Решение №4724/02 Решение по результатам рассмотрения дела № 58 (в отношении А... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исходящий № 4724/02 от 14.12.2012

                                                           РЕШЕНИЕ

                                                                                     Великий Новгород
Резолютивная часть решения оглашена 12.12.2012

В полном объеме решение изготовлено 14.12.2012                                                                                                                                         

Комиссия Новгородского УФАС России (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <В…> – руководитель Управления,

Члены Комиссии:

<П….> – заместитель руководителя Управления - начальник отдела антимонопольного контроля;

<И…> – главный специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля;

<П…> – ведущий специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля;

Администрации Окуловского муниципального района Новгородской области о месте, дате и времени рассмотрения дела уведомлена  надлежащим образом, заявлено ходатайство от 11.12.2012 о рассмотрении  дела без  участии представителя Администрации Окуловского муниципального района,

рассмотрев дело № 58 по признакам нарушения Администрацией Окуловского муниципального района Новгородской области части 1 статьи 15, частей 1 и 3 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Новгородским УФАС России в период с 16.10.2012 по 14.11.2012 была проведена плановая выездная проверка в отношении Администрации Окуловского муниципального района Новгородской области.

В ходе проведения проверки инспекцией были истребованы и изучены  принятые за период с 01.01.2009 по 01.10.2012 нормативные и ненормативные акты Администрации Окуловского муниципального района.

При проверке нормативных правовых актов Администрации Окуловского муниципального района Новгородской области, регулирующих вопросы предоставления субсидий из бюджета Окуловского муниципального района, установлено следующее. 

Администрацией Окуловского муниципального района принято постановление от 25.01.2012 № 65 «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели муниципальным бюджетным и автономным учреждениям из бюджета Окуловского муниципального района» (далее – Постановление № 65), которым утвержден Порядок определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели муниципальным бюджетным и автономным учреждениям из бюджета Окуловского муниципального района (далее – Порядок).

Указанный Порядок, согласно Постановлению № 65  разработан в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и определяет правила определения объема и условий предоставления муниципальным бюджетным и автономным учреждениям муниципального района субсидии на иные цели.

Согласно части 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели. Порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Тем не менее, установленный Администрацией в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Порядок не должен нарушать действующее законодательство, в том числе нормы Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно пункту 3 Порядка, иными целями в рамках настоящего Порядка являются:

-  расходы на ремонт и приобретение основных средств, не включаемых в субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в соответствии с муниципальным заданием;

- расходы на возмещение ущерба в случае чрезвычайной ситуации;

- мероприятия, проводимые в рамках долгосрочных целевых программ и ведомственных целевых программ; не включаемых  в муниципальное задание;

- иные расходы, не относящиеся к публичным обязательствам перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме, к бюджетным инвестициям, не включаемых в субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в соответствии с муниципальным заданием;

В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставление субсидий на иные цели Учреждению осуществляется учредителем в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Окуловского муниципального района.

Согласно пункту 4 Порядка, объем субсидий на иные цели определяется  учредителем с учетом:

- технических характеристик оборудования,

- предварительных смет на ремонтные работы,

- других расчетов, подтверждающих объем субсидии на иные цели, и ее целевого назначения.

В соответствии  с пунктом 5 Порядка, условием предоставления субсидии на иные цели является заключение Соглашения между Учредителем и Учреждением по форме согласно приложению 1 к Порядку (далее – Соглашение).

В соответствии  с пунктом 6 Порядка Соглашение заключается после утверждения бюджета района на очередной финансовый год и плановый период.

Иных условий предоставления субсидий на иные цели муниципальным учреждениям Порядок не содержит, в том числе условий о соблюдении положений главы 5 Закона о защите конкуренции, определяющей цели и порядок предоставления муниципальных преференций, к которым относится и предоставление субсидий хозяйствующим субъектам. В силу  пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции к хозяйствующим субъектам могут быть отнесены и муниципальные учреждения, поскольку муниципальные учреждения (бюджетные и автономные) являются некоммерческими организациями, которые вправе осуществлять деятельность, приносящую им доход.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 9.1 Федерального закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.

Согласно части 2 статьи Федерального закона № 7-ФЗ, бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» кроме указанных в части 2 настоящей статьи государственного (муниципального) задания и обязательств автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 № 401-ФЗ) не требуется предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление государственной или муниципальной преференции, если она предоставляется, на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя.

Таким образом, принимая во внимание, что в понимании Закона о защите конкуренции (пункт 20 статьи 4) муниципальной преференцией является такое предоставление органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, соответствующие нормативные правовые акты органов местного самоуправления о бюджете должны содержать сведения не только о размере муниципальной преференции, но и о конкретных получателях муниципальной преференции.

Если в решении о бюджете указывается только общая сумма средств, направленных на определенные цели, а в течение финансового года распорядителем средств будет являться орган местного самоуправления, то на предоставление муниципальной преференции (в рассматриваемом случае – субсидии на иные цели) необходимо предварительное письменное согласие антимонопольного органа (часть 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции).

Кроме того, даже в том случае, когда согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции не требуется, цели предоставления муниципальной преференции должны соответствовать целям, указанным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции, указанный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе по недопущению, ограничению, устранению конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями указанного федерального закона являются, в том числе, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Следовательно, принимаемые органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных органов, решения, а также совершаемые действия (бездействие), должны быть направлены, помимо прочего, на реализацию целей Закона о защите конкуренции и соответствовать положениям Закона о защите конкуренции.

Предоставляя отдельным хозяйствующим субъектам муниципальных преференций в виде субсидий из бюджета, орган местного самоуправления   тем самым предоставляет им преимущество, которое обеспечивает им по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, что не может не влиять на конкуренцию. Для минимизации возможных негативных последствий для конкуренции Законом о защите конкуренции установлен закрытый перечень целей, на которые могут быть предоставлены муниципальные преференции, и порядок их предоставления. Контроль за предоставлением муниципальных преференций Законом о защите конкуренции возложен на антимонопольный орган путем получения органом местного самоуправления предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление преференции, за исключением установленных Законом о защите конкуренции случаев.

Следовательно, применение нормативных актов о порядке и условиях предоставления субсидий муниципальным учреждениям на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения муниципального задания, которые не соответствуют положениям  главы 5 Закона о защите конкуренции в части целей и порядка предоставления муниципальных преференций (субсидий), может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарных рынках в географических границах Окуловского муниципального района.

На основании вышеизложенного, Управлением возбуждено дело в отношении  Администрации Окуловского муниципального района Новгородской области по признакам нарушения ею части 1 статьи 15, частей 1 и 3 статьи 19 Закона о конкуренции.

Изучив имеющиеся в деле материалы, Комиссия полагает следующее.

В случае  реализация Комитетами и иными структурными подразделениями Окуловского муниципального района  рассматриваемого нормативного правового акта  в части установления порядка и условий предоставления субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям из бюджета Окуловского муниципального района без учета требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции, приводит к предоставлению муниципальным учреждениям муниципальных преференций в виде субсидий без соблюдения установленных антимонопольным законодательством целей и порядка предоставления муниципальных преференций, что, в свою очередь, создает угрозу наступления негативных последствий для конкуренции.

Таким образом, постановление Администрации Окуловского муниципального района от 25.01.2012 № 65 нарушает  часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части установления порядка и условий предоставления субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям из бюджета Окуловского муниципального района без учета требований, установленных главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  Комиссия

РЕШИЛА:       

1. Признать Администрацию Окуловского муниципального района    Новгородской области нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем принятия акта, который может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции, а именно, постановления Администрации Окуловского муниципального района    Новгородской области от 25.01.2012 № 65 «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели муниципальным бюджетным и автономным учреждениям из бюджета Окуловского муниципального района» в части установления порядка и условий предоставления субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям из бюджета Окуловского муниципального района без учета требований, установленных главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Администрации Окуловского муниципального района    Новгородской области обязательное для исполнения предписание об отмене или об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.

Председатель Комиссии                                                                  

Члены Комиссии                                                                             

Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частями 2.1-2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны