Решение №3908/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/108-380/2020 по результатам рассмотрения жа... от 30 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Муниципальному заказчику – Администрации Окуловского муниципального района

 

ул. Кирова, д. 6,

г. Окуловка, Новгородская обл., 174350

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «Сбербанк-АСТ»

 

Большой Саввинский переулок,

д. 12, стр. 9,

г. Москва, 119435

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

АО «ААА Инжиниринг»

 

Колодезный пер. д. 3, стр. 25,

г. Москва, 107076

 

Исходящие № 3908/03 от 30.07.2020

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/108-380/2020

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

27 июля 2020 года                                                                                             Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Виниченко О.С. – председатель Комиссии, руководитель Управления;

Иванов А.Т. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

муниципальный заказчик – Администрация Окуловского муниципального района - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей не направил, заявил письменное ходатайство (вх. № 5344 от 27.07.2020) о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей;

податель жалобы - Акционерное общество «ААА Инжиниринг» - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей не направил, ходатайств не заявлял,

рассмотрев жалобу участника закупки – Акционерного общества «ААА Инжиниринг» (107076, Колодезный переулок, д. 3, стр. 25; далее – АО «ААА Инжиниринг») на действия муниципального заказчика – Администрации Окуловского муниципального района (174350 Новгородская область, г. Окуловка, ул. Кирова, д. 6; далее - Администрация) при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта на выполнение работ (действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории города Окуловка Новгородской области, извещение № 0350300020320000070 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 23.06.2020,

 

УСТАНОВИЛА:

 

21.07.2020 в Новгородское УФАС России из ФАС России поступила жалоба участника закупки – АО «ААА Инжиниринг» на действия муниципального заказчика – Администрации при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта на выполнение работ (действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории города Окуловка Новгородской области, извещение № 0350300020320000070 о проведении которого было размещено на официальном сайте 23.06.2020 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1. В конкурсной документации заказчиком установлены ограничения в виде наличия у участника закупки финансовых ресурсов, отраженных по строке 1250 «Денежные средства и денежные эквиваленты» бухгалтерского баланса.

Данное требование является избыточным и ограничивает количество участников данного конкурса, нарушает принцип обеспечения конкуренции.

2. В пункте 11.2 Проекта муниципального контракта (Приложение № 3 к конкурсной документации) содержится двоякое условие расчета неустойки.

3. Проект муниципального контракта неправомерно включает в себя меры ответственности его сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих обязательств по контракту, предусмотренные Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее – Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042, поскольку меры ответственности сторон энергосервисного контракта определены специальной нормой.

4. Сроки оплаты долей размера экономии, установленные в Проекте муниципального контракта, превышают сроки, указанные в пункте 13 Требований к условиям энергосервисного договора (контракта) (далее – Требования), установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 № 636.

5. В Проекте муниципального контракта отсутствуют обязанности заказчика, предусмотренные абзацами 5 и 6 пункта 16 Требований.

6. В соответствии с положениями Проекта муниципального контракта оборудование передается заказчику после истечения гарантийного срока, предоставление обеспечения гарантийных обязательств за пределами гарантийного срока на оборудование нарушает требования Закона о контрактной системе.

7. Обязанность Подрядчика осуществлять замену неисправного оборудования, установленная в пункте 16.5 Проекта муниципального контракта, противоречит как положениям самого Проекта муниципального контракта, так и положениям Технического задания (Приложение № 1 к Документации).

На основании вышеизложенного, податель Жалобы просит выдать муниципальному заказчику – Администрации обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

Муниципальный заказчик – Администрация представил письменные возражения (исх. № 3962/3 от 27.07.2020) в отношении доводов Жалобы следующего содержания.

1. Спорный показатель не противоречит объекту рассматриваемой закупки (требующего наличия у участника закупки денежных средств для исполнения контракта), соответствует положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе, не влечет за собой ограничение количества участников закупки.

2. Пункт 11.2 полностью соответствует положениям пункта 17 Требований.

3. Запрет на применение мер ответственности, предусмотренных Правилами, при осуществлении закупок на право заключения энергосервисных контрактов, законодательством Российской Федерации о контрактной системе не установлен.

4. На момент подачи Жалобы указанные нарушения заказчиком были устранены, действующая редакция Проекта муниципального контракта в данной части соответствует Требованиям.

5. Положения абзацев 5 и 6 пункта 16 Требований приведены в пунктах 9.1.3 и 12.2.5 Проекта муниципального контракта.

6. Проект муниципального контракта не содержит требования о предоставлении обеспечения гарантийных обязательств за пределами гарантийного срока.

7. Пункт 16.5 Проекта муниципального контракта не содержит условий об обязанности подрядчика по осуществлению замены неисправного светотехнического оборудования, а устанавливает гарантийный срок на иные изделия и оборудования, установленные подрядчиком на объекте энергосервиса.

Сама по себе обязанность заказчика обеспечивать содержание и эксплуатацию объекта энергосервиса не исключает обязанности подрядчика по замене осветительного оборудования, эти действия являются взаимодополняющими.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В июне - июле 2020 года муниципальным заказчиком – Администрацией осуществляется закупка путем проведения открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта на выполнение работ (действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории города Окуловка Новгородской области, извещение № 0350300020320000070 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой 23.06.2020 (начальная (максимальная) цена контракта – 39 866 952, 60 рублей).

Конкурсная документация (далее – Документация) утверждена постановлением Администрации Окуловского муниципального района от 22.06.2020 № 771.

Согласно части 6 статьи 54.3 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

При осуществлении рассматриваемой закупки муниципальным заказчиком – Администрацией 10.07.2020 и 20.07.2020 вносились изменения в Документацию.

1. Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

Согласно пункту 1 Правил, данные правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 4 Правил в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;

расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;

стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);

предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Согласно пункту 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Муниципальным заказчиком – Администрацией в пункте 13.5 Документации установлены следующие критерии оценки заявок участников конкурса:

- «Предложение о сумме» (стоимостной критерии) - величина значимости критерия составляет 60 %;

- «Подтверждение квалификации участника закупки» (нестоимостной критерии) - величина значимости критерия составляет 40%.

В соответствии с Документацией, содержание критерия «Подтверждение квалификации участника закупки» раскрывают два показателя:

- «Наличие опыта реализуемых и (или) исполненных муниципальных и государственных энергосервисных контрактов (договоров), соответствующих предмету закупки заключённых за последние 3 года, предшествующие дате размещения извещения об осуществлении закупки»;

- «Наличие у участника закупки финансовых ресурсов».

При этом, в отношении показателя «Наличие у участника закупки финансовых ресурсов» в Документации указано, что значение данного показателя по i-заявке определяется исходя из заявленных i-м участником сведений о показателе строки 1250 «Денежные средства и денежные эквиваленты» бухгалтерского баланса.

Вышеуказанные оспариваемые положения Документации относятся к порядку оценки заявок участником рассматриваемого конкурса.

В самом наименовании нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки» содержится словосочетание «наличие у них финансовых ресурсов», что указывает на допустимость использования показателей, связанных с наличием у участников закупки финансовых ресурсов, для целей оценки их возможности исполнить условия контракта наилучшим образом.

Основная функция критерия оценки и его показателей заключается в том, чтобы обеспечить заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям публично-правового образования в качественном и своевременном выполнении работ, учитывая специфику объекта закупки.

При осуществлении закупок заказчики руководствуются собственными потребностями и нуждами, необходимыми для достижения ими результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд и достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных действующим законодательством.

В данном случае необходимость использования в качестве показателя нестоимостного критерия оценки наличие у участников закупки финансовых ресурсов обусловлена тем, что объектом закупки является выполнение работ (действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения, вследствие чего от подрядчика требуется обеспечить надлежащее выполнение работ в установленные сроки, в частности, понести значимые финансовые затраты при выполнении работ, которое будут возмещаться заказчиком в течение длительного периода времени. Показатели обеспеченности финансовыми ресурсами участника закупки установлены для оценки заявок в рамках процедуры оценки и сопоставления заявок по нестоимостному критерию и направлены на выявление лучших (регулярных, стабильных) условий исполнения муниципального контракта. Работы будут оплачиваться заказчиком исходя из размера экономии энергетических ресурсов, возникающей в результате осуществления Подрядчиком энергосберегающих мероприятий.

Данные выводы Комиссии Новгородского УФАС России подтверждаются судебной практикой (Определение Верховного суда Российской Федерации № 301-ЭС19-1219 от 11.03.20219; Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.11.2018 по делу № А17-208/2018).

Таким образом, в данной части Жалоба является необоснованной.

2. Согласно пункту 17 Требований в энергосервисом контракте должно содержаться указание в качестве меры ответственности за недостижение исполнителем предусмотренного контрактом размера экономии (доли размера экономии) для соответствующего календарного периода неустойки (штрафа, пеней) в размере, равном произведению цены (тарифа) на соответствующий энергетический ресурс, определяемой в соответствии с пунктом 12 настоящих требований, и разницы между размером экономии энергетического ресурса в натуральном выражении, предусмотренном контрактом для соответствующего календарного периода, и фактически достигнутым размером экономии в натуральном выражении в этот же календарный период. При этом разница между размером неустойки (штрафом, пени) за недостижение исполнителем предусмотренного контрактом размера экономии (доли размера экономии) для соответствующего календарного периода и размером платежа в адрес исполнителя за фактически достигнутую экономию, определяемым в соответствии с пунктом 12 настоящих требований, не должна превышать 10 процентов от произведения цены (тарифа) на соответствующий энергетический ресурс, определяемой в соответствии с пунктом 12 настоящих требований, и предусмотренного контрактом для соответствующего календарного периода размера экономии энергетического ресурса в натуральном выражении либо от предусмотренного контрактом размера экономии в стоимостном выражении, если в результате исполнения контракта этим исполнителем должна быть обеспечена экономия совокупных расходов на оплату энергетических ресурсов за счет полного либо частичного перехода с потребления одного энергетического ресурса на другой.

В пункте 11.2 Проекта муниципального контракта указано, что за недостижение Подрядчиком предусмотренного настоящим Контрактом размера экономии (доли размера экономии) для соответствующего календарного периода неустойки (штрафа, пеней) в размере, равном произведению цены (тарифа) на соответствующий энергетический ресурс, определяемой в соответствии с условиями настоящего Контракта, и разницы между размером экономии энергетического ресурса в натуральном выражении, предусмотренном контрактом для соответствующего календарного периода, и фактически достигнутым размером экономии в натуральном выражении в этот же календарный период. При этом разница между размером неустойки (штрафом, пени) за недостижение Подрядчиком предусмотренного контрактом размера экономии (доли размера экономии) для соответствующего календарного периода и размером платежа в адрес Подрядчика за фактически достигнутую экономию, определяемым в соответствии с условиями настоящего Контракта, не должна превышать 10 процентов от произведения цены (тарифа) на соответствующий энергетический ресурс, определяемой в соответствии с условиями настоящего Контракта, и предусмотренного контрактом для соответствующего календарного периода размера экономии энергетического ресурса в натуральном выражении либо от предусмотренного контрактом размера экономии в стоимостном выражении, если в результате исполнения контракта этим Подрядчиком должна быть обеспечена экономия совокупных расходов на оплату энергетических ресурсов за счет полного либо частичного перехода с потребления одного энергетического ресурса на другой.

Таким образом, спорный пункт Проекта муниципального контракта соответствует Требованиям, при этом, из содержания Документации (в частности Проекта муниципального контракта) возможно однозначно определить условия расчета неустойки.

В данной части Жалоба также является необоснованной.

3. По мнению подателя Жалобы, Проект муниципального контракта неправомерно включает в себя меры ответственности его сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих обязательств по контракту, предусмотренные Правилами, поскольку меры ответственности сторон энергосервисного контракта определены специальной нормой, регулирующей ответственность сторон по энергосервисному контракту, а именно пунктом 17 Требований.

Согласно пункту 17 Требований указание в качестве меры ответственности за недостижение исполнителем предусмотренного контрактом размера экономии (доли размера экономии) для соответствующего календарного периода неустойки (штрафа, пеней) в размере, равном произведению цены (тарифа) на соответствующий энергетический ресурс, определяемой в соответствии с пунктом 12 настоящих требований, и разницы между размером экономии энергетического ресурса в натуральном выражении, предусмотренном контрактом для соответствующего календарного периода, и фактически достигнутым размером экономии в натуральном выражении в этот же календарный период. При этом разница между размером неустойки (штрафом, пени) за недостижение исполнителем предусмотренного контрактом размера экономии (доли размера экономии) для соответствующего календарного периода и размером платежа в адрес исполнителя за фактически достигнутую экономию, определяемым в соответствии с пунктом 12 настоящих требований, не должна превышать 10 процентов от произведения цены (тарифа) на соответствующий энергетический ресурс, определяемой в соответствии с пунктом 12 настоящих требований, и предусмотренного контрактом для соответствующего календарного периода размера экономии энергетического ресурса в натуральном выражении либо от предусмотренного контрактом размера экономии в стоимостном выражении, если в результате исполнения контракта этим исполнителем должна быть обеспечена экономия совокупных расходов на оплату энергетических ресурсов за счет полного либо частичного перехода с потребления одного энергетического ресурса на другой.

Указание в качестве меры ответственности за неисполнение заказчиком обязательства по оплате энергосервисного контракта неустойки (штрафа, пеней), которая начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного энергосервисным контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от размера платежа, который должен быть уплачен заказчиком.

Статья 34 Закона о контрактной системе предусматривает требования к контрактам, заключаемым по итогам закупок, осуществляемых в соответствии с положениями указанного закона.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Указанный порядок установлен Правилами.

В соответствии с частью 15 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 - 53 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 - 9, 11 - 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

Таким образом, единственным исключением, когда требования частей 4, 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, предусматривающие обязательное включение в контракт условий об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом именно в том виде, в каком меры ответственности предусмотрены данными частями статьи 34 Закона о контрактной системе и Правилами, могут не применяться, является заключение контракта в порядке статьи 93 Закона о контрактной системе с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В силу изложенного, включение заказчиком в раздел 11 Проекта муниципального контракта мер ответственности его сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, в соответствии с Правилами, наряду с мерами ответственности, предусмотренными пунктом 17 Требований, является правомерным.

Данный довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

4. Согласно части 3 статьи 54.3 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

Проект муниципального контракта является Приложением № 3 к Документации.

Жалоба поступила в ФАС России 20.07.2020, в Новгородское УФАС России 21.07.2020.

Согласно пункту 13 Требований определение сроков оплаты заказчиком долей размера экономии по контракту, которые должны составлять 5 - 30 дней со дня окончания периода достижения доли размера экономии, за который осуществляются расчеты. Окончательные расчеты по контракту должны осуществляться сторонами по факту достижения предусмотренного контрактом размера экономии.

В Проекте муниципального контракта, который являлся приложением к Документации в редакции от 10.07.2020, данный срок оплаты заказчиком соблюден не был. Данный факт заказчиком не оспаривается, в пункте 8.10 Проекта муниципального контракта была допущена техническая ошибка (указаны рабочие дни вместо календарных), которая была устранена заказчиком при внесении изменений в Документации 20.07.2020.

Согласно пункту 3.5.4 Документации периодом достижения доли размера экономии (расчетным периодом) является месяц, доли размера экономии в натуральном выражении по месяцам в течение года.

В соответствии с пунктом 5.6 Проекта муниципального контракта (как в редакции от 10.07.2020, так и в редакции от 20.07.2020) период достижения доли размера экономии (расчетный период) - 1 (один) месяц.

В актуальной редакции Проекта муниципального контракта указано следующее:

- заказчик предоставляет подрядчику сведения о потреблении энергетических ресурсов (электрической энергии), а также о значениях факторов, влияющих на объем потребления энергетического ресурса (электрической энергии), в течение 5 (пяти) календарных дней после окончания каждого месяца, начиная с первого месяца, в котором реализуется План мероприятий (пункт 6.4);

- подрядчик на основе сведений о потреблении энергетических ресурсов (электрической энергии), а также о значениях факторов, влияющих на объем потребления энергетического ресурса (электрической энергии), представленных заказчиком, в течение 15 (пятнадцати) календарных дней, следующих за окончанием отчетного месяца, определяет показатели размера экономии энергетических ресурсов (электрической энергии) в соответствии с Приложением № 6 к Контракту и представляет заказчику акт определения экономии (электрической энергии) с расчетом сопоставимых условий. По письменному требованию подрядчика, заказчик обязан предоставить подрядчику первичные документы, подтверждающие объем потребления энергетических ресурсов (электрической энергии) (пункт 6.5);

- в целях проведения расчетов подрядчик согласно п.6.5. настоящего Контракта направляет заказчику акт определения размера экономии электрической энергии за период достижения доли размера экономии (расчетный период), в том числе содержащий расчет фактической экономии электрической энергии с учетом применения коэффициента приведения к сопоставимым условиям (Приложение № 8) и расчет подлежащего уплате подрядчику процента от такой экономии, определенной в соответствии с разделами 6, 7 и 8 Контракта, а также счет на оплату. Акт определения размера экономии электрической энергии заполняется по форме, предусмотренной Приложением № 7 к Контракту (пункт 8.8);

- заказчик в течение 5 (пяти) календарных дней со дня поступления акта определения размера экономии электрической энергии обязан рассмотреть акт, подписать его или предоставить мотивированные возражения (пункт 8.10) (в предыдущей редакции были указаны 5 рабочих дней);

- в течении 10 (десяти)  календарных  дней, со дня подписания акта определения размера экономии электрической энергии Заказчик осуществляет расчеты с Подрядчиком путем перечисления денежных средств на его расчетный счет (безналичная форма расчета) (пункт 8.11).

Таким образом, на момент поступления Жалобы в Новгородское УФАС России, Проект муниципального контракта соответствовал положениям Требований.

В данной части Жалоба необоснованна.

5. Согласно пункту 16 Требований в энергосервисный контракт включаются следующие обязанности заказчика:

предоставление актуальных сведений об объекте, в том числе о количестве объектов (зданий), дате постройки, типе ограждающих конструкций, дате капитального ремонта, технических характеристиках оборудования, потребляющего энергетический ресурс, наличии приборов учета используемого энергетического ресурса, в отношении которого планируется осуществлять мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, включенные в перечень мероприятий;

надлежащее содержание и обслуживание объекта, если такие обязанности не возложены условиями контракта на исполнителя, в отношении которого осуществляются мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, включенные в перечень мероприятий, а также оборудования, установленного в ходе проведения указанных мероприятий;

обеспечение согласованных сторонами режимов и условий использования энергетических ресурсов;

осуществление допуска представителей исполнителя на объект, в отношении которого осуществляются мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, включенные в перечень мероприятий;

предоставление исполнителю информации об изменении условий договоров купли-продажи и поставки энергетического ресурса, экономия которого должна обеспечиваться исполнителем в результате исполнения контракта.

По мнению подателя Жалобы, в Проекте муниципального контракта отсутствуют обязанности заказчика, предусмотренные абзацами 5, 6 пункта 16 Требований.

Вместе с тем, согласно пункту 9.1.3 Проекта муниципального контракта заказчик при эксплуатации объекта обязан обеспечить осуществление допуска представителей Подрядчика на Объект, в отношении которого осуществляются мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, включенные в План мероприятий.

Кроме того, в пункте 12.2.5 Проекта муниципального контракта заказчик обязан сообщать Подрядчику о фактах нарушения условий договоров поставки электрической энергии и изменения нормального хода их реализации с целью учета таких фактов при определении фактической величины экономии энергетических ресурсов.

Изучив содержание вышеуказанных положений Проекта муниципального контракта, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу об указании Администрацией обязанностей заказчика, перечисленных в абзацах 5 ,6 пункта 16 Требований.

Соответствующий довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

6. Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

В соответствии с частью 2.2 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта.

Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 13.2.1 Проекта муниципального контракта размер обеспечения гарантийных обязательств составляет: 398 669 (Триста девяносто восемь тысяч шестьсот шестьдесят девять) рублей 53 копейки (1 % от начальной (максимальной) цены контракта).

В соответствии с пунктом 13.2.6 Проекта муниципального контракта оформление документа о приемке (за исключением отдельного этапа исполнения контракта) поставленного товара осуществляется после предоставления поставщиком обеспечения гарантийных обязательств в порядке и в сроки, которые установлены  в разделе 4 настоящего контракта.

Пунктом 4.16 Проекта муниципального контракта установлено, что гарантийный срок начинает исчисляться с даты подписания без замечаний Сторонами Акта о приемке выполненных работ и продолжается в течение всего срока действия энергосервисного контракта,  согласно п. 16.4. настоящего Контракта.

Согласно пункту 16.4 Проекта муниципального контракта гарантийный срок на светотехническое оборудование установленное Подрядчиком на Объекте энергосервиса, начинает исчисляться с даты подписания Сторонами Акта о приемке выполненных работ (первого этапа работ) и устанавливается на срок 60 месяцев.

Таким образом, Администрацией в Проекте муниципального контракта надлежащим образом установлено требование обеспечения гарантийных обязательств.

В данной части Жалоба необоснованна.

7. Согласно пункту 9.1.1 Проекта муниципального контракта заказчик при эксплуатации Объекта обязан обеспечить надлежащее содержание и обслуживание Объекта, в отношении которого осуществляются мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, включенные в План мероприятий, а также оборудования, установленного в ходе проведения указанных мероприятий.

В соответствии с пунктом 10.2 Технического задания подрядчик обязан обеспечить Заказчика обменным фондом запасных светильников не менее 1% от объема установленных светильников.

Пунктом 16.5 Проекта муниципального контракта установлено, что гарантийный срок на иные изделия и оборудование, установленные Подрядчиком на Объекте энергосервиса при осуществлении энергосберегающих мероприятий, определяется в соответствии с условиями заводов-изготовителей и исчисляется с момента их установки на Объекте энергосервиса.

Таким образом, пункт 16.5 Проекта муниципального контракта устанавливает, что гарантийный срок иных изделий и оборудования (то есть не светотехнического оборудования), которые подрядчик установит на объекте энергосервиса, должен определяться исходя из условий заводов-изготовителей таких изделий и оборудования и будет исчисляться с момента установки на объекте энергосервиса. Данный пункт не содержит обязанности подрядчика по замене таких изделий и оборудования.

Необходимо также отметить, что положения пункта 9.1.1 Проекта муниципального контракта установлены в соответствии с абзацем 3 пункта 16 Правил, то есть, данный пункт установлен правомерно.

Таким образом, Жалоба является необоснованной полностью.

Внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки (определения поставщика) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе была проведена Новгородским УФАС России при рассмотрении жалобы другого участника закупки – Акционерного общества «СкайТранс» (111024, г. Москва, ул. Авиамоторная, д. 50, стр. 2, этаж чердак, помещение XIV-комната 32; далее – АО «СкайТранс»), в связи с чем, при рассмотрении настоящей Жалобы внеплановая проверка не проводится.

Жалоба АО «СкайТранс» была признана частично обоснованной, при проведении внеплановой проверки были выявлены иные нарушения, не указанные в жалобе АО «СкайТранс», муниципальному заказчику – Администрации и оператору электронной площадки – Акционерному обществу «Сбербанк-АСТ» было выдано обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

 

Руководствуясь статьями 32, 33, 34, 54.3, 96, 108 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу участника закупки – Акционерного общества «ААА Инжиниринг» (107076, Колодезный переулок, д. 3, стр. 25) на действия муниципального заказчика – Администрации Окуловского муниципального района (174350 Новгородская область, г. Окуловка, ул. Кирова, д. 6) при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта на выполнение работ (действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории города Окуловка Новгородской области, извещение № 0350300020320000070 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 23.06.2020, необоснованной.

 

Председатель Комиссии                                                                                 О.С. Виниченко

                                                                                                                                

Члены Комиссии                                                                                                   А.Т. Иванов

 

                                                                                                                                Д.А. Петров

                                                                                           

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны