Решение №4859/03 РЕШЕНИЕ № РНП-53-29 от 25 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

Заказчику – ОАУСО

«Маловишерский ПНИ «Оксочи»

 

дер. Подгорное,

Маловишерский р-н, Новгородская обл.,

174283

 

 

Участнику закупки –

ООО «НКМ-СТРОЙ»

 

ул. Большая Московская, д. 11/11,

Великий Новгород, 173000

 

 

 

 

Исх.№4859/03 от 20.10.17

 

 

РЕШЕНИЕ № РНП-53-29

по результатам проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта и осуществления внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

Резолютивная часть оглашена 17.10.2017

В полном объеме изготовлено 20.10.2017                                                 Великий Новгород

                                                                            

Комиссия по контролю за осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления,

Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

Михайлов С.О. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

заказчика – Областного автономного учреждения социального обслуживания «Маловишерский психоневрологический интернат «Оксочи» - <…….>;

победителя электронного аукциона – Общества с ограниченной ответственностью «НКМ-СТРОЙ» - <…….>,

рассмотрев сведения, поступившие от заказчика – Областного автономного учреждения социального обслуживания «Маловишерский психоневрологический интернат «Оксочи» (174283, Новгородская обл., Маловишерский р-н, дер. Подгорное; далее - ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи») об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта № 1050200000217000002-0706587-01 от 10.05.2017 (реестровый номер контракта: 2530700150017000001), заключенного с победителем электронного аукциона – Обществом с ограниченной ответственностью «НКМ-СТРОЙ» (ИНН: 5320017732; 173000, Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 11/11; далее – ООО «НКМ-СТРОЙ») на выполнение работ по строительству пожарного депо V (пятого) типа на 2 автомобиля, извещение № 1050200000217000002 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 24.03.2017,

 

УСТАНОВИЛА:

 

03.10.2017 в Новгородское УФАС России от заказчика – ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» поступили сведения об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта № 1050200000217000002-0706587-01 от 10.05.2017 (реестровый номер контракта: 2530700150017000001), заключенного с победителем электронного аукциона – ООО «НКМ-СТРОЙ» на выполнение работ по строительству пожарного депо V (пятого) типа на 2 автомобиля, извещение № 1050200000217000002 о проведении которого было размещено на официальном сайте 24.03.2017 (далее – Сведения).

Сведения представлены в соответствии с Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» (далее – Правила).

Руководствуясь пунктом 11 Правил, на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) осуществлена внеплановая проверка соблюдения заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта.

В результате рассмотрения Сведений о недобросовестном подрядчике и проведения внеплановой проверки установлено следующее.

24.03.2017 заказчиком - ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» на официальном сайте было размещено извещение № 1050200000217000002 об осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству пожарного депо V (пятого) типа на 2 автомобиля (начальная (максимальная) цена контракта – 28 585 490, 00 рублей).

В соответствии с протоколом от 27.04.2017 подведения итогов аукциона в электронной форме ООО «НКМ-СТРОЙ» признано победителем рассматриваемого электронного аукциона.

10.05.2017 между заказчиком – ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» и победителем электронного аукциона – ООО «НКМ-СТРОЙ» заключен контракт № 1050200000217000002-0706587-01 (реестровый номер контракта: 2530700150017000001, цена контракта – 20 581 552, 80 рублей; далее – Контракт) на выполнение работ по строительству пожарного депо V (пятого) типа на 2 автомобиля.

Согласно пунктам 2.2.1 и 2.2.2 Контракта работы по нему должны быть выполнены в срок с даты заключения и до 31.07.2017 включительно.

При этом, согласно пункту 2.2.3 Контракта, моментом завершения выполнения работ является дата получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Согласно пункту 1.3 Контракта подрядчик обязуется выполнить указанные в пункте 1.2 настоящего Контракта работы (работы по строительству пожарного депо V (пятого) типа на 2 автомобиля) и передать Заказчику результат выполненных работ, а Заказчик обязуется принять его и оплатить.

В соответствии с пунктом 1.4 Контракта работы включают в себя проведение строительно-монтажных работ, поставку строительных материалов и изделий, поставку и монтаж инженерного и иного оборудования,  проведение пусконаладочных работ, прокладку инженерных коммуникаций, благоустройство территории, стоимость расходов на получение заключений, согласований, в том числе необходимых для выполнения работ, и обеспечивающих сдачу законченного строительством Объекта в эксплуатацию, а так же иные работы, необходимые для полного функционирования объекта капитального строительства и его нормальной эксплуатации.

Согласно пункту 5.1.2 Контракта подрядчик обязан выполнить Работы в объеме и в сроки, предусмотренные Календарным графиком выполнения Работ (Приложение № 1 к Контракту), техническим заданием (Приложение № 2 к Контракту), проектно-сметной документацией на выполнение Работ. Сдать результат Работ Заказчику в соответствии с условиями Контракта и обеспечивающий Заказчику сдачу законченного строительством Объекта в эксплуатацию.

11.05.2017 заказчиком - ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» подрядчику – ООО «НКМ-СТРОЙ» была передана проектная документация на строительство рассматриваемого объекта капитального строительства, прошедшая необходимую государственную экспертизу в Государственном автономном учреждении «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий Новгородской области (далее – ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области») (положительное заключение экспертизы № 53-1-1-2-0032-17 от 03.03.2017).

06.06.2017 сторонами Контракта был составлен и подписан Акт приема-передачи земельного участка. Стороны претензий к друг другу не имели.

График выполнения этапов работ является Приложением № 1 к Контракту. Указанный график в силу пункта 1.5 Контракта был разработан подрядчиком.

Письмом исх. № 294 от 03.07.2017 заказчик - ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» сообщил подрядчику о наличии при выполнении работ по строительству пожарного депо отставаний от Графика выполнения этапов работ (пункты 3-9: наружные сети канализации, комплексная система очистки, водопровод, водопровод противопожарный, наружное электроснабжение, слаботочные наружные сети, теплосеть).

Между Департаментом труда и социальной защиты населения Новгородской области, подведомственным учреждением которого является заказчик - ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи», и Государственным бюджетным учреждением «Управление капитального строительства Новгородской области» (далее – ГБУ «УКС») заключено соглашение № 43/2016 от 15.01.2016, согласно которому ГБУ «УКС» осуществляет ведение строительного контроля и выполнение части функций технического заказчика за выполнением работ по завершению первого этапа объекта капитального строительства психоневрологического интерната на 200 мест в д. Подгорное Маловишерского района Новгородской области.

Согласно письму исх. № УКС-311-И от 12.07.2017 ГБУ «УКС» была проведена проверка хода выполнения работ по строительству пожарного депо и установлено, что подрядчиком при выполнении работ по Контракту грубо нарушается технология строительства, а именно:

- не произведена замена существующего грунта на песок под здание пожарного депо и асфальтовое покрытие проезда;

- не выполнено уплотнение основания:

- не предъявлено документальное подтверждение плотности основания;

- начаты бетонные работы с приготовлением бетона на стройплощадке с использованием электрической растворомешалки.

В ходе выполнения работ у подрядчика возникали вопросы относительно достоверности и соответствия проектной документации действительным условиям строительства и параметрам места возведения пожарного депо.

По обращению подрядчика – ООО «НКМ-СТРОЙ» (письма исх. № 150 от 27.07.2017, № 157 от 31.07.2017) в адрес Открытого акционерного общества «Институт Новгородгражданпроект» (далее – ОАО «Институт Новгородгражданпроект»), являющегося разработчиком проектной документации строительства рассматриваемого объекта капитального строительства, состоялся выезд специалистов проектной организации на объект строительства.

По факту выезда установлено, что строительство ведется с отклонением от проектных решений. Выявленные отступления от проектных решений в значительной мере затрагивают конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности объекта. По мнению проектной организации, выявленные нарушения необходимо устранить, работы вести в соответствии с проектными решениями, получившими положительное заключение государственной экспертизы (письмо исх. № 6/1124 от 02.08.2017 ОАО «Институт Новгородгражданпроект»).

Согласно Акту о приемке выполненных работ № 1, а также Акту о приемке выполненных работ № 2 от 26.06.2017 по состоянию на 26.06.2017 подрядчиком – ООО «НКМ-СТРОЙ» в соответствии с Контрактом выполнены следующие работы:

- разбивка и нивелирование геодезических профилей;

- планово-высотная привязка отдельных точек;

- изготовление и установка геодезических знаков;

- техническое нивелирование;

- разработка грунта с перемещением.

Указанные работы приняты и оплачены заказчиком на общую сумму 108 481, 52 рублей.

Остальные работы по возведению пожарного депо, предусмотренные Графиком выполнения этапов работ, подрядчиком в установленные сроки выполнены не были, по состоянию на 01.08.2017 объект капитального строительства заказчику не сдан.

Согласно пункту 12 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта.

Согласно части 10 статьи 70 Закона контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно пункту 14.1 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.

В соответствии с пунктом 14.2 Контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.

На основании вышеизложенного, в связи с нарушением подрядчиком – ООО «НКМ-СТРОЙ» срока выполнения работ и несоответствия представленного результата выполненных работ (фундамента) по Контракту, в том числе в связи с отступлением подрядчика от согласованных проектных решений, требований Контракта заказчиком – ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» 11.08.2017 принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта № 1050200000217000002-0706587-01 от 10.05.2017 (далее - Решение об одностороннем отказе).

Решение об одностороннем отказе оформлено заказчиком - ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» в виде приказа учреждения № 27 от 11.08.2017.

Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

15.08.2017 Решение об одностороннем отказе, являющееся приложением к уведомлению исх. № 358 от 11.08.2017 (далее – Уведомление), вместе с указанным Уведомлением были размещены заказчиком – ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» на официальном сайте.

Решение об одностороннем отказе и Уведомление 14.08.2017 были направлены заказной почтовой корреспонденцией в адрес подрядчика – ООО «НКМ-СТРОЙ», указанный в Контракте: 173000, Великий Новгород, ул. Большая Московская, дом 11/11 (в соответствии со сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц являющийся местом нахождения ООО «НКМ-СТРОЙ»).

Согласно карточке уведомления о вручении Решение об одностороннем отказе и Уведомление были получены подрядчиком 22.08.2017.

Таким образом, с учетом части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления ООО «НКМ-СТРОЙ» об одностороннем отказе от исполнения контракта является 22.08.2017.

Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.

Однако, в течение десяти дней с даты уведомления заказчиком подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта меры по устранению нарушений условий Контракта, послуживших основанием для принятия Решения об одностороннем отказе, ООО «НКМ-СТРОЙ» приняты не были, нарушения – не устранены.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

По мнению заказчика – ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи», Решение об одностороннем отказе вступило в силу 11.09.2017, а сам Контракт считается расторгнутым с 11.09.2017. Соответствующая информация 11.09.2017 размещена заказчиком на официальном сайте (раздел «Реестр контрактов, заключенных заказчиками»).

Согласно письменным объяснениям ООО «НКМ-СТРОЙ» относительно принятого заказчиком Решения об одностороннем отказе (вх. №№ 6060 от 13.10.2017, 6137 от 16.10.2017, 6164 от 17.10.2017 Новгородского УФАС России) подрядчик считает его необоснованным и незаконным по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 716 ГК подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:

- непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;

- возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;

- иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

 Письмом исх. № 115 от 15.05.2017 ООО «НКМ-СТРОЙ» уведомило заказчика о невозможности исполнения обязательств по Контракту и возведении здания пожарного депо без предварительной засыпки ручья на площадке и необходимости увеличения срока выполнения работ.

Письмом исх. № 117 от 15.05.2017 ООО «НКМ-СТРОЙ» сообщило заказчику о приостановке работ в связи с неподготовленностью площадки под строительство в соответствии с проектной документацией.

16.05.2017 комиссией в составе представителей подрядчика, заказчика и технического заказчика – ГБУ «УКС» был произведен осмотр участка под строительство пожарного депо.

По результатам осмотра комиссией принято решение о необходимости обращения в ОАО «Институт Новгородгражданпроект» для получения решения по устройству основания под здание депо (Акт № 1 от 16.05.2017).

Согласно статье 718 ГК заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.

Подрядчик неоднократно уведомлял заказчика о невозможности дальнейшего выполнения работ без внесения изменений в проектную документацию и согласования данных изменений с ОАО «Институт Новгородгражданпроект».

Вместе с тем, заказчик не внес изменений в проектную документацию и не исправил недостатки, препятствующие выполнению работ по Контракту.

16.08.2017 экспертом – оценщиком <…….> (свидетельство № 577 от 02.12.2014 о членстве в некоммерческом партнерстве саморегулируемой организации «Свободный Оценочный Департамент») произведен  осмотр объекта незавершенного строительства, согласно которому нарушений технологии строительного производства при визуальном осмотре не установлено. При этом, по мнению эксперта-оценщика, проектно-сметные решения проекта не соответствуют фактическим объемам, указанным в сметах, объемы завезенных грунтов значительно превышают регламентированные, выполненное конструктивное исполнение объекта является допустимым. Строительство пожарного депо может быть продолжено после дополнительного согласования архитектурных решений.

Также из вышеуказанных объяснений ООО «НКМ-СТРОЙ» следует, что при разбивке осей здания пожарного депо было установлено, что торцевая часть здания находится на такой отметке, что она повиснет в воздухе при строительстве, участок застройки не соответствует размерам и требовал дополнительной подсыпки. По участку проходит ручей, что не отражено в проектной документации. Высотная отметка участка ниже проектной на 85 см.

Между заказчиком и подрядчиком было достигнуто устное дополнительное соглашение, согласно которому подрядчик выполнит подсыпку участка до отметки ниже абсолютной проектной на 85 см, а заказчик согласует эти изменения с проектной организацией.

Однако ни согласование с проектной организацией, ни проведение повторной экспертизы проектной документации, предусмотренное статьей 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, заказчиком выполнены не были.

На основании вышеизложенного подрядчик – ООО «НКМ-СТРОЙ» считает, что работы не могли быть завершены в срок, установленный Контрактом, по вине заказчика, препятствовавшего его надлежащему исполнению.

Также ООО «НКМ-СТРОЙ» считает, что Решение об одностороннем отказе является недействительным, так как было принято заказчиком уже после окончания срока действия Контракта.

В соответствии с пунктом 2 статьи 450.1 ГК в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Согласно пункту 2 статьи 453 ГК при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.

В соответствии с пунктом 12.1 Контракта настоящий Контракт вступает в силу со дня его подписания и действует до 31.07.2017 включительно, а в части расчетов и гарантийных обязательств – до полного их исполнения Сторонами.

Таким образом, односторонний отказ от исполнения Контракта со стороны заказчика не является гарантийным обязательством по Контракту или обязательством в части расчетов.

Следовательно, по мнению подрядчика, воспользоваться правом одностороннего отказа от исполнения Контракта заказчик мог только в течение срока действия договора, то есть до 31.07.2017 включительно.

Из части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что одним из оснований расторжения контракта является односторонний отказ стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.

Однако возможность расторжения контракта, срок действия которого истек, гражданским законодательством не предусмотрена.

Соответственно, ООО «НКМ-СТРОЙ» считает, что у заказчика отсутствовали основания для расторжения Контракта в одностороннем порядке и направления Сведений о подрядчике в Новгородское УФАС России.

Также в письменных объяснениях ООО «НКМ-СТРОЙ» указывает, что заказчиком был нарушен порядок уведомления подрядчика о принятом Решении об одностороннем отказе, поскольку не был использован никакой другой способ уведомления, в том числе из числа перечисленных в части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе (телеграммой, посредством факсимильной связи, электронной почты).

Кроме того, по мнению подрядчика – ООО «НКМ-СТРОЙ», Решение об одностороннем отказе, исходя из даты его получения подрядчиком, должно было вступить в силу с 02.09.2017.

Вместе с тем, информация о расторжении Контракта была размещена заказчиком на официальном сайте только 11.09.2017.

Подрядчик также указывает, что заказчиком был нарушен срок представления Сведений в Новгородское УФАС России, предусмотренный частью 6 статьи 104 Закона о контрактной системе.

Допущенные заказчиком нарушения порядка расторжения Контракта в силу письма Федеральной антимонопольной службы № ИА/11604/14 от 28.03.2014 «По вопросам рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), контракты с которыми расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов» (далее – Письмо ФАС России) ООО «НКМ-СТРОЙ» считает свидетельствующими о недопустимости включения Сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

Также ООО «НКМ-СТРОЙ» указывает, что включение Сведений в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает целей как ведения такого реестра, так и Закона о контрактной системе, а также является явно несоразмерным характеру допущенного подрядчиком нарушения.

На заседании Комиссии по рассмотрению Сведений представители подрядчика поддержали вышеуказанные письменные пояснения в полном объеме.

В соответствии с Письмом ФАС России в случае отсутствия нарушений частей 9, 12, 13, 26 статьи 95 Закона о контрактной системе контролирующий орган осуществляет проверку правомерности принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в части:

- неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств;

- ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;

- установления заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;

- установления заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.

Оценивая представленные заказчиком – ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» Сведения и письменные пояснения подрядчика – ООО «НКМ-СТРОЙ» относительно исполнения Контракта Комиссия приходит к следующим выводам.

1. Материалами Сведений подтверждается, что работы, предусмотренные Контрактом, подрядчиком не были выполнены в полном объеме в установленные сроки, а при исполнении Контракта подрядчиком допущено нарушение технологии строительства и наличие отступлений от проектных решений, затрагивающих конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства – пожарного депо.

Согласно пунктам 2.2.1 и 2.2.2 Контракта работы по нему должны были быть выполнены в срок с даты заключения (10.05.2017) и до 31.07.2017 включительно. Согласно пункту 2.2.3 Контракта, моментом завершения выполнения работ является дата получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Согласно представленному ООО «НКМ-СТРОЙ» Общему журналу работ № 1 (вх. № 6165 от 17.10.2017 Новгородского УФАС России) к выполнению работ, предусмотренных Контрактом, подрядчик приступил 15.05.2017.

Выполнение работ, предусмотренных Контрактом, подрядчиком несколько раз приостанавливалось.

15.05.2017 выполнение работ, предусмотренных Контрактом, подрядчиком – ООО «НКМ-СТРОЙ» было приостановлено по причине того, что площадка под строительство заказчиком не была подготовлена должным образом (письмо исх. № 117 от 15.05.2017 ООО «НКМ-СТРОЙ»).

Из Акта № 1 от 16.05.2017, составленного комиссией в составе представителей подрядчика, заказчика и технического заказчика, был произведен осмотр участка под строительство пожарного депо. По результатам осмотра комиссией принято решение о необходимости обращения в ОАО «Институт Новгородгражданпроект», являющийся разработчиком проектной документации строительства пожарного депо, для получения решения по устройству основания под здание депо.

31.07.2017 выполнение работ, предусмотренных Контрактом, подрядчиком – ООО «НКМ-СТРОЙ» было очередной раз приостановлено по причине того, что в проектной документации не указана толщина песка под фундаментной плитой (письмо исх. № 157 от 31.07.2017 ООО «НКМ-СТРОЙ»).

Подрядчик – ООО «НКМ-СТРОЙ» неоднократно обращался в адрес заказчика и технического заказчика с целью внесения необходимых на его взгляд изменений в проектную документацию (изменение уровня планировочных отметок, устройство ручья, дополнительная засыпка пятна застройки и пр.). Указанные обращения подрядчика перенаправлялись в адрес организации-проектировщика ОАО «Институт Новгородгражданпроект».

По обращениям подрядчика, состоялся выезд специалистов проектной организации на объект строительства.

По факту выезда было установлено, что строительство ведется с отклонением от проектных решений. Выявленные отступления от проектных решений в значительной мере затрагивают конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности объекта. По мнению проектной организации, выявленные нарушения необходимо устранить, работы вести в соответствии с проектными решениями, получившими положительное заключение государственной экспертизы (письмо исх. № 6/1124 от 02.08.2017 ОАО «Институт Новгородгражданпроект»).

Согласно письму ГБУ «УКС» исх. № УКС-311-И от 12.07.2017 подрядчиком при выполнении работ по Контракту грубо нарушалась технология строительства, а именно:

- не произведена замена существующего грунта на песок под здание пожарного депо и асфальтовое покрытие проезда;

- не выполнено уплотнение основания:

- не предъявлено документальное подтверждение плотности основания;

- начаты бетонные работы с приготовлением бетона на стройплощадке с использованием электрической растворомешалки.

По состоянию на 26.06.2017 подрядчиком – ООО «НКМ-СТРОЙ» в соответствии с Контрактом выполнены следующие работы:

- разбивка и нивелирование геодезических профилей;

- планово-высотная привязка отдельных точек;

- изготовление и установка геодезических знаков;

- техническое нивелирование;

- разработка грунта с перемещением.

Указанные работы приняты и оплачены заказчиком на общую сумму 108 481, 52 рублей (при цене контракта 20 581 552, 80 рублей).

Остальные работы по возведению пожарного депо, предусмотренные Графиком выполнения этапов работ, подрядчиком в установленные сроки выполнены не были, по состоянию на 01.08.2017 объект капитального строительства заказчику не сдан.

Таким образом, техническим заказчиком – ГБУ «УКС» и организацией – разработчиком проектной документации при выполнении работ подрядчиком в ходе исполнения Контракта было установлено не только нарушение технологии строительства, но и наличие отступления от проектных решений, затрагивающих конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства – пожарного депо.

При этом необходимо учитывать, что проектная документация на строительство объекта капитального строительства, включая ее отдельный раздел относительно сметного расчета, прошла необходимую в силу действующего законодательства о градостроительной деятельности государственную экспертизу в ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области» (положительные заключения экспертизы № 53-1-1-2-0032-17 от 03.03.2017, № 53-1-С-0013-17 от 09.03.2017).

Представленный ООО «НКМ-СТРОЙ» акт от 16.08.2017 осмотра объекта незавершенного строительства, составленный  экспертом – оценщиком <…….> и ставящий под сомнение достоверность имеющейся проектной документации строительства пожарного депо, по мнению Комиссии, недопустимо расценивать в качестве надлежащего доказательства, поскольку предметом действия Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» является установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости, а не оценка строительных работ, предусмотренных проектными решениями, и тем более самой проектной документации объекта капитального строительства.

На момент рассмотрения Комиссией Сведений обязательства, предусмотренные Контрактом ООО «НКМ-СТРОЙ» не исполнены, работы не выполнены, результаты работ заказчику не представлены.

Таким образом, материалами Сведений и результатами проведенной проверки правомерности принятия заказчиком Решения об одностороннем отказе подтверждается наличие у заказчика достаточных оснований для принятия такого решения.

2. Согласно пункту 12.1 Контракта настоящий Контракт вступает в силу со дня его подписания и действует до 31.07.2017 включительно, а в части расчетов и гарантийных обязательств – до полного их исполнения Сторонами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 425 ГК законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Условие, предусмотренное пунктом 3 статьи 425 ГК, согласно которому окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору, в Контракте отсутствует.

Следовательно, настоящий Контракт признается действующим до полного исполнения сторонами своих обязательств, в частности, как уже отмечалось, в силу пункта 2.2.3 Контракта моментом исполнения обязательства подрядчика по завершению строительства объекта является дата получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Поскольку работы, предусмотренные Контрактом, подрядчиком не были выполнены в полном объеме в установленные в Контракте сроки (до 31.07.2017 включительно), их результат не принят заказчиком, расчеты по Контракту не произведены, то на момент принятия заказчиком - ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» Решения об одностороннем отказе (11.08.2017) Контракт в силу пункта 3 статьи 425 ГК являлся действующим.

Кроме того, согласно пункту 4 статьи 425 ГК окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.

Таким образом, у заказчика имелись основания, предусмотренные частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, для представления Сведений в Новгородское УФАС России для их рассмотрения и принятия решения о включении или невключении ООО «НКМ-СТРОЙ» в реестр недобросовестных поставщиков.

3. Согласно пункту 16 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, несовершение заказчиком всех действий, предусмотренных частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, не свидетельствует об отсутствии надлежащего уведомления, если доказано, что уведомление об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта доставлено исполнителю.

  Таким образом, ненаправление заказчиком - ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» Решения об одностороннем отказе подрядчику иным способом помимо отправления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу подрядчика, указанному в Контракте, при подтвержденном факте получения указанного решения подрядчиком, не свидетельствует об отсутствии надлежащего уведомления подрядчика о принятом заказчиком решении.

4. Как указывалось выше, Решение об одностороннем отказе 14.08.2017 было направлено заказной почтовой корреспонденцией в адрес подрядчика – ООО «НКМ-СТРОЙ», указанный в Контракте.

Согласно карточке уведомления о вручении Решение об одностороннем отказе было получено подрядчиком 22.08.2017.

Таким образом, с учетом части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления ООО «НКМ-СТРОЙ» об одностороннем отказе от исполнения контракта является 22.08.2017.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

По мнению заказчика – ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи», Решение об одностороннем отказе вступило в силу 11.09.2017, а сам Контракт считается расторгнутым с 11.09.2017. Соответствующая информация 11.09.2017 размещена заказчиком на официальном сайте (раздел «Реестр контрактов, заключенных заказчиками»).

Рассмотрев Сведения, Комиссия приходит к выводу об ошибочности определения заказчиком даты вступления в силу Решения об одностороннем отказе и, соответственно, даты расторжения Контракта.

С учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, статьи 193 ГК (согласно которым если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день), а также исходя из даты уведомления подрядчика о принятом заказчиком решении,   Решение об одностороннем отказе вступило в силу 04.09.2017, Контракт также считается расторгнутым с 04.09.2017 (то есть по истечении десяти дней с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта).

Согласно части 26 статьи 95 Закона о контрактной системе информация об изменении контракта или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения контракта или расторжения контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов). В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 42, 44 и 45, пунктом 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

Часть 2 статьи 103 Закона о контрактной системе содержит перечень документов и информации, которые должны содержаться в реестре контрактов.

Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.

В силу части 26 статьи 95 Закона о контрактной системе, а также в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» направление и размещение на официальном сайте информации о расторжении контракта осуществляется заказчиком.

При этом, в соответствии с размещенной заказчиком - ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» 11.09.2017 на официальном сайте информации о расторжении Контракта, датой его расторжения является 11.09.2017.

Однако, как было указано выше, Решение об одностороннем отказе вступило в силу и Государственный контракт был расторгнут 04.09.2017.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» содержится нарушение пункта 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, выразившееся во включении (направлении) в реестр контрактов на официальном сайте недостоверной информации относительно даты расторжения контракта.

5. Согласно части 6 статьи 104 Закона о контрактной системе в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Как отмечалось выше, заказчик – ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» ошибочно считал Контракт расторгнутым с 11.09.2017 (дата вступления в силу Решения об одностороннем отказе), в связи с чем должен был считать себя обязанным направить в Новгородское УФАС России Сведения не позднее 14.09.2017.

Кроме того, с учетом установленной в результате рассмотрения Сведений надлежащей даты расторжения Контракта (04.09.2017) заказчик в действительности должен был направить Сведения в Новгородское УФАС России не позднее 09.09.2017.

Однако, проигнорировав положения части 6 статьи 104 Закона о контрактной системе, заказчик представил в Новгородское УФАС России Сведения позже установленного срока (в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта), а именно 03.10.2017.

Учитывая изложенное, в действиях заказчика – ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» содержится нарушение части 6 статьи 104 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении сроков направления сведений о расторжении контракта в связи с односторонним отказом от его исполнения в контрольный орган в сфере закупок.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что установленные в действиях заказчика при проведении внеплановой проверки соблюдения процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта нарушения пункта 11 части 2 статьи 103, части 6 статьи 104 Закона о контрактной системе, не являются нарушениями порядка расторжения Контракта, а касаются исключительно порядка размещения на официальном сайте в реестре контрактов соответствующей информации и соблюдения сроков представления Сведений в контрольный орган в сфере закупок.

Кроме того, допущенные заказчиком нарушения никаким образом не повлияли на права и интересы подрядчика.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Учитывая вышеизложенное, и поскольку порядок принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком был соблюден, основания для принятия такого решения у заказчика имелись, а нарушения, допущенные заказчиком не являются нарушениями порядка расторжения Контракта, не нарушают прав и законных интересов подрядчика, решение вступило в силу, не отменено заказчиком и не признано незаконным судом, Сведения о недобросовестном подрядчике, представленные ОАУСО «Маловишерский ПНИ «Оксочи» в отношении ООО «НКМ-СТРОЙ», подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)», Комиссия,

                                                 

РЕШИЛА:

 

1. Сведения, представленные заказчиком – Областным автономным учреждением социального обслуживания «Маловишерский психоневрологический интернат «Оксочи» (174283, Новгородская обл., Маловишерский р-н, дер. Подгорное) об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта № 1050200000217000002-0706587-01 от 10.05.2017 (реестровый номер контракта: 2530700150017000001), заключенного с победителем электронного аукциона – Обществом с ограниченной ответственностью «НКМ-СТРОЙ» (ИНН: 5320017732; 173000, Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 11/11; далее – ООО «НКМ-СТРОЙ») на выполнение работ по строительству пожарного депо V (пятого) типа на 2 автомобиля, извещение № 1050200000217000002 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 24.03.2017, включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.

2. Признать в действиях заказчика – Областного автономного учреждения социального обслуживания «Маловишерский психоневрологический интернат «Оксочи» нарушения пункта 11 части 2 статьи 103, части 6 статьи 104 Закона о контрактной системе.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                    И.А. Куриков

 

 

Члены Комиссии                                                                                                Д.А. Петров

 

 

                                                                                                                              С.О. Михайлов  

                                                                                                                     

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны