Решение №4705/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы ООО «ЭкоГидроСерв... от 16 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

Государственному заказчику –

ГОКУ «Новгородавтодор»

 

ул. Славная, д. 55,

Великий Новгород, 173000

 

 

Уполномоченному органу –

Департаменту имущественных отношений

и государственных закупок

Новгородской области

 

пл. Победы-Софийская, д. 1,

Великий Новгород, 173005

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ООО «ЭкоГидроСервис»

 

Средне-Московская, д. 14, оф. 15,

г. Воронеж, 394018

e-mail: torgi@egs36.ru

 

ОПС-87, а/я 458,

394087

 

Исх. № 4705/03 от 12.10.2017

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

09 октября 2017 года Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления,

Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

Иванов А.Т. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» - <…….>;

уполномоченного органа – Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области – <…….>;

податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «ЭкоГидроСервис» надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения, в жалобе ходатайствовал о ее рассмотрении в отсутствие своих представителей,

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоГидроСервис» (394018, г. Воронеж, Средне-Московская, д. 14, оф. 15; далее – ООО «ЭкоГидроСервис») на действия государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (173000, Великий Новгород, ул. Славная, д. 55; далее – ГОКУ «Новгородавтодор») при осуществлении им и уполномоченным органом – Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы – Софийская, д. 1; далее – Департамент) закупки (определении поставщика) путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации реконструкции мостовых переходов, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, на автомобильных дорогах общего пользования межмуниципального значения в Любытинском и Окуловском муниципальных районах Новгородской области, извещение № 0150200000617000656 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 22.09.2017, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

03.10.2017 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки (определения поставщика) – ООО «ЭкоГидроСервис» на действия государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» при осуществлении им и уполномоченным органом – Департаментом закупки (определении поставщика) путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации реконструкции мостовых переходов, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, на автомобильных дорогах общего пользования межмуниципального значения в Любытинском и Окуловском муниципальных районах Новгородской области, извещение № 0150200000617000656 о проведении которого было размещено на официальном сайте 22.09.2017 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

По мнению подателя Жалобы – ООО «ЭкоГидроСервис», проектная документация, подлежащая изготовлению по результатам проведения рассматриваемой закупки, должна состоять не только из проектной документации реконструкции мостовых переходов, но и проектной документации по другому объекту – инженерной защите моста через реку.

Соответственно, подлежащая изготовлению проектная документация должна соответствовать требованиям Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Закон о безопасности ГТС), технических регламентов в гидростроительной сфере, а также Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (далее – Положение о составе разделов проектной документации), в частности включать в себя отдельный раздел проектной документации, касающийся инженерной защиты моста через реку от негативного воздействия вод.

ООО «ЭкоГидроСервис» считает, что в составе проектной документации разработке подлежит среди прочих раздел 10 «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами» (пункты 42, 32 Положения о составе разделов проектной документации) проектной документации, а именно должна быть разработана декларация безопасности гидротехнических сооружений, к каковым в силу статьи 3 Закона о безопасности ГТС относится и инженерная защита моста через реку от негативного воздействия вод (письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.06.2017 № 22584-АС/08 (далее – Письмо Минстроя России)).

Однако, требование об изготовлении по результатам проведения рассматриваемой закупки проектной документации, содержащей отдельный раздел, касающийся инженерной защиты моста через реку (то есть гидротехнического строительства), в документации о проведении рассматриваемого открытого конкурса (далее – Документация) отсутствует.

На основании изложенного, податель Жалобы считает вышеназванные действия государственного заказчика неправомерными, ограничивающими конкуренцию участников закупки и просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Государственный заказчик – ГОКУ «Новгородавтодор» согласно представленным письменным возражениям на Жалобу (вх. № 5904 от 06.10.2017 Новгородского УФАС России), считает ее доводы необоснованными.

В Документации государственным заказчиком установлены требования к разработке проектной и рабочей документаций реконструкции исключительно мостовых переходов.

Требование о необходимости выполнения проектных работ по инженерной защите моста от негативного воздействия вод ни в одном разделе Документации не установлено.

Таким образом, объектом рассматриваемой закупки является разработка проектной и рабочей документаций реконструкции мостовых переходов, требования к которым Документация содержит в необходимом объеме.

На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представители государственного заказчика поддержали доводы возражений на нее в полном объеме, а также дополнительно указали, что в случае возникновения по результатам проведения инженерных изысканий, входящих в объект рассматриваемой закупки, необходимости в проектировании инженерной защиты мостовых переходов через реки от негативного воздействия вод, проектирование данных гидротехнических сооружений будет являться объектом отдельных закупок.

Уполномоченный орган – Департамент письменных возражений относительно доводов Жалобы не представил. На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель Департамента устно пояснил, что по состоянию на настоящее время прием заявок на участие в рассматриваемом открытом конкурсе не завершен, запросов о даче разъяснений положений Документации в адрес государственного заказчика не поступало.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В сентябре-октябре 2017 года государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» и уполномоченным органом – Департаментом осуществляется закупка путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации реконструкции мостовых переходов, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, на автомобильных дорогах общего пользования межмуниципального значения в Любытинском и Окуловском муниципальных районах Новгородской области.

Документация утверждена временно исполняющим обязанности начальника ГОКУ «Новгородавтодор» <…….> 31.08.2017.

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Согласно пункту 3.1 Документации объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации реконструкции мостовых переходов, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, на автомобильных дорогах общего пользования межмуниципального значения в Любытинском и Окуловском муниципальных районах Новгородской области.

В соответствии с пунктом 3.2 Документации описание объекта рассматриваемой закупки приведено государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» в Приложении № 1.1 (мостовой переход через реку Льняная) и Приложении № 1.2 (мостовой переход через реку Хвощинка) к Документации (далее – Приложение № 1.1 и Приложение № 1.2).

Согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК) к объектам капитального строительства относятся линейные объекты, в том числе автомобильные дороги (пункты 10, 11 статьи 1 ГрК).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

Таким образом, объектом рассматриваемой закупки является разработка проектной и рабочей документации реконструкции дорожных сооружений – мостовых переходов, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, на объектах капитального строительства (линейных объектах) – автомобильных дорогах общего пользования межмуниципального значения в Любытинском и Окуловском муниципальных районах Новгородской области.

В свою очередь, согласно статье 3 Закона о безопасности ГТС гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно Письму Минстроя России инженерная защита, предохраняющая здание или сооружение от воздействия водных потоков, волн, подтопления, по определению и функциональному назначению относится к гидротехническим сооружениям.

Следовательно, в силу положений Закона о безопасности ГТС, а также пункта 10 статьи 1 ГрК такое гидротехническое сооружение как инженерная защита моста через реку от негативного воздействия вод является самостоятельным объектом капитального строительства, функционально предназначенным для предотвращения негативного воздействия водных потоков, волн, подтопления на другие объекты капитального строительства (в том числе мостовые переходы), в связи с чем проектирование такого гидротехнического сооружения может являться объектом иной закупки.

Как отмечалось выше, Приложение № 1.1 и Приложение № 1.2 содержат описание объекта рассматриваемой закупки, в том числе требования к проектной и рабочей документациям реконструкции мостовых переходов через реки Льняная и Хвощинка, которые должны быть изготовлены по итогам осуществления рассматриваемой закупки.

Согласно части 2 статьи 48 ГрК проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Следовательно, содержание разделов проектной документации в силу требований законодательства о градостроительной деятельности должно обеспечивать возможность осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, а также их капитального ремонта, а заказчик при разработке документации о закупке, в предмет которой входит изготовление проектной документации, должен руководствоваться нормами соответствующих статей ГрК, что обеспечит полноту и информативность документации о закупке.

В соответствии с частью 11 статьи 48 ГрК подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации), результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 12.1 статьи 48 ГрК подготовка проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика может осуществляться применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Таким образом, исходя из определения государственным заказчиком объекта рассматриваемой закупки в виде выполнения работ по разработке проектной и рабочей документации реконструкции мостовых переходов, для ее надлежащего производства исполнителем в Документации должны быть представлены все исходные документы и сведения, необходимость наличия которых обусловлена спецификой объекта рассматриваемой закупки.

Так, Приложение № 1.1 и Приложение № 1.2 включают в себя среди прочей информации об объектах реконструкции (мостовых переходах) сведения о технических категориях дорог, существующих искусственных сооружениях, об основных параметрах реконструкции, основных требованиях к выполнению проектной и рабочей документаций, объемах, ограничениях и условиях проектов реконструкции, а также требования к сдаче заказчику.

Согласно пункту 3.3 Документации объем выполняемых работ указан в Приложении № 1.1, Приложении № 1.2, а также Ведомости объемов работ (Приложение № 2 к Документации), расчете начальной (максимальной) цены (Приложение № 5 к Документации).

В соответствии с Ведомостью объемов работ при исполнении государственного контракта, заключенного по итогам осуществления рассматриваемой закупки, должны быть выполнены следующие работы:

- инженерные изыскания (геодезические, геологические, экологические, гидрометеорологических);

- подготовка и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории;

- разработка проектной и рабочей документации с получением положительного заключения по результатам инженерных изысканий, по проектной документации, по проверке достоверности определения сметной стоимости в ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области».

При этом, Приложение № 1.1, Приложение № 1.2 и Ведомость объемов работ не содержат каких-либо положений, устанавливающих необходимость выполнения при исполнении государственного контракта, заключенного по итогам осуществления рассматриваемой закупки, проектных работ по реконструкции или проектированию таких гидротехнических сооружений как инженерная защита мостов через реки Льняная и Хвощинка от негативного воздействия вод.

Согласно части 13 статьи 48 ГрК состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Положение о составе разделов проектной документации определяет состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора.

Необходимо отметить, что в Приложении № 4 к Документации государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлен Перечень нормативно-технических документов, которыми должен руководствоваться исполнитель государственного контракта, заключенного по итогам осуществления рассматриваемой закупки, при разработке проектной и рабочей документаций реконструкции мостовых переходов, а также которым должны соответствовать изготовленные проектная и рабочая документации. В данный перечень государственным заказчиком включено и Положение о составе разделов проектной документации.

В подпункте 3 пункта 10 Приложения № 1.1, Приложения № 1.2 государственным заказчиком также установлен, что состав изготавливаемой проектной документации должен соответствовать Положению о составе разделов проектной документации.

В соответствии с пунктом 7 Положения о составе разделов проектной документации необходимость разработки требований к содержанию разделов проектной документации, наличие которых согласно настоящему Положению не является обязательным, определяется по согласованию между проектной организацией и заказчиком такой документации.

Разделы 6, 11, 5 и 9 проектной документации, требования к содержанию которых устанавливаются соответственно пунктами 23, 27(1) - 31, 38 и 42 настоящего Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование.

Следовательно, из пункта 7 Положения о составе разделов проектной документации следует, что для объектов капитального строительства, являющихся линейными объектами (в том числе автомобильными дорогами с искусственными дорожными сооружениями - мостами), финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов, должны разрабатываться в полном объеме лишь разделы 5 «Проект организации строительства» и 9 «Смета на строительство» проектной документации, требования к содержанию которых устанавливаются соответственно пунктами 31, 38 и 42 настоящего Положения, а разработка разделов проектной документации, наличие которых согласно настоящему Положению не является обязательным, определяется по согласованию между проектной организацией и заказчиком такой документации.

Согласно пункту 4.3 Документации источником финансирования осуществления рассматриваемой закупки являются средства областного бюджета.

По мнению подателя Жалобы, в составе проектной документации разработке подлежит среди прочих раздел 10 «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами» (пункты 42, 32 Положения о составе разделов проектной документации).

Согласно пункту 42 Положения о составе разделов проектной документации раздел 9 «Смета на строительство» и раздел 10 «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами» должны содержать документы, сведения и расчеты, указанные соответственно в пунктах 28 - 31 и пункте 32 настоящего Положения.

  • этом, раздел 10 «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами» не назван в пункте 7 Положения о составе разделов проектной документации в качестве обязательного и подлежащего разработке для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов.

Соответственно, вопреки мнению подателя Жалобы, исходя из источника финансирования (средства областного бюджета), а также объекта рассматриваемой закупки (разработка проектной и рабочей документации исключительно реконструкции объектов капитального строительства – мостовых переходов на автомобильных дорогах общего пользования), Документация должна содержать в обязательном порядке требование к исполнителю о разработке лишь отдельных разделов проектной документации, названных в пункте 7 Положения о составе разделов проектной документации, а именно разделов 5 «Проект организации строительства» и 9 «Смета на строительство».

Так, например, согласно Приложению № 1.1, Приложению № 1.2 в качестве основных требований к выполнению проектной и рабочей документаций государственным заказчиком предусмотрены следующие мероприятия, входящие в раздел 5 «Проект организации строительства», а именно: разработка временной схемы организации дорожного движения на период реконструкции (подпункты 9, 14, 15 пункта 10 Приложения № 1.1, Приложения № 1.2 – подпункт «н» пункта 38 Положения о составе разделов проектной документации), разработка мероприятий по охране окружающей среды (подпункт 10 пункта 10 Приложения № 1.1, Приложения № 1.2 – подпункт «р» пункта 38 Положения о составе разделов проектной документации), разработка мероприятий по оптимальной транспортной доставке и транспортировке строительных материалов, оборудования и конструкций (подпункт 15 пункта 10 Приложения № 1.1, Приложения № 1.2 – подпункт «г» пункта 38 Положения о составе разделов проектной документации) и пр.

В качестве требований к объему и расчетной стоимости реконструкции государственным заказчиком в Документации среди прочих мероприятий, входящих в раздел 9 «Смета на строительство», предусмотрено применение сметных нормативов (подпункт 1 пункта 11 Приложения № 1.1, Приложения № 1.2 – пункт 30 Положения о составе разделов проектной документации) и т.д.

Следовательно, у государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» при описании объекта рассматриваемой закупки отсутствовала необходимость разделения проектной документации, подлежащей изготовлению по результатам проведения рассматриваемой закупки, на проектную документацию реконструкции мостовых переходов и проектную документацию инженерной защиты мостовых переходов через реки от негативного воздействия вод, а также необходимость установления в Документации требований, связанных с гидротехническим строительством, в том числе касающихся разработки декларации безопасности гидротехнических сооружений (то есть раздела 10 проектной документации).

Таким образом, материалами Жалобы подтверждается, что проектирование инженерной защиты мостовых переходов через реки от негативного воздействия вод не входит в объект рассматриваемой закупки, в связи с чем использованное государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» описание объекта рассматриваемой закупки соответствует правилам описания объекта закупки, установленным статьей 33 Закона о контрактной системе, является полным и достаточным, не влечет за собой ограничения количества ее участников и правомерно не содержит требований об изготовлении проектной документации гидротехнических сооружений (инженерной защиты мостовых переходов через реки от негативного воздействия вод) при исполнении заключенного по итогам осуществления рассматриваемой закупки государственного контракта.

На основании вышеизложенного, доводы Жалобы к ходе рассмотрения не нашли своего подтверждения.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения открытого конкурса.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

Согласно пункту 1 Правил, данные правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее - заявка, предложение).

Согласно подпункту «б» пункта 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки, характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Согласно пункту 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Таким образом, из подпункта «б» пункта 4, пункта 11 Правил следует, что для каждого показателя критерия оценки «квалификация участников закупки» устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Государственный заказчик – ГОКУ «Новгородавтодор» в пункте 15.5 Документации установил следующие критерии оценки заявок участников конкурса: «Цена контракта» (стоимостной критерии оценки) – величина значимости составляет 60%; «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» - величина значимости составляет 20%; «Квалификация участников закупки» (оба - нестоимостные критерии оценки) – величина значимости составляет 20%.

При этом, содержание критерия «Квалификация участников закупки» раскрывают два показателя: «обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» (величина значимости показателя составляет 50%) и «опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (величина значимости показателя составляет 50%).

Оценка заявок по показателю «обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» производится для каждой заявки по шкале оценки в следующем порядке:

0 специалистов – 0 баллов;

от 1 до 4 специалистов – 5 баллов;

от 5 до 10 специалистов – 50 баллов;

от 11 и более специалистов – 100 баллов.

Оценка заявок по показателю «опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» производится для каждой заявки по шкале оценки в следующем порядке:

при отсутствии объектов, при отсутствии информации по данному критерию или при недостоверной информации хотя бы по одному из объектов – 0 баллов;

от 1 до 3 объектов (включительно) – 5 баллов;

от 4 до 6 объектов (включительно) – 20 баллов;

от 7 до 9 объектов (включительно) – 40 баллов;

от 10 и свыше объектов – 100 баллов.

Как следует из совместного письма Минэкономразвития России № 31047-ЕЕ/Д28и, ФАС России № АЦ/50997/14 от 11.12.2014 «О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в отношении установления порядка рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений участников закупки по нестоимостным критериям» (далее – Письмо) в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, документация о закупке должна содержать пропорциональную зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию «квалификация участников закупки» (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка.

Соответствие указанной позиции Минэкономразвития России и ФАС России положениям Закона о контрактной системе подтверждено решением Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2016 № АКПИ16-53 (далее – Решение Суда).

Так, в Решении Суда указано, что в конкурсной документации должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.

Согласно подпункту 4 пункта 1 Письма ФАС России от 19.10.2015 № АЦ/57532/15 «О порядке оценки заявок на участие в закупке» (далее – Письмо № АЦ/57532/15) в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, порядок оценки заявок, устанавливаемый заказчиком в документации о закупке, должен содержать зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки, предусматривающая пропорциональное выставление баллов <1>) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию «квалификация участников закупки» (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка.

<1> Пропорциональными называются две величины, если отношение их значений остается неизменным.

Оценивая установленные государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» в пункте 15.5 Документации шкалы оценки заявок по показателям «обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами», «опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки», Комиссия приходит к следующему выводу.

В данном случае, в Документации отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями в отношении вышеуказанных показателей нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки».

Как видно, величины предельных значений обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами и опыта участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема не пропорциональны количеству присваиваемых баллов, поскольку отношение их значений (то есть частное как результат деления делимого на делитель) не является неизменным (5/4=1,25, 50/10=5 и т.д.; 5/3=1,6, 20/6=3,3 и т.д.).

С учетом вышеуказанных положений Закона о контрактной системе, Письма, а также Письма № АЦ/57532/15 пропорциональная зависимость представляет собой две величины, если отношение их значений остается неизменным, и должна выглядеть, например, следующим образом:[1]

1 специалист (объект) – 10 баллов (10/1=10);

2 специалиста (объекта) – 20 баллов (20/2=10);

3 специалиста (объекта) – 30 баллов (30/3=10);

4 специалиста (объекта) – 40 баллов (40/3=10);

5 специалистов и(объектов) – 50 баллов (50/5=10) и т.д.

Установленная государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» в Документации зависимость количества присваиваемых баллов от обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами и опыта участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема не отвечает требованию о пропорциональности этих величин, что не соответствует цели выявления лучших из предложенных участниками открытого конкурса условий исполнения государственного контракта.

Так, по показателю «обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» государственным заказчиком установлено, что при количестве 10 специалистов участник закупки не может получить более 50 баллов. При этом, если участник закупки представит информацию о наличии 11 специалистов, то получит максимальное количество баллов – 100.

По показателю «опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» государственным заказчиком установлено, что в случае если участник закупки выполнял работы сопоставимого характера на 9 объектах, то он не может получить более 40 баллов. При этом, в случае если участник закупки выполнял работы сопоставимого характера на 10 объектах, то он получит максимальное количество баллов – 100.

Учитывая вышеизложенное, в действия государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» содержатся нарушения части 8 статьи 32 и пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в Документации порядка оценки заявок по критерию «Квалификация участников закупки», не обеспечивающего выбор лучшего предложения участников закупки и, соответственно, надлежащее определение победителя торгов.

Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях государственного заказчика, являются существенными, затрудняют подготовку участниками закупки своих заявок на участие в открытом конкурсе, не отвечают условию объективной оценки их заявок с целью выявления лучших условий исполнения государственного контракта, что дает основание для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.

Руководствуясь статьями 8, 32, 33, 50, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоГидроСервис» (394018, г. Воронеж, Средне-Московская, д. 14, оф. 15) на действия государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (173000, Великий Новгород, ул. Славная, д. 55) при осуществлении им и уполномоченным органом – Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы – Софийская, д. 1) закупки (определении поставщика) путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации реконструкции мостовых переходов, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, на автомобильных дорогах общего пользования межмуниципального значения в Любытинском и Окуловском муниципальных районах Новгородской области, извещение № 0150200000617000656 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 22.09.2017, необоснованной.

2. Признать в действиях государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» нарушения части 8 статьи 32, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

3. Выдать государственному заказчику – Государственному областному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор», уполномоченному органу - Департаменту имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор».

 

 

 

Председатель Комиссии И.А. Куриков

 

 

Члены Комиссии Д.А. Петров

 

 

А.Т. Иванов

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

[1] Данный порядок оценки не является обязательным к применению, носит сугубо информационный характер и приведен для большей наглядности

Связанные организации

Связанные организации не указаны