Решение №4751/03 Решение по результатам рассмотрения жалобы ООО "Маяк" от 24 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

Муниципальному заказчику –

МКУ «Центр по работе с населением»

ул. Коммунарная, д. 48,

г. Боровичи, Боровичский р-н,

Новгородская обл., 174411

 

ул. Комсомольская, д. 26,

г. Боровичи, Боровичский р-н,

Новгородская обл., 174411

 

Уполномоченному органу –

Администрации Боровичского муниципального района

ул. Коммунарная, д. 48,

г. Боровичи, Боровичский р-н,

Новгородская обл., 174411

 

Оператору электронной площадки –

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

Милютинский переулок, д. 10, стр. 4,

г. Москва, 101000

ko@sberbank-ast.ru

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) -

ООО «Маяк»

ул. Двинская, д. 3, лит. А, пом. 208,

г. Санкт-Петербург, 198035

 

Исходящий № 4751/03 от 20.08.2015

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

17 августа 2015 года                                                                                   Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А.  – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;

Петрова А.В. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

Раскоснов Д.А. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,                

в присутствии представителей:

муниципального заказчика – Муниципального казенного учреждения «Центр по работе с населением» – Янчинского Владимира Георгиевича (Распоряжение Администрации Боровичского муниципального района № 15-рл от 17.03.2014 о назначении на должность руководителя МКУ «Центр по работе с населением»);

уполномоченного органа – Администрации Боровичского муниципального района – Егоровой Светланы Александровны (доверенность № б/н от 26.05.2015), Корленкова Виктора Александровича (доверенность № б/н от 15.08.2015);

податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью «Маяк» - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, на заседание Комиссии не явился, представителей не направил;

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «Маяк» (198035, г. Санкт-Петербург, ул. Двинская, д. 3, лит. А, пом. 208; далее – ООО «Маяк») на действия муниципального заказчика – Муниципального казенного учреждения «Центр по работе с населением» (юридический адрес: 174411, Новгородская обл., г. Боровичи, ул. Коммунарная, д. 48; фактический адрес: 174411, Новгородская обл., г. Боровичи, ул. Комсомольская, д. 26; далее – МКУ «Центр по работе с населением») при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией Боровичского муниципального района (174411, Новгородская обл., г. Боровичи, ул. Коммунарная, д. 48) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству центра культурного развития города Боровичи по адресу: Новгородская обл., г. Боровичи, пл. 1-го Мая, извещение № 0150300002415000067 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 27.07.2015 и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика), 

УСТАНОВИЛА:

11.08.2015 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Маяк» на действия муниципального заказчика – МКУ «Центр по работе с населением» при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией Боровичского муниципального района закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству центра культурного развития города Боровичи по адресу: Новгородская обл., г. Боровичи, пл. 1-го Мая, извещение № 0150300002415000067 о проведении которого было размещено на официальном сайте 27.07.2015 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

  1. В соответствии с пунктом 3.1 части 3 Документации о рассматриваемом электронном аукционе (далее – Документация) предметом закупки является выполнение работ по строительству центра культурного развития города Боровичи по адресу: Новгородская область, г. Боровичи, пл. 1-го Мая.

 В соответствии с пунктом 3.2 части 3 Документации требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам товара, используемого при выполнении работ, указаны в Приложении № 2 к Документации (Требования к значениям показателей (характеристик) товара).

ООО «Маяк» указывает, что практически все требования к характеристикам товаров указаны в Приложении № 2 к Документации в графе «Показатели, значения которых не могут изменяться».

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Таким образом, податель Жалобы полагает, что установление в Приложении № 2 к Документации большинства характеристик (значений) в графе «Показатели, значения которых не могут изменяться» может привести к ограничению круга участников закупки.

  1. В части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе установлены сведения и информация, которые должна содержать банковская гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения исполнения контракта.

В частности, согласно пункту 7 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна также содержать установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

Вышеуказанный перечень содержится в Постановлении Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Постановление № 1005).

По мнению подателя Жалобы, Заказчик установил завышенные требования к банковской гарантии в части 14 Документации.

3. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт  включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).

 Изучив Документацию, ООО «Маяк» приходит к выводу о нарушении Заказчиком законодательства о контрактной системе, вследствие не указания в части 5 Приложения № 4 к Документации «Проект муниципального контракта» (далее - Проект контракта) порядка расчета пеней для стороны Заказчика.

Пункты 6-8 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 «Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее – Правила) определяют формулы, по которым рассчитывается размер пеней, ставок и коэффициентов.

ООО «Маяк» указывает, что обязательная информация о пени за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6-8 Правил, отсутствует.

Таким образом, надлежащая информация о размере неустойки за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств по контракту в Проекте контракта не указана.

Муниципальный заказчик – МКУ «Центр по работе с населением» представил письменные возражения на Жалобу (исх. № 885 от 13.08.2015), в соответствии с которыми указывает следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Заказчик считает, что в соответствии с положениями Закона о контрактной системе вправе включить в аукционную документацию такие технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом муниципальный заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.

В отношении довода Жалобы о банковской гарантии муниципальный заказчик – МКУ «Центр по работе с населением» указывает на полное соответствие в этой части Документации требованиям законодательства о контрактной системе и Постановления № 1005.

Довод Жалобы о нарушении Заказчиком требований статьи 34 Закона о контрактной системе в отношении указания в проекте муниципального контракта ответственности заказчика МКУ «Центр по работе с населением» считает также необоснованным исходя из следующего.

В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.

В Правилах установлен порядок расчета (формула) пени только в отношении просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.

В Проекте контракта установлена ответственность сторон (размер пени, штрафа) в соответствии с требованиями частей 5-9 статьи 34 Закона о контрактной системе и Правил.

На рассмотрении Жалобы представитель муниципального заказчика – МКУ «Центр по работе с населением» поддержал доводы возражений на Жалобу в полном объеме.

Уполномоченный орган – Администрация Боровичского муниципального района  не представил письменных возражений на Жалобу, на рассмотрении Жалобы поддержал доводы возражений Заказчика.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения  электронного аукциона.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. В июле - августе 2015 года муниципальным заказчиком – МКУ «Центр по работе с населением» и уполномоченным органом – Администрацией Боровичского муниципального района (174411, Новгородская обл., г. Боровичи, ул. Коммунарная, д. 48) осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству центра культурного развития города Боровичи по адресу: Новгородская обл., г. Боровичи, пл. 1-го Мая, извещение № 0150300002415000067 о проведении которого было размещено на официальном сайте 27.07.2015  (начальная (максимальная) цена контракта – 96 410 996, 00 рублей).

В соответствии с пунктом 3.1 части 3 Документации предметом закупки является выполнение работ по строительству центра культурного развития города Боровичи по адресу: Новгородская область, г. Боровичи, пл. 1-го Мая.

В Приложении № 2 к Документации установлены значения показателей (характеристик) товаров, используемых при выполнении работ, являющихся объектом закупки. Следовательно, при выполнении вышеуказанных работ поставщик (подрядчик, исполнитель) должен будет использовать собственные товары и материалы, показатели которых будут соответствовать показателям, установленным в Приложении № 2 к Документации.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Аналогичные положения содержит пункт 10.2 части 10 Документации.

Приложение № 2 к Документации оформлено в виде таблицы и содержит такие графы, как «Минимальное значение показателя» (графа № 4), «Максимальное значение показателя» (графа № 5), «Показатели (характеристики), значения которых не могут меняться» (графа № 6).

Показатели (характеристики) ряда товаров установлены в графах № 4 и № 5 Приложения № 2 к Документации. Так, например, пункт № 9 «Проволока горячекатаная в мотках, соответствующая ГОСТ 30136-95» устанавливает следующие показатели:

- Номинальный диаметр: минимальное значение показателя – 6,3, максимальное значение показателя – 6,5;

- Предельное отклонение по диаметру: минимальное значение показателя - -0,5, максимальное значение показателя – 0,5.

В то же время в Приложении № 2 к Документации присутствуют товары, показатели которых установлены только в графе № 6, например пункт № 37 «Электроды для ручной дуговой сварки, соответствующие ГОСТ 9467-75» устанавливает следующие значения показателей:

- Тип электродов: показатели (характеристики), значения которых не могут меняться – Э42;

- Диаметр: показатели (характеристики), значения которых не могут меняться – 4.

Правила описания объекта закупки устанавливаются в статье 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, муниципальный заказчик – МКУ «Центр по работе с населением» установил показатели (характеристики) товаров, используемых при выполнении работ, в соответствии с законодательством о контрактной системе.

Следовательно, в данной части Жалоба является необоснованной. Доказательств ограничения конкуренции и сокращения количества участников закупки в результате установления заказчиком показателей товаров в Приложении № 2 к Документации Комиссия Новгородского УФАС России не имеет, и подателем Жалобы они не представлены.

2. В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

Согласно пункту 7 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна также содержать установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

Размер обеспечения исполнения контракта, а также порядок предоставления и требования к обеспечению исполнения контракта установлены в части 14 Документации.

Проанализировав положения Документации об обеспечении исполнения контракта, Комиссия приходит к выводу о соответствии установленных требований к банковской гарантии законодательству о контрактной системе и Постановлению № 1005.

Таким образом, в данной части доводов Жалоба также является необоснованной.

3. В соответствии счастью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно часть 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).

В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Вышеуказанный порядок определения размера пеней установлен Правилами.

Изучив Проект контракта, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с Письмом Федеральной антимонопольной службы от 01.12.2014 № АД/48791/14 надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта:

- пени за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой, действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы;

- штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах «а»-«г» пункта 5 Правил;

- пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6-8 Правил;

- штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах «а»-«г» пункта 4 Правил.

При этом подпункты «а»-«г» пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами, для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.

ООО «Маяк» полагает, что в Проекте контракта отсутствует обязательная информация о пени за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6-8 Правил, отсутствует.

Указанные формулы расчета пени устанавливаются для определения ответственности поставщика, а не заказчика. Размер пени за каждый день просрочки исполнения обязательств заказчиком составляет фиксированную величину (одна трехсотая действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы) и не подлежит изменению.

Учитывая вышеизложенное, Жалоба является необоснованной.

В результате проведения внеплановой проверки осуществления данной закупки нарушений законодательства о контрактной системе не установлено.

Руководствуясь статьями 33, 34, 45, 64, пунктом 1 части 15 статьи 99, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «Маяк» (198035, г. Санкт-Петербург, ул. Двинская, д. 3, лит. А, пом. 208) на действия муниципального заказчика – Муниципального казенного учреждения «Центр по работе с населением» (юридический адрес: 174411, Новгородская обл., г. Боровичи, ул. Коммунарная, д. 48; фактический адрес: 174411, Новгородская обл., г. Боровичи, ул. Комсомольская, д. 26) при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией Боровичского муниципального района (174411, Новгородская обл., г. Боровичи, ул. Коммунарная, д. 48) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству центра культурного развития города Боровичи по адресу: Новгородская обл., г. Боровичи, пл. 1-го Мая, извещение № 0150300002415000067 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 27.07.2015, необоснованной.

 

Председатель Комиссии                                                                                И.А. Куриков

Члены Комиссии                                                                                            А.В. Петрова

                                                                                                                         Д.А. Раскоснов

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны