Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 053/05/28-379/2023 от 11 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

ООО «Глория»

 

ул. Менделеева, д. 16,

Великий Новгород, 173016

info@ngloriya.su

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 053/05/28-379/2023

 

Резолютивная часть решения оглашена 03 августа 2023 года.

В полном объеме решение изготовлено 11 августа 2023 года.

 

 

  Великий Новгород

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел о нарушениях  законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

…..

рассмотрев дело № 053/05/28-379/2023 от 14.07.2023 о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы финансовой услуги по предоставлению кредита на рекламной конструкции (щите), расположенной на территории Великого Новгорода,

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - Общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Глория» - …..

 

УСТАНОВИЛА:

 

15.06.2023 должностными лицами Новгородского УФАС России на основании пункта 18 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере рекламы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1073, было проведено мероприятие по контролю за соблюдением обязательных требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) на территории Великого Новгорода. Мероприятие по контролю осуществлялось с применением фотокамеры смартфона ZTE Blade A31.

По результатам проведения мероприятия по контролю составлен Акт фиксации факта распространения наружной рекламы от 15.06.2023 и установлено следующее.

На рекламной конструкции (щите), расположенной на уличной территории, прилегающей к д. 22 по ул. Кочетова в Великом Новгороде, размещена реклама следующего содержания: «Тел: 623-800. ИПОТЕКА. 0 % Первый взнос. ЖК Раздолье. Глория. Услуги по ипотечному кредитованию предоставляет ПАО Сбербанк, Банк ВТБ. ОТДЕЛКА».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно статье 2 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» ипотека может быть установлена в обеспечение обязательства по кредитному договору, по договору займа или иного обязательства, в том числе обязательства, основанного на купле-продаже, аренде, подряде, другом договоре, причинении вреда, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно подпункту 2.1 пункта 2 Концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 11.01.2000 № 28 «О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации», долгосрочный ипотечный жилищный кредит (далее именуется - ипотечный кредит) - это кредит или заем, предоставленные на срок 3 года и более соответственно банком (кредитной организацией) или юридическим лицом (некредитной организацией) физическому лицу (гражданину) для приобретения жилья под залог приобретаемого жилья в качестве обеспечения обязательства.

Таким образом, в данном случае объектом рекламирования выступает финансовая услуга по предоставлению кредита под залог недвижимости (ипотечный кредит).

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В данном случае в рекламе финансовой услуги (ипотечного кредита), содержится только одно условие ее предоставления: отсутствие первоначального взноса по кредиту.

Все остальные условия предоставлении финансовой услуги (ипотечного кредита), являющиеся существенной информацией для потребителя, способной обмануть его ожидания, сформированные рекламой, определяющие и влияющие на полную стоимость кредита (процентная ставка, сумма и срок кредита, возможные платежи и комиссии по кредитным операциям, расходы заемщика по страхованию и пр.), в рекламе отсутствуют.

С учетом изложенного, в размещенной на рекламной конструкции (щите) вышеуказанной рекламе финансовых услуг (ипотечного кредита), имеются признаки нарушения части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе).

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из содержания рассматриваемой рекламы ее рекламодателем является застройщик, по привлечение внимания к объектам недвижимости которого с привлечением ипотечного кредитования (ЖК Раздолье) направлена указанная реклама – Общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Глория» (ОГРН: 1025300786279,  ИНН: 5321072550; 173016, Великий Новгород, ул. Менделеева, д. 16; далее – ООО «Глория», Общество).

Из информации, представленной в Новгородское УФАС России ООО «Глория», следует, что между Обществом и ИП ….. был заключен Договор подряда № 205 от 31.03.2021, в рамках которого ИП ….. для ООО «Глория» в декабре 2022 года был изготовлен и установлен рассматриваемый рекламный щит (Приложение № 8 от 09.12.2022 к Договору).   

ООО «Глория» оплачены услуги по изготовлению и монтажу рекламной конструкции согласно Договору платежным поручением № 3105 от 14.12.2022 на основании выставленного ИП ….. счета № 1070 от 09.12.2022.

Учитывая изложенное, Общество является владельцем рассматриваемой рекламной конструкции и рекламодателем спорной рекламы.

В своих письменных объяснениях по делу (исх. № 120 от 21.07.2023) ООО «Глория» указывает, что размещенная на рекламной щите информация направлена на привлечение внимания участников долевого строительства, не рекламирует финансовые услуги по предоставлению кредита и не раскрывает условия каких-либо финансовых услуг.

Содержание рекламы несет информацию исключительно по условиям заключения договоров в отношении строящегося объекта, излагая возможности которыми может воспользоваться участник долевого строительства, в частности заключить договор с застройщиком без первоначального взноса.

Изложенные условия не относятся каким-либо образом к ипотечному кредитованию, поскольку банк не предоставляет такой услуги как кредитование без первоначального взноса.

Напротив, для того чтобы оформить ипотечный кредит по условиям банка участнику долевого строительства необходимо иметь собственные средства в размере не менее 15 % от стоимости объекта долевого строительства.

Застройщик услуги банка не рекламирует, слова «0 % Первый взнос» не являются условием предоставления кредита и вообще не имеют отношение к финансовым услугам банка.

Учитывая изложенное, Общество просит прекратить производство по настоящему делу.

На рассмотрении дела представитель ООО «Глория» поддержал доводы вышеуказанных объяснений в полном объеме.

Исследовав материалы дела и оценив доводы рекламодателя,  Комиссия приходит к следующим выводам.

Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания потенциальных клиентов застройщика – ООО «Глория» к услуге по предоставлению ипотечных кредитов на приобретение жилых помещений застройщика. С этой целью в рекламе было указано наименование финансовый услуги («ИПОТЕКА… Услуги по ипотечному кредитованию…») и наименования кредитных организаций, которые такую услугу оказывают (ПАО Сбербанк, Банк ВТБ).

Таким образом, утверждения Общества о том, что им не рекламируются финансовые услуги, несостоятельны и опровергаются содержанием рассматриваемой рекламы.

 При этом наличие в рекламе текста «ИПОТЕКА. 0 % Первый взнос» при отсутствии каких-либо уточнений о том, что речь идет о взносе по договору долевого участия в строительстве с застройщиком, однозначно воспринимается именно как условие оказания рекламируемой финансовой услуги, т.е. как условие об отсутствии первоначального взноса по ипотечному кредиту.

Вместе с тем, из объяснений Общества следует, что в действительности первоначальный взнос по кредитному договору на приобретение жилых помещений застройщика - ООО «Глория» предусмотрен и составляет не менее 15 % от стоимости объекта.

 В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Как уже отмечалось, в тексте рекламы условие «0 % Первый взнос» не отражено как относящееся к договору долевого участия в строительстве, а напротив представлено как условие кредитного договора.

Таким образом, смысл рекламы искажен, потребители вводятся в заблуждение относительно того, что им может быть предоставлен ипотечный кредит по приобретение жилья без первоначального взноса.

Учитывая все изложенное, в размещенной на уличной территории, прилегающей к д. 22 по ул. Кочетова в Великом Новгороде, рекламе финансовых услуг (ипотечного кредита) следующего содержания: «Тел: 623-800. ИПОТЕКА. 0 % Первый взнос. ЖК Раздолье. Глория. Услуги по ипотечному кредитованию предоставляет ПАО Сбербанк, Банк ВТБ. ОТДЕЛКА», содержатся нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе, выразившиеся в умалчивании в рекламе по предоставлению кредита, содержащей одно условие, влияющее на его стоимость, всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа), при этом само указанное в рекламе условие кредита является недостоверным, т.к. имеет отношение не к кредитному договору, а к заключаемому с застройщиком договору долевого участия в строительстве, о чем в рекламе не упоминается, в связи с чем искажается смысл рекламы и вводятся в заблуждение потребители.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе при распространении вышеуказанной рекламы содержатся в действиях лица, определившего ее содержание, то есть рекламодателя данной ненадлежащей рекламы – ООО «Глория».

Также в материалах настоящего дела имеются представленные Обществом доказательства прекращения распространения рассматриваемой рекламы (фотографии уличной территории, прилегающей к д. 22 по ул. Кочетова в Великом Новгороде, свидетельствующие о демонтаже рекламной конструкции (вх. № 4264/23 от 03.08.2023 Новгородского УФАС России).

 

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу финансовой услуги по предоставлению ипотечного кредита: «Тел: 623-800. ИПОТЕКА. 0 % Первый взнос. ЖК Раздолье. Глория. Услуги по ипотечному кредитованию предоставляет ПАО Сбербанк, Банк ВТБ. ОТДЕЛКА», размещенную на уличной территории, прилегающей к д. 22 по ул. Кочетова в Великом Новгороде, рекламодателем которой является Общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Глория» (ОГРН: 1025300786279,  ИНН: 5321072550; 173016, Великий Новгород, ул. Менделеева, д. 16), поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с добровольным устранением совершенного нарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии

                                  

 

          

 

Члены Комиссии

          

 

          

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны