Решение №5773/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/33-489/2020 по результатам рассмотрения жал... от 18 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственному заказчику –

ГУ-НРО ФСС

 

ул. Псковская, д. 15,

Великий Новгород, 173009

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «ЕЭТП»

e-mail: info@roseltorg.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) – ООО «Сервис Реабилитация»

 

пр-кт Ленина, д. 127А, оф. 414,

г. Тула, 300026

 

Исходящие № 5773/03 от 18.09.2020

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/33-489/2020

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

15 сентября 2020 года                                                                                 Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

…. – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;

... – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

... – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,               

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Государственного учреждения – Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – … (доверенность № … от …), …. (доверенность № … от …) и … (доверенность № … от …);

подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «Сервис Реабилитация» - … (доверенность № … от …) … (доверенность № … от …),

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Сервис Реабилитация» (30026, г. Тула, пр-кт Ленина, д. 127А, оф. 414; далее – ООО «Сервис Реабилитация») на действия государственного заказчика – Государственного учреждения – Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (173009, Великий Новгород, ул. Псковская, д. 15; далее – ГУ-НРО ФСС) при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению инвалидов слуховыми аппаратами, извещение № 0250100000320000125 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 02.09.2020, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

09.09.2020 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Сервис Реабилитация» на действия государственного заказчика – ГУ-НРО ФСС при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению инвалидов слуховыми аппаратами, извещение № 0250100000320000125 о проведении которого было размещено на официальном сайте 02.09.2020 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1. Документом, устанавливающим требования государственных стандартов и технические условия на слуховые аппараты является ГОСТ Р 51024-2012 «Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний».

ГОСТ Р 51024-2012 устанавливает технические характеристики, применяемые к слуховым аппаратам различного типа.

При этом в ГОСТ Р 51024-2012 не приведено конкретных показателей технических характеристик к слуховым аппаратам, приведенных заказчиком в документации об аукционе.

В Техническом задании (часть III документации об аукционе) заказчиком установлены необоснованные требования к показателям слуховых аппаратов, ограничивающие количество участников закупки:

Позиция № 2 - Слуховой аппарат заушный средней мощности, в которой необоснованно установлены требования к характеристике: Максимальное усиление должно быть не менее 61дБ;

Позиция № 3 - Слуховой аппарат заушный мощный, в которой необоснованно установлены требования к характеристике: Максимальный ВУЗД 90 слуховых аппаратов должен быть не менее 136 дБ;

Позиция № 5 - Слуховой аппарат заушный сверхмощный, в которой необоснованно установлены требования к характеристикам: Максимальный ВУЗД 90 слуховых аппаратов сверхмощных должен быть не менее 141 дБ. Максимальное усиление должно быть не менее 82 дБ.

Указанные требования к значению данных показателей отсутствуют в ГОСТ Р 51024-2012, документация об аукционе не содержит обоснования необходимости установления таких значений.

Податель Жалобы обращался в адрес заказчика с запросом о разъяснении положений документации об аукционе, а именно установлении в Техническом задании именно таких значений показателей закупаемых товаров.

В ответ на данный запрос заказчик указал на правомерность установления данных значений, в частности, сославшись на рекомендации и заключения врачей-сурдологов, выданных инвалидам для целей реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов.

На индивидуальные программы реабилитации или абилитации инвалида заказчик также указывает в Проекте государственного контракта (часть IV документации об аукционе).

Совокупность сведений, указанных в документации об аукционе и разъяснениях заказчика позволяет сделать вывод о том, что последний, формируя описание характеристик слуховых аппаратов, обосновывает их установление на основании рекомендации и заключения врачей-сурдологов, а также индивидуальные программы реабилитации или абилитации инвалидов, которые подтверждают обоснованность установления заказчиком установленных характеристик к слуховым аппаратам.

Кроме того, в Техническом задании к слуховым аппаратам предъявляется требование о  наличии ряда технических характеристик, которые, по мнению подателя Жалобы, заказчиком установлены незаконно.

Установленные заказчиком показатели слуховых аппаратов и требования к их значениям не позволяют ООО «Сервис Реабилитации» принять участие в рассматриваемой закупки и предложить к поставке товар производства Общества с ограниченной ответственностью «Аурика».

2. По позиции № 6 Технического задания заказчиком установлено требование о наличии у слуховых аппаратов светового индикатора состояния работы аппарата.

Вместе с этим, под установленное требование подходят только слуховые аппараты одного производителя: Phonak (модели Sky V70 SP и Sky V90 SP).

3. Предметом закупки является оказание услуг по обеспечению инвалидов слуховыми аппаратами.

Однако, согласно информации официального сайта, предметом закупки является поставка слуховых аппаратов.

Указанные сведения являются противоречивыми, не дают точного понятия о предмете закупки.

Кроме этого, у заказчика отсутствует финансирование на проведение закупок на оказание указанных услуг

Таким образом, Заказчик неправильно указал объект закупки, что повлекло утверждение документации об аукционе с существенными нарушениями, поскольку предметом закупки, с учетом финансирования Заказчика, должна быть поставка слуховых аппаратов.

4. В документации об аукционе установлено, что участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организация).

Установление заказчиком данного ограничения приводит к ограничению участников закупки, поскольку в таком случае в закупке могут принять участие только участники, соответствующие Закону о некоммерческих организациях.

5. Документацией об аукционе, а также пунктом 2.1.8 Проекта государственного контракта предусмотрено оказание услуг в отношении каждого конкретного получателя в срок не превышающий 10 календарных дней с момента обращения Получателя к исполнителю с направлением.

Вместе с этим, техническим заданием предусмотрено не только обеспечение инвалидов слуховыми аппаратами, но и ушными вкладышами индивидуального изготовления, который должен быть поставлен вместе со слуховым аппаратом в одном комплекте.

Таким образом, сначала необходимо провести мероприятия по снятия слепка слухового прохода, после чего данный слепок должен быть отправлен на производство, где непосредственно изготавливается со снятого слепка ушной вкладыш индивидуального изготовления, после чего данный вкладыш отправляется для вручения инвалиду вместе со слуховым аппаратом в центр выдачи. На практике данная процедура занимает от 20 до 30 дней.

30-дневный срок обеспечения инвалида средствами реабилитации регламентирован Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 № 240 № «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» (далее – Постановление), согласно которому срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Постановлением установлен срок до 60-ти календарных дней в отношении технических средств реабилитации по индивидуальному заказу, что также можно отнести к ушным вкладышам индивидуального изготовления.

Таким образом, установленным 10-тидневным сроком, заказчик ограничивает круг участников закупки и локализует их ближайшими регионами.

На рассмотрении Жалобы представители ее подателя поддержали доводы Жалобы в полном объеме, а также устно отметили, что неверно выбранный (по мнению подателя Жалобы) заказчиком объект закупки привел к тому, что в документации об аукционе было установлено требование о наличии у участников закупки лицензии на медицинскую деятельность по сурдологии – оториноларингологии. Исключительно при поставке слуховых аппаратов данная лицензия не требуется.

В соответствии с возражениями на Жалобу (вх. № 6459 от 15.09.2020 Новгородского УФАС России) государственный заказчик – ГУ – НРО ФСС считает ее необоснованной по следующим основаниям.

1. В Техническом задании установлено, что слуховые аппараты должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51407-99 «Совместимость технических средств электромагнитная. Слуховые аппараты. Требования и методы испытаний», ГОСТ Р 51024-2012 «Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний», ГОСТ Р 50444-92 (р.3.4) «Приборы, аппараты и оборудование медицинские. Общие технические условия».

В Техническом задании используются показатели, требования, условные обозначения и терминология технических характеристик слуховых аппаратов, предусмотренные ГОСТ Р 51024-2012.

В ГУ – НРО ФСС востребованы слуховые аппараты заушные воздушного звукопроведения.

В ГОСТ Р 51024-2012 отсутствуют конкретные значения показателей, есть лишь норма, что такие показатели должны быть указаны в технических условиях на конкретные типы слуховых аппаратов.

При описании характеристик слуховых аппаратов заказчик использовал, помимо ГОСТ Р 51024-2012, заключения врачей-сурдологов, представленные инвалидами в ГУ – НРО ФСС.

2. Под совокупность требований по позиции № 6 Технического задания, помимо моделей Sky V70 SP и Sky V90 SP (производитель Phonak) также подходят следующие модели: «UP Smart UPS798», «UP Smart UPS998» («Рисаунд», Дания); «Motion SP 3px», «Motion SP 7px» («Сивантос», Германия), «Tango 5SP», «Tango 8SP» (ООО «ИАТ» Россия).

Кроме того, согласно коммерческим предложениям, которые использовались заказчиком для обоснования начальной (максимальной) цены контракта, в отношении позиции № 6 Технического задания поставщиками были указаны следующие страны производители требуемых слуховых аппаратов – Россия, Германия, Швейцария.

Слуховые аппараты являются медицинскими изделиями, их гражданский оборот не ограничен, они могут быть приобретены любым лицом, которое в дальнейшем может их поставить в адрес ГУ – НРО ФСС.

Заказчик не имеет возможности составить техническое задание таким образом, чтобы под его требования подходили все существующие модели слуховых аппаратов.

3. Объект закупки заказчиком определен четко - оказание услуг по обеспечению инвалидов слуховыми аппаратами.

Порядок оказания услуг указан в Техническом задании, включает в себя, в том числе, осмотр инвалида специалистом сурдологом-оториноларингологом с целью определения у него степени и характера нарушения слуха для осуществления подбора и настройки слухового аппарата, индивидуальную настройку и выдачу рекомендованного индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида слухового аппарата, изготовление ушного вкладыша индивидуального изготовления, замену неисправного и/или бракованного слухового аппарата в период оказания услуг и в период гарантийного срока на слуховой аппарат, обучение инвалида пользованию слуховым аппаратом.

Кроме передачи инвалиду слухового аппарата исполнитель осуществляет индивидуальный подбор, настройку слухового аппарата и изготовление индивидуального ушного вкладыша в отношении каждого пользования.

4. Заказчиком в документации об аукционе установлено, что рассматриваемая закупка осуществляется среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Данное ограничение установлено в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

5. Пунктом 5 Постановления установлено, что срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Постановлением конкретный срок оказания услуг не указан, установлен лишь максимальный срок выдачи технического средства реабилитации, который заказчиком был соблюден.

На рассмотрении Жалобы представители государственного заказчика - ГУ – НРО ФСС поддержали доводы возражений на Жалобу в полном объеме.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России была проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения  электронного аукциона.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.

В сентябре 2020 года государственным заказчиком – ГУ – НРО ФСС и его единой комиссией осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению инвалидов слуховыми аппаратами, извещение № 0250100000320000125 о проведении которого было размещено на официальном сайте 02.09.2020 (начальная (максимальная) цена контракта – 1 788 200, 51 рублей).

Документация об аукционе (далее – Документация) утверждена заместителем управляющего ГУ – НРО ФСС … 01.09.2020.

1. Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Государственным заказчиком – ГУ-НРО ФСС в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 1 Информационной карты (часть II Документации) определен объект рассматриваемой закупки – оказание услуг по обеспечению инвалидов слуховыми аппаратами.

В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются, в частности, протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты).

Согласно пункту 21 Информационной карты требования к значениям показателей товара приведены государственным заказчиком в Техническом задании.

Техническое задание содержит требования к качеству, техническим характеристикам, к функциональным характеристикам, размерам, комплектации и количеству товара.

В Техническом задании государственным заказчиком – ГУ-НРО ФСС Российской Федерации установлены требования (характеристики) к слуховым аппаратам с учетом их мощности:

- позиция № 1 - слуховой аппарат заушный средней мощности (5 штук);

- позиция № 2 - слуховой аппарат заушный средней мощности (19 штук);

- позиция № 3 - слуховой аппарат заушный мощный (42 штуки);

- позиция № 4 - слуховой аппарат заушный мощный (4 штуки);

- позиция № 5 - слуховой аппарат заушный сверхмощный (20 штук);

- позиция № 6 - слуховой аппарат заушный сверхмощный (10 штук).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании заказчиком при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Конечной целью рассматриваемой закупки является обеспечение инвалидов слуховыми аппаратами с учетом индивидуальных особенностей каждого пациента, определенных в рекомендациях и заключениях врачей-сурдологов, обеспечение инвалидов надлежащими и подходящими им техническими средствами реабилитации.

В Техническом задании государственным заказчиком - ГУ-НРО ФСС установлено, что слуховые аппараты должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51407-99 «Совместимость технических средств электромагнитная. Слуховые аппараты. Требования и методы испытаний», ГОСТ Р 51024-2012 «Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний», ГОСТ Р 50444-92 (р.3.4) «Приборы, аппараты и оборудование медицинские. Общие технические условия».

В разделе 3 ГОСТ Р 51024-2012 указаны термины, применяемые в данном государственном стандарте, в частности:

- выходной уровень звукового давления; (ВУЗД): уровень звукового давления, обусловленный работой СА в акустической камере связи при соединении ее с акустическим выходом СА (3.11);

- выходной уровень звукового давления при входном уровне звукового давления, равном 90 дБ; ВУЗД90: выходной уровень звукового давления, создаваемый в акустической камере связи при входном уровне звукового давления, равном 90 дБ, и положении регулятора усиления СА и других регуляторов, обеспечивающем максимальное акустическое усиление (3.12)

Данные показатели и требования к их значениям также установлены государственным заказчиком - ГУ – НРО ФСС Российской Федерации по каждой из вышеуказанных позиции Технического задания.

Кроме того, в Техническом задании указано, что потребность заказчика была определена на основании рекомендаций и заключений врачей-сурдологов, выданных инвалидам для целей реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов. Предусмотренные в документации о проведении электронного аукциона технические и функциональные характеристики необходимы конечным пользователям для достижения максимального реабилитационного эффекта в части компенсации утраченного естественного слуха, а также для защиты остаточного слуха от резких воздействий шумов.

Таким образом, требования к значениям показателей слуховых аппаратов установлены государственным заказчиком - ГУ – НРО ФСС на основании заключений и рекомендаций врачей-сурдологов (копии данных заключений представлены заказчиком в материалы Жалобы).

В данных заключениях, помимо прочего, указаны, какой мощности требуются слуховые аппараты (средней мощности, мощные и т.д.), а также указаны требования к максимальному ВУЗД 90, количеству каналов цифровой обработки и т.д.

Кроме того, в отношении ряда граждан в данных заключениях указано, что слуховой аппарат должен иметь следующие характеристики:

- бинауральная координация кнопки-переключателя;

- автоматическая адаптивная направленность (в любой программе по предпочтениям пользователя будет настроен в одном из 5-ти режимов направленности);

- бинауральная двойная система подавления обратной связи (включая динамическое подавления обратной связи без снижения усиления);

- беспроводное соединение с внешними источниками (ТV&PC) и возможность управлять слуховым аппаратом с пульта ДУ;

- функция автоматического выбора типа направленности микрофонов в зависимости от окружающей акустической ситуации.

Из письма ФГБУ ФБ МСЭ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.06.2016 № 17237/2016 следует, что нуждаемость в слуховом аппарате определяется по результатам проведенной медико-социальной экспертизы с учетом заключения врача-специалиста в данной области (врача-сурдолога) медицинской организации.

Предусмотренные в Техническом задании технические и функциональные характеристики необходимы конечным пользователям для достижения максимального реабилитационного эффекта в части компенсации утраченного естественного слуха, а также для защиты остаточного слуха от резких воздействий шумов.

При осуществлении закупок заказчики руководствуются собственными потребностями и нуждами, необходимыми для достижения ими результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд и достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных действующим законодательство.

О том, что показатели и требования к их значениям установлены в Техническом задании в соответствии с заключениями врачей-сурдологов, прямо указано в Документации.

Учитывая изложенное, действия государственного заказчика – ГУ-НРО ФСС по описанию объекта рассматриваемой закупки не противоречат требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку требования государственного заказчика к товару обусловлены его действительными потребностями (отражающими потребности получателей услуг по обеспечению техническими средствами реабилитации), носят объективный характер и позволяют потенциальным участникам закупки предложить слуховые аппараты, соответствующие требованиям Документации.

Следовательно, в данной части Жалоба является необоснованной.

2. Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Как указывает податель Жалобы, по позиции № 6 Технического задания к поставке возможен только товар одного производителя: Phonak. В качестве обоснования своей позиции, податель Жалобы ссылается на то, что по данной позиции Технического задания установлено, что товар должен иметь следующую дополнительную функцию: «Световой индикатор состояния работы аппарата».

При этом, какие-либо доказательств уникальности указанной характеристики товара подателем Жалобы приведено не было.

Заказчик в письменных возражениях на Жалобу указан, что под совокупность требований, установленных по позиции № 6 Технического задания (в том числе наличие светового индикатора состояния работы аппарата) подходят как минимум 8 моделей слуховых аппаратов слуховых аппаратов.

Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 настоящей статьи (часть 6 статьи 22 Закона о контрактной системе).

В данном случае государственным заказчиком – ГУ-НРО ФСС для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта использовался именно метод сопоставимых рыночных цен.

В целях определения начальной (максимальной) цены контракта государственным заказчиком – ГУ-НРО ФСС были направлены запросы в адрес хозяйствующих субъектов о предоставлении коммерческих предложений. К данным запросам было приложено Техническое задание.

В ответ на данные запросы, в адрес заказчика поступили коммерческие предложения от трех хозяйствующих субъектов (копии ответов представлены в материалы Жалобы), на основании которых была сформирована начальная (максимальная) цена контракта.

Согласно данным коммерческим предложениям, по позиции № 6 Технического задания предложены товары производства России, Швейцарии, Германии.

Кроме того, как следует из протокола № 205 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 11.09.2020, на участие в рассматриваемой закупке поступило 2 заявки.

В первых частях данных заявок по позиции № 6 Технического задания предложены модели «Таngo 8SР» и «Tango 5SP» (производство Россия).

С учетом вышеизложенного, соответствующий довод Жалобы является необоснованным.

3. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

В соответствии с пунктом 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

Предметом закупки, в данном случае, является закупка товаров (медицинских изделий) и закупка услуг (осмотр инвалида специалистом сурдологом-оториноларингологом, изготовление ушного вкладыша индивидуального изготовления, обучение инвалида пользованию слуховым аппаратом и т.д.), а Проект государственного контракта, как неотъемлемая часть Документации, не является договором оказания услуг, относится к смешанному договору, содержащему элементы договора купли-продажи товара и возмездного оказания услуг.

При этом, предмет закупки формируется заказчиком самостоятельно с целью исполнения возложенных на него обязанностей (в данном случае – обеспечение инвалидов слуховыми аппаратами с учетом индивидуальных особенностей каждого получателя).

Поскольку в предмет рассматриваемой закупки входит оказание услуг по медицинской деятельности, заказчиком было установлено требование к участникам закупки о наличии у них лицензии на медицинскую деятельность по: сурдологии – оториноларингологии в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

При этом, необходимо отметить, что заказчиком в Проекте государственного контракта указано, что для исполнения обязательств, возложенных на него настоящим Контрактом, Исполнитель вправе привлекать Соисполнителей, о чем обязуется немедленно (не позднее рабочего дня следующего за днем заключения договора о соисполнительстве) уведомить Заказчика в письменной форме, в том числе посредством предоставления копии договора о соисполнительстве (пункт 2.2).

Таким образом, лица, не имеющие лицензия на медицинскую деятельность по  сурдологии – оториноларингологии, вправе привлечь для исполнения контракта лиц, обладающих данной лицензией, о чем прямо указано в Проекте государственного контракта, а также пункте 7 Информационной карты.

Кроме того, податель Жалобы не может достоверно знать об отсутствии финансирования у заказчика на оказание требуемых услуг. Таких доказательств подателем Жалобы приведено не было, представители заказчика на рассмотрении Жалобы устно отметили, что финансирование заказчика включает также оказание перечисленных услуг, запросы о предоставлении коммерческих предложений, ответы на которые были использованы заказчиком для обоснования начальной (максимальной) цены контракта, содержали указание на необходимость оказания в рамках контракта вышеуказанных услуг.

В данной части Жалоба является необоснованной.

4. Согласно части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что действие настоящей статьи распространяется на социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Согласно пункту 4 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об ограничениях участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом (в случае, если такое ограничение установлено заказчиком).

Частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, предусмотренная статьей 42 Закона о контрактной системе.

В извещении о проведении рассматриваемого аукциона, сформированном средствами официального сайта, установлено, что закупка осуществляется среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

В пункте 9 Информационной карты указано, что участники размещения заказа должны соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в пункте 10 Информационной карты указано, что участники размещения заказа должны соответствовать требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Соответствующее ограничение установлено государственным заказчиком - ГУ-НРО ФСС в соответствии с положениями части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Согласно подпункту 7 пункта 8.1.2 Общих условии проведения аукциона в электронной форме (Часть I Документации) вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки) в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного в части II Информационная карта аукциона.

Как было указано выше, в Информационной карте такое ограничение содержится.

Таким образом, участниками рассматриваемой закупки могут быть лица из числа субъектов малого предпринимательства, а также социально ориентированных некоммерческих организаций. В подтверждение своего соответствия данному ограничению участники обязаны декларировать, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, свою принадлежность либо к субъектам малого предпринимательства, либо социально ориентированным некоммерческим организациям. При этом, данное ограничение установлено заказчиком в соответствии с Законом о контрактной системе.

Необходимо отметить, что, согласно сведениям единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ООО «Сервис реабилитации» является субъектом малого предпринимательства (является микропредприятием).

Таким образом, в данной части Жалоба также необоснованна.

5. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.

Согласно пункту 2.1.8 Проекта государственного контракта исполнитель обязуется оказать услуги в отношении каждого конкретного Получателя в срок не превышающий 10 календарных дней с момента обращения Получателя к Исполнителю с направлением.

По мнению подателя Жалобы, с учетом того, что в рамках исполнения контракта необходимо изготовить ушной вкладыш индивидуального изготовления, оказать услуги в отношении каждого получателя в срок не превышающий 10 календарных дней с момента обращения получателя к Исполнителю не представляется возможным.

Между тем, Постановлением, на которое ссылается податель Жалобы, установлен лишь максимальный срок оказания услуг (не может превышать 60-ти календарных дней в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования), минимальный срок не установлен.

Доказательств того, что в установленный заказчиком срок оказать требуемые услуги невозможно, подателем Жалобы не представлено.

Кроме того, как отмечалось выше, на участие в рассматриваемом аукционе поступило 2 заявки.

Соответствующий довод Жалобы также необоснован.

Таким образом, Жалоба является необоснованной полностью.

При проведении внеплановой проверки действий государственного заказчика – ГУ-НРО ФСС и его единой комиссии каких-либо нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не установлено.

 

Руководствуясь статьями 8, 30, 31, 33, 34, 42, 63, 64, 66, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Сервис Реабилитация» (30026, г. Тула, пр-кт Ленина, д. 127А, оф. 414) на действия государственного заказчика – Государственного учреждения – Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (173009, Великий Новгород, ул. Псковская, д. 15) при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению инвалидов слуховыми аппаратами, извещение № 0250100000320000125 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 02.09.2020, необоснованной.

 

Председатель Комиссии                                                                                     …

                                                                                                                                

Члены Комиссии                                                                                                 …

 

                                                                                                                              …

                                                                                                         

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

                                                                                                         

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны