Решение №4820/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы ООО «Перспектива»... от 25 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

Муниципальному заказчику –

Администрации Ермолинского сельского поселения и его аукционной комиссии

 

д.  Ермолино, д. 31, Новгородский район,

Новгородская область, 173517

 

 

Оператору электронной площадки –

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

 

Большой Саввинский переулок, д. 12,

строение 9,

г. Москва, 119435

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

ООО «Перспектива»

 

ул. Куйбышева, 79, 64,

г. Самара, 443099

 

 

Исх.№4820/03 от 18.10.17

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

13 октября 2017 года                                                                                  Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;

Евстигнеева Д.А. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

Иванов А.Т. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,               

в присутствии представителей:

муниципального заказчика – Администрации Ермолинского сельского поселения – главы поселения …. и …. (доверенность № … от ….);

податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «Перспектива» надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился, своих представителей не направил,

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (443099, г. Самара, ул. Куйбышева, 79, 64; далее – ООО «Перспектива») на действия муниципального заказчика – Администрации Ермолинского сельского поселения (173517, Новгородская область, Новгородский район, д. Ермолино, д. 31; далее - Администрация) при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объектов транспортной инфраструктуры в квартале жилой застройки по адресу: Новгородская область, Новгородский район, Ермолинское сельское поселение, д. Нащи. Выделение этапов. I этап, извещение № 0150300021517000010 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 07.09.2017, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

06.10.2017 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Перспектива» на действия муниципального заказчика – Администрации при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объектов транспортной инфраструктуры в квартале жилой застройки по адресу: Новгородская область, Новгородский район, Ермолинское сельское поселение, д. Нащи. Выделение этапов. I этап, извещение № 0150300021517000010 о проведении которого было размещено на официальном сайте 07.09.2017 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

Установленные муниципальным заказчиком - Администрацией в извещении о проведении аукциона дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (23.09.2017 в 16 часов 00 минут) приходятся на нерабочий день, что ограничивает круг участников закупки ввиду сокращения срока подготовки заявки на участие в аукционе.

На основании вышеизложенного, ООО «Перспектива» просит выдать муниципальному заказчику - Администрации обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

В соответствии с возражениями на Жалобу (исх. № 2280 от 11.10.2017 Администрации) муниципальный заказчик – Администрация считает ее необоснованной по следующим основаниям.

Дата и время окончания подачи заявок установлены на шестнадцатый день с момента размещения на официальном сайте извещения о проведении аукциона.

Кроме того, в соответствии с Регламентом организации и проведения электронных аукционов (далее – Регламент) оператора электронной площадки – Закрытого акционерного общества «Сбербанк-АСТ» (далее – ЗАО «Сбербанк-АСТ») пользователю участника аукциона в личном кабинете на электронной площадке доступна возможность работы с карточкой заявки на участие в электронном аукционе. Пользователю участника аукциона без ЭП доступна возможность формирования, сохранения и редактирования указанной карточки. Уполномоченному пользователю участника аукциона (с ЭП) доступна возможность формирования, сохранения, редактирования и отправления указанной карточки (подача заявки). Данный функционал доступен с момента публикации извещения о проведении электронного аукциона до окончания срока подачи заявок, указанном в извещении.

Закон о контрактной системе и Регламент не содержат каких-либо ограничений для подачи участниками аукциона своих заявок в нерабочие  (выходные, праздничные) дни.

Заявки подаются в любое время, с момента размещения на официальном сайте извещения о проведении аукциона до даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

На рассмотрении Жалобы представители муниципального заказчика - Администрации поддержали доводы возражений на нее в полном объеме.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В сентябре-октябре 2017 года муниципальным заказчиком – Администрацией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объектов транспортной инфраструктуры в квартале жилой застройки по адресу: Новгородская область, Новгородский район, Ермолинское сельское поселение, д. Нащи. Выделение этапов. I этап, извещение № 0150300021517000010 о проведении которого было размещено на официальном сайте 07.09.2017 (начальная (максимальная) цена контракта – 7 525 060, 00 рублей).

Документация об электронном аукционе (редакция № 2) (далее – Документация) утверждена Главой Администрации …. 20.09.2017.

В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Как было указано выше, начальная (максимальная) цена контракта, заключаемого по итогам осуществления рассматриваемой закупки, составляет 7 525 060, 00 рублей.

В свою очередь, извещение о проведении электронного аукциона было сформировано средствами официального сайте и было размещено на официальном сайте 07.09.2017, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе установлены на 23.09.2017 в 16 часов 00 минут.

Аналогичные дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе установлены в пункте 12.1 документации об аукционе.

Согласно части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

20.09.2017 муниципальным заказчиком – Администрацией было принято решение о внесении изменений в извещение о проведении аукциона и документацию об аукционе.

Данные изменения были размещены на официальном сайте 21.09.2017.

В соответствии с данными изменениями, в частности, были изменены дата и время окончания подачи заявок на участие в аукционе.

В соответствии с новыми редакциями извещения о проведении аукциона (далее – Извещение) и Документации (пункт 12.1), дата и время окончания подачи заявок на участие в аукционе установлены на 07.10.2017 в 16 часов 00 минут.

Соответственно, право участников закупки (определения поставщика) на подачу заявок на участие в электронном аукционе за 15 полных дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в рассматриваемом аукционе муниципальным заказчиком  - Администрацией нарушено не было (у участников закупки было фактически 15 полных дней для подачи таких заявок).

Следовательно, срок, предусмотренный частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, муниципальным заказчиком – Администрацией был соблюден.

Согласно части 7 статьи 66 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.

Согласно Извещению, рассматриваемый аукцион проводится на официальном сайте оператора электронной площадки – ЗАО «Сбербанк-АСТ» в сети «Интернет» по адресу: http://www.sberbank-ast.ru.

Согласно пункту 10.1 Регламента система обеспечивает для участников аукциона, аккредитованных на электронной площадке, функционал по подаче заявок на участие в электронных аукционах, а также их отзыву в соответствии с действующим законодательством РФ и настоящим регламентом.

В соответствии с пунктом 10.4.3 Регламента участник аукциона не может подать заявку на участие в электронном аукционе после дня и времени окончания срока подачи заявок.

Следовательно, ни Закон о контрактной системе, ни Регламент не содержат положений, препятствующих подаче заявки участниками закупки в выходные дни, поскольку участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.

Таким образом, факт установления муниципальным заказчиком - Администрацией в Извещении  и Документации даты и времени окончания срока подачи заявок на нерабочий день не свидетельствует о нарушении законодательства о контрактной системе и не ограничивает круг участников рассматриваемой закупки.

Следовательно, Жалоба является необоснованной.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.

В результате проведения внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки установлено следующее.

1. В соответствии с частью 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

Согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

Как было указано выше, муниципальным заказчиком – Администрацией 20.09.2017 было принято решение о внесении изменений в документацию об аукционе.

21.09.2017 муниципальный заказчик – Администрация разместил на официальном сайте Документацию (документ в текстовом формате Microsoft Office Word с пометкой «Измененная»), Распоряжение Администрации № 177-рг от 20.09.2017 «О внесении изменений в документацию об аукционе в электронной форме», а также архивный файл «ПРОЕКТ», содержащего проектную документацию по строительству объектов транспортной инфраструктуры в квартале жилой застройки по адресу: Новгородская область, Новгородский район, Ермолинское сельское поселение, д. Нащи.

Кроме того, муниципальным заказчиком – Администрацией на официальном сайте 21.09.2017 также были размещены недействующие редакции документации об аукционе и «ПРОЕКТА».

При этом, оба названных документа размещены на официальном сайте в разделе «Действующая редакция» и имеют статус действующих.

Таким образом, муниципальным заказчиком – Администрацией на официальном сайте фактически размещены две действующие документации о рассматриваемом электронном аукционе (Документация (в последней редакции с внесенными изменениями) и документация об электронном аукционе в первоначальной редакции (до внесения изменений)), содержащие противоречащую друг другу информацию об условиях проведения аукциона, требованиях к составу заявок участников аукциона, что может ввести в заблуждение потенциальных участников закупки при подаче ими заявок на участие в аукционе.

На рассмотрении Жалобы представители муниципального заказчика – Администрации устно отметили, что Документация со всеми приложениями (в том числе с предыдущие редакцией документации об аукционе) автоматически размещается на официальном сайте и удаление предыдущей редакции не предусмотрено функционалом официального сайта.

В обоснование своей позиции Администрация ссылается на Положение о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации № 913 от 12.10.2013 (далее – Положение).

Согласно пункту 5 Положения при изменении размещенной на официальном сайте информации сохраняются и остаются доступными для свободного ознакомления всеми пользователями официального сайта предыдущие редакции измененных документов, содержащих информацию.

С учетом вышеизложенного, по мнению Администрации, в действиях заказчика отсутствует нарушение Закона о контрактной системе в данной части.

Оценив данный довод, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

Обе вышеуказанные редакции документации об аукционе были размещены на официальном сайте в разделе «Действующая редакция» 21.09.2017 в 09 часов 44 минуты и были подписаны электронной цифровой подписью должностного лица Администрации – ….

В случае внесения в документацию об аукционе изменений, заказчик размещает ее последнюю редакцию со всеми приложениями на официальном сайте в разделе «Действующая редакция».

При этом, в данном разделе не должна отображаться документация об аукционе в недействующей редакции.

Документация об аукционе в недействующей редакции размещается на официальной сайте исключительно в разделе «Недействующие редакции».

Согласно пункту 3 Правил функционирования единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 № 1414 «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок» (далее – Правила функционирования ЕИС), при изменении информации и документов, размещенных на официальном сайте ЕИС в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, предыдущие редакции измененных информации и документов сохраняются и остаются доступными для ознакомления пользователями официального сайта ЕИС, а также обеспечивается возможность размещения документа, содержащего перечень внесенных изменений, одновременно с размещением измененных информации и документов.

При этом, при формировании сведений о внесении изменений в извещение и документацию о закупке функционалом официального сайта предусмотрена возможность признания недействительным документа, содержащего неактуальную информацию, и прикрепление нового документа.

Аналогичная позиция была высказана Министерством экономического развития Российской Федерации в письме от 03.10.2016 № Д28и-2582 «О внесении изменений в информацию и документы, размещенные в ЕИС». Данное письмо отозвано не было.

Кроме того, в общедоступном доступе на официальном сайте в разделе «Документы» размещено «Руководство пользователей. Подсистема размещения информации о закупках  Закона № 44-фз. Версия 7.2» (далее – Руководство), которое представляет собой руководство пользователя программного обеспечения официального сайта и в  котором описаны требования к рабочему месту пользователей, принципы работы с общими элементами официального сайта, порядок действий пользователей при выполнении задач, предусмотренных в рамках системы.

В соответствии с пунктом 4.5.3 Руководства размещение изменения извещения и документации о проведении электронного аукциона выполняется аналогично описанной выше процедуре размещения изменения извещения и документации открытого конкурса (см. п. 4.2.3.10).

В пункте 4.2.3.10 Руководства подробно описан процесс размещения изменении извещения о проведении конкурса и конкурсной документации.

При этом, в пункте 4.2.3.12 указано, что отображение документов в блоке Извещения происходит по следующим правилам в Системе: в последнюю редакцию попадают действительные файлы, и файлы, которые были отмечены как недействительные в предыдущей редакции.

При отображении действующих редакций действительные файлы отмечены синим цветом, недействительные отмечены серым цветом. В недействующих редакциях все файлы отображаются серым цветом. По умолчанию редакции свернуты. Для загрузки доступны все файлы.

Для отображения недействующих редакций необходимо нажать на гиперссылку «Отобразить недействующие редакции».

Данные положения по аналогии также распространяются и на изменения, размещаемые на официальном сайте при проведении аукционов.

Вышеуказанные положения Руководства сопровождаются соответствующими изображениями, из которых следует, что недействующие редакции документации о закупке размещены в разделе «Недействующие редакции», в разделе «Действующие редакции» размещается исключительно последняя редакция документации об аукционе со всеми приложениями в последних редакциях.

 При этом, размещенная муниципальным заказчиком – Администрацией на официальном сайте недействующая редакция документации об аукционе отмечена синим цветом, то есть цветом, которым обозначается действующая редакция.

Две данные редакции документации об аукционе, размещенные в разделе «Действующая редакция» на официальном сайте, вводят потенциальных участников закупки в заблуждении при принятии ими решения об участии в аукционе и формировании ими заявок на участие в аукционе.

Для удаления недействующей редакции из раздела «Действующая редакция» заказчику необходимо в своем личном кабинете на официальном сайте нажать на пиктограмму «» (появляется в личном кабинете заказчика) и осуществить действия по удалению недействующей редакции со всеми приложениями.

Доказательств невозможности удаления недействующей редакции документации об аукционе при внесении в нее изменении муниципальным заказчиком – Администрацией представлено не было.

Учитывая изложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушения части 6 статьи 65  Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении порядка размещения в единой информационной системе (официальном сайте) информации о внесении изменений в документацию об электронном аукционе.

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Муниципальным заказчиком – Администрацией в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 2.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – строительство объектов транспортной инфраструктуры в квартале жилой застройки по адресу: Новгородская область, Новгородский район, Ермолинское сельское поселение, д. Нащи. Выделение этапов. I этап.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе устанавливается требование об использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с Законом о контрактной системе (часть 3 статьи 66) выделяют три вида объекта закупки: поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, а также выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.

Согласно пункту 10.1 Документации первая часть заявки должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.

Таким образом, по мнению муниципального заказчика – Администрации, объектом рассматриваемой закупки является выполнение работы без использования товаров.

Вместе с тем, в пункте 10.2 Документации указано, что инструкция по заполнению заявки содержится в приложении №2 к Разделу 1 «Техническое задание» Технической части Документации об электронном аукционе (далее – Инструкция).

При этом, в Инструкции указано, что при формировании первой части заявки участник закупки указывает конкретное значение установленного заказчиком показателя в соответствии с требованиями настоящей инструкции. При указании конкретных характеристик участник закупки обязан руководствоваться настоящей Инструкцией и учесть, что указание единиц измерения всех параметров является обязательным.

То есть, данная Инструкция подробно описывает порядок заполнения участниками закупки первых частей их заявок на участие в аукционе для случаев выполнения работ с использованием товаров.

Также в Инструкции указано, в каком виде участникам закупки необходимо указывать значения показателей товаров, сопровождающихся в Документации словами («более», «менее», «ниже» и т.д.); показатели, значения которых установлены диапазоном значении; показатели, сопровождающиеся союзами («и», «или») и т.д.

Кроме того, данная Инструкция предусматривает порядок заполнения первых частей заявок на участие в аукционе для всех трех возможных объектов закупки (поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, а также выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар), что не отвечает требованиям законодательства о контрактной системе.

При подготовке Документации муниципальный заказчик – Администрация должен определить один из трех видов объекта закупки, к которому относится рассматриваемая закупки, и установить требования к составу первых частей заявок участников закупки в соответствии с конкретным пунктом части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе исходя из объекта закупки.

На рассмотрении Жалобы представители муниципального заказчика – Администрации устно отметили, что данная Документация является типовой, Инструкция входит в состав каждой из документации об электронных аукционах, проводимых заказчиком. В данном случае, в первых частях своих заявок на участие в аукционе участники обязаны представить лишь согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных Документацией.

Однако, данная Инструкции, в которой от участников закупки, в противоречие требованиям Документации, требуется представить в первых частях их заявок на участие в аукционе конкретные значения показателей неких товаров, используемых при выполнении работ, вводит потенциальных участников аукциона в заблуждение при формировании первых частей заявок и не отвечает требованиям Закона о контрактной системе.

Учитывая вышеизложенное, положения Инструкция противоречат положениям Документации относительно требований к составу первых частей заявок участников закупки.

При этом, Новгородское УФАС России также отмечает следующее.

Как было указано выше, заказчик установил в пункте 10.1 Документации требования к первым частям участников закупки в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Установление тех или иных требований к содержанию заявок по каждому из объектов закупки является не вопросом выбора или усмотрения заказчика, а его прямой обязанностью, установленной Законом о контрактной системе (пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе).

Ознакомившись с Документацией, Новгородское УФАС России приходит к выводу, что в действительности объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ с использованием товара.

В пункте 2.3 Документации указано, что описание и количество объекта закупки установлено в Разделе 1 «Техническое задание» Технической части Документации (далее – Техническое задание).

В соответствии с Техническим заданием установлено, что для выполнения требуемых работ используются конкретные товары с определенными характеристиками и параметрами, соответствующими потребностям муниципального заказчика – Администрации.

Так, в рамках исполнения заключаемого по итогам закупки контракта необходимо выполнить, в частности, дорожные работы и работы по обустройству и обстановке дороги.

При проведении дорожных работ подрядчик обязан использовать щебеночно-песчано-гравийную смесь слоем 20 см. по ГОСТ 25607-2009; щебень гранитный, уложенный по способу заклинки слоем 30 см. по ГОСТ 8267-2014; розлив битума БНД 60/90 из расчета 0,8 л/м2 и т.д.

При проведении работ по обустройству и обстановке дороги необходимо установить знаки 2.1 (типоразмер 1), знак 2.4 (типоразмер 1), знак 3.24 (типоразмер 1).

Таким образом, при осуществлении закупки на выполнение работ, для выполнения которых используются товары, аукционной комиссии заказчика необходимо удостовериться в соответствии предлагаемых участником закупки товаров потребностям заказчика, выраженным в Документации, для чего в составе первой части заявки должны содержаться конкретные показатели используемых товаров, а не просто согласие на выполнение работ.

Учитывая вышеизложенное, объектом закупки в данном случае является выполнение работ, для выполнения которых используются товары.

Следовательно, исходя из объекта закупки, муниципальным заказчиком – Администрацией в должно было быть установлено требование к первой части заявки в соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в соответствии с которым первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В Документации не указано, что поименованные в Техническом задании товары и их характеристики не имеют значения для заказчика и могут быть заменены на любые другие с иными параметрами.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 10.10.2017 на участие в рассматриваемом аукционе поступили заявки четырех участников.

При этом, две из четырех первых частей заявок на участие в аукционе содержали конкретные значения показателей используемого при выполнении работ товара.

Данные товары и их значения были выбраны данными участниками именно в соответствии с Техническим заданием, на основании указанных в нем показателей и их значений.

Таким образом, исходя из объекта закупки, муниципальным заказчиком – Администрацией в Документации должно было быть установлено требование к первой части заявки в соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Однако, как было указано выше, требования к первым частям заявок участников закупки были установлены в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Установленное муниципальным заказчиком – Администрацией требование к содержанию первой части заявки не соответствует объекту закупки и не позволяет определить соответствие предлагаемых участником закупки товаров, используемых для выполнения работ, требованиям, установленным Документацией, и осуществить отбор участников в соответствии с положениями статьи 67 Закона о контрактной системе.

Так, в первых частях заявок двух других участников закупки отсутствуют сведения о товарах, предлагаемых для использования при выполнении работ, что не позволяет оценить их заявки на предмет соответствия потребностям муниципального заказчика - Администрации, выраженным в Документации.

При этом, исходя из положений Документации, аукционная комиссия муниципального заказчика – Администрации не имела прав отказать данным участникам аукциона в допуске к участию в нем.

Учитывая вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в наличии противоречий между Документацией и Инструкцией относительно действительных требований к составу первых частей заявок участников аукциона, а также в неустановлении в  Документации надлежащих  требований к содержанию первых частей заявок на участие в рассматриваемом аукционе в соответствии с нормами Законом о контрактной системе.

3. Согласно части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Согласно пункту 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

Согласно пункту 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.

В Извещении не установлены преимущества для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.

Также, в соответствии с пунктом 10.1 Документации от участников закупки не требуется предоставлять в составе вторых частей их заявок на участие в аукционе декларацию об их принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Однако, в пункте 8.3 Документации указано, что преимущества, предоставляемые при осуществлении закупок  субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям, установлены.

Таким образом, между Извещением и Документацией имеются противоречия относительно установления заказчиком при проведении рассматриваемой закупки преимуществ для участников закупки из  числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организации.

На рассмотрении Жалобы представители муниципального заказчика – Администрации устно пояснили, что в пункте 8.3 Документации допущена техническая ошибка, преимущества для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организации не установлены, от участников закупки не требуется декларировать в составе своих вторых частей на участие в аукционе свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Кроме того, Новгородское УФАС России ознакомилось с размещенным в открытом доступе на официальном сайте планом-графиком закупок товаров, работ, услуг Администрации на 2017 год.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о контрактной системе планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.

Требования к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд установлены Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд» (далее – Требования).

Согласно подпункту «ж» пункта 1 Требований план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд (далее - закупки) представляет собой единый документ, который оформляется по форме согласно приложению. Указанная форма включает, в том числе, информацию об участии в закупке только субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со статьей 30 Федерального закона (при наличии таких ограничений).

В размещенном плане-графике закупок товаров, работ, услуг Администрации на 2017 год отсутствует указание на то, что рассматриваемая закупка (позиция № 19 плана-графика) проводится исключительно у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организации.

Учитывая вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в наличии противоречий между Извещением и Документацией относительно установления при проведении рассматриваемой закупки преимуществ, предоставляемых заказчиком в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организации.

4. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В разделе 12 «Ответственность сторон» Проекта контракта (Раздел 3 Документации; далее – Проект контракта) содержатся виды и размеры ответственности заказчика и исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, а также ответственность за просрочку исполнения сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.

Однако, вышеуказанное требование об ответственности заказчика в виде пени за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, начисляемой за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы, в Проекте контракта отсутствует.

Кроме того, согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила) за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):

а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);

д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);

е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);

ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);

з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);

и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.

Однако, в нарушение вышеуказанных требований, муниципальным заказчиком – Администрацией в подпункте 12.3.3 пункта 12.3 Проекта контракта установлено, что  за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, Подрядчик выплачивает Заказчику неустойку (штраф) в виде фиксированной суммы, определяемой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 №1042 в размере 2 процентов цены Контракта, что составляет___ (______) руб___ коп_.

Данный размер штрафа (2 процента цены контракта) не предусмотрен пунктом 3 Правил.

В соответствии с пунктом 3 Правил, а также учитывая начальную (максимальную) цену контракта – 7 525 060, 00 рублей, муниципальный заказчик – Администрация должен был установить в Проекте контракта размеры штрафов, предусмотренные Правилами за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, в размере 10 и 5 процентов цены контракта, поскольку, в соответствии с частью 4 статьи 68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей.

Муниципальным заказчиком – Администрацией в Проекте контракта должна быть предусмотрена возможность изменения величин штрафов в зависимости от ценового предложения участника закупки.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержатся нарушения частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в отсутствии в Проекте контракта, заключаемого по итогам закупки, ответственности заказчика в виде пени за просрочку исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, а также в ненадлежащем установлении в Проекте контракта размера ответственности подрядчика в виде штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязательств по контракту.

Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях муниципального заказчика – Администрации являются существенными, вводят в заблуждение потенциальных участников закупки при подготовке ими своих заявок на участие в вышеуказанном аукционе, не позволяют в дальнейшем заключить контракт на условиях действующего законодательства, что дает основание для выдачи предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

 

Руководствуясь статьями  33, 34, 63, 64, 65, 66, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (443099, г. Самара, ул. Куйбышева, 79, 64) на действия муниципального заказчика – Администрации Ермолинского сельского поселения (173517, Новгородская область, Новгородский район, д. Ермолино, д. 31) при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объектов транспортной инфраструктуры в квартале жилой застройки по адресу: Новгородская область, Новгородский район, Ермолинское сельское поселение, д. Нащи. Выделение этапов. I этап, извещение № 0150300021517000010 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 07.09.2017, необоснованной.

2. Признать в действиях муниципального заказчика - Администрации Ермолинского сельского поселения нарушения частей 5, 8 статьи 34, части 1 статьи 64, пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.

3. Выдать муниципальному заказчику – Администрации Ермолинского сельского поселения, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки – ЗАО «Сбербанк-АСТ» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица муниципального заказчика – Администрации Ермолинского сельского поселения.

 

Председатель Комиссии                                                                               И.А. Куриков

                                                                                                                                

Члены Комиссии                                                                                           Д.А. Евстигнеева                     

                                                                                

                                                                                                              А.Т. Иванов          

           

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны