Решение (комиссия) №ИК/1214/23 РЕШЕНИЕ № 053/06/33-132/2023 по результатам рассмотрения жал... от 23 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику –

Государственному областному казенному учреждению «Центр финансового обслуживания»

e-mail: cfo@edu53.ru

           

 

Уполномоченному органу – Администрации Губернатора Новгородской области

 

e-mail: zakupki@novreg.ru

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «ЕЭТП»

 

e-mail: ko@roseltorg.ru                                                         

 

 

Подателю жалобы –

Обществу с ограниченной ответственностью «КОПИР ПЛЮС»

 

e-mail: ska@ak24.ru

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/33-132/2023

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

20 марта 2023 года                                                                                     Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Комиссия) в составе:

…… – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;

….. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

….. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления;

в присутствии представителей:

заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Центр финансового обслуживания» - ….. (доверенность 366 от 29.11.2022);

подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «КОПИР ПЛЮС» - …. (доверенность № 11 от 15.03.2023);

в отсутствии представителя уполномоченного органа – Администрации Губернатора Новгородской области, который надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии своих представителей не направил, ходатайств не заявлял,

рассмотрев жалобу – Общества с ограниченной ответственностью «КОПИР ПЛЮС» (620024, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Мартовская, стр. 6, пом. 301; далее – ООО «КОПИР ПЛЮС», Податель жалобы) на действия заказчика – Государственное областное казенное учреждение «Центр финансового обслуживания» (173009, г. Великий Новгород, ул. Новолучанская, д. 27; далее – ГОКУ «ЦФО», Заказчик) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, г. Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее – Администрация) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лаборатории современных естественно научных исследований, лабораторных материалов и оборудования в рамках реализации мероприятий по оснащению (обновлению материально-технической базы) оборудованием, средствами обучения и воспитания образовательных организаций различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ, для создания информационных систем в образовательных организациях в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (Шифр: 49-2023-нр5171), извещение № 0150200003923000168 о проведении которого в редакции № ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 06.03.2023, и проведя внеплановую проверку,

 

УСТАНОВИЛА:

 

13.03.2023 в Новгородское УФАС России поступила жалоба – ООО «КОПИР ПЛЮС» на действия заказчика – ГОКУ «ЦФО» при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лаборатории современных естественно научных исследований, лабораторных материалов и оборудования в рамках реализации мероприятий по оснащению (обновлению материально-технической базы) оборудованием, средствами обучения и воспитания образовательных организаций различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ, для создания информационных систем в образовательных организациях в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (Шифр: 49-2023-нр5171), извещение № 0150200003923000168 о проведении которого в редакции № ИИ1 было размещено на официальном сайте 06.03.2023 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

  1. Заказчик в нарушении Закона о контрактной системы и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции) неправомерно объединил в лот товары технологически и функционально не связанные между собой, а также установил в отношении них неверный код позиции согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (утвержден Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст; далее – ОКПД2) и не применил в отношении них соответствующие позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – КТРУ), вследствие чего не установил в извещении о проведении закупки  запрет согласно Постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 г. № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее – Постановление № 616).
  2. Заказчик указал в описании объекта закупки противоречивые характеристики товаров, ограничивающие конкуренцию (дозатор переменного объема одноканальный, вискозиметр, лазерные указки).

Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Присутствовавший на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель ООО «КОПИР ПЛЮС» поддержал ее доводы в полном объеме.

Необходимо отметить, что доводы Жалобы о возможном нарушении антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Законом о защите конкуренции, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения Жалобы.

С учетом изложенного, ООО «КОПИР ПЛЮС», в случае наличия достаточных оснований, имеет право подать соответствующее заявление о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

В материалах Жалобы имеются письменные возражения и дополнения к ним (вх. № № 1223-ЭП/23 от 16.03.2023, 1244-ЭП/23 от 17.03.2023, 1293-ЭП/23 от 20.03.2023 Новгородского УФАС России), согласно которым Заказчик считает Жалобу необоснованной по следующим основаниям.

Настоящая закупка осуществляется в рамках выполнения очередного этапа федерального проекта образования «Успех каждого ребенка», который направлен на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. В рамках проекта ведется работа по обеспечению равного доступа детей к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации обучающихся.

По дорожной карте проекта, в регионе создается попечительский совет Регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи Новгородской области «Онфим» (далее - Центр), Экспертный совет, которые определяют приоритетные направления для образовательных программ регионального Центра. Используя апробированные учебные программы в федеральном центре «Сириус», экспертная комиссия составляет инфраструктурный лист (список оборудования и расходных материалов), необходимый для реализации соответствующих программ. Этот инфраструктурный лист по форме загружается в единую информационную систему и согласовывается с Министерством просвещения Российской Федерации и федеральным центром «Сириус». Лист содержит список оборудования и расходных материалов с основными техническими характеристиками. В дальнейшем, после запуска центра, будет проведена проверка согласованного с федеральным центром «Сириус» инфраструктурного листа и поставленного на предмет соответствия технических характеристик.

В рамках проекта осуществляется реализация мероприятий по созданию в Новгородской области Центра, с учетом опыта образовательного фонда «Талант и успех». Центр создается на базе ГОАОУ «Гимназия № 3» и призван стать региональной инновационной образовательно-исследовательской и культурной платформой.

В соответствии с Методическими рекомендациями по созданию и функционированию региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, разработанными в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации», и для целей эффективной работы и развития Центра созданы:

  1. Попечительский совет в соответствии с указом Губернатора Новгородской области от 01.02.2023 № 54.
  2. Экспертный совет Центра, в состав которого вошли педагоги, ученые, спортсмены, деятели культуры и искусства, представители научных организаций и образовательных организаций высшего образования.

К основным задачам Экспертного совета Центра относятся:

- разработка и отбор мероприятий, образовательных программ Центра по направлениям «Наука», «Искусство» и «Спорт»;

- утверждение критериев отбора обучающихся и руководителей программ по направлениям деятельности Центра;

- анализ потребностей, формирование предложений по ресурсному, материально-техническому, инфраструктурному и кадровому обеспечению программ Центра, а также по развитию образовательной и спортивной инфраструктуры Центра для создания оптимальной среды по работе с детьми.

Список оборудования и расходных материалов, необходимых для реализации соответствующих программ, с основными техническими характеристиками сформирован, согласован и утвержден протоколом Экспертного совета Центра.

Данная закупка производится одним лотом по ОКПД2 32.99.53.130, так как объектом закупки является оборудование в составе единого комплекта, которое связано учебно-образовательной программой и методическими рекомендациями, привязанными к программе, для выполнения проектно-исследовательских и конструкторских работ, школьниками от 11 до 17 лет. Работы представляют собой модули разных уровней сложности: уровень популяризации, уровень средней сложности и уровень для высокомотивированных на изучение естественно-научных дисциплин школьников. Оборудование другим, отличным от учебно-образовательной программы способом использоваться не будет.

Экспертная комиссия Центра выбрала приоритетные направления и апробированные образовательные модули с соответствующим оборудованием и расходными материалами. Центр согласовал образовательные программы и с Федеральным центром «Сириус». Методические материалы подготовлены на основании работы с рекомендованным оборудованием, расходными материалами и инструментами, список которого представлен (файл «Рабочие программы Агробиотехнологии, метод рекомендации и список оборудования для реализации программы» стр.103-146 и «Рабочие программы Экология и новые материалы, метод рекомендации и список оборудования для реализации программы», стр.94-172). Данный список носит признак необходимого и достаточного. Если из этого списка убрать любую позицию или поменять ее на не соответствующую по основным характеристикам, то исключается возможность проводить часть работ, связанных с этой позицией, а это в свою очередь приводит к невозможности полноценной реализации образовательной программы и федерального проекта.

Другое оборудование, входящее в объект закупки используется как инструмент для реализации конкретных универсальных учебных действий школьников 11-17 лет в рамках образовательной программы и не используется как самостоятельные приборы.

В требованиях не установлены никакие параметры ни к предустановленному программному обеспечению, ни к форм-фактору рабочей станции. Заказчиком установлено, что рабочая станция, которая визуализирует полученные данные, должна входить в состав лаборатории. Это может быть блок, как интегрированный в корпус, так и отдельно стоящий. Главное, чтобы был интерфейс визуализации данных со встроенной программной частью. Программное обеспечение не является объектом закупки, в связи с чем требования Постановления № 1236 заказчиком не применялись.

На основании вышеизложенного, заказчик просит признать Жалобу необоснованной.

Присутствовавший на заседании Комиссии представитель заказчика поддержал возражения на жалобу и дополнения к ним в полном объеме.

Уполномоченный орган – Администрация Губернатора Новгородской области – письменных возражений в отношении доводов Жалобы не представил.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.

  1. В марте 2023 года заказчиком – ГОКУ «ЦФО» совместно с уполномоченным органом – Администрацией осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лаборатории современных естественно научных исследований, лабораторных материалов и оборудования в рамках реализации мероприятий по оснащению (обновлению материально-технической базы) оборудованием, средствами обучения и воспитания образовательных организаций различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ, для создания информационных систем в образовательных организациях в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (Шифр: 49-2023-нр5171), извещение № 0150200003923000168 о проведении которого было размещено на официальном сайте 06.03.2023, начальная (максимальная) цена контракта 51 671 027,00  рублей.

Извещение об электронном аукционе утверждено начальником отдела закупок и правового обеспечения ГОКУ «ЦФО» ….. 06.03.2023 (далее - Извещение).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В Извещении заказчиком определен следующий объект рассматриваемой закупки – поставка лаборатории современных естественно научных исследований, лабораторных материалов и оборудования в рамках реализации мероприятий по оснащению (обновлению материально-технической базы) оборудованием, средствами обучения и воспитания образовательных организаций различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ, для создания информационных систем в образовательных организациях в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (Шифр: 49-2023-нр5171).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Согласно пункту 3.2 Извещения описание объекта закупки содержится в Приложении № 1 к Извещению (далее – ТЗ) и представляет собой список товаров: позиция № 1 «Лаборатория современных естественно-научных исследований», с позиции № 2 по позицию № 84 иные товары (фотоаппарат, микроскоп инвертированный исследовательского класса, металлографический микроскоп исследовательского класса,  прямой оптический микроскоп исследовательского класса, стереомикроскоп,  микроскоп прямой лабораторный, камера для микроскопа C-Mount, конфокальный сканирующий  Рамановский спектрометр, аналитические весы, прецезионные весы, лабораторные весы электронные,  мешалка лопостная, гомогенизатор лабораторный, дистиллятор лабораторный, ультразвуковая мойка, пресс лабораторный, центрифуга, магнитная мешалка с подогревом, нагревательная плитка,  водяная баня точная, водяная баня большая, сушильный шкаф,  источник питания программируемый, источник питания лабораторный, рефрактометр, муфельная печь, ротационный испаритель, сосуд Дьюара, портативный жидкостный хроматограф и другие).

В пункте 3.1.1. Извещения и в экранной форме Извещения заказчиком для всех товаров установлен код ОКПД2 32.99.53.130 «Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные».

По мнению подателя Жалобы, поскольку предметом рассматриваемой закупки является поставка лаборатории современных естественно-научных исследований, товары, включенные в позиции №№ 2-84 ТЗ не могли быть предметом данной закупки, так как не являются составной частью лаборатории, не имеют между собой функциональной и технологической взаимосвязи.

При оценке данного довода Жалобы, Комиссия Новгородского УФАС России исходит из следующего.

Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Формирование объекта закупки является прерогативой заказчика. Заказчики вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.

При проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ, услуг.

При этом, заказчик при формировании объекта закупки не должен совершать действий, влекущих ограничение конкуренции.

Следовательно, заказчик вправе включить в извещение такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупки в той степени, в которой это необходимо для удовлетворения его объективной потребности в получении товара с заданными характеристиками.

Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Заказчик вправе устанавливать в извещении любые требования к поставляемым товарам, выполняемым работам и оказываемым услугам при условии, что они не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также иным федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации.

Аналогичная правовая позиция отражена и в судебной практике, что подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 28.12.2010 № 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017)).

Кроме того, Закон о контрактной системе не регламентирует правила отнесения тех или иных товаров в конкретному коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности. Таким образом, заказчик определяет код ОКПД2 как наиболее подходящий исходя из предмета закупки.

Из возражений на Жалобу и пояснений представителя заказчика, данных на заседании Комиссии, следует, что товары, являющиеся объектом закупки, закупаются одним лотом по ОКПД2 32.99.53.130 «Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные», так как объектом закупки является оборудование в составе единого комплекта лаборатории современных естественно-научных исследований на основании потребности конкретного получателя – Центра, создаваемого на базе образовательного учреждения – ГОАОУ «Гимназия № 3».

Перечень необходимого оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания по направлениям деятельности Центра утвержден протоколом заседания Экспертного совета Центра от 08.02.2023 № 1.

Как установлено в ходе анализа представленных заказчиком документов, закупаемое заказчиком оборудование сформировано в соответствии с протоколом Экспертного совета Центра от 08.02.2023 № 1, отвечающего за формирование и наполнение лабораторий современных естественно научных исследований.

Оборудование, являющееся объектом закупки по позициям №№ 2-84 ТЗ, закупается для наполнения и оснащения лаборатории современных естественно-научных исследований, территориально находящейся по одному адресу (оборудование необходимо для функционирования одной лаборатории и является взаимосвязанным). Закупаемое оборудование будет установлено в одном учреждении и будет использоваться в пределах одного здания. Оборудование не используется по прямому назначению в отдельности, а предназначено в образовательных целях, в связи с чем заказчик использует ОКПД2 32.99.53.130 «Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные».

Закупаемое оборудование необходимо для оснащения Центра на базе образовательного учреждения ГОАОУ «Гимназия № 3», которое призвано функционировать в одном технологическом (учебном) процессе при реализации программ естественно-научной направленности.

Закупаемое в рамках электронного аукциона оборудование необходимо для обеспечения образовательной деятельности данного образовательного учреждения.

Учитывая изложенное, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу, что объединение в один лот товаров, указанных в позиции № 1, с товарами позиций №№ 2-84 ТЗ, не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, описание объекта закупки направлено на получение единого лабораторного комплекса в целях обеспечения единого образовательного процесса в создаваемом Центре.

В соответствии с пунктом 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Как следует из части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В развитие данных норм Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования КТРУ и Правила использования КТРУ.

Согласно пунктам 2, 3 Правил формирования КТРУ под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами. Формирование и ведение каталога осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок, в том числе путем информационного взаимодействия с иными информационными системами в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информационными системами, ведение которых осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 10 Правил формирования в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.

Код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (пункт 12 Правил формирования).

Согласно подпункту «а» пункта 13 Правил формирования в описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» включаются потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости), сформированные с учетом следующих сведений:

в случае если указанные характеристики имеют количественную оценку, то используются единицы измерения в соответствии с ОКЕИ. При отсутствии в ОКЕИ единицы измерения, в отношении которой уполномоченным органом принято решение о включении в описание товара, работы, услуги, уполномоченный орган направляет в федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий разработку, ведение и применение ОКЕИ, обращение о включении такой единицы измерения в ОКЕИ. При этом до включения соответствующей единицы измерения в ОКЕИ такая единица измерения включается в описание товара, работы, услуги и считается временным значением;

в отношении каждой характеристики, имеющей количественную оценку, указывается ее конкретное значение, или исчерпывающий перечень конкретных значений, или диапазоны допустимых значений (минимально либо максимально допустимые значения), или неизменяемые значения, в том числе с учетом требований к товару, работе, услуге, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона;

в отношении каждой характеристики, не имеющей количественной оценки, указывается исчерпывающий перечень соответствующих свойств товара, работы, услуги, в том числе с учетом требований к объектам закупки, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях:

а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:

извещении об осуществлении закупки;

приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение);

документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);

контракте;

реестре контрактов, заключенных заказчиками;

б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В ТЗ указан код ОКПД2 32.99.53.130.

Аналогичный код ОКПД2 закупаемого товара указан в Извещении, сформированном средствами официального сайта.

Извещением не предусмотрено использование каких-либо позиций КТРУ при описании объекта закупки.

Как указывалось, ранее предметом закупки является поставка лаборатории современных естественно научных исследований, лабораторных материалов и оборудования в рамках реализации мероприятий по оснащению (обновлению материально-технической базы) оборудованием, средствами обучения и воспитания образовательных организаций различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ, для создания информационных систем в образовательных организациях в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (Шифр: 49-2023-нр5171).

В ТЗ Заказчиком по всем наименованиям объектов закупаемых товаров в рамках проводимой закупки установлен код позиции ОКПД2 32.99.53.130 «Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные».

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В развитие данной нормы принято Постановление № 616.

Пунктом 1 Постановления № 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее – Перечень).

Как указывалось, ранее Заказчик при описании объекта закупки использует код ОКПД2: 32.99.53.130, товары соответствующие, указанному коду не включены в перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств-членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, указанных в Постановление № 616.

Однако указанный код ОКПД2 включен в перечень, предусмотренный Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в связи с чем при проведении рассматриваемой закупки Заказчик установил соответствующее ограничение допуска иностранной промышленной продукции.

Комиссией в ходе рассмотрения Жалобы было установлено, что согласно представленным материалам и устным и письменным пояснениям Заказчика, закупаемое оборудование сформировано в соответствии с требованиями предварительно согласованного, утвержденного протоколом Экспертного совета инфраструктурного листа (список оборудования и расходных материалов).

Рассматриваемая закупка осуществляется одним лотом, так как заказчиком было определено оборудование в составе единого комплекта лаборатории современных естественных научных исследований на основании потребности конечного получателя ГОАОУ «Гимназия № 3», которая сформирована на основании утвержденного Экспертным советом перечня оборудования.

Оборудование, не включенное в позицию № 1 ТЗ «Лаборатория современных естественных научных исследований» необходимо для оснащения указанной лаборатории.

Следовательно, при описании товаров Заказчик указывает единый код ОКПД2 32.99.53.130 и не применяет в отношении них соответствующие позиции КТРУ, поскольку указанный код ОКПД2 не содержит позиций КТРУ, удовлетворяющих потребности заказчика в получении единого лабораторного комплекса, оснащенного оборудованием и расходными материалами, указанными в позициям №№2-84 ТЗ.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что закупка указанных товаров преследует единую цель по оснащению (обновлению материально-технической базы) оборудованием, средствами обучения и воспитания образовательных организаций различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ, для создания информационных систем в образовательных организациях в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (Шифр: 49-2023-нр5171).

Оборудование, не включенное в позицию № 1 ТЗ «Лаборатория современных естественных научных исследований», необходимо заказчику для оснащения указанной лаборатории и будет установлено в одном учреждении и использоваться в пределах одного помещения, что указывает на возможность закупать товары в рамках одной закупки без применения КТРУ и Постановления № 616 по отношению к каждому товару в отдельности.

Вышеуказанные выводы подтверждаются также решением ФАС России от 22.09.2022 по делу № 22/44/99/ПЗ

Следовательно, данный довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

  1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки

Как указывалось ранее в соответствии с пунктом 1  части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

ТЗ представлено в виде таблицы, состоящей из 12 столбцов.

Заказчиком в позиции 1 ТЗ «Лаборатории современных естественно научных исследований» по следующим показателям, установлены противоречивые характеристики товаров, а именно:

- «Дозатор переменного объема одноканального 0,5-5 мкл», должен соответствовать диапазону дозирования от «≤ 0,5» до «≤ 6» мкл (показатель № 1.17 ТЗ);

- «Дозатор переменного объема одноканальный 2-20 мкл» должен соответствовать диапазону дозирования от «≤ 2» до «20» мкл (показатель № 1.18 ТЗ);

- «Дозатор переменного объема одноканальный 20-200 мкл» должен соответствовать диапазону дозирования от « 2» до «< 300» мкл (показатель № 1.19 ТЗ);

- «Дозатор переменного объема одноканальный 100-1000 мкл» должен соответствовать диапазону дозирования от «≤ 100» до «≤ 2000» мкл (показатель № 1.20 ТЗ).

Аналогичное противоречие заказчиком допущено в позиции 70 ТЗ «Вискозиметр 0,34», у которого должен быть диаметр капилляра «≥ 0,34 мм», то есть указанное значение может превышать 0,34 мм.

Таким образом, заказчиком установлены противоречивые характеристики товаров по указанным позициям ТЗ, что может ввести в заблуждение участников закупки, и как следствие и привести к формированию заявки с характеристиками товаров, не соответствующих потребностям заказчика.

Также податель Жалобы указывает на то, что Заказчиком допущены нарушения при описании объекта закупки, а именно по позиции 80 ТЗ «Набор специализированные осветители» по показателям 2, 4 ТЗ потребность заказчика заключается в наборе лазерных указок (≥ 3-х в наборе) и наборе лазерных указок мощных (≥ 3-х в наборе) без последующего указания измеримого значения мощности.

Однако оспариваемые характеристики товара не противоречат друг другу, поскольку заказчик указывая в описание товара характеристику «мощных» подразумевал что набор по показателю 4 ТЗ должен быть с более мощными лазерными указками, чем по показателю 2 ТЗ. Неуказание конкретного разницы мощности означает, что для заказчика подходит любое превышение мощности между показателями, что не может рассматриваться как введение в заблуждение участников закупки.

Тем самым в этой части в действиях заказчика отсутствует нарушение Закона о контрактной системе.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – ГОКУ «ЦФО» содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении правил описания объекта закупки по показателям №№ 1.17, 1.18., 1.19, 1.20 позиции № 1 ТЗ и позиции № 70 ТЗ.

В данной части жалоба является обоснованной.

Таким образом, Жалоба является частично обоснованной.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

  1. Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Как уже отмечалось в силу пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при установлении значений показателей товара не должен допускать необоснованных ограничений.

Заказчиком в позиции 2 ТЗ «Фотоаппарат» в столбце ТЗ «Максимальное значение показателя» указана характеристика «Зеркальный фотоаппарат или беззеркальный фотоаппарат», что является противоречивой и недостоверной информацией, так как заказчик должен был указать рассматриваемую характеристику в столбце ТЗ «Показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений».

Заказчиком в позиции 9 ТЗ «Конфокальный сканирующий Рамановский спектрометр» в столбце ТЗ «Максимальное значение показателя» указана характеристика «Габаритный размер с автоматизированным столиком 65 x 50 x 65 мм».

Между тем из смысла математического знака «≥», то есть более или равно и пояснений представителя Заказчика следует, что в данном случае Заказчиком допущено противоречие, поскольку вышеуказанная характеристика товара должна была быть указана в столбце ТЗ «Минимальное значение показателя».

Также по позиции 30 ТЗ «Портативный жидкостный хроматограф» в столбце ТЗ «Максимальное значение показателя» указана характеристика «Высокочастотный оптический шум ≤   1,0×10-4 мБ».

В вышеуказанном случае, согласно пояснениям представителя Заказчика также допущена ошибка, в действительности вместо значения «≤ 1,0×10-4 мБ» должно быть указано «≤ 1,0×10-4мБ».

Заказчик нарушив правила описания объекта закупки, ввел в заблуждение участников закупки, в частности победителя закупки, относительно порядка указания в заявке значений показателей товаров.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика - ГОКУ «ЦФО» содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении правил описания объекта закупки.

2. Пунктом 2 Постановления № 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящим из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных для государств – членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее – реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее – программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее – реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр) евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Также Постановлением № 1236 предусмотрен порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств – членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Такое обоснование размещается на официальном сайте одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.

Согласно пункту 2.1 Постановления № 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.

Поскольку согласно ТЗ в состав позиции № 1 «Лаборатория современных естественно-научных исследований» входит поставка как комплектующего «Анализатор качества молока» (пункт 1.44) с наличием показателя, предусмотренного пунктом 1.44.6 – «Рабочая станция программным обеспечением», а также по позиции 9 ТЗ «Конфокальный сканирующий Рамановский спектрометр» показателя «Набор конфокальных диафрагм с автоматизированным переключением (управлением из программного обеспечения» (пункт 22), заказчиком должен был быть установлен запрет, предусмотренный Постановлением № 1236.

Между тем, запрет, предусмотренный Постановлением № 1236 в Извещении не установлен, обоснование невозможности соблюдения данного запрета на официальном сайте также не размещено.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – ГОКУ «ЦФО» содержится нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, выразившееся в неприменении заказчиком положений Постановления № 1236.

Допущенные заказчиком нарушения Закона о контрактной системе указывают на наличие в действиях его должностного лица признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При решении вопроса о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении допущенных нарушения, Комиссия приходит к выводу о том, что установленные нарушения являются существенными, нарушают права участников закупки, вводят их в заблуждение, относительно действительных потребностей заказчика, что дает основание для выдачи предписания об устранении указанных нарушений.

 

Руководствуясь статьями 8, 14, 23, 33, 42, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «КОПИР ПЛЮС» (620024, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Мартовская, стр. 6, пом. 301) на действия заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Центр финансового обслуживания» (1730003, Новгородская область, г. Великий Новгород, ул. Новолучанская, д. 27) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1, каб. 350) закупки путем проведения электронного аукциона на поставку  лаборатории современных естественно научных исследований, лабораторных материалов и оборудования в рамках реализации мероприятий по оснащению (обновлению материально-технической базы) оборудованием, средствами обучения и воспитания образовательных организаций различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ, для создания информационных систем в образовательных организациях в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (Шифр: 49-2023-нр5171), извещение № 0150200003923000168, о проведении которого в редакции № ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 06.03.2023, частично обоснованной в части нарушения заказчиком правил описания объекта закупки по показателям №№ 1.17, 1.18., 1.19, 1.20 позиции № 1 «Лаборатории современных естественно научных исследований» и позиции № 70 «Вискозиметр 0,34» Приложения № 1 к извещению о проведении закупки.
  2. Признать в действиях заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Центр финансового обслуживания» нарушения части 3 статьи 14, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать заказчикуГосударственному областному казенному учреждению «Центр финансового обслуживания», уполномоченному органу – Администрации Губернатора Новгородской области и его аукционной комиссии, оператору электронной площадки - Акционерному обществу «ЕЭТП» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
  4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Центр финансового обслуживания».

 

 

Председатель Комиссии                                                                               ……….

                                     

                                                                                             

 Члены Комиссии                                                                                          ………..                    

                                                                                

                                                                                                          ……….                                                                                

           

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

Связанные организации

ООО «КОПИР ПЛЮС»
ИНН 6658492049, ОГРН 1169658109763
АО «ЕЭТП»
ИНН 7707704692, ОГРН 1097746299353
Администрация Губернатора Новгородской области
ИНН 5321180330, ОГРН 1165321050388
ГОКУ "ЦФО"
ИНН 5321139839, ОГРН 1105321002302