размещения на официальном сайте).

Учитывая вышеизложенное, в данной части Жалоба является обоснованной только в отношении нарушения заказчиком срока размещения разъяснений на официальном сайте, но не их содержания.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения открытого конкурса.

1. Как уже отмечалось, согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно подпункту «б» пункта 4, пункту 11 Правил для каждого показателя критерия оценки «Квалификация участника закупки» устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Как следует из совместного письма Минэкономразвития России № 31047-ЕЕ/Д28и, ФАС России № АЦ/50997/14 от 11.12.2014 «О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в отношении установления порядка рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений участников закупки по нестоимостным критериям» (далее – Письмо) в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, документация о закупке должна содержать пропорциональную зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию «квалификация участников закупки» (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка.

Соответствие указанной позиции Минэкономразвития России и ФАС России положениям Закона о контрактной системе подтверждено решением Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2016 № АКПИ16-53 (далее – Решение Суда).

Так, в Решении Суда указано, что в конкурсной документации должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.

Согласно подпункту 4 пункта 1 Письма ФАС России от 19.10.2015 № АЦ/57532/15 «О порядке оценки заявок на участие в закупке» (далее – Письмо № АЦ/57532/15) в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, порядок оценки заявок, устанавливаемый заказчиком в документации о закупке, должен содержать зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки, предусматривающая пропорциональное выставление баллов <1>) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию «квалификация участников закупки» (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка.

<1> Пропорциональными называются две величины, если отношение их значений остается неизменным.

Однако, в данном случае, в Документации отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями в отношении показателей нестоимостного критерия «Квалификация участника открытого конкурса».

Как было указано выше, оценка заявок по показателю «Опыт участника по успешному выполнению работ, сопоставимого характера и объема с учетом правопреемственности» производится в следующем порядке:

Опыт работ от 1 до 2 лет - 10 баллов

От 3 до 6 лет - 30 баллов

От 7 до 14 лет – 40 баллов

От 15 до 19 лет – 50 баллов

От 20 лет и выше -100 баллов

Оценка заявок по показателю «Квалификация трудовых ресурсов (специалистов), предлагаемых для выполнения работ (штатных единиц)» производится для каждой заявки по шкале оценки:

наличие высшего профильного образования в сфере предмета конкурса:

менее 5 сотрудников – 3 балла;

от 5 до 9 сотрудников – 5 баллов;

от 10 до 15 сотрудников – 10 баллов;

от 16 и до 30 сотрудников– 20 баллов;

от 31 до 50 сотрудников – 30 баллов;

от 51 до 70 сотрудников – 40 баллов;

от 71 до 90 сотрудников – 50 баллов;

от 91 и более сотрудников - 100 баллов.

Как видно, величины предельных значений опыта участника конкурса в годах и количества сотрудников с профильным образованием не пропорциональны количеству присваиваемых баллов, поскольку отношение их значений (то есть частное как результат деления делимого на делитель) не является неизменным (10/2=5; 40/14 = 2,8 и т.д.).

С учетом вышеуказанных положений Закона о контрактной системе, Письма, а также Письма № АЦ/57532/15 пропорциональная зависимость представляет собой две величины, если отношение их значений остается неизменным, и должна выглядеть, например, следующим образом:[1]

- 1 сотрудник – 10 баллов (10/1=10);

- 2 сотрудника – 20 баллов (20/2=10);

- 3 сотрудника – 30 баллов (30/3=10);

- 4 сотрудника – 40 баллов (40/3=10);

- 5 сотрудников – 50 баллов (50/5=10), и т.д.

Установленная заказчиком в Документации зависимость количества присваиваемых баллов от опыта работы и количества трудовых ресурсов не отвечает требованию о пропорциональности этих величин, что не соответствует цели выявления лучших из предложенных участниками конкурса условий исполнения контракта.

Так, по показателю «Опыт участника по успешному выполнению работ, сопоставимого характера и объема с учетом правопреемственности» установлено, что при опыте работ 19 лет участник конкурса не может получить более 50 баллов, при этом, если участник закупки обладает опытом 20 лет, он получает максимальное количество баллов – 100.

Также, по показателю «Квалификация трудовых ресурсов (специалистов), предлагаемых для выполнения работ (штатных единиц)» установлено, что при наличии 90 сотрудников участник закупки не может получить более 50 баллов, при этом, если участник закупки представит информацию о 91 сотруднике, то получит максимальное количество баллов – 100.

Учитывая вышеизложенное, в действия заказчика - ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» содержатся нарушения части 8 статьи 32 и пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в Документации порядка оценки заявок по критерию «Квалификация участника открытого конкурса», не обеспечивающего выбор лучшего предложения участников закупки и, соответственно, надлежащее определение победителя торгов.

2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе устанавлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии

Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1.3 Проекта контракта (Приложение № 6 к Документации; далее – Проект контракта) все произведенные работы и используемые материалы должны соответствовать техническим и специальным требованиям качества, работы выполняются в соответствии с требованиями ГОСТ Р21.1101-2009 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной документации».

Однако, данный нормативный правовой акт не мог использоваться государственным заказчиком при описании объекта закупки в связи с тем, что ГОСТ Р21.1101-2009 утратил силу с 01.01.2014, взамен введен в действие ГОСТ Р 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства (СПДС). Основные требования к проектной и рабочей документации (с Поправкой)».

Таким образом, в действиях заказчика – ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании объекта рассматриваемой закупки, а именно в установлении требования о соответствии работ, входящих в объект закупки, нормативному документу, не предусмотренному действующим законодательством Российской Федерации о стандартизации (ссылка на недействующий ГОСТ Р21.1101-2009).

3. Согласно части 1 статьи 30 Федерального законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно подпункту 4.2.1 пункта 4.2 Проекта контракта исполнитель обязуется привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – субподрядчики) в объем ­­ % (не менее 5 процентов) от цены контракта.

При этом, исходя из положений части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, заказчик в проекте контракта обязан устанавливать объем привлечения субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в виде конкретного процента от цены заключенного по итогам закупки контракта.

Таким образом, редакция подпункта 4.2.1 пункта 4.2 Проекта контракта не позволяет установить конкретный объем привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 1 статьи 54 Закона о контрактной системе по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.

В части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, какую именно информацию должна содержать заявка на участие в конкурсе.

Так, согласно вышеуказанной норме, участники закупки не указывают в своих заявках на участие в конкурсе объем субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, привлемых к исполнению контракта.

При этом, согласно части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Именно заказчик при подготовке конкурсной документации обязан определить конкретный объем привлечения субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Учитывая изложенное, в действиях заказчика – ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» содержится нарушение части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неустановлении в проекте контракта конкретного объема привлечения субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в виде конкретного процента от цены заключенного по итогам закупки контракта.

4. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 2 статьи 50 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 8 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила) следует, что в случае если в соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, штраф устанавливается в размере 5 процентов объема такого привлечения, установленного контрактом.

Как было указано выше, в Документации установлено условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе в контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В разделе 5 «Ответственность сторон» Проекта контракта содержатся виды и размеры ответственности заказчика и исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Однако, условие об ответственности исполнителя за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа в размере 5 процентов объема такого привлечения, установленного контрактом, в Проекте контракта отсутствует.

Таким образом, в действиях заказчика - ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» содержится нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении в Проекте контракта ответственности исполнителя за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа.

Вышеуказанные многочисленные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях заказчика – ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» являются существенными, затрудняют подготовку участниками закупки своих заявок на участие в конкурсе, не отвечают условию объективной оценки заявок участников конкурса с целью выявления лучших условий исполнения контракта, не позволяют заключить по итогам закупки контракт на условиях действующего законодательства, что дает основание для выдачи предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

 

Руководствуясь статьями 8, 30, 32, 33, 34, 50, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Институт «НОВГОРОДПРОЕКТ» (173015, Великий Новгород, ул. Прусская, д. 22) на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения культуры и искусства «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» (173007, Великий Новгород, Десятинный монастырь, 3) при осуществлении им и уполномоченным органом - Департаментом имущественных отношении и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1) закупки (определении поставщика) путем проведения открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по строительству подъездной дороги к музейно-туристскому комплексу «Онег» (в составе туристско-рекреационного кластера «Старорусский»), извещение № 0150200000617000634 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 18.09.2017, частично обоснованной в части доводов Жалобы об отсутствии в составе конкурсной документации, размещенной в единой информационной системе, технических условий на электроснабжение для электроосвещения автодороги, а также о нарушении сроков размещения в единой информационной системе разъяснений положений конкурсной документации.

2. Признать в действиях заказчика – Государственного бюджетного учреждения культуры и искусства «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» нарушения части 6 статьи 30, части 8 статьи 32, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, части 8 статьи 34, пунктов 1, 9 части 1 статьи 50, части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику - Государственному бюджетному учреждению культуры и искусства «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли», уполномоченному органу - Департаменту имущественных отношении и государственных закупок Новгородской области обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Государственного бюджетного учреждения культуры и искусства «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли».

 

Председатель Комиссии И.А. Куриков

 

Члены Комиссии А.Т. Иванов

 

М.В. Герасимова

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

[1] Данный порядок оценки не является обязательным к применению, носит сугубо информационный характер и приведен для большей наглядности

Связанные организации

Связанные организации не указаны