Решение №4757/02 Решение по делу № 38 по признакам нарушения Акционерным обще... от 24 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Процедура
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

Прокуратура Новгородской области

ул. Новолучанская, д. 11, Великий Новгород,

173001

 

АО «Научно-производственная корпорация

«Системы прецизионного

приборостроения»

ул. Авиамоторная, д. 53, г. Москва, 111024

 

филиал АО «Научно-производственная

корпорация «Системы прецизионного

приборостроения» в Великом Новгороде

наб. реки Гзень, д. 9, Великий Новгород,

173003

 

ЗАО «ЭЛСИ»

наб. реки Гзень, д. 9, Великий Новгород,

173003

Исходящий № 4757/02 от 21.08.2015

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 38

                                                                                                       

  Великий Новгород

 

Резолютивная часть решения оглашена 18 августа 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 21 августа 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии: Пашковой Г.Н. - заместителя руководителя Управления  – начальника отдела антимонопольного контроля;

членов комиссии:

Панькова С.Е. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля;

Крапивина А.И. - ведущего специалиста-эксперта отдела  антимонопольного контроля;

при участии представителей:

заместителя директора по экономике и управления филиала Акционерного общества «Научно-производственная корпорация «Системы прецизионного приборостроения» в Великом Новгороде Зеткина О.М., действующего на основании доверенности от 16.07.2015 № 116,

начальника планового-экономического отдела Закрытого акционерного общества «ЭЛСИ» (далее – ЗАО «ЭЛСИ») Виноградовой Е.К., действующей на основании доверенности от 18.08.2015 № 62 

рассмотрев дело № 38 по признакам нарушения Акционерным обществом «Научно-производственная корпорация «Системы прецизионного приборостроения» (ул. Авиамоторная, д. 53, г. Москва, 111024) (далее – АО «НПП «СПП») части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новгородское УФАС России из Прокуратуры Новгородской области  07.07.2015 поступили материалы, содержащие информацию о выявленных в ходе проверки фактах возможного ограничения конкуренции АО «НПК «СПП».

Из результатов анализа вышеназванных материалов, а также на основании документов, представленных АО «НПК «СПП» и ЗАО «ЭЛСИ» по запросам Управления, Управлением выявлены факты участия работников филиала АО «НПК «СПП» в Великом Новгороде, которые являлись учредителями (акционерами) ЗАО «ЭЛСИ», в закупках, проводившихся в 2014-2015 годах, где заказчиком выступал филиал АО «НПК «СПП» в Великом Новгороде.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе

участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений (пункт 4 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закона № 223-ФЗ).

Приказом Управления от 30.07.2015 № 142 в отношении АО «НПК «СПП» возбуждено дело № 38 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Филиал АО «НПК «СПП» в Великом Новгороде (далее – филиал) представил письменные пояснения от 18.08.2015 № 1352, из которых следует, что АО «НПК «СПП» осознает, что допустило нарушение, но полагает и приводит соответствующие доводы, что следствием допущенного нарушения не может быть ограничение конкуренции.

Из письменных пояснений филиала следует, что доверенность на представление интересов доминирующего акционера ЗАО «ЭЛСИ» (45%) имеет стороннее лицо, не являвшееся в 2014-2015 годах работником филиала. При этом на рассмотрении настоящего дела представителем филиала представлена копия приказа филиала от 30.11.2012 № 18-у о прекращении действия трудового договора от 14.12.2009 № 19 и об увольнении с 03.12.2012 главного бухгалтера филиала Орловой О.Н., которая распоряжается на основании доверенности акциями ЗАО «ЭЛСИ»  в размере  45,56 %, принадлежащими Колядинцеву В.Н.

На рассмотрении дела представитель филиала дополнительно пояснил, что ограничения конкуренции, в рассматриваемом случае, не произошло, так как в течение длительного времени единственным участником конкурсных процедур по металлообработке было ЗАО «ЭЛСИ», поскольку в течение трех лет ни одна другая фирма не интересовалась размещаемыми филиалом на площадке http://zakupki.gov.ru торгами, не запрашивала чертежи или другую документацию, а у ЗАО «ЭЛСИ», вследствие длительного сотрудничества с филиалом  и наличием кооперационных связей, уже имеется вся необходимая документация на предлагаемую к  изготовлению номенклатуру металлических изделий и деталей.   

Кроме того, АО «НПК «СПП» указывает на то, что законодательство о закупках не содержит прямого запрета на участие в торгах организаций, акционерами которых являются работники организаторов торгов.

Представитель ЗАО «ЭЛСИ» поддержал доводы представителя ответчика.

Комиссия, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заинтересованного лица, а также изучив материалы настоящего дела, пришла к следующим выводам.

Как установлено Прокуратурой Новгородской области, в 2014-2015 г.г. на электронной площадке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://zakupki.gov.ru. состоялись закупки № 31400905132, № 31401076342, № 31401360495, № 31401433498, № 31401568535, № 31401613561, № 31501933392, № 31400905132, № 31502372949.

ЗАО «ЭЛСИ» принимало участие в вышеназванных закупках. Заказчиком выступал филиал АО «НПК «СПП» в Великом Новгороде.

В то же время Прокуратурой Новгородской области было установлено, что акционерами ЗАО «ЭЛСИ» в указанный период являлись физические лица:

<К…> - <…>% акций.

<П…> - <…>% акций.

<З….> - <…>% акций.

<Б…> - <…>% акций.

<С…> - <…>% акций.

<Ч….>- <…>% акций.

Генеральный директор ЗАО «ЭЛСИ» <В…> - <…>% акций.

Акциями ЗАО «ЭЛСИ», принадлежащими <К….> в размере  <…>% в период с 16.11.2012 по 07.04.2014 управлял и распоряжался по доверенности № 53 АА 0195238 от 16.11.2012 <К….>. В период с 07.04.2014 по настоящее время данными акциями управляет и распоряжается по доверенности № 53 АА 0255135 от 07.04.2014 <О….>.

Акциями <П….> в размере <….>% с 27.03.2013 по настоящее время  управляет и распоряжается по своему усмотрению на основании доверенности № 53 АА 0179028 от 27.03.2013 — <П….>.

Одновременно установлено, что вышеуказанные акционеры ЗАО «ЭЛСИ», кроме генерального директора ЗАО «ЭЛСИ» <В….>, и/или их поверенные, распоряжающиеся акциями по доверенности, являются работниками заказчика — филиала АО «НПК «СПП» в Великом Новгороде.

Так, <П….> в соответствии с трудовым договором от 14.06.2012 является директором  филиала АО «НПК «СПП» в Великом Новгороде.

<К….> в соответствии с трудовым договором от 21.06.2011 является заместителем директора по режиму и кадрам филиала АО «НПК «СПП» в Великом Новгороде.

<З….> в соответствии с трудовым договором от 31.01.2008 является начальником Планово-экономического бюро филиала АО «НПК СПП» в Великом Новгороде.

<Б….> в соответствии с трудовым договором от 01.02.2002 является начальником отдела материально-технического снабжения филиала АО «НПК «СПП» в Великом Новгороде.

<С….> в соответствии с трудовым договором от 01.02.2002 являлся главным инженером филиала АО «НПК «СПП» в Великом Новгороде, в настоящее время не работает в филиале ОАО «Научно-производственная корпорация «Системы прецизионного приборостроения» в Великом Новгороде. 

<Ч….> в соответствии с трудовым договором от 01.02.2002 является начальником производства филиала ОАО «Научно-производственная корпорация «Системы прецизионного приборостроения» в Великом Новгороде.

Кроме того, в соответствии с приказом от 14.06.2012 № 17 «О создании закупочной комиссии филиала АО «НПК «СПП» в Великом Новгороде <П…>, <С…>, <З….>, <Б….> в период 2014-2015 г.г. являлись членами закупочной комиссии филиала АО «НПК «СПП» в Великом Новгороде.

Таким образом, даже без учета доли акций, которыми распоряжается бывший главный бухгалтер филиала <О….>, работники заказчика - филиала АО «НПК «СПП» в Великом Новгороде при осуществлении торгов являлись акционерами с совокупной долей 51 % уставного капитала единственного участника торгов — ЗАО «ЭЛСИ», позволяющей филиалу оказывать влияние на деятельность ЗАО «ЭЛСИ», в том числе и на принятие решения об участии в проводимых филиалом процедурах осуществления закупок.

Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений. В соответствии с пунктом 4 части 1 вышеназванной статьи запрещается участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Товарный рынок по изготовлению деталей из металла является конкурентным. Географические границы данного рынка не ограничены территорией Новгородской области. Участниками проводимых филиалом торгов могут быть и хозяйствующие субъекты из других регионов, обладающие  возможностью осуществить поставки данного товара (выполнить соответствующие работы самостоятельно либо с привлечением субподрядных организаций).

Участники торгов, запросов котировок цен на товары, запросов предложений, имеющие непосредственное отношение к организатору торгов, ранее других участников получают информацию о проводимых торгах и, таким образом, находятся в преимущественном положении по отношению ко всем остальным участникам торгов, запросов котировок цен на товары, запросов предложений, в том числе и потенциальным, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.

В соответствии с пунктом 8.5.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «НПК «СПП», разработанного во исполнение требований Закона № 223-ФЗ и утвержденного решением совета директоров АО «НПК «СПП» от 14.12.2012 № 17  (с изменениями) (далее – Положение), простая закупка не является разновидностью торгов и не подпадает под регулирование статьями 447 - 449 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Простая закупка может быть признана состоявшейся, даже если подано только одно предложение. Простая закупка является приглашением поставщикам (подрядчикам, исполнителям) делать предложения заключить договор в адрес Заказчика, на условиях, указанных в закупочной документации и предложении участника закупки (заявке).

В рассматриваемом случае, закупки осуществлялись филиалом способом простой закупки в электронной форме, при этом единственным критерием признания закупочного предложения (заявки) лучшим являлась цена выполнения работ.

Согласно пункту 8.5.3 Положения извещение о проведении простой закупки размещается в установленном порядке на единой информационной системе не менее чем за за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в простой закупке.

Комиссией установлено, что при проведении закупок № 31502372949; № 31400905132; № 31501933392; № 31401819446; № 31401712117; № 31401360495; № 31401235189; № 31401076342 в форме простой закупки филиал АО «НПК «СПП» в Великом Новгороде при размещении извещений о проведении закупки не соблюдал вышеуказанный трехдневный срок, включая в указанный срок и день размещения извещения, и день окончания подачи заявок. В результате этого фактически срок подачи заявок на участие в проводимых закупочных процедурах сокращался до 1-2 дней, что могло привести к снижению количества потенциальных участников закупок и к недопущению и ограничению конкуренции.

В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации  (далее – ГК РФ) установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

В соответствии со статьей 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Таким образом, в соответствии с положениями статьей 190 и 191 ГК РФ течение установленного пунктом 8.5.3. Положения трехдневного срока для размещения извещения о проведении простой закупки начинается со дня, следующего за днем размещения извещения, и заканчивается днем, предшествующим дню окончания приема заявок.

Кроме того, необходимо при подсчете данных трех дней учитывать статью 193 ГК РФ, согласно которой, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

На рассмотрении дела представитель филиала пояснил, что при осуществлении филиалом некоторых закупок действительно были нарушены сроки размещения извещения о проведении простой закупки. Однако данное нарушение явилось не следствием желания филиала ограничить количество поданных заявок на участие в закупках, а следствием необходимости осуществления закупок в кратчайшие сроки и технических ошибок и неполадок, соответственно, при исчислении сроков и размещении извещений о закупках.

В результате рассмотрения всех вышеуказанных обстоятельств Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях АО «НПК «СПП» нарушения пункта 4  части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в допуске участия ЗАО «ЭЛСИ» в рассматриваемых закупках, заказчиком и организатором  которых выступал филиал АО «НПК «СПП» в Великом Новгороде, работники которого являлись либо акционерами ЗАО «ЭЛСИ» либо на ином законном основании распоряжались акциями ЗАО «ЭЛСИ» (с совокупной долей более 50%).

Кроме того, в рассматриваемых действиях АО «НПК «СПП» по сокращению срока подачи закупочных предложений (заявок), что может привести к недопущению и ограничению конкуренции, Комиссией также усматривается нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать в  действиях АО «Научно-производственная корпорация «Системы прецизионного приборостроения» нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в частности, пункта 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать АО «Научно-производственная корпорация «Системы прецизионного приборостроения» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии                                    Г.Н. Пашкова

 

Члены Комиссии:                                               С.Е. Паньков

 

                                                                             А.И. Крапивин

 

Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны