Решение №4865/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛ... от 26 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

Заказчику – ГОБУЗ «ОДКБ»

 

ул. Державина, д. 1,

Великий Новгород, 173020

 

 

Уполномоченному органу –

Департаменту имущественных отношений

и государственных закупок

Новгородской области

 

пл. Победы-Софийская, д. 1,

Великий Новгород, 173005

 

 

Оператору электронной площадки –

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

 

Большой Саввинский переулок,

д. 12, строение 9,

г. Москва, 119435

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Подателю жалобы –

ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ»

 

ул. 5-я Северная, д. 197/1, к. 22,

г. Омск, 644007

 

 

Участнику закупки –

ООО «РегионРемСтройТорг»

 

ул. Ильина, д. 42,

Великий Новгород, 173000

 

Исх. № 4865/03 от 20.10.2017

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

17 октября 2017 года                                                                                    Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;

Евстигнеева Д.А. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;                

Иванов А.Т. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,                

в присутствии представителей:

заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная детская клиническая больница» - <………….> (доверенность № 887 от 16.10.2017), <………….> (доверенность № 884 от 16.10.2017), <………….> (доверенность № 883 от 16.10.2017);

уполномоченного органа – Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области - <………….> (доверенность № 7 от 13.01.2017);

участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «РегионРемСтройТорг» (173000, Великий Новгород, ул. Ильина, д. 42; далее – ООО «РегионРемСтройТорг») – <………….> (доверенность № 5 от 16.10.2017);

податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» – надлежащим образом уведомлен о времени и месте заседания Комиссии, своих представителей на рассмотрение жалобы не направил,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» (644007, г. Омск, ул. 5-я Северная, д. 197/1, к. 22) на действия заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная детская клиническая больница» (173020, Великий Новгород, ул. Державина, д.1; далее – ГОБУЗ «ОДКБ») при осуществлении им и уполномоченным органом – Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы – Софийская, д. 1; далее – Департамент закупок Новгородской области) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение капитального ремонта диагностического отделения и 3-го детского отделения ГОБУЗ «ОДКБ», извещение № 0150200000617000667 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 25.09.2017, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

10.10.2017 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» на действия заказчика – ГОБУЗ «ОДКБ» при осуществлении им и уполномоченным органом – Департаментом закупок Новгородской области закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение капитального ремонта диагностического отделения и 3-го детского отделения ГОБУЗ «ОДКБ», извещение № 0150200000617000667 о проведении которого было размещено на официальном сайте 25.09.2017 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Из Жалобы следует, что поскольку предметом электронного аукциона являются работы по капитальному ремонту, а начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей в документации об электронном аукционе должны быть установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99).

На основании изложенного, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Заказчик – ГОБУЗ «ОДКБ» считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на неё (вх. № 6067 от 13.10.2017 Новгородского УФАС России) суть которых сводится к следующему.

В Постановлении № 99 не указаны виды аукционов, к которым предъявляются дополнительные требования.

По мнению заказчика, дополнительные требования к участникам закупки предъявляются при объявлении закупок, в том числе в форме закрытых двухэтапных конкурсов и закрытых аукционов. Аукционы в электронной форме Постановлением № 99 не предусмотрены.

Законом о контрактной системе разграничены понятия аукциона в электронной форме и закрытого аукциона, установлены различные особенности и порядок их проведения.  

В связи с чем, положения Постановления № 99 не могли быть применены в данном случае.

На рассмотрении Жалобы представители заказчика – ГОБУЗ «ОДКБ» поддержали письменные возражения в полном объеме.

Уполномоченный орган Департамент закупок Новгородской области письменных возражений относительно доводов Жалобы не представил.

На заседании Комиссии представитель Департамента закупок Новгородской области пояснил, что при осуществлении рассматриваемой закупки запросов о даче разъяснений положений документации о рассматриваемом электронном аукционе не поступало.

По мнению представителя участника закупки – ООО «РегионРемСтройТорг» установление в данном случае требований к участникам предусмотренных Постановлением № 99 является не обязательным. Также представитель пояснил, что ООО «РегионРемСтройТорг» имеет достаточный опыт выполнения работ по капитальному ремонту для соответствия требованиям Постановления № 99 .

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В сентябре - октябре 2017 года заказчиком – ГОБУЗ «ОДКБ» и уполномоченным органом – Департаментом закупок Новгородской области осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение капитального ремонта диагностического отделения и 3-го детского отделения ГОБУЗ «ОДКБ», извещение № 0150200000617000667 о проведении которого было размещено на официальном сайте 25.09.2017.

Документация о рассматриваемом электронном аукционе (далее – Документация) утверждена 06.09.2017 главным врачом ГОБУЗ «ОДКБ» <………….>.

Объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ)).

В соответствии с пунктом 3.1 Документации объектом закупки является выполнение капитального ремонта диагностического отделения и 3-го детского отделения ГОБУЗ «ОДКБ».

Таким образом, объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по ремонту объекта капитального строительства – здание ГОБУЗ «ОДКБ».

   Согласно подпункту 7 пункта 15 Документации участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 52 и частью 3 статьи  55.8  ГрК РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, а именно являться действующим членом саморегулируемой организации (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

   В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Дополнительные требования к участникам закупки, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установлены в Постановлении № 99.

Согласно пункту 1 Постановления № 99 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно Приложению № 1.

Таким образом, Постановление № 99 распространяет своё действие на все закупки осуществляемые путем проведения аукциона, независимо от его вида (закрытый аукцион или электронный аукцион). 

Согласно пункту 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99 при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) ОКПД2, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, заказчиками должны устанавливаться дополнительные требования к участникам закупки в виде наличия опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

В соответствии с примечанием (<*>) к Приложению № 1 к Постановлению № 99 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

В соответствии с частью 12.2 статьи 48 ГрК в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Согласно пункту 3.5.3 Документации работы выполняются подрядчиком в строгом соответствии с прилагаемым Техническим заданием (Приложение № 1 к Документации) и Проектной документацией (Приложение № 2 к Документации), что отвечает требованиям части 12.2 статьи 48 ГрК и подтверждает капитальный характер выполняемых работ.

Кроме того, в пункте 10.3 Документации указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копию выписки из реестра членов саморегулируемой организации по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58. Выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об аукционе.

Таким образом, исходя из положений Документации заказчик – ГОБУЗ «ОДКБ» рассматривает работы, входящие в объект закупки, как требующие членства в саморегулируемой организации, то есть данные работы представляют собой работы по капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность этих объектов.

Согласно пункту 4.1 Документации начальная (максимальная) цена контракта составляет 16 816 100 (Шестнадцать миллионов восемьсот шестнадцать тысяч сто) рублей 00 копеек.

Таким образом, в данном случае с учетом вышеуказанных положений Постановления № 99, а также положений Документации, начальной (максимальной) цены контракта (16 816 100,00 рублей) к участникам рассматриваемой закупки должны быть предъявлены дополнительные требования, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также установлено требование о представлении в составе вторых частей заявок документов, подтверждающих соответствие участников такого аукциона требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В свою очередь, заказчик – ГОБУЗ «ОДКБ» должен был установить в Документации дополнительные требования к участникам рассматриваемой закупки о представлении ими в составе вторых частей заявок документов, подтверждающих наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке.

Однако, в нарушение вышеуказанных положений ГрК и Закона о контрактной системе заказчик вышеуказанное требование не установил.

Следовательно, в действиях заказчика – ГОБУЗ «ОДКБ» содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении в документации обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки.

Учитывая изложенное, Жалоба является обоснованной.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения  электронного аукциона.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Заказчиком – ГОБУЗ «ОДКБ» в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – выполнение капитального ремонта диагностического отделения и 3-го детского отделения ГОБУЗ «ОДКБ».

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Описание объекта закупки содержится в Приложении № 1 к Документации (далее – Техническое задание).

Требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам товаров, используемых для выполнения работ являющихся объектом рассматриваемой закупки установлены в Техническом задании в виде таблицы.

1). По позиции 6 «Лист гипсокартонный тип 1» и позиции 7 «Лист гипсокартонный тип 2» Технического задания установлены следующие показатели данных товаров и их возможные значения:

- для показателя «Разрушающая нагрузка при испытании листов на прочность при изгибе при переменном пролете для образцов продольных» в столбце 5 указано минимально возможное значение «не менее 450 Н»;

- для показателя «Разрушающая нагрузка при испытании листов на прочность при изгибе при переменном пролете для образцов поперечных» в столбце 6 указано максимально возможное значение «≥ 180 Н»;

- для показателя «Прогиб для образцов продольных» в столбце 6 указано максимально возможное значение «не больше 0,8 мм»;

- для показателя «Прогиб для образцов поперечных» в столбце 6 указано максимально возможное значение «не больше 1,0 мм»

В соответствии с пунктом 1 ГОСТ 6266-97 «Листы гипсокартонные. Технические условия» настоящий стандарт распространяется на гипсокартонные листы (далее - листы), предназначенные для отделки стен, устройства перегородок, подвесных потолков, огнезащиты конструкций, изготовления декоративных и звукопоглощающих изделий.

Согласно пункту 5.2.4 ГОСТ 6266-97 разрушающая нагрузка при испытании листов на прочность при изгибе при переменном пролете (l=40s, где s - номинальная толщина листа в миллиметрах) и прогиб должны соответствовать указанным в             таблице 6.

В соответствии с таблицей 6 ГОСТ 6266-97 значения показателя «Разрушающая нагрузка, Н» для образцов продольных и поперечных установлены с использованием оборота «не менее».

Также, в соответствии с таблицей 6 ГОСТ 6266-97 значения показателя «Прогиб, мм» для образцов продольных и поперечных установлены с использованием оборота «не более».

Таким образом, для вышеуказанных показателей листов гипсокартонных государственные стандарты не устанавливают конкретные (неизменяемые) значения интересующих заказчика характеристик, а лишь определяют предельные (максимальные и минимальные) нормативы.

Согласно пункту 7.2 ГОСТ 6266-97 приемку листов производят партиями. Партия должна состоять из листов одного вида, группы, типа продольных кромок и размеров, изготовленных по одной технологии и из одних и тех же материалов. 

В соответствии с пунктом 7.3 ГОСТ 6266-97 приемочный контроль осуществляют проведением приемосдаточных испытаний по следующим показателям:

- внешний вид;

- форма и размеры;

- масса 1 м2;

- разрушающая нагрузка при испытании листов на прочность при изгибе;

- сцепление гипсового сердечника с картоном;

- водопоглощение (для листов ГКЛВ и ГКЛВО).

Таким образом, указанные в Техническом задании значения показателей по позициям 6 и 7 определяются по результатам испытаний каждой партии товара и соответственно не могут быть достоверно известны участнику закупки на момент подачи заявки.

2). По позиции 12 «Плиты из пенопласта пенополистерольного» Технического задания установлены следующие показатели данных товаров и их возможные значения:

- для показателя «Плотность» в столбце 5 указано минимально возможное значение «более 25 кг/м3» и в столбце 6 указано максимально возможное значение «менее 40 кг/м3»;

- для показателя «Прочность на сжатие при 10 %-ной  линейной деформации» в столбце 5 указано минимально возможное значение «более 180 кПа» и в столбце 6 указано максимально возможное значение «не более 300 кПа»;

- для показателя «Предел прочности при изгибе» в столбце 5 указано минимально возможное значение «более 250 кПа» и в столбце 6 указано максимально возможное значение «менее 500 кПа».

В соответствии с пунктом 4.3.3 ГОСТ 15588-2014 «Плиты пенополистирольные теплоизоляционные. Технические условия» показатели физико-механических свойств плит типа Р должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 2, плит типа РГ - в таблице 3, плит типа Т - в таблице 4.

Из содержания таблиц 2, 3, 4 ГОСТ 15588-2014 следует, что значения показателей «Плотность, кг/м3», «Прочность на сжатие при 10 %-ной линейной деформации, кПа» и «Предел прочности при изгибе, кПа» установлены с использованием оборота «не менее».

Таким образом, для вышеуказанных показателей листов гипсокартонных государственный стандарт не устанавливает конкретные (неизменяемые) значения интересующих заказчика характеристик, а лишь определяют предельные (максимальные и минимальные) нормативы.

Согласно пункту 6.2 ГОСТ 15588-2014 плиты принимают партиями. Партия должна состоять из плит одной марки, типа и вида, изготовленных по одной технологии, из одних материалов. Размер партии устанавливают в объеме не более суточной выработки. 

В соответствии с пунктом 6.3 ГОСТ 15588-2014 качество плит проверяют по всем показателям, установленным настоящими стандартом, путем проведения приемо-сдаточных и периодических испытаний.

Таким образом, указанные в Техническом задании значения показателей по позиции 12 «Плиты из пенопласта пенополистерольного» определяются по результатам испытаний каждой партии товара и соответственно не могут быть достоверно известны участнику закупки на момент подачи заявки.

3). По позиции 14 «Пергамин» Технического задания установлены следующие показатели данных товаров и их возможные значения:

- для показателя «Разрывная нагрузка при растяжении» в столбце 5 указано минимально возможное значение «не менее 265 Н»;

- для показателя «Водопоглощение пергамина при испытании в течение (24,0±0,1)ч» в столбце 6 указано максимально возможное значение «не более 20 %».

В соответствии с пунктом 2.3 ГОСТ 2697-83 «Пергамин кровельный. Технические условия» разрывная сила при растяжении не должна быть менее 265 Н (27 кгс).

Согласно пункту 2.4 ГОСТ 2697-83 водопоглощение пергамина при испытании в течение (24,0±0,1) ч должно быть не более 20% по массе.

Таким образом, для вышеуказанных показателей пергамина государственный стандарт не устанавливает конкретные (неизменяемые) значения интересующих заказчика характеристик, а лишь определяют предельные (максимальные и минимальные) нормативы.

4). По позиции 19 «Плитки керамические» Технического задания установлены следующие показатели данных товаров и их возможные значения:

- для показателя «Высота (глубина) рифлений» в столбце 5 указано минимально возможное значение «не менее 0,5 мм»;

- для показателя «Водопоглощение» в столбце 6 указано максимально возможное значение «менее 4,5 %»;

- для показателя «Предел прочности при изгибе» в столбце 5 указано минимально возможное значение «не менее 28,0 МПа».

В соответствии с пунктом 1.4.6 ГОСТ 6141-91 (СТ СЭВ 2047-88) «Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен. Технические условия» плитки должны иметь на монтажной поверхности рифления высотой не менее 0,3 мм.

Согласно пункту 1.4.7 ГОСТ 6141-91 физико-механические показатели плиток должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 6.

В соответствии с таблицей 6 ГОСТ 6141-91 значения показателя «Водопоглощение, %» установлены с использованием оборота «не более».

Также, в соответствии с таблицей 6 ГОСТ 6141-91 значения показателя «Предел прочности при изгибе, МПа» установлены с использованием оборота «не менее».

Таким образом, для вышеуказанных показателей плитки керамической государственный стандарт не устанавливает конкретные (неизменяемые) значения интересующих заказчика характеристик, а лишь определяют предельные (максимальные и минимальные) нормативы.

Согласно пункту 2.1 ГОСТ 6141-91 приемку плиток производят партиями. Партия должна состоять из плиток одного типа, цвета, рисунка и сорта. Объем партии устанавливают в количестве не более сменной выработки одной технологической линии плиток одного типа, цвета, сорта и вида декорирования. 

Пунктом 2.2 ГОСТ 6141-91 определено, что для проверки соответствия плиток требованиям настоящего стандарта предприятие-изготовитель проводит приемо-сдаточные и периодические испытания.

В соответствии с пунктом 2.3 ГОСТ 6141-91 приемку плиток производят путем проведения приемочного контроля по следующим показателям:

- правильность формы и размеров;

- высота рифлений на монтажной поверхности;

- внешний вид лицевой поверхности;

- водопоглощение;

- термическая стойкость глазури;

- маркировка;

- упаковка.

Согласно пункту 2.4 ГОСТ 6141-91 предприятие-изготовитель должно проводить периодические испытания плиток на предел прочности при изгибе не реже двух раз в месяц на пяти плитках.

Таким образом, указанные в Техническом задании значения показателей по позиции 19 «Плитки керамические» определяются по результатам испытаний каждой партии товара и соответственно не могут быть достоверно известны участнику закупки на момент подачи заявки.

 В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

Во исполнение вышеуказанных положений Закона о контрактной системе заказчиком – ГОБУЗ «ОДКБ» в пункте 10.4 Документации установлена инструкция по заполнению первых частей заявок на участие в рассматриваемой закупке (далее – Инструкция).

Из содержания Инструкции следует, что при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 5 и/или 6, участник закупки должен указать конкретное значение показателей (характеристик) предлагаемого к поставке товара, которое должно соответствовать минимальным и максимальным границам, установленным в столбцах 5 и 6, без указания на сведения относительно минимальности и максимальности его значения.

Также согласно Инструкции при предоставлении сведений о конкретных показателях товаров участники должны учитывать следующее, если заказчиком использованы:

- термины: более, выше, свыше, шире, больше, лучше, от, превышает, должно (-а, -ы) превышать - то участником предоставляется конкретное значение не равное и превышающее указанное без использования указанных терминов.

- термины: менее, ниже, уже, меньше, хуже, до, - то участником предоставляется конкретное значение не равное и не превышающее указанное без использования указанных терминов.

- термины: не менее, не ниже, не меньше, не хуже, не уже, минимум, - то участником предоставляется конкретное значение равное или превышающее указанное без использования указанных терминов.

- термины: не более, не выше, не больше, не лучше, не шире, не превышает, не должно (-а, -ы) превышать, максимум, - то участником предоставляется конкретное значение равное или не превышающее указанное без использования указанных терминов.

Следовательно, участники рассматриваемой закупки, подготавливая первые части заявок на участие в ней, должны были руководствоваться установленной заказчиком в силу требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Инструкцией и указывать конкретные значения показателей товаров (материалов), соответствующие установленным заказчиком в Техническом задании требованиям к ним.

Согласно пункту 10.4.1 Документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать сведения, указанные в пункте 10.2 Документации, включая конкретные значения показателей (характеристик) товаров, используемых при выполнении работ, требованиям к которым установлены заказчиком в Техническом задании.

Таким образом, участники рассматриваемой закупки, подавая первые части заявок на участие в ней, руководствуясь требованиями к значениям показателей (характеристик) товаров (материалов), содержащимся в Документации (Техническом задании), должны указать среди прочего и значения результатов испытаний определенных партий товара  по вышеуказанным позициям Технического задания.

Вместе с тем, при установлении заказчиком в документации об электронном аукционе требований к описанию участниками закупки товаров следует учитывать, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Аналогичная позиция изложена в пункте 3 Письма ФАС России № ИА/44536/16 от 01.07.2016, а также подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 по делу № АКПИ16-1287.

Таким образом, Документация (Техническое задание) устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в электронном аукционе, помимо конкретных показателей товара (материала), используемого при выполнении работ (например, ширина, толщина, цвет, вес и т.д.), также его результатов испытаний (водопоглощение, растяжимость и пр.).

Указанные требования заказчика приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при оформлении заявки иметь в наличии товар (материал), предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений относительно его технологии производства, результатов его испытания.

Данная информация будет известна только после производства определенной партии товара и проведения ее испытания предприятием-изготовителем или при взятии проб потребителем при приемочном контроле.

Для потенциальных участников закупки, в свою очередь, данная информация станет достоверно известной только при приобретении определенной партии товара, поскольку конкретные значения показателей в отношении разных партий товара могут отличаться в пределах, установленных ГОСТ.

Таким образом, в действиях заказчика – ГОБУЗ «ОДКБ» содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании заказчиком объекта закупки, влекущем за собой ограничение количества участников электронного аукциона.

2. В соответствии с пунктом 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Указанные виды и объемы работ установлены Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 (далее – Постановление № 570).

Пунктом 2 Постановления № 570 предусмотрено, следующее:

а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;

б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом «а» настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:

не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;

не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.

Исходя из вышеизложенного, в случае если работы, входящие в объект закупки являются работами по строительству или реконструкции объекта капитального строительства и включены в Постановление № 570, заказчик обязан в документации о закупке установить, что данные виды работ (все или их часть, определенная заказчиком) должны быть выполнены подрядчиком самостоятельно. Подрядчик, в свою очередь, исходя из положений Постановления № 570, должен выбрать из определенных заказчиком в документации работ их конкретные виды и объемы, которые он обязуется выполнить самостоятельно без привлечения других лиц и которые впоследствии включаются в контракт. 

Однако, в соответствии с пунктом 3.1 Документации объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.

При этом, заказчиком – ГОБУЗ «ОДКБ» в пункте 3.5.3 Документации определены условия выполнения работ, в частности подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контракту работы по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением  Правительства РФ от 15 мая 2017 года № 570.

Таким образом, в силу того, что объектом закупки являются работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства, а не его строительству или реконструкции, положения Постановления № 570 в данном случае не подлежат применению.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Таким образом, в действиях заказчика – ГОБУЗ «ОДКБ» содержится нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении неправомерных требований к участникам закупки.

Все вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях заказчика – ГОБУЗ «ОДКБ», являются существенными, свидетельствуют об ограничении конкуренции при проведении торгов, не позволяют заключить контракт на условиях действующего законодательства, что дает основания для выдачи предписания об их устранении.

 

Руководствуясь статьями 31, 33, 64, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, статьей 110.2 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» (644007, г. Омск, ул. 5-я Северная, д. 197/1, к. 22) на действия заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная детская клиническая больница» (173020, Великий Новгород, ул. Державина, д.1) при осуществлении им и уполномоченным органом – Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы – Софийская, д. 1) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение капитального ремонта диагностического отделения и 3-го детского отделения ГОБУЗ «ОДКБ», извещение № 0150200000617000667 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 25.09.2017, обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная детская клиническая больница» нарушения частей 5, 6 статьи 31, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику – Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Областная детская клиническая больница», уполномоченному органу – Департаменту имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области и его аукционной комиссии, оператору электронной площадки – ЗАО «Сбербанк-АСТ» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная детская клиническая больница».

 

 

Председатель Комиссии                                                                               И.А. Куриков

                                                                                                                                

Члены Комиссии                                                                                           Д.А. Евстигнеева

 

                                                                                                              А.Т. Иванов                      

           

 

           

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны