Решение №1275/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/33-89/2019 по результатам рассмотрения жа... от 26 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику –

Федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Валдайский»

ул. Победы, д. 5, г. Валдай,

Новгородская область, 175400

 

Оператору электронной площадки –

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

Большой Савинский переулок,

д. 12, стр. 9, г. Москва, 119435

Подателю жалобы -

ООО «Торгово-Строительная компания»

ул. 50 лет ВЛКСМ, 107, офис 1

г. Ставрополь, 355042

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/33-89/2019

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

21 марта 2019 года Великий Новгород

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе: Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;

Делянова В.С. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

Фомин М.Е. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

- заказчика – Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Валдайский» – Шалаевой Анны Анатольевны (доверенность № 201 от 14.03.2019) и члена аукционной Комиссии заказчика Антоновой Елены Николаевны;

- податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «Торгово-строительная компания» – надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения жалобы, ходатайств о переносе времени и места рассмотрения жалобы не заявляло, своих представителей на заседание Комиссии не направило,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Торгово-строительная компания» (355042, г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛСКМ, 107, офис 1; далее – ООО «Торгово-строительная компания») на действия заказчика – Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Валдайский» (175400, Новгородская область, г. Валдай, ул. Победы, д. 5; далее – ФГБУ «Национальный парк «Валдайский») при осуществлении им закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту цокольного этажа и выставочного зала Визит-центра национального парка «Валдайский», извещение № 0350100002319000005 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 05.03.2019, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика), 

УСТАНОВИЛА:

14.03.2019 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Торгово-строительная компания» на действия заказчика – ФГУП «Национальный парк «Валдайский» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право выполнения работ по ремонту цокольного этажа и выставочного центра Визит-центра национального парка «Валдайский», извещение № 0350100002319000005 о проведении которого было размещено на официальном сайте 05.03.2019 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Из Жалобы следует, что извещение и документация об аукционе в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту цокольного этажа и выставочного зала Визит-центра национального парка «Валдайский» содержат следующие положения, которые не соответствуют Закону о контрактной системе.

1. В соответствии с пунктами 7, 8 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик в извещении об осуществлении закупки должен указать:

- размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом);

- размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

Однако заказчик не установил порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и порядок обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению.

2. Заказчик установил требование к характеристике товара «кабель» - сечение кабеля 1, 5 мм2. При этом указал, что количество жил кабеля составляет 3 шт.

В соответствии с пунктом 5.2.1.3. ГОСТ 31996-2012 «Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 кВ и 3 кВ. Общие технические условия» токопроводящие жилы должны быть одно- или многопроволочными номинальными сечениями в соответствии с таблицей 1.

В соответствии с пунктом 2 письма Федеральной антимонопольной службы России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара к значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в закупке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Таким образом, с учетом требований государственного стандарта медная многопроволочная жила имеет номинальное сечение жилы 16-1000 мм2-круглая, 25-400 мм2 секторная. При этом в описании товара по позиции «Кабель» по показателю «сечение жил» заказчиком установлено значение 1,5 мм2, что противоречит требованиям ГОСТ 31996-2012.

На основании вышеизложенного, вышеуказанные действия заказчика свидетельствуют о нарушении пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

3. По позиции товара «Кирпич керамический» заказчиком по характеристике товара «размеры» установлены следующие значения – 250x120x65 мм.

Указав данные размеры, но не указав, что из этого является шириной, длиной, глубиной, иными параметрами заказчик нарушил пункты 1, 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, податель Жалобы просит признать в действиях заказчика – ФГБУ «Национальный парк «Валдайский» нарушения Закона о контрактной системе и выдать ему обязательное для исполнения предписание об устранении таких нарушений.

Заказчик – ФГБУ «Национальный парк «Валдайский» считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. № 2013 от 19.03.2019 Новгородского УФАС России), а также устным пояснениям его представителей, данных им на рассмотрении Жалобы.

Суть возражений сводится к следующему.

1. В пунктах 6, 15 Раздела 1 документации об электронном аукционе содержится вся информация о порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки и порядке предоставления обеспечения исполнения контракта.

При заполнении извещения в единой информационной системе недостаточно символов, позволяющих внести полную информацию о порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки и порядке предоставления обеспечения исполнения контракта.

2. Документация об электронном аукционе по позиции товара «Кабель» не содержит требования о соответствии ГОСТ 31996-2012 или другому нормативному документу.

Между тем, установленные требования к показателю товара «Кабель» полностью соответствуют данным, указанным в Таблице 1 ГОСТ 31996-2012, так как к показателю «Жилы» установлено следующее – «Содержит медные однопроволочные жилы, по показателю «Форма жилы» - «Круглая», по показателю «Сечение» - «1,5 мм2».

3. Документацией об электронном аукционе установлено требование о соответствии товара «Кирпич керамический» ГОСТ 530-2012.

ГОСТ 530-2012 содержит Таблицу 2, в которой установлены размеры кирпича и из которой видно, какой показатель является длиной, шириной и толщиной.

На основании вышеизложенного, заказчик считает, что Документация об электронном аукционе составлена корректно, не имеет ошибок и соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

1. В течение февраля - марта 2019 года заказчиком – ФГБУ «Национальный парк «Валдайский» осуществляется закупка (определение поставщика) путем проведения электронного аукциона на право выполнения работ по ремонту цокольного этажа и выставочного зала Визит-центра национального парка «Валдайский», извещение № 0350100002319000005 о проведении которого было размещено на официальном сайте 05.03.2019 (НМЦК – 2 070 000,00 руб.).

Документация о проведении рассматриваемого электронного аукциона утверждена директором ФГБУ «Национальный парк «Валдайский» <…..> (далее – Документация) 18.02.2019.

Как следует из части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной в извещении о проведении электронного аукциона должна содержаться информация, предусмотренная статьёй 42 настоящего Федерального закона.

1.1. В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Закона о защите конкуренции в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).

Разделом «Обеспечение заявок» Извещения о проведении электронного аукциона для закупки № 0350100002319000005 (далее – Извещение) установлено обеспечение заявок в размере 20 700,00 рублей. Установлены платежные реквизиты для перечисления денежных средств при уклонении участника закупки от заключения контракта.

Обеспечение заявок на участие в конкурсах регулируется нормами статьи 44 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о защите конкуренции заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.2018 № 439 «Об утверждении значения начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах» установлено, значение начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах, в размере 1 млн. рублей.

Согласно части 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.

В соответствии с частью 52 статьи 112 Закона о защите конкуренции по 30 июня 2019 года включительно обеспечение заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.

Однако вышеуказанный порядок предоставления обеспечения заявок и требования к их обеспечению в Извещении не установлены.

1.2. Пунктом 8 статьи 42 Закона о защите конкуренции установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

Разделом «Размер обеспечения исполнения контракта» Извещения установлено требование об обеспечении исполнения контракта в размере 621 000,00 рублей и платежные реквизиты для обеспечения исполнения контракта

Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Однако Извещением вышеуказанный порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к его обеспечению не установлены.

Таким образом в действиях заказчика – ФГБУ «Национальный парк «Валдайский» содержатся нарушения пунктов 7, 8 статьи 42, части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, выразившиеся в не установлении в Извещении порядка внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок, порядка предоставления обеспечения исполнения контракта, требований к обеспечению заявок и обеспечению исполнения контракта.

Следовательно, в данной части Жалоба является обоснованной.

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Заказчиком – ФГБУ «Национальный парк «Валдайский» в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3 Документации определен объект рассматриваемой закупки – выполнение работ по ремонту цокольного этажа и выставочного зала Визит-центра национального парка «Валдайский».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Требования к значениям показателей товаров, используемых при выполнении работ, установлены в пункте 7 «Требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам приобретаемого товара (товара, используемого для выполнения работ) Технического задания на выполнение работ по ремонту цокольного этажа и выставочного зала Визит-центра национального парка «Валдайский» Приложения № 1 к информационной карте документации об электронном аукционе (далее – Приложение № 1).

2.1. По позиции № 14 «Кабель» установлены, помимо прочего, следующие показатели товара и требования к их значениям:

- жилы – содержит медные однопроволочные жилы;

- форма жилы – круглая;

- количество жил кабеля – 3 шт;

- сечение кабеля – 1,5 мм2.

В национальной системе стандартизации требования к товару «Кабели» установлены ГОСТ 31996-2012 «Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия» (далее – ГОСТ 31996-2012).

ГОСТ 31996-2012 распространяется на силовые кабели с пластмассовой изоляцией (далее - кабели), предназначенные для передачи и распределения электрической энергии в стационарных установках на номинальное переменное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ номинальной частотой 50 Гц.

Пунктом 2 ГОСТ 31996-2012 установлено, что в настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на межгосударственные стандарты, в том числе ГОСТ 15845-80 «Изделия кабельные. Термины и определения» (далее – ГОСТ 15845-80).

Согласно пункта 2 ГОСТ 15845-80 электрический кабель - кабельное изделие, содержащее одну или более изолированных жил (проводников), заключенных в металлическую или неметаллическую оболочку, поверх которой в зависимости от условий прокладки и эксплуатации может иметься соответствующий защитный покров, в который может входить броня, и пригодное, в частности, для прокладки в земле и под водой.

Заказчиком установлено требование к показателю (характеристике) товара «Кабель» «Количество жил кабеля» - 3 штуки.

В соответствии с пунктом 20 ГОСТ 15845-80 токопроводящая жила - элемент кабельного изделия, предназначенный для прохождения электрического тока.

Исходя из ГОСТ 15845-80 токопроводящая жила может быть следующих видов:

- однопроволочная(ый) жила (проводник);

- многопроволочная (ый) жила (проводник).

При этом многопроволочная (ый) жила (проводник) - токопроводящая жила (проводник), состоящая(ий) из двух и более скрученных проволок или стренг.

В соответствии с пунктом 5.2.1.3. ГОСТ 31996-2012 токопроводящие жилы должны быть одно- или многопроволочными номинальными сечениями в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1

         

Наименование жилы

Номинальное сечение жилы, мм2

 

круглой

секторной (сегментной)

 

медной

алюминиевой

медной

алюминиевой

Однопроволочная

1,5-50

2,5-300

-

25-400

Многопроволочная

16-1000

25-1000

25-400

25-400


Заказчик определил требования к показателю (характеристике) товара «Кабель» «Жила» в столбце 10 «Показатели (характеристики) значения, которых не могут изменяться» в следующем виде: «Содержит медные однопроволочные жилы».

Таким образом, заказчиком обоснованно и в соответствии с ГОСТ 31996-2012 установлен показатель (характеристика) товара «Кабель» - «Сечение кабеля» 1,5 мм2 исходя из показателей номинального сечения круглой медной однопроволочной жилы.

Соответственно, довод Жалобы является необоснованным.

2.2. По позиции № 2 «Кирпич керамический» установлены, помимо прочего, следующие показатели товара и требования к их значениям:

- качество – ГОСТ 530-2012;

- размеры - 250х120х65 мм;

- формат – одинарный.

Товар «Кирпич керамический» в соответствии с установленными требованиями заказчика должен соответствовать ГОСТ 530-2012 «Кирпич и камень керамические. Общие технические условия» (далее – ГОСТ 530-2012).

Согласно пункта 3.2. ГОСТ 530-2012 кирпич нормального формата (ординарный) представляет свое изделие в форме прямоугольного параллелепипеда номинальными размерами 250x120x65 мм.

В соответствии с пунктом 4.2.1 ГОСТ 530-2012 изделия изготавливают номинальными размерами, приведенными в таблицах 2 и 3.

Таблица № 2 определяет номинальные размеры кирпича, в соответствии с которой установлены следующие значения в миллиметрах:


Таблица 2 - Номинальные размеры кирпича

В миллиметрах

           

Вид изделия

Обозначение вида

Номинальные размеры

Обозначение размера изделия

   

Длина

Ширина

Толщина

 

Кирпич

КР

250

120

65

1 НФ

   

250

85

65

0,7 НФ

   

250

120

88

1,4 НФ

   

250

60

65

0,5 НФ

   

288

138

65

1,3 НФ

   

288

138

88

1,8 НФ

   

250

120

55

0,8 НФ

Кирпич с горизонтальными пустотами

КРГ

250

120

88

1,4 НФ

   

250

200

70

1,8 НФ

Из вышеизложенного следует, что требование к показателю (характеристике) «Размеры» товара «Кирпич керамический» установлены в Приложении № 1 заказчиком в соответствии с требованиями ГОСТ 530-2012.

В данной части Жалоба также является необоснованной.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе выделяют три вида объекта закупки: поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, а также выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар.

В данном случае объектом закупки является выполнение работ, для выполнения которых используются товары (строительные материалы).

Товары, используемые при выполнении работ, и требования к значениям их показателей, также относятся к объекту закупки и должны быть описаны в документации о закупке по правилам, предусмотренным Законом о контрактной системе.

Заказчиком – ФГБУ «Национальный парк «Валдайский» в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3 раздела 1 «Информационная карта аукциона» Документации определен объект рассматриваемой закупки – выполнение работ по ремонту цокольного этажа и выставочного зала Визит-центра национального парка «Валдайский».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Как уже отмечалось, требования к значениям показателей товаров, используемых при выполнении работ, установлены в Приложении № 1.

1.1. По позиции № 1 «Раствор» установлены, помимо прочего, следующие показатели товара и требования к их значениям:

- Средняя плотность затвердевших растворов в проектном возрасте – не менее 1500 кг/м3;

- Подвижность – не более 14 см;

- Расслаиваемость – не более 10 %.

Для данного материала в Приложении № 1 указан ГОСТ 28013-98 «Растворы строительные. Общие технические условия».

В соответствии с пунктом 5.5 ГОСТ 28013-98 подвижность и среднюю плотность растворной смеси в каждой партии контролируют не реже одного раза в смену у изготовителя после выгрузки смеси из смесителя.

Нормируемые технологические показатели качества растворных смесей, предусмотренных в договоре на поставку (среднюю плотность, температуру, расслаиваемость, водоудерживающую способность), и морозостойкость раствора контролируют в сроки по согласованию с потребителем, но не реже одного раза в 6 мес, а также при изменении качества исходных материалов, состава раствора и технологии его приготовления.

Пунктом 6.6. ГОСТ 28013-98 установлено, что подвижность, среднюю плотность, водоудерживающую способность и расслаиваемость растворных смесей определяют по ГОСТ 58.02.

ГОСТ 5802-86 «Растворы строительные. Методы испытаний» (далее – ГОСТ 5802-86) устанавливает методы определения свойств растворной смеси и раствора, в том числе подвижности, средней плотности, расслаиваемости.

ГОСТ 5802-86 устанавливает методы определения свойств растворной смеси и раствора, в том числе подвижности, средней плотности, расслаиваемости.

Раздел 3 ГОСТ 5802-86 регламентирует определение плотности растворной смеси.

Согласно пункту 4.12 ГОСТ 28013-98 средняя плотность затвердевших растворов в проектном возрасте должна быть (в кг/м3): тяжелые растворы - 1500 и более; легкие растворы - менее 1500.

Так, согласно пунктом 3.1. ГОСТ 5802-86 плотность растворной смеси характеризуется отношением массы уплотненной растворной смеси к ее объему и выражается в г/см.

В соответствии с пунктом 3.2.1. для проведения испытаний применяют:

- стальной цилиндрический сосуд емкостью 1000 мл;

-весы лабораторные по ГОСТ 24104;

- стальной стержень диаметром 12 мм, длиной 300 мм;

- стальную линейку 400 мм по ГОСТ 427.

Пунктом 3.4.3. ГОСТ 5802-86 установлено, что результаты испытаний заносят в журнал по форме согласно приложению 2.

Таким образом, значение показателя «Средняя плотность затвердевших растворов в проектном возрасте» определяется по результатам испытаний каждой партии товара и, соответственно, не может быть достоверно известен участнику закупки, не приобретавшему данный товар и не проводившему соответствующих испытаний, на момент подачи заявки.

Согласно пункту 2.1. ГОСТ 5802-86 подвижность растворной смеси характеризуется измеряемой в сантиметрах глубиной погружения в нее эталонного конуса.

В соответствии с пунктом 2.2. ГОСТ 5802-86 для проведения испытаний применяют:

-прибор для определения подвижности;

- стальной стержень диаметром 12 мм, длиной 300 мм;

- кульму.

Пунктом 2.5.3. ГОСТ 5802-86 установлено, что результаты испытаний заносят в журнал по форме согласно приложению 2.

Таким образом, значение показателя «Подвижность» определяется по результатам испытаний каждой партии товара и, соответственно, не может быть достоверно известно участнику закупки, не приобретавшему данный товар и не проводившему соответствующих испытаний, на момент подачи заявки.

Раздел 4 ГОСТ 5802-86 регламентирует определение расслаиваемости растворной смеси.

Согласно пункту 4.5 ГОСТ 5802-86 расслаиваемость свежеприготовленных смесей не должна превышать 10 %.

Согласно пункту 4.1. ГОСТ 5802-86 расслаиваемость растворной смеси, характеризующая ее связность при динамическом воздействии, определяют путем сопоставления содержания массы заполнителя в нижней и верхней частях свежеотформованного образца размерами 150x150x150 мм.

В соответствии с пунктом 4.4.3. ГОСТ 5802-86 показатель расслоения для каждой пробы растворной смеси определяют дважды и вычисляют с округлением до 1% как среднеарифметическое значение результатов двух определений, отличающихся между собой не более чем на 20 % от меньшего значения. При большем расхождении результатов определение повторяют на новой пробе растворной смеси.

Таким образом, значение показателя «Расслаиваемость» определяется по результатам испытаний каждой партии товара и, соответственно, не может быть достоверно известен участнику закупки, не приобретавшему данный товар и не проводившему соответствующих испытаний, на момент подачи заявки.

1.2. По позициям № 2 «Кирпич керамический» и № 9 «Кирпич керамический» установлены, помимо прочего, следующие показатели товара и требования к их значениям:

- «Отклонение от перпендикулярности смежных граней» – не более 3 мм;

- «Отклонение от плоскостных граней» – не более 3 мм;

- «Средняя плотность» – не выше 1200 кг/м3.

Для данного материала в Приложении № 1 указан ГОСТ 530-2012 «Кирпич и камень керамические. Общие технические условия» (далее – ГОСТ 530-2012).

В соответствии с пунктом 6.4. ГОСТ 530-2012 качество изделий подтверждают приемочным контролем готовых изделий. Приемочный контроль включает в себя приемо-сдаточные и периодические испытания.

Согласно пункта 6.5. ГОСТ 530-2012 для проведения испытаний методом случайного отбора из разных мест партии отбирают число изделий (образцов) в соответствии с таблицей 8.

В соответствии с таблицей 8 ГОСТ 530-2012 методы испытаний каждой партии товара «Кирпич»:

- по показателю «Отклонения от номинальных размеров и формы» определяют по пунктам 7.3, 7.4 ГОСТ 530-2012;

- по показателю «Средняя плотность» определяют по ГОСТ 7025.

Раздел 5 ГОСТ 7025-91 «Кирпич и камни керамические и силикатные. Методы определения водопоглощения, плотности и контроля морозостойкости» определяет порядок определения средней плотности кирпича керамического.

Таким образом, значение показателей «Отклонение от перпендикулярности смежных граней», «Отклонение от плоскостных граней», «Средняя плотность» товара «Кирпич керамический» определяется по результатам испытаний каждой партии товара и, соответственно, не может быть достоверно известен участнику закупки, не приобретавшему данный товар и не проводившему соответствующих испытаний, на момент подачи заявки.

1.3. По позиции № 32 «Эмаль» установлены, помимо прочего, следующие показатели товара и требования к их значениям:

- «Время высыхания каждого слоя эмали» - не более 24 часов при температуре (20±2) °С;

Для данного материала в Требованиях к материалам указан ГОСТ 6465-76 «Эмали ПФ-115. Технические условия (с Изменениями № 1-5)» (далее – ГОСТ 6465-76).

Согласно ГОСТ 6465-76 эмали ПФ-115 должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 1.

В соответствии таблицей 1 ГОСТ 6465-76 методы испытаний каждой партии товара «Эмаль»:

- по показателю «Время высыхания до степени 3 при температуре (20±2) °С, ч, не более, для эмалей, в том числе остальных цветов определяется по ГОСТ 19007.

Раздел 3 ГОСТ 19007-73 «Материалы лакокрасочные. Метод определения времени и степени высыхания (с Изменениями № 1, 2) регламентирует проведение испытаний времени высыхания лакокрасочных материалов.

Таким образом, значение показателя (характеристики) «Время высыхания каждого слоя эмали» товара «Эмаль» определяется по результатам испытаний каждой партии товара и, соответственно, не может быть достоверно известно участнику закупки, не приобретавшему данный товар и не проводившему соответствующих испытаний, на момент подачи заявки.

Тем самым, по вышеуказанным показателям материалов «Раствор», «Кирпич керамический», «Эмаль» государственные стандарты не устанавливает конкретные (неизменяемые) значения интересующих заказчика характеристик, а лишь определяют предельные (максимальные и минимальные) нормативы и указывают, что конкретные значения становятся известны только после испытания определенной партии товара.

На основании вышеизложенного, участники рассматриваемой закупки, подавая первые части заявок на участие в ней, руководствуясь требованиями к значениям показателей (характеристик) товаров (материалов), содержащимся в Документации (Приложении № 1), должны указать среди прочего значения конкретных показателей (характеристик), установленных по результатам испытаний определенных партий товара, по вышеуказанным позициям Документации (пункт 7 Приложения № 1).

Вместе с тем, при установлении заказчиком в документации об электронном аукционе требований к описанию участниками закупки товаров следует учитывать, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Аналогичная позиция изложена в пункте 3 Письма Федеральной антимонопольной службы № ИА/44536/16 от 01.07.2016, а также подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 по делу № АКПИ16-1287.

Таким образом, Документация (Приложение № 1) устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в электронном аукционе, помимо конкретных показателей товара (материала), используемого при выполнении работ, так же результатов испытаний партий товара.

Указанные требования заказчика приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при оформлении заявки иметь в наличии товар (материал), предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений относительно его химического состава, технологии производства, результатов его испытания.

Данная информация будет известна только после производства определенной партии товара и проведения ее испытания предприятием-изготовителем или при взятии проб потребителем при приемочном контроле.

Для потенциальных участников закупки, в свою очередь, данная информация станет достоверно известной только при приобретении определенной партии товара, поскольку конкретные значения показателей в отношении разных партий товара могут отличаться в пределах, установленных ГОСТ.

При этом, в самих ГОСТах данные значения показателей не являются конкретными (неизменяемыми). Установить такие конкретные значения производители могут только по результатам испытаний определенной партии товара.

Таким образом, в действиях заказчика – ФГБУ «Национальный парк «Валдайский» содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании заказчиком объекта закупки, влекущем за собой ограничение количества участников электронного аукциона.

2. Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона должна указываться информация, предусмотренная статьей 42 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация относительно размера обеспечения исполнения контракта, порядка предоставления такого обеспечения, требований к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о его проведении.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию относительно размера обеспечения исполнения контракта, срока и порядка предоставления указанного обеспечения, требований к обеспечению исполнения контракта.

В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе следует, что положения проекта контракта не должны противоречить положениям документации об аукционе (неотъемлемой частью которой проект контракта является), а положения самой документации об аукционе не должны противоречить положениям извещения о его проведении.

В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.

Согласно разделу «Размер обеспечения исполнения контракта» Извещения и пункту 15 Документации размер обеспечения исполнения контракта составляет 621 000,00 рублей (30 % от начальной (максимальной) цены контракта).

В соответствии с пунктом 12 Документации начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 070 000,00 рублей.

Как следует из вышеуказанных положений Извещения и Документации, заказчиком – ФГБУ «Национальный парк «Валдайский» в соответствии с положениями части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта установлен в размере 30 % начальной (максимальной) цены контракта.

30 % начальной (максимальной) цены контракта в данном случае составляет именно 621 000, 00 рублей.

Указанная сумма правомерно отражена заказчиком в разделе «Обеспечение исполнения контракта» Извещения и пункте 15 Документации.

Вместе с тем, в пункте 13.1 Проекта контракта (Раздел 2 Документации) при установлении размера обеспечения исполнения контракта, установленных заказчиком в Извещении и Документации, ФГБУ «Национальный парк «Валдайский» указана иная информация – 10 % от начальной (максимальной) цены контракта, что не соответствует информации, установленной заказчиком в Извещении и Документации.

Таким образом, в действиях заказчика – ФГБУ «Национальный парк «Валдайский» содержится нарушение части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в документации об электронном аукционе (проекте контракта) аукционе требований к обеспечению исполнения контракта.

3. Как уже отмечалось выше, заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (часть 1 статьи 96 Закона о контрактной системе).

Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.

Статья 37 Закона о контрактной системе устанавливает антидемпинговые меры при проведении электронных аукционов.

Необходимо учитывать, что из положений статьи 37 Закона о контрактной системе следует, что действующим законодательством Российской Федерации о контрактной системе в зависимости от установленного заказчиком размера начальной (максимальной) цены контракта (более чем пятнадцать миллионов рублей или пятнадцать миллионов рублей и менее) предусмотрен отличающийся порядок предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения его исполнения в случае предложения таким участником закупки цены контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Согласно пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

Размер, срок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, подлежащего заключению по итогам осуществления рассматриваемой закупки, требования к нему заказчиком – ФГБУ «Национальный парк «Валдайский» установлены в разделе «Обеспечение исполнения контракта» Извещения и пункте 15 Документации.

При этом, начальная (максимальная) цена контракта в данном случае не превышает пятнадцать миллионов рублей (составляет 2 070 000, 00 рублей).

Антидемпинговые меры, подлежащие применению при осуществлении рассматриваемой закупки в случае предложения участником закупки, с которым заключается контракт, цены контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, заказчиком установлены в соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе и перечислены в пункте 34 Документации.

Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Следовательно, исходя из вышеназванных положений статей 64 и 96 Закона о контрактной системе, сведения относительно обеспечения исполнения контракта, в том числе его размера, срока и порядка предоставления указанного обеспечения (в том числе порядка применения антидемпинговых мер при проведении электронного аукциона), требования к нему, также должны содержаться и в проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.

Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта предусмотрен разделом 13 Проекта контракта.

Абзацем 2 пункта 13.1. Проекта контракта установлено, в случае, если предложенная цена Подрядчиком снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене Контракта, Подрядчик предоставляет обеспечение исполнения Контракта с учетом положений статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Однако при этом, как установлено выше, в пункте 13.1 Проекта контракта заказчиком размер обеспечения исполнения контракта установлен не только в виде указания величины процентов от начальной (максимальной) цены контракта, но и в виде конкретной суммы в денежном выражении (621 000, 00 рублей), что препятствует применению антидемпинговых мер в случае наступления вышеуказанных условий для их применения.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – ФГБУ «Национальный парк «Валдайский» содержатся нарушения части 2 статьи 37, пункта 8 части 1 статьи 64, частей 1, 6 статьи 96 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в документации об электронном аукционе требований к обеспечению исполнения контракта в случае применения антидемпинговых мер.

4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

В подпункте 7 пункте 31 Документации указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию, в том числе наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес участника аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника электронного аукциона.

Однако согласно пункту 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, в редакции Федерального закона № 504-ФЗ от 31.12.2017, вступившего в силу с 01.07.2018, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.

Следовательно, Законом о контрактной системе предусмотрено предоставление в составе заявки на участие в закупке сведений о месте нахождения только для юридического лица, а идентификационных номерах налогоплательщиков учредителей только при их наличии.

Таким образом, в действиях заказчика – ФГБУ «Национальный парк «Валдайский» содержится нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении требований к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе.

5. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Раздел 2 Документации содержит Проект контракта на выполнение работ по ремонту цокольного этажа и выставочного зала Визит-центра национального парка «Валдайский».

Раздел 8 Проекта контракта определяет ответственность сторон.

Согласно пункту 8.3. Проекта контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от Цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Подрядчиком.

Согласно пункту 8.9. Проекта контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Заказчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. При этом размер пени устанавливается в размер одной трехсотой, действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.

Однако согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в редакции Федерального закона № 504-ФЗ от 31.12.2017, вступившего в силу с 01.07.2018, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе в редакции Федерального закона № 504-ФЗ от 31.12.2017, вступившего в силу с 01.07.2018, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Таким образом, в действиях заказчика – ФГБУ «Национальный парк «Валдайский» содержатся нарушения частей 5 и 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в указании в ненадлежащем виде размеров пеней, начисляемых за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и заказчиком обязательств, предусмотренного контрактом.

6. Согласно пункту 10 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта.

Федеральным законом № 504-ФЗ от 31.12.2017 Закон о контрактной системе был дополнен статьей 83.2, которая регламентирует процедуру заключения контракта по результатам электронной процедуры (в том числе электронного аукциона).

Ранее, процедура заключение контракта по результатам электронного аукциона регламентировалась статьей 70 Закона о контрактной системе, утратившей силу с 01.07.2018.

Таким образом, в настоящее время контракт по результатам электронного аукциона заключается в порядке, предусмотренном статьей 83.2 Закона о контрактной системе.

В статье 83.2 Закона о контрактной системе, как и ранее в статье 70 Закона о контрактной системе, регламентируется процедура и сроки направления заказчиком победителю аукциона на подписание проекта контракта, сроки подписания контракта победителем или выставления протокола разногласии, условия признания победителя уклонившимся от заключения контракта и т.д.

При этом, следует отметить, что положения статей 70 и 83.2 не являются идентичными и имеют различия в процедуре и сроках совершения действий по заключению контракта.

Однако, в абзаце 4 пункта 22 «Срок подписания контракта» Документации указано, что победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные статьей 70 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя.

Следовательно, заказчик, фактически, планирует заключать по итогам рассматриваемой закупки контракт по правилам статьи, утратившей силу на момент осуществления закупки.

6.1. Абзацем 1 пункта 22 «Срок подписания контракта» Документации установлено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 83.2. Закона о контрактной системе в редакции Федерального закона № 504-ФЗ от 31.12.2017, вступившего в силу с 01.07.2018, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.

7.2. Абзацем 2 пункта 22 «Срок подписания контракта» Документации установлено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.

При этом в соответствии с частью 3 статьи 83.2. Закона о контрактной системе в редакции Федерального закона № 504-ФЗ от 31.12.2017, вступившего в силу с 01.07.2018, в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).

6.3. Абзацем 3 пункта 22 «Срок подписания контракта» Документации установлено, что в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.

При этом в соответствии с частью 7 статьи 83.2. Закона о контрактной системе в редакции Федерального закона № 504-ФЗ от 31.12.2017, вступившего в силу с 01.07.2018, в течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.

6.4. Абзацем 5 пункта 22 «Срок подписания контракта» Документации установлено, что в случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в аукционе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона. В случае согласия этого участника заключить контракт этот участник признается победителем такого аукциона и проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий его исполнения, предложенных этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя такого аукциона уклонившимся от заключения контракта. Одновременно с подписанным экземпляром контракта победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта.

При этом в соответствии с частью 14 статьи 83.2. Закона о контрактной системе в редакции Федерального закона № 504-ФЗ от 31.12.2017, вступившего в силу с 01.07.2018, в случае, если победитель электронной процедуры признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе заключить контракт с участником такой процедуры, заявке которого присвоен второй номер <...> Этот участник признается победителем такой процедуры, и в проект контракта, прилагаемый к документации и (или) извещению о закупке, заказчиком включаются условия исполнения данного контракта, предложенные этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий пяти дней с даты признания победителя такой процедуры уклонившимся от заключения контракта. При этом заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронной процедуре.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика - ФГБУ «Национальный парк «Валдайский» содержится нарушение пункта 10 части 1 статьи 64, частей 2, 3, 7, 14 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, выразившееся в указании в Документации ненадлежащей информации о сроках, процедуре заключения контракта по результатам электронного аукциона, условиях признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта.

Решая вопрос о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и определения содержания выдаваемого предписания, Комиссия Новгородского УФАС России исходит из следующего.

Каких-либо запросов о разъяснении положений Документации относительно ее положений, которые не соответствуют Закону о контрактной системе не поступало.

Доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки, и кто-либо из потенциальных участников не принял участия в аукционе из-за наличия таких нарушений, у Комиссии Новгородского УФАС России не имеется.

Напротив, на участие в аукционе поступили заявки девяти участников, что свидетельствует о соблюдении принципа обеспечения конкуренции.

Согласно Протоколу проведения электронного аукциона от 18.03.2019 в электронных торгах приняли участие 4 участника закупки, начальная (максимальная) цена контракта была снижена 33,21 %.

Таким образом, вследствие отсутствия доказательств того, что выявленное нарушения повлияли на результаты определения исполнителя, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания об устранении допущенных нарушений путем внесения изменений в документацию о закупке.

Вместе с тем, нарушения, содержащиеся в Проекте контракта (в части размера его обеспечения и применения антидемпинговых мер) и в Документации (в части процедуры заключения контракта по итогам электронного аукциона) подлежат устранению путем выдачи обязательного для исполнения предписания.

Допущенные заказчиком нарушения Закона о контрактной системе указывают на наличие в действиях его должностного лица признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2. ст. 7.30 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 33, 34, 37, 42, 64, 66, 69, 83.2., пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью «Торгово-строительная компания» (355042, г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛСКМ, 107, офис 1) на действия заказчика – Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Валдайский» (175400, Новгородская область, г. Валдай, ул. Победы, д. 5) при осуществлении им закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту цокольного этажа и выставочного зала «Визит-центра национального парка «Валдайский», извещение № 0350100002319000005 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 05.03.2019, частично обоснованной в части довода об отсутствии в извещении о проведении электронного аукциона порядка внесения обеспечения заявки на участие в закупке и обеспечения исполнения контракта.

2. Признать в действиях заказчика – Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Валдайский» нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, частей 5 и 7 статьи 34, части 2 статьи 37, пунктов 7, 8 статьи 42, частью 5 статьи 63, пунктов 1, 2, 8, 10 части 1 статьи 64, частей 2, 3, 7, 14 статьи 83.2, частей 1, 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику – Федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Валдайский», оператору электронной площадки – ЗАО «Сбербанк-АСТ» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушении законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Валдайский».

Председатель Комиссии И.А. Куриков

 

Члены Комиссии В.С. Делянова

М.Е. Фомин

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны