Решение №5259/03 Решение № 72 по результатам внеплановой документарной прове... от 26 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заказчику – Муниципальному автономному общеобразовательному

учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1»

г. Боровичи

 

ул. Коммунарная, д. 46

г. Боровичи, Новгородская обл., 174411

e-mail: maoysoh1@yandex.ru

 

 

Уполномоченному органу – Администрации Боровичского муниципального района и его конкурсной комиссии 

 

ул. Коммунарная, д. 48

г. Боровичи, Новгородская обл., 174411

e-mail: econom@boradmin.ru

 

 

Оператору электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ» (для сведения)

 

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

Исх. № 5259/03 от 26.08.2021

 

Решение № 72

по результатам внеплановой документарной проверки

 

24 августа 2021 года                                                                                Великий Новгород

 

Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Управление; Новгородское УФАС России) в составе:

.., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и рекламы – руководителя инспекции;

.., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и рекламы – участника инспекции;

.., специалиста-эксперта отдела контроля закупок и рекламы – участника инспекции,

На основании приказа Новгородского УФАС России № 103/2021 от 16.12.2020, в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576, в результате проведения внеплановой документарной проверки осуществления заказчиком – Муниципальным автономным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Боровичи» (174411, Новгородская обл., г. Боровичи, Коммунарная, д. 46; далее – МАОУ «СОШ № 1», уполномоченным органом – Администрацией Боровичского муниципального района (174411, Новгородская обл.,  г. Боровичи, ул. Коммунарная, д. 48; далее – Администрация)  и его конкурсной комиссией закупки путем проведения открытого конкурс в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта «Объект начального и среднего общего образования на 960 мест» по адресу: Новгородская область, г. Боровичи, мкр-н Мстинский», извещение № 0150300002421000029 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 25.03.2021,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новгородское УФАС России из Боровичской межрайонной прокуратуры  поступило обращение физического лица  С. о нарушениях законодательства Российской Федерации о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта «Объект начального и среднего общего образования на 960 мест» по адресу: Новгородская область, г. Боровичи, мкр-н Мстинский», извещение № 0150300002421000029 о проведении которого было размещено на официальном сайте 25.03.2021 (вх. № 6417 от 26.07.2021 Новгородского УФАС России; далее – Обращение).

Из Обращения следует, что заказчиком и уполномоченным органом при проведении вышеуказанной закупки были допущены грубые нарушения Закона о контрактной системе, которые привели к ограничению конкуренции при осуществлении закупки и нарушению порядка определения победителя конкурса.

В результате рассмотрения Обращения и проведения внеплановой документарной проверки действий заказчика, уполномоченного органа и его конкурсной комиссии Инспекция Новгородского УФАС России установила следующее.

В марте-апреле 2021 года заказчиком – МАОУ «СОШ № 1» и уполномоченный органом – Администрацией осуществлялась закупка путем проведения открытого конкурс в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта «Объект начального и среднего общего образования на 960 мест» по адресу: Новгородская область, г. Боровичи, мкр-н Мстинский», начальная (максимальная) цена контракта 687 070 840, 00 рублей.

            Рассматриваемая закупка осуществляется в рамках национального проекта «Образование» Федерального проекта «Современная школа».

            Согласно части 4 статьи 15 Закона о контрактной системе при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.

Документация о проведении рассматриваемого открытого конкурса  утверждена директором  МАОУ «СОШ № 1» …  01.04.2021 (далее – Документация).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Государственным заказчиком в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – выполнение работ по строительству объекта «Объект начального и среднего общего образования на 960 мест» по адресу: Новгородская область, г. Боровичи, мкр-н Мстинский».

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.

В соответствии с частью 1 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в случаях, установленных настоящим Кодексом, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 настоящего Кодекса. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов в случаях, предусмотренных статьей 60.1 настоящего Кодекса.

Части 12 и 13 статьи 55.16 ГрК РФ устанавливают требования к минимальным размерам взносов в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена СРО и в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена СРО, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров.

В соответствии с частью 1 статьи 55.6 ГрК РФ в члены саморегулируемой организации могут быть приняты юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель при условии соответствия таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требованиям, установленным саморегулируемой организацией к своим членам, и уплаты такими лицами в полном объеме взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации, если иное не установлено настоящей статьей.

Форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.

            На основании вышеизложенного в силу действующего законодательства Российской Федерации, заказчиком в пунктах 9.3.1 и 10.4.3 Документации предусмотрены необходимые требования к участникам рассматриваемой закупки о членстве в СРО, и о предоставлении выписки из реестра членов такой СРО, а именно: «участники должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 52 и частью 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение Работ:

            - участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

            - саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;

            - совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств».

            Согласно пункту 4 части 68 статьи 112 Закона о контрактной системе до 1 января 2024 года в случае осуществления закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства путем проведения открытого конкурса в электронной форме и при включении в описание объекта закупки в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации такой конкурс проводится с учетом следующих особенностей, в том числе  не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, оператор электронной площадки направляет заказчику поданные на участие в таком конкурсе первые и вторые части заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, предложения участников такого конкурса о цене контракта, а также документы и информацию, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона.

            В соответствии с подпунктом «а» пунктом 7 части 68 статьи 112 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем направления оператором электронной площадки заказчику предусмотренных пунктом 4 настоящей части документов конкурсная комиссия рассматривает и оценивает заявки на участие в закупке по критериям, установленным документацией о закупке. При этом заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 54.7 настоящего Федерального закона.

            Согласно пункту 3 части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией в случае несоответствия участника такого конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

            В соответствии с подпунктом «а» пунктом 3 части 1 статьи 55.1 Закона о контрактной системе в случае, если открытый конкурс в электронной форме признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 16 статьи 54.4 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме подана только одна заявка конкурсная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме рассматривает данную заявку на предмет ее соответствия требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации и направляет оператору электронной площадки протокол рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, подписанный членами конкурсной комиссии. Указанный протокол должен содержать следующую информацию решение о соответствии или несоответствии участника открытого конкурса в электронной форме, подавшего единственную заявку на участие в таком конкурсе, и поданной им заявки требованиям, установленным конкурсной документацией, с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, конкурсной документации, которым не соответствует единственная заявка на участие в таком конкурсе, и положений этой заявки, которые не соответствуют данным требованиям.

            Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме № ПРЕ1 от 21.04.2021 на участие в рассматриваемом конкурсе была подана единственная заявка участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Спецмонтаж» (ИНН: 5321111375) которая в последующем была признана соответствующей требования Документации.

            Однако, в ходе изучения материалов рассматриваемой закупки, в том числе заявки единственного участника закупки – ООО «Спецмонтаж», Инспекция Новгородского УФАС России установила, что заявка единственного участника закупки не соответствовала требованиям установленным Документацией.

            Как указывалось выше, работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Компенсационный фонд возмещения вреда формируется СРО в обязательном порядке, размер взноса в указанный фонд зависит от стоимости одного договора строительного подряда, вне зависимости от способа его заключения, а компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств является дополнительным фондом, размер взноса которого зависит от суммарной стоимости договоров, заключенных членом СРО с использованием конкурентных процедур и является необходимым условием для принятия участия в закупках.

Согласно части 12 статьи 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:

1) сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, реконструкцию (в том числе снос объекта капитального строительства, его частей в процессе строительства, реконструкции), капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее в целях настоящей части - строительство), стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

2) пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

3) один миллион пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

4) два миллиона рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

5) пять миллионов рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

6) сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять только снос объекта капитального строительства, не связанный со строительством, реконструкцией объекта капитального строительства (простой уровень ответственности члена саморегулируемой организации).

В соответствии с частью 13 статьи 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:

1) двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

2) два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

3) четыре миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

4) семь миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

5) двадцать пять миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).

В ходе изучения единственной заявки  ООО «Спецмонтаж» было установлено, что в составе приложенных документов имелась выписка из реестра членов саморегулируемой организации  № 201/2021 от 13.04.2021, содержащую информацию об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договору строительного подряда и стоимости работ по одному договору, в соответствии с которым внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда «первый, не превышает 60 млн. руб.» и информацию об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договору строительного подряда заключенным с использованием конкурентных закупок, в соответствии с которым внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств «первый, не превышает 60 млн. руб.». В то время, исходя из предложенной цены контракта данного участника закупки 686 970 840, 00 рублей (согласно протоколу подведения итогов от 21.04.2021), уровень ответственности ООО «Спецмонтаж» должен был быть третьим.

Учитывая вышеизложенное заявка единственного участника закупки, и само ООО «Спецмонтаж» исходя из предложенной им цены контракта (686 970 840, 00 рублей) не соответствовалИ требованиям Документации, Закона о контрактной системе и Грк РФ,  в связи с чем принятие конкурсной комиссией решения о соответствии заявки данного участника требованиям  действующего законодательства о контактной системе и Документации является неправомерным.

Таким образом, в действиях конкурсной комиссии уполномоченного органа  -   Администрации содержится нарушение подпункта «а» пункта 3 части 1 статьи 55.1 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении порядка определения победителя, а именно неправомерное признание заявки единственного участника закупки соответствующей требованиям документации о проведении открытого конкурса в электронной форме.

            Кроме того, Новгородское УФАС России отмечает, что согласно части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

            Вместе с тем, данное требование Закона о контрактной системе заказчик - МАОУ «СОШ № 1» и конкурсная комиссия уполномоченного органа - Администрации проигнорировали.

Также Новгородское УФАС России отмечает, что согласно сведениям представленным Ассоциацией СРО СНО «Стройбизнесинвест» (вх. № 6508 от 04.08.2021 Новгородского УФАС России)  в ответ на письмо Новгородского УФАС России (исх. № 4264/03 от 28.07.2021) в период с 20.09.2019 (вступление в СРО СНО «Стройбизнесинвест») по 21.07.2021 уровень ответственности  ООО «Спецмонтаж», исходя из  внесенного им взноса (100 000 рублей) в компенсационный фонд возмещения вреда  был первый  в соответствии с которым стоимость по одному договору не превышает 60 млн. руб., а уровень ответственности исходя из  внесенного им взноса (200 000 рублей) в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств   был первый  в соответствии с которым предельный размер обязательств по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров не превышает 60 млн. руб.

С 22.07.2021 уровень ответственности  ООО «Спецмонтаж», исходя из  внесенного им взноса (1 500 000  рублей) в компенсационный фонд возмещения вреда  стал третий  в соответствии с которым стоимость по одному договору не превышает 3 млр. руб., а уровень ответственности исходя из  внесенного им взноса (4 500 000 рублей) в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств  также стал третьим в соответствии с которым предельный размер обязательств по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров не превышает 3 млр. руб.

            03.05.2021 между заказчиком - МАОУ «СОШ № 1» и единственным участником - ООО «Спецмонтаж» был заключен контракт № 0150300002421000029 на выполнение работ по строительству объекта «Объект начального и среднего общего образования на 960 мест» по адресу: Новгородская область , г. Боровичи, мкр-н Мстинский» (далее – Контракт)

Таким образом, только спустя 3 месяца  после заключения Контракта ООО «Спецмонтаж»  был внесен соответствующий взнос в компенсационные фонды СРО, позволяющий приступить к выполнению работ по Контракту.

            2. Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).

В части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 3 Правил, «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В силу пункта 27(2) Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта) по нестоимостному критерию оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» в документации о закупке устанавливается показатель «общее количество исполненных контрактов».

Подпунктом «а» пункта 27(3) Правил предусмотрено, что для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько видов контрактов (договоров), предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки.

К таким видам объектов капитального строительства относятся:

- объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);

- линейные объекты капитального строительства;

- особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;

- объекты культурного наследия.

Статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено что относиться к  особо опасным и технически сложным объектам.

При этом у особо опасным, технически сложным и уникальным объектам капитального строительства относятся в том числе и некоторые линейные объекты, например линии электропередач.

Таким образом объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов) и особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства относятся к разным видам объектов капитального строительства.

   Как указывалось выше, объектом закупки является выполнение работ по строительству школы, т.е. объекта капитального строительства, не относящих к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам капитального строительства.    

   Пунктом 10.4.7 Документации установлено, что для оценки по показателю «Общее количество исполненных контрактов» нестоимостного критерия ««квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»  учитываются контракты предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства: объекты капитального строительства (за исключением линейных); особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства.

   Однако исходя из вышеуказанных норм Правил, опытом выполнения работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки, будет являться именно опыт по строительству, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов).

   Аналогичная позиция подтверждается решением ФАС России № 21/44/105/925 от 08.06.2021.

Таким образом, в действиях заказчика - МАОУ «СОШ № 1» содержится нарушения пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требования к опыту участников закупки по выполнению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, тогда как предметом рассматриваемой закупки являются объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов).

            3. Согласно пункту 9 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона;

            Согласно части 1 статьи 96 Закона  о контрактной системе Заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

            В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.

            В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 и 6.2 настоящей статьи. При этом, если контрактом предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не менее чем в размере аванса, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей части.

            Согласно части 6.1 статьи 96 Закона о контрактной системе если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта. При этом в случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в размере до десяти процентов от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 настоящей статьи при заключении контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона).

            На основании вышеизложенного в разделе 15 Документации и в пункте 1.7 Приложения № 3 к Документации (Проект контракта) заказчиком - МАОУ «СОШ № 1» установлено требование к обеспечению исполнения контракта в размере 68 707 084, 00 рублей (10 % от начальной (максимальной) цены контракта.

            Согласно части 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.

             Согласно части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.

            Как указывалось выше, 03.05.2021 между заказчиком - МАОУ «СОШ № 1» и единственным участником - ООО «Спецмонтаж» был заключен Контракт № 0150300002421000029.

Однако согласно пункту 1.7 Контракта подрядчик при заключении контракта предоставляет заказчику обеспечение исполнения контракта в размере 10 000 (десять тысяч) рублей 00 копеек (10 % от начальной (максимальной) цены контракта-10% от цены контракта (размер аванса)).

Данный факт подтверждается перечислением единственным участником закупки -  ООО «Спецмонтаж» обеспечения исполнения контракта в размере 10 000 рублей платежным поручением № 123 от 28.04.2012, которое размещено на официальном сайте в разделе «Реестр контрактов».

Таким образом, в действия заказчика содержится нарушение части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной, выразившееся в ненадлежащем установлении в заключаемом по результатам рассматриваемой закупке контракте  обеспечения исполнения контракта,  противоречащего требованиям документации об осуществлении рассматриваемой закупки (Проекта контракта), и в заключении контракта по результатам закупки с нарушением объявленных условий проведения торгов.

В соответствии с письмом ФАС России № ИА/15653/20 от 28.02.2020 процедура принятия и рассмотрения жалобы на действия (бездействие) отдельных видов юридических лиц при проведении закупок в соответствии с положениями частей 4, 4.1, 5 статьи 15 Закона о контрактной системе осуществляется по правилам, установленным статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

При этом, согласно указанному письму ФАС России в случае выявления в действиях (бездействии) субъектов контроля Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» нарушений Закона о контрактной системе при проведении такими лицами закупочных процедур в соответствии с положениями частей 4, 4.1, 5 статьи 15 Закона о контрактной системе, к указанным юридическим лицам применяются меры административной ответственности, предусмотренные статьями 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Таким образом, установленные в действиях заказчика – МАОУ «СОШ № 1» нарушения Закона о контрактной системе указывают на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 КоАП.

Установленные в действиях конкурсной комиссии уполномоченного органа - Администрации   нарушения Закона о контрактной системе указывают на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.32.3 КоАП.

Решая вопрос о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений, Инспекция Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

            Поскольку 03.05.2021 между заказчиком - МАОУ «СОШ № 1» и единственным участником - ООО «Спецмонтаж» был заключен Контракт Инспекция Новгородского УФАС России не имеет возможности выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

При этом, Новгородское УФАС России также отмечает, что при осуществлении рассматриваемой закупки с установленными грубыми нарушениями действующего законодательства о контрактной системе  приведшие к заключению Контракта с лицом, не имеющего законного права на выполнение работ по строительству важного социального объекта, и в условиях создания ему незаконных преимуществ для ведения хозяйственной деятельности (снижение размера обеспечения исполнения контракта с 68 707 084, 00 рублей до 10 000 рублей)  в действиях должностных лиц заказчика и членов конкурсной комиссии усматриваются события уголовно-наказуемого деяния (злоупотребление должностными полномочиями), в связи с чем материалы проверки будут направлены в компетентные органы для рассмотрения вопроса, по существу.

 

Руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576, Инспекция

 

 

РЕШИЛА:

 

            1. В действиях заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Боровичи» содержаться нарушения пункта 8 части 1 статьи 54.3, части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.

2.  В действиях конкурсной комиссии уполномоченного органа –  Администрации Боровичского муниципального района содержаться нарушения подпункта «а» пункта 3 части 1 статьи 55.1 Закона о контрактной системе.

3. В действиях лица заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Боровичи» имеются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого,  предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП.

4. В действиях членов конкурсной комиссии уполномоченного органа – Администрации Боровичского муниципального района имеются признаки административного, ответственность за совершение которого,  предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 КоАП.

 

Руководитель инспекции,

ведущий специалист-эксперт отдела

контроля закупок

и рекламы Управления                         ________________________ ..

                                                                                         (подпись)                                                              

 

Участник инспекции,             

главный специалист-эксперт отдела

контроля закупок

и рекламы Управления                         ________________________ …

(подпись)

Участник инспекции,

специалист-эксперт отдела

контроля закупок

и рекламы Управления                          ________________________...

                                                                                                                        (подпись)

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны