Решение №7184/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/108-645/2020 по результатам рассмотрения жа... от 23 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Муниципальному заказчику –

Администрации Угловского

городского поселения

 

ул. Центральная, д. 9,

п. Угловка, Окуловский р-н,

Новгородская обл., 174361

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «Сбербанк-АСТ»

 

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

ООО «ЭНЕРГОНИКА»

 

Гжельский пер., д. 19,

г. Москва, 105120

 

Исх. № 7184/03 от 23.12.2020

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/06/108-645/2020

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

18 декабря 2020 года                                                                                    Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

<…….> – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления,

<…….> - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

<…….> - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителя подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью «ЭНЕРГОНИКА» - <…….>;

муниципальный заказчик - Администрация Угловского городского поселения надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, 17.12.2020 заявил ходатайство о ее рассмотрении в отсутствие своих представителей (вх. № 8742 Новгородского УФАС России),

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «ЭНЕРГОНИКА» (105120, г. Москва, Гжельский пер., д. 19; далее – ООО «ЭНЕРГОНИКА») на действия муниципального заказчика – Администрации Угловского городского поселения (174361, Новгородская обл., Окуловский р-н, п. Угловка, ул. Центральная, д. 9; далее – Администрация) при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта на выполнение работ (действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории Угловского городского поселения Окуловского муниципального района Новгородской области, извещение № 0150300018420000016 о проведении которого в редакции № 3 (ИИ2) было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 10.12.2020, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,

 

УСТАНОВИЛА:

 

11.12.2020 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «ЭНЕРГОНИКА» на действия муниципального заказчика – Администрации при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта на выполнение работ (действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории Угловского городского поселения Окуловского муниципального района Новгородской области, извещение № 0150300018420000016 о проведении которого в редакции № 3 (ИИ2) было размещено на официальном сайте 10.12.2020 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

Установленный в пункте 13.5 документации о проведении настоящего открытого конкурса в электронной форме (далее – Документация) порядок оценки заявок участников закупки в рамках показателей 1 «Наличие опыта реализации государственных и/или муниципальных энергосервисных контрактов (договоров) в области модернизации освещения, заключённых по 44-ФЗ и  223-ФЗ» и 2 «Наличие опыта реализации государственных и/или муниципальных контрактов (договоров) на поставку и монтаж осветительного оборудования наружного освещения, заключённых по 44-ФЗ и 223-ФЗ, которое поставлялось и монтировалось, в том числе не в рамках энергосервисных контрактов (договоров)» нестоимостного критерия «Подтверждение квалификации участника закупки» ООО «ЭНЕРГОНИКА» считает ненадлежащим по следующим основаниям.

1. Муниципальным заказчиком не указано, какими документами участники закупки должны подтверждать заключение энергосервисных контрактов (договоров) и контрактов (договоров) на поставку и монтаж осветительного оборудования наружного освещения в рамках Закона о контрактной системе и Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), что вводит их в заблуждение.

2. Муниципальным заказчиком не раскрыто содержание определения сопоставимого опыта и объема, в связи с чем для оценки опыта участника в соответствии с предметом энергосервисного контракта могут представляться любые контракты (договоры) (как энергосервисные контракты (договоры), так и контракты (договоры) поставки, существенно разнящиеся по объему и предмету контракта).

3. В связи с тем, что рассматриваемая закупка является конкурентной процедурой, то и наличие у участников закупки сопоставимого опыта и объема должно подтверждаться контрактами (договорами), которые были заключены по итогам конкурентных процедур.

В противном случае, участником закупки могут быть представлены контракты (договоры), заключенные с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в порядке части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (ценой до 600 000, 00 рублей) и части 15 статьи 4 Закона о закупках (ценой до 100 000, 00 рублей), что не может быть расценено конкурсной комиссией муниципального заказчика в качестве успешного опыта реализации контрактов (договоров) сопоставимого характера и объема.

По мнению подателя Жалобы, критерием сопоставимости характера и объема работ может являться минимальная экономия в кв/ч (величина экономии, указанная в представляемых участниками закупки контрактах (договорах), соотносится с требованиями муниципального заказчика к величине такой экономии, установленными в Документации).

4. Потенциальными участниками закупки в качестве подтверждения наличия собственного опыта могут быть представлены энергосервисные контракты (договоры), находящиеся на стадии исполнения, то есть контракты (договоры), по которым запланированная экономия энергетических ресурсов еще не достигнута.

Однако такие неисполненные в полном объеме энергосервисные контракты (договоры) не могут подтверждать успешный опыт их реализации.

Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Присутствовавший на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель ООО «ЭНЕРГОНИКА» поддержал ее доводы в полном объеме, а также дополнительно указал следующее.

В содержащемся в пункте 13.5 Документации порядке оценке заявок участников закупки в рамках вышеуказанных показателей 1, 2 нестоимостного критерия «Подтверждение квалификации участника закупки» муниципальным заказчиком должно быть установлено, что информация о представляемых участниками закупки энергосервисных контрактах (договорах) и контрактах (договорах) на поставку и монтаж осветительного оборудования наружного освещения должна в обязательном порядке содержаться в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (для контрактов, заключенных в соответствии с положениями Закона о контрактной системе), и в предусмотренном Законом о закупках реестре договоров, заключенных заказчиками (для договоров, заключенных в соответствии с положениями Закона о закупках), а также что в порядке оценки заявок участников закупки в рамках вышеназванного показателя 1 такого нестоимостного критерия должно быть установлено, что сопоставимый характер подтверждается исключительно энергосервисными контрактами (договорами) в отношении наружного освещения (не внутреннего).

Кроме того, по мнению подателя Жалобы, включение Администрацией в Документацию оспариваемого порядка оценки заявок, содержащего, среди прочего, необходимое максимальное количественное значение контрактов (договоров), которые подлежат оценке в рамках показателей 1, 2 рассматриваемого нестоимостного критерия (25 штук), непосредственным образом свидетельствует о наличии сговора между муниципальным заказчиком и одним из потенциальных участников закупки – Обществом с ограниченной ответственностью «Автоматизированные системы» (далее – ООО «Автоматизированные системы).

Согласно имеющимся в материалах Жалобы возражениям Администрации (вх. № 8742 от 17.12.2020 Новгородского УФАС России), доводы Жалобы муниципальный заказчик считает необоснованными по следующим основаниям.

Установленные муниципальным заказчиком в Документации нестоимостный критерий оценки заявок «Подтверждение квалификации участника закупки» и порядок оценки по нему полностью соответствуют нормам действующего законодательства, в том числе соответствуют принципу сопоставимости опыта участников закупки с предметом энергосервисного контракта.

Доказательством заключения контракта (договора) в рамках Закона о контрактной системе или Закона о закупках является сам такой контракт (договор) со специальным субъектным составом сторон контракта (договора).

Сопоставимость опыта определяется исходя из характера поставки/работ, осуществляемой/выполняемых в рамках энергосервисных мероприятий.

Уровень экономии, достигаемый в результате реализации и исполнения энергосервисного контракта (договора), не является основанием для сопоставимости, поскольку показатели экономии энергетических ресурсов могут быть не достигнуты по причинам, независящим от исполнителя.

Кроме того, при осуществлении закупки на право заключения энергосервисного контракта для оценки квалификации участника такой закупки важен именно опыт по реализации и выполнению комплекса энергосберегающих мероприятий, являющихся практической и технической частью предмета энергосервисного контракта.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проведена внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В ноябре-декабре 2020 года муниципальным заказчиком – Администрацией осуществляется закупка путем проведения открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта на выполнение работ (действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории Угловского городского поселения Окуловского муниципального района Новгородской области.

Документация в действующей редакции утверждена постановлением Администрации от 10.12.2020 № 562.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Муниципальным заказчиком – Администрацией в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – заключение энергосервисного контракта на выполнение работ (действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории Угловского городского поселения Окуловского муниципального района Новгородской области.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 (далее - Правила).

Согласно пункту 1 Правил, настоящие правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.

Согласно пункту 4 Правил, в целях настоящих правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;

расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;

стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);

предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Согласно пункту 11 Правил, для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

В соответствии с пунктом 27 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Муниципальным заказчиком – Администрацией в пункте 13.5 Документации установлены следующие критерии оценки заявок участников настоящего открытого конкурса в электронной форме:

- «Предложение о сумме» (стоимостной критерий, величина значимости - 60 %);

- «Подтверждение квалификации участника закупки» (нестоимостной критерий, величина значимости - 40%).

При этом, содержание нестоимостного критерия «Подтверждение квалификации участника закупки» раскрывают 3 показателя:

- «наличие опыта реализации государственных и/или муниципальных энергосервисных контрактов (договоров) в области модернизации освещения, заключённых по 44-ФЗ и 223-ФЗ» (значимость показателя – 10 %) (показатель 1);

- «наличие опыта реализации государственных и/или муниципальных контрактов (договоров) на поставку и монтаж осветительного оборудования наружного освещения, заключённых по 44-ФЗ и 223-ФЗ, которое поставлялось и монтировалось, в том числе не в рамках энергосервисных контрактов (договоров)» (значимость показателя – 10 %) (показатель 2);

- «наличие у участника закупки финансовых ресурсов» (значимость показателя – 80 %).

Порядок оценки заявок участников рассматриваемой закупки в рамках показателей 1, 2 нестоимостного критерия «Подтверждение квалификации участника закупки» муниципальным заказчиком также приведен в пункте 13.5 Документации.

Так, порядок оценки по показателю 1 «наличие опыта реализации государственных и/или муниципальных энергосервисных контрактов (договоров) в области модернизации освещения, заключённых по 44-ФЗ и 223-ФЗ» выглядит следующим образом:

«Предметом контракта (договора) должно являться оказание услуг (выполнение работ), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов электрической энергии.

Под реализованными контрактами (договорами), заключенными по 44-ФЗ и 223-ФЗ, понимаются энергосервисные контракты (договора), по которым участником закупки выполнены все предусмотренные соответствующим контрактом (договором) энергосервисные мероприятия. Документы, предоставляемые участником закупки в подтверждение наличия у него вышеуказанного опыта (участником закупки должны быть предоставлены все из нижеуказанных документов):

- копии подписанных контрактов (договоров), заключённых по 44-ФЗ и 223-ФЗ;

- копии подписанных актов приемки всех предусмотренных соответствующим контрактом (договором) энергосберегающих мероприятий.

…Оценка заявок (предложений) по данному критерию осуществляется по общему количеству реализованных государственных и/или муниципальных энергосервисных контрактов (договоров) в области модернизации освещения заключённых по 44-ФЗ и 223-ФЗ...».

Порядок оценки по показателю 2 «наличие опыта реализации государственных и/или муниципальных контрактов (договоров) на поставку и монтаж осветительного оборудования наружного освещения, заключённых по 44-ФЗ и 223-ФЗ, которое поставлялось и монтировалось, в том числе не в рамках энергосервисных контрактов (договоров)» муниципальным заказчиком приведен в следующем виде:

«Документы, предоставляемые участником закупки в подтверждение наличия у него опыта поставки и монтажа осветительного оборудования (участником закупки должны быть предоставлены все из нижеуказанных документов):

- копии подписанных государственных и/или муниципальных контрактов (договоров) на поставку и монтаж осветительного оборудования наружного освещения, заключённых по 44-ФЗ и 223-ФЗ;

- копии документов о приемке/передаче оборудования/выполнения монтажных работ/исполнения обязательств по государственным и/или муниципальным контрактам (договорам) заключённых по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

…Оценка осуществляется по общему количеству реализованных участником закупки контрактов (договоров) на поставку и монтаж осветительного оборудования наружного освещения, заключённых по 44-ФЗ и 223-ФЗ, которое поставлялось и монтировалось, в том числе не в рамках энергосервисных контрактов (договоров)…».

Рассмотрев указанные показатели оценки заявок участников закупки в рамках нестоимостного критерия «Подтверждение квалификации участника закупки» и установленный муниципальным заказчиком порядок оценки по ним, Комиссия приходит к следующим выводам.

1. При разрешении вопроса о том, какими документами подтверждается заключение энергосервисных контрактов (договоров) или контрактов (договоров) на поставку и монтаж осветительного оборудования наружного освещения в рамках Закона о контрактной системе и Закона о закупках, необходимо учитывать установленный данными Федеральными законами круг лиц (заказчиков), обеспечивающих свои нужды в товарах, работах, услугах посредством их приобретения в соответствии с установленными рассматриваемыми нормативными правовыми актами порядками.

Так, в соответствии с пунктами 5-7 статьи 3 Закона о контрактной системе, заказчиками в рамках закупок, проводимых в соответствии с положениями законодательства о контрактной системе, могут выступать:

- государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки (государственные заказчики);

- муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки (муниципальные заказчики);

- государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки (заказчики).

В свою очередь, установленные Законом о закупках общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к их закупке подлежат применению следующими категориями лиц (часть 2 статьи 1 Закона о закупках):

- государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;

- дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 настоящей части юридическим лицам;

- дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 настоящей части дочерним хозяйственным обществам;

- бюджетным учреждением при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении им закупок с учетом положений подпунктов «а» - «в» пункта 4 статьи 1 Закона о закупках;

- государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении закупок с учетом положений подпунктов «а» - «в» пункта 5 статьи 1 Закона о закупках;

- федеральными государственными унитарными предприятиями, имеющими существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, за исключением случаев осуществления такими предприятиями закупок за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории Российской Федерации капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) на приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации.

Таким образом, исходя из определения действующим законодательством исчерпывающих перечней организационно-правовых форм лиц, способных выступать заказчиками при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в рамках Закона о контрактной системе и Закона о закупках, представление участниками закупки в составе заявки на участие в настоящем открытом конкурсе в электронной форме каких-либо дополнительных документов, подтверждающих заключением ими энергосервисных контрактов (договоров) или контрактов (договоров) на поставку и монтаж осветительного оборудования наружного освещения в рамках рассматриваемых Федеральных законов, помимо самих таких контрактов (договоров) и, в силу установленного муниципальным заказчиком порядка оценки, актов по ним, не требуется.

Предлагаемое подателем Жалобы для включения в порядок оценки заявок условие об обязательном наличии в подлежащих ведению в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Закона о закупках реестрах контрактов и договоров информации о представляемых участниками закупки контрактах (договорах) является излишним и способно повлечь ограничение количества участников закупки, поскольку отсутствие в таких реестрах вышеуказанной информации однозначно не свидетельствует о том, что такие контракты (договоры) не были заключены и исполнены, так как в силу положений указанных Федеральных законов информация о некоторых контактах (договорах), например, заключенных без проведения конкурентных процедур, в соответствующие реестры включению вовсе не подлежит (часть 1 статьи 103 Закона о контрактной системе и часть 15 статьи 4 Закона о закупках).

2. В силу положений действующего законодательства (Правил), в случае установления в документации показателя «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» заказчик самостоятельно устанавливает требования к порядку подтверждения наличия опыта у участника закупки, а также раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участника закупки опыта с предметом осуществляемой закупки.

Аналогичный вывод содержится в письме от 17.04.2020 № 24-05-05/30961 Минфина России.

Таким образом, характер и объем требующегося заказчику от участника закупки опыта для последующего сопоставления такого опыта с предметом осуществляемой закупки также определяются непосредственно самим заказчиком с учетом его собственных потребностей, обусловленных предметом закупки.

При этом, при установлении в документации о закупке порядка подтверждения наличия опыта у участника закупки, требований к характеру и объему такого опыта, заказчик не вправе устанавливать требования, влекущие за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме (пункт 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе).

Статья 108 Закона о контрактной системе устанавливает особенности заключения энергосервисных контрактов.

В соответствии с частью 1 статьи 108 Закона о контрактной системе в целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также поставок электрической энергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов (далее - энергосервисный контракт).

Требования к условиям энергосервисного договора (контракта) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 № 636.

Согласно пункту 1 Требований к условиям энергосервисного договора (контракта), такой контракт (договор) должен содержать перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, которые обязан выполнить исполнитель энергосервисного договора (контракта).

Следовательно, в рамках энергосервисных контрактов энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов достигается путем совершения исполнителем определенных действий - энергосервисных мероприятий (например, установка энергосберегающих осветительных приборов, замена источников света на светодиодные и т.д.), непосредственным образом предшествующих наступлению самой запланированной экономии.

В силу изложенного, муниципальным заказчиком в пункте 13.5 Документации при раскрытии содержания, определяющего сопоставимость необходимого опыта (его характера, объема) участников рассматриваемой закупки с предметом закупки (энергосервисный контракт на выполнение работ (действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории Угловского городского поселения Окуловского муниципального района Новгородской области), правомерно установлено, что под такую сопоставимость подпадают заключенные в соответствии с положениями Закона о контрактной системе или Закона о закупках энергосервисные контракты (договоры) в области модернизации освещения (показатель 1), а также контракты (договоры) на поставку и монтаж осветительного оборудования наружного освещения, которое поставлялось и монтировалось, в том числе не в рамках энергосервисных контрактов (договоров) (показатель 2).

Необходимо отметить, что раскрытие муниципальным заказчиком сопоставимости опыта в таком виде соответствует разъяснениям ФАС России, данным в письме от 16.09.2020 № ИА/80326/20, согласно которым в случае установления в порядке оценки заявок документации о закупке показателя «Опыт участника закупки» критерия «Квалификация участников закупки», для целей оценки и присвоения баллов в документации о закупке необходимо устанавливать следующие показатели, а именно: наличие опыта реализации энергосервисных контрактов и контрактов, связанных с поставкой и монтажом осветительного оборудования, которое поставлялось и монтировалось, в том числе не в рамках энергосервисных контрактов. При этом величина значимости таких показателей должна быть одинаковой.

Таким образом, представление участниками рассматриваемой закупки для оценки их заявок в рамках показателя 2 нестоимостного критерия оценки «Подтверждение квалификации участника закупки» контрактов (договоров) на поставку и монтаж осветительного оборудования наружного освещения, заключённых по Закону о контрактной системе и Закону о закупках, которое поставлялось и монтировалось, в том числе не в рамках энергосервисных контрактов (договоров), является допустимым и прямо соответствует вышеуказанным разъяснениям ФАС России, предмету рассматриваемой закупки (включающему, среди прочего, в качестве энергосервисных мероприятий поставку и монтаж осветительного оборудования (пункт 4.1 Приложения № 1 «Техническое задание» к Документации)) и целям отбора наиболее лучших условий исполнения энергосервисного контракта из числа предложений участников конкурса.

3. В силу положений пункта 11 Правил, установление в порядке оценки заявок по показателям нестоимостных критериев предельно необходимых минимальных или максимальных количественных значений, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев, является правом заказчика.

При этом, ни Закон о контрактной системе, ни Правила не содержат положений, согласно которым сопоставимый объем по исполнению энергосервисных контрактов (договоров) должен подтверждаться стоимостью заключенных контрактов (договоров).

Как установлено выше, заказчик самостоятельно устанавливает требования к порядку подтверждения наличия опыта у участника закупки, его характеру и требующемуся объему.

В данном случае, муниципальным заказчиком на основании положений пункта 11 Правил условие о минимальной или максимальной стоимости представляемых для оценки в рамках показателей 1, 2 нестоимостного критерия «Подтверждение квалификации участника закупки» энергосервисных контрактов (договоров) и контрактов (договоров) на поставку и монтаж осветительного оборудования наружного освещения не установлено, в связи с чем оценке правомерно подлежат контракты (договоры), заключенные на любую сумму и, в том числе, по итогам неконкурентных процедур закупок.

4. По мнению подателя Жалобы, неисполненные в полном объеме энергосервисные контракты (договоры), то есть энергосервисные контракты (договоры), по которым запланированная экономия энергетических ресурсов еще не достигнута, не могут подтверждать наличие опыта у участника закупки.

Вместе с тем, как следует из части 1 статьи 108 Закона о контрактной системе, достижение энергосбережения и повышения энергетической эффективности использования энергетических ресурсов невозможно без совершения исполнителем энергосервисного контракта определенных действий (энергосервисных мероприятий), непосредственным образом входящих в предмет такого контракта.

В силу изложенного, опыт реализации энергосервисных контактов (договоров) может быть подтвержден среди прочего и копиями подписанных актов приемки всех предусмотренных соответствующим контрактом (договором) энергосберегающих мероприятий.

Кроме того, как справедливо отмечает муниципальный заказчик в вышеупомянутых возражениях на Жалобу, показатели экономии энергетических ресурсов в ходе исполнения энергосервисного контракта (договора) могут быть не достигнуты по причинам, независящим от исполнителя такого энергосервисного контракта (договора).

Так, например, в соответствии с пунктом 18 Требований к условиям энергосервисного договора (контракта), заказчиком могут быть не исполнены или ненадлежащим образом исполнены обязательства по соблюдению согласованных сторонами энергосервисного контракта (договора) режимов и условий использования энергетических ресурсов, что может прямо повлечь недостижение исполнителем энергосервисного контракта (договора) установленных им показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности использования энергетических ресурсов.

Следовательно, определение муниципальным заказчиком в содержащемся в пункте 13.5 Документации порядке оценке заявок участников закупки в рамках показателя 1 нестоимостного критерия «Подтверждение квалификации участника закупки» в качестве документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта реализации энергосервисных контрактов (договоров), копий подписанных актов приемки всех предусмотренных соответствующим контрактом (договором) энергосберегающих мероприятий (а не актов достижения запланированной конечной экономии энергетических ресурсов), в данном случае является допустимым.

Необходимо отметить, что в связи с устанавливаемым в энергосервисных контрактах, как правило, существенным сроком достижения запланированной конечной экономии энергетических ресурсов по итогам выполнения энергосервисных мероприятий (например, 5, 6, 7 лет), подтверждение опыта исключительно исполненными в полном объеме такими контрактами (договорами) (то есть контрактами (договорами), по которым не только выполнены все энергосервисные мероприятия, но и достигнута запланированная конечная экономия энергетических ресурсов), может существенно ограничить количество участников закупки.

Также является излишним и таким же ограничивающим количество участников закупки и предложенное ООО «ЭНЕРГОНИКА» к включению в порядок оценки заявок условие о необходимости подтверждения участниками настоящего открытого конкурса в электронной форме опыта сопоставимого характера реализованными энергосервисными контрактами (договорами) в области модернизации исключительно наружного освещения, поскольку независимо от того, в области модернизации какого вида освещения был заключен энергосервисный контракт (договор), подтверждением опыта участника закупки является сам факт исполнения им энергосервисных мероприятий, направленных на достижение энергосбережения и повышения энергетической эффективности использования энергетических ресурсов в области модернизации освещения.

С учетом всего вышеизложенного, установленные муниципальным заказчиком в Документации показатели 1, 2 оценки заявок участников закупки в рамках нестоимостного критерия «Подтверждение квалификации участника закупки» и порядок оценки по ним (включая требования муниципального заказчика относительно характера и объема требующегося ему от участников закупки опыта работы), являются надлежащими, соответствующими требованиям действующего законодательства и предмету рассматриваемой закупки, сопоставимыми с ее предметом, а также обеспечивающими выбор лучшего предложения из числа предложений участников закупки.

Соответственно, доводы Жалобы в ходе рассмотрения не нашли своего подтверждения.

Каких-либо нарушений законодательства о контрактной системе в ходе проведения внеплановой проверки не установлено.

Доводы ООО «ЭНЕРГОНИКА» о возможном нарушении муниципальным заказчиком и ООО «Автоматизированные системы» антимонопольного законодательства (сговор, то есть заключение соглашения между заказчиком и участником торгов, имеющего целью ограничение конкуренции при проведении конкурса – пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)) образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Законом о защите конкуренции, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения Жалобы.

По указанной причине ООО «ЭНЕРГОНИКА» имеет право подать заявление о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

Руководствуясь статьями 32, 33, 54.3, пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 108 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «ЭНЕРГОНИКА» (105120, г. Москва, Гжельский пер., д. 19) на действия муниципального заказчика – Администрации Угловского городского поселения (174361, Новгородская обл., Окуловский р-н, п. Угловка, ул. Центральная, д. 9) при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта на выполнение работ (действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории Угловского городского поселения Окуловского муниципального района Новгородской области, извещение № 0150300018420000016 о проведении которого в редакции № 3 (ИИ2) было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 10.12.2020, необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                 <…….>

                              

                                                                                             

Члены Комиссии                                                                                                             <…….>

 

 

                                                                                                                                           <…….>          

           

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны