Решение №3828/03 РЕШЕНИЕ № 053/05/24-486/2021 от 8 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

ООО «Издательство «Садко»

 

ул. Духовская (Мусы Джалиля), д. 23,

Великий Новгород, 173003

 

Воскресенский бул., д. 8,

Великий Новгород, 173002

 

 

Заявителю – физическому лицу А.

 

 

 

Исх. №3828/03 от 08.07.021

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/05/24-486/2021

 

Резолютивная часть оглашена 05.07.2021

В полном объеме изготовлено 08.07.2021

 

                                        Великий Новгород

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области по рассмотрению дел о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

… – председатель Комиссии, председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;

… – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

… – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

рассмотрев дело № 053/05/24-486/2021 от 23.06.2021 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Издательство «Садко» (юридический адрес: 173002, Великий Новгород, Воскресенский бул., д. 8; адрес редакции: 173002, Великий Новгород, ул. Мусы Джалиля-Духовская, д. 23; далее – ООО «Издательство «Садко», Издательство, Общество) пункта 5 части 1 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ООО «Издательство «Садко» - …. (доверенность № б/н от 30.06.2021),

заявитель – физическое лицо А. надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения настоящего дела, представителей не направил, ходатайств не заявлял,

 

УСТАНОВИЛА:

 

14.05.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) из приемной Президента Российской Федерации в Новгородской области поступило письменное обращение физического лица А., в соответствии с которым на первой полосе рекламного издания «Новгородская Ярмарка» № 31 (208) от 26.04.2021 размещено рекламное объявление следующего содержания:

«У вас артроз, остеохондроз, гонартроз, радикулит, протрузия, неврозы, ишиас, тремор, невропатия лицевого и/или тройничного нервов, дисменорея, болезни органов чувств? Массаж «ХАКИМ» - для вас. Авторская разработка уфимского дервиша, основанная на практических знаниях древних табибов (лекарей) школа Авиценны. Запись по тел. …. ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ, ПРОКОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ СО СПЕЦИАЛИСТОМ» (далее - Заявление).

По мнению физического лица, вышеуказанное рекламное объявление, содержащее предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья (артроз, остеохондроз, гонартроз и тд.), противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе. 

В результате рассмотрения Заявления по существу и изучения дополнительно собранных доказательств установлено следующее.

В пункте 1 статьи 3 Закона о рекламе определено, что реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Товар представляет собой продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно номенклатуре медицинских услуг, утвержденных приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 408н (далее – Номенклатура медицинских услуг) массаж, в частности «Массаж верхней конечности медицинский» (код А21.01.004) и «Массаж при заболеваниях позвоночника» (код А21.03.002), является медицинской услугой.

В силу части 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Рекламное объявление, указанного ранее содержания, содержит такое предупреждение, в связи с чем объектом рекламирования в данном случае является медицинская услуга (массаж).

В соответствии с пунктом 5 частью 1 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств не должна содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья.

В силу части 3 статьи 24 Закона о рекламе требования пунктов 2 - 5 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.

Вышеприведенная реклама содержит предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья, что противоречит требованиям пункта 5 части 1 статьи 24 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8, 12 статьи 5, статьями 6 - 9, частями 4 - 6 статьи 10, статьей 12, частью 3 статьи 19, частями 2 и 6 статьи 20, частями 1, 3, 5 статьи 21, статьями 24 и 25, частями 1 и 6 статьи 26, частями 1 и 5 статьи 27, статьями 28 - 30.2 настоящего Федерального закона.

Согласно Свидетельству ПИ № ТУ 53 - 00293 от 28.02.2019 о регистрации средства массовой информации учредителем газеты «Новгородская ярмарка» является Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Садко» (адрес редакции: 173002, Великий Новгород, ул. Мусы Джалиля-Духовская, д. 23).

Из информации (вх. № 5118 от 03.06.2021 Новгородского УФАС России), представленной ООО «Издательство «Садко» следует, что договор на размещение рекламного объявления не заключался, заказчиком размещения рекламного объявления является …., с которой издательство связывалось исключительно по электронной почте, а рекламное объявление следующего содержания:

«У вас артроз, остеохондроз, гонартроз, радикулит, протрузия, неврозы, ишиас, тремор, невропатия лицевого и/или тройничного нервов, дисменорея, болезни органов чувств? Массаж «ХАКИМ» - для вас. Авторская разработка уфимского дервиша, основанная на практических знаниях древних табибов (лекарей) школа Авиценны. Запись по тел. …. ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ, ПРОКОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ СО СПЕЦИАЛИСТОМ»,

было размещено на первой полосе рекламного издания «Новгородская Ярмарка» № 31 (208) от 26.04.2021 на безвозмездной основе.

Также, согласно приходному кассовому ордену от 12.04.2021 размещение вышеуказанного рекламного объявления в  рекламном издании «Новгородская ярмарка» № 31 (208) от 26.04.2021 не оплачивалось …. и было размещено ООО «Издательство «Садко» по собственной инициативе.

В силу пункта 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Таким образом, рекламораспространителем и рекламодателем рассматриваемого рекламного объявления является ООО «Издательство «Садко».

Определение о возбуждении дела № 053/05/24-486/2021 от 23.06.2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Определение) было направлено почтовыми отправлениями на юридический адрес ООО «Издательство «Садко» (173002, Великий Новгород, Воскресенский бул., д. 8).

В соответствии с Определением в Новгородское УФАС России от ООО «Издательство «Садко» поступили письменные объяснения (вх. № 5861 от 01.07.2021 Новгородского УФАС России) согласно которым, от …. 08.04.2021 на адрес электронной почты Общества поступил запрос о стоимости размещения рекламного макета, который был переделан ООО «Издательство «Садко» и добавлена фраза о наличии противопоказаний и о необходимости консультации со специалистом.

Договор на размещение данного рекламного объявления не заключался, поскольку …. выходила на связь в ночное время суток.

Кроме того, из письменных объяснений следует, что между Обществом и …. была достигнута договоренность об оплате трех публикаций (14.04.2021, 19.04.2021, 21.04.2021), а публикация 26.04.2021 будет размещена на безвозмездной основе.

При проверке факта оплаты вышеназванных рекламных объявлений, сотрудниками ООО «Издательство «Садко» было выявлено, что три платных выпуска так и не оплачены …..

На рассмотрении настоящего дела представитель Общества поддержала вышеуказанные письменные объяснения в полном объеме, а также пояснила, что представленный ранее Издательством приходной кассовый орден от 12.04.2021 оформлен в качестве документа, подтверждающего выставления счета на оплату трех публикаций (14.04.2021, 19.04.2021, 21.04.2021) и не подтверждает факта оплаты.

Исследовав материалы дела по признакам нарушения законодательства о рекламе, Комиссия по рассмотрению дела приходит к следующим выводам.

Как было указано ранее Законом о рекламе (пункт 5 части 1 статьи 24) определено, что реклама лекарственных средств не должна содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья.

В силу части 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Поскольку Номенклатура медицинских услуг содержит такие виды массажа как: «Массаж верхней конечности медицинский» (код А21.01.004) и «Массаж при заболеваниях позвоночника» (код А21.03.002), а рекламное объявление содержит указание на заболевание конечностей и позвоночника, рекламируемый массаж «ХАКИМ» является медицинской услугой.

Однако, несмотря на то что объектом рекламирования в данном случае является медицинская услуга (массаж), объявление, размещенное на первой полосе рекламного издания «Новгородская Ярмарка» № 31 (208) от 26.04.2021, содержит целый список предположений о наличие у потенциальных потребителей тех или иных заболеваний и расстройств здоровья.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 5 части 1 стати 24 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Действующим законодательством о рекламе закреплено понятие рекламодателя, в соответствии с которым к рекламодателю в частности относится лицо, определившее содержание рекламы.

Из материалов настоящего дела и вышеприведенных письменных объяснений следует, что рекламодателем и рекламораспространителем ненадлежащей рекламы является ООО «Издательство «Садко».

Так, Издательство фактически само определило содержание рекламного объявления, размещенного им на первой полосе рекламного издания «Новгородская Ярмарка» № 31 (208) от 26.04.2021 (договор на публикацию указанного ранее рекламного объявления не заключался, размещенное объявление не подлежало оплате третьим лицом, в представленный рекламный макет Обществом вносились собственные изменения.

Материалами дела № 053/05/24-486/2021 от 23.06.2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе подтверждается тот факт, что рассматриваемая реклама является рекламой медицинских услуг и она является ненадлежащей, поскольку содержит предположение о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья.

Учитывая вышеизложенное, в распространенном рекламном объявление следующего содержания:

«У вас артроз, остеохондроз, гонартроз, радикулит, протрузия, неврозы, ишиас, тремор, невропатия лицевого и/или тройничного нервов, дисменорея, болезни органов чувств? Массаж «ХАКИМ» - для вас. Авторская разработка уфимского дервиша, основанная на практических знаниях древних табибов (лекарей) школа Авиценны. Запись по тел. … ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ, ПРОКОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ СО СПЕЦИАЛИСТОМ»

имеется нарушение пункта 5 части 1 статьи 24 Закона о рекламе.

Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушения законодательства о рекламе в данном случае содержатся в действиях лица, определившего ее содержание, то есть рекламодателя данной ненадлежащей рекламы – ООО «Издательство «Садко», которое также является рекламораспространителем.

При этом доказательства прекращения распространения ООО «Издательство «Садко» рассматриваемой ненадлежащей рекламы и прекращения нарушения законодательства о рекламе в материалах дела отсутствуют.

 

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг, размещенную Обществом с ограниченной ответственностью «Издательство «Садко» (юридический адрес: 173002, Великий Новгород, Воскресенский бул., д. 8; адрес редакции: 173002, Великий Новгород, ул. Мусы Джалиля-Духовская, д. 23) в рекламном издании «Новгородская Ярмарка» (свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 53 - 00293 от 28.02.2019) № 31 (208) от 26.04.2021 следующего содержания:

«У вас артроз, остеохондроз, гонартроз, радикулит, протрузия, неврозы, ишиас, тремор, невропатия лицевого и/или тройничного нервов, дисменорея, болезни органов чувств? Массаж «ХАКИМ» - для вас. Авторская разработка уфимского дервиша, основанная на практических знаниях древних табибов (лекарей) школа Авиценны. Запись по тел. …. ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ, ПРОКОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ СО СПЕЦИАЛИСТОМ»,

поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 1 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать рекламодателю и рекламораспространителю – Обществу с ограниченной ответственностью «Издательство «Садко» (юридический адрес: 173002, Великий Новгород, Воскресенский бул., д. 8; адрес редакции: 173002, Великий Новгород, ул. Мусы Джалиля-Духовская, д. 23) обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерация о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии

 

                                  

              ….  

 

 

Члены Комиссии

              ….

 

 

              ….

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны