Решение №1060/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/48-109/2023 по результатам рассмотрения жал... от 13 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Государственному заказчику –

ФКУ Упрдор «Россия» и его конкурсной комиссии

 

 

ул. Троицкая, д. 5,

Великий Новгород, 173007

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «ТЭК-Торг»

 

e-mail: help@tektorg.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

ООО ««Дорсервис»»

 

пр-кт. Малый П.С., д. 5, литер. Б, помещ. 106,

г. Санкт-Петербург, 197198

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/48-109/2023

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

07 марта 2023 года                                                                                       Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

…… – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;

……– член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

…… – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

государственного заказчика Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Ордена Ленина «Москва – Санкт-Петербург» Федерального дорожного агентства» (173007, Великий Новгород, ул. Троицкая, д. 5) – ….. (доверенность № 42-д от 05.05.2022), …., являющегося также членом конкурсной комиссии (доверенность № 103-д от 05.07.2022);

подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «Дорсервис» (197198, г. Санкт-Петербург, пр-кт Малый П.С., д. 5, литер. Б, помещ. 106) – …. (доверенность № б/н от 06.03.2023), …. (доверенность № б/н от 06.03.2023),

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Дорсервис» (197198, г. Санкт-Петербург, пр-кт Малый П.С., д. 5, литер. Б, помещ. 106; далее - ООО «Дорсервис») на действия конкурсной комиссии государственного заказчика Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Ордена Ленина «Москва – Санкт-Петербург» Федерального дорожного агентства» (173007, Великий Новгород, ул. Троицкая, д. 5; далее – ФКУ Упрдор «Россия», Заказчик) состав которой утвержден распоряжением ФКУ Упрдор «Россия» от 19.01.2023 № 14-р, при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на проведение работ в целях установления придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-122 автомобильная дорога А-114-Устюжна - Крестцы - Яжелбицы - Великие Луки - Невель в Пестовском, Мошенском, Боровичском, Окуловском, Крестецком, Демянском, Маревском районах Новгородской области, обозначения их на местности и внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости, извещение №  0336100012523000001 о проведении которого было размещено в редакции № ИИ2 (№3) на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 03.02.2023, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

           01.03.2023 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Дорсервис» на действия конкурсной комиссии, состав которой утвержден распоряжением ФКУ Упрдор «Россия» от 19.01.2023 № 14-р при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на проведение работ в целях установления придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-122 автомобильная дорога А-114-Устюжна - Крестцы - Яжелбицы - Великие Луки - Невель в Пестовском, Мошенском, Боровичском, Окуловском, Крестецком, Демянском, Маревском районах Новгородской области, обозначения их на местности и внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости, извещение №  0336100012523000001 о проведении которого было размещено в редакции № ИИ2 (№3) на официальном сайте 03.02.2023 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

  1. ООО «Дорсервис» участвовало в рассматриваемой закупке и не согласно с содержанием протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке № ПРО2-ЭК (001) от 27.02.2023 года, а именно с начислением 0 баллов по критерию оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие
    у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (далее - Квалификация участников закупки), со следующей формулировкой: «Представленные Участником закупки с идентификационным номером заявки 6 сведения не позволяют проверить их соответствие установленным в извещении об осуществлении закупки требованиям».

По мнению подателя Жалобы предоставленный им опыт полностью соответствует требованиям Заказчика.

  1. Заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме установлен критерий оценки «Квалификация участника закупки» (Общая цена исполненных участником закупки договоров), в требованиях к указанному критерию установлен конкретный вид работ – выполнение работ по установлению придорожных полос на автомобильных дорогах и обозначению их на местности, тем самым Заказчик ограничивает участников с опытом выполнения кадастровых работ, а также с опытом по установлению зон с особыми условиями использования территорий.

Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Присутствовавший на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представители ООО «Дорсервис» поддержали ее доводы в полном объеме.

От государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» поступили письменные пояснениях на Жалобу (вх. № 966 от 06.03.2023 Новгородского УФАС России) согласно которым, Заказчик сообщает следующее.

  1. В процессе проведения комиссией заказчика итогов процедуры определения победителя закупки произошел технический сбой, в результате которого открыть архивную папку «Опыт» в составе заявки участника закупки с идентификационным номером 6 не представилось возможным. Как следствие, комиссия заказчика была лишена технической возможности в процессе подведения итогов проверки соответствия требованиям, установленным в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме представленных сведений. Комиссия полагала, что участником закупки должно быть обеспечено размещение файлов в составе заявок в читаемом формате. В результате сложившейся ситуации, комиссия заказчика, не имеющая ранее опыта действий в подобных непредвиденных случаях, приняла решение присвоить заявке участника 0 баллов по критерию «Квалификация участника закупки».
  2. При установлении требований к опыту участников закупки относительно предмета исполненных контрактов («выполнение работ по установлению придорожных полос») заказчик руководствовался подпунктом «в» пункта 28 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 (далее - Положение № 2604), вместе с тем, изучив доводы подателя Жалобы, заказчик пришел к выводу, что указанное требование действительно может ограничить потенциальных участников закупки. Таким образом, со стороны заказчика не имелось достаточного опыта в проведении закупок по данному предмету, имело место непреднамеренное, добросовестное заблуждение при трактовании положений законодательства в отношении закупок, связанных с землеустроительными работами.

На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представители заказчика поддержали пояснения на нее в полном объеме и дополнительно устно отметили, что в последствие архивную папку «Опыт» в составе заявки участника закупки с идентификационным номером 6 удалось открыть. Относительно второго довода, представители заказчика пояснили, что заказчику необходимо было указать больше видов зон с особыми с условиями использования территорий, указанных в Земельном кодексе Российской Федерации, а именно касаемо линейных объектов.

Необходимо отметить, что довод Жалобы о нарушениях, допущенных заказчиком в части несоответствия положений извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме требованиям Закона о контрактной системе, не может быть предметом рассмотрения Комиссии в ходе разбирательства по Жалобе по причине пропуска срока, предусмотренного пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, для подачи жалобы на положения извещения об осуществлении закупки.

Вместе с тем, одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

Таким образом, в случае, если в действиях заказчика ходе проведения внеплановой проверки будут выявлены нарушения в несоответствии положений извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме требованиям Закона о контрактной системе, то они будут отражены в решении Комиссии по результатам рассмотрения Жалобы.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.

  1. В течение января-марта 2023 года заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» и его конкурсной комиссией осуществляется закупка путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на проведение работ в целях установления придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-122 автомобильная дорога А-114-Устюжна - Крестцы - Яжелбицы - Великие Луки - Невель в Пестовском, Мошенском, Боровичском, Окуловском, Крестецком, Демянском, Маревском районах Новгородской области, обозначения их на местности и внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости (извещение №  0336100012523000001), (начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) – 49 950 000,00 рублей).

Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме в последней редакции утверждено заместителем начальника ФКУ Упрдор «Россия» …. 03.02.2023 (далее – Извещение).

Состав конкурсной комиссии заказчика утвержден распоряжением ФКУ Упрдор «Россия» от 19.01.2023 № 14-р.

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

По смыслу частей 1, 2 и 4 статьи 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.

В развитие данной нормы утверждено Положение № 2604.

Как следует из пункта 5 Извещения объектом рассматриваемой закупки является проведение работ в целях установления придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-122 автомобильная дорога А-114-Устюжна - Крестцы - Яжелбицы - Великие Луки - Невель в Пестовском, Мошенском, Боровичском, Окуловском, Крестецком, Демянском, Маревском районах Новгородской области, обозначения их на местности и внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Положения № 2604 «оценка заявок» - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

В силу пункта 3 Положения № 2604 для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

б) расходы;

в) характеристики объекта закупки;

г) квалификация участников закупки.

Согласно пункту 8 Положения № 2604 в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами «в» и «г» пункта 3 настоящего Положения:

а) применяются детализирующие показатели;

б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;

в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.

В соответствии с пунктом 24 Положения № 2604 для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно пункту 25 Положения № 2604 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Положения, применяются детализирующие показатели.

В соответствии с пунктом 26 Положения № 2604 оценка заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV настоящего Положения для оценки заявок по критерию оценки «характеристики объекта закупки».

В силу пункта 28 Положения № 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 Положения:

а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

общая цена исполненных участником закупки договоров;

общее количество исполненных участником закупки договоров;

наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;

б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом «а» настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;

в) документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению:

устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);

может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);

г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта «в» настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;

д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;

е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта «в» настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом «д» пункта 31, подпунктом «г» пункта 32 и подпунктом «г» пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.

Заказчик в Извещении установил следующие критерии оценки заявок участников настоящего открытого конкурса в электронной форме:

- цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги (значимость 60%);

- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (значимость 30 %) (далее – Характеристики объекта закупки);

- Квалификация участников закупки (значимость 10 %).

Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе определен в приложении № 4 к Извещению (далее – Порядок оценки).

Разделом II Порядка оценки предусмотрено, что оценка заявок на участие в рассматриваемом открытом конкурсе в электронной форме осуществляется в соответствии с подпунктом «е» пункта 20 Положения № 2604.

В рамках критерия «Квалификация участников закупки» установлен показатель оценки «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» и детализирующий показатель «Общая цена исполненных участником закупки договоров».

В силу части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «а», «б» и «г» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом «д» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «м» - «р» пункта 1, подпунктов «в» пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:

1) члены комиссии по осуществлению закупок:

а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке, соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;

б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);

2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.

Согласно части 13 статьи 48 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке должен содержать:

1) дату рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, идентификационные номера таких заявок;

2) информацию о принятом решении о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют настоящему Федеральному закону, извещению об осуществлении закупки;

3) присвоенные вторым частям заявок на участие в закупке, признанным соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае установления такого критерия в извещении об осуществлении закупки);

4) информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении и оценке вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении каждой второй части заявки на участие в закупке;

5) информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 4 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе.

ООО «Дорсервис» указывает, что его заявке с идентификационным номером 6 неправомерно было присвоено 0 баллов по критерию оценки «Квалификация участников закупки».

Протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 27.02.2023 № ПРО2-ЭК (001) содержит результаты оценки заявки Заявителя по рассматриваемому показателю:

«Представленные Участником закупки с идентификационным номером заявки 6 сведения не позволяют проверить их соответствие установленным в извещении об осуществлении закупки требованиям.

Таким образом, количество баллов, присуждаемых по показателю: 0».

Однако, согласно представленным оператором электронной площадки данным, заявка участника закупки с идентификационным номером 6 (ООО «Дорсервис») содержит документы об опыте выполненных работ, сопоставимых с объектом закупки.

Таким образом конкурсной комиссией Заказчика неправомерно не применен Порядок оценки представленных сведений в составе заявки участника закупки с идентификационным номером 6 (ООО «Дорсервис») по рассматриваемому показателю, фактически конкурсной комиссией проигнорированы документы по критерию «Квалификация участников закупки» в составе заявки подателя Жалобы и не произведена оценка второй части его заявки.

Учитывая вышеизложенное, в действиях конкурсной комиссии государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» содержится нарушение подпункта «б» пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе, выразившееся в не проведении оценки, по критерию «Квалификация участников закупки» заявки с идентификационным номером 6 (ООО «Дорсервис»).

Таким образом, Жалоба является обоснованной.

Установленные в действиях конкурсной комиссии государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» нарушения Закона о контрактной системе указывают на наличие в действиях ее членов признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно пунктам 16 - 17 Положения № 2604 для оценки заявок по критерию оценки «характеристики объекта закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) качественные характеристики объекта закупки;

б) функциональные характеристики объекта закупки;

в) экологические характеристики объекта закупки.

Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.

В соответствии с пунктом 22 Положения № 2604 в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки «характеристики объекта закупки», по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.

Таким образом, обязательным условием применения шкалы оценки является невозможность определения показателя оценки через количественное значение, имеющее функциональную значимость.

Одним из критериев оценки заявок участников рассматриваемого открытого конкурса в электронной форме является «Характеристики объекта закупки».

Как уже отмечалось разделом II Порядка оценки предусмотрено, что оценка заявок на участие в рассматриваемом открытом конкурсе в электронной форме осуществляется в соответствии с подпунктом «е» пункта 20 Положения № 2604.

В рамках критерия «Характеристики объекта закупки» установлен показатель оценки «Качественные характеристики объекта закупки» и детализирующий показатель «Описание последовательности выполнения каждого вида работ» с перечнем характеристик, одной из которой является:

«Пояснительная записка содержит подробное описание последовательности выполнения каждого вида работ с привязкой к объекту закупки, техническому заданию, проекту контракта, с описанием материалов, являющихся результатом работ (форматы, количество).

Разделом III Порядка оценки предусмотрено, что «при формировании Предложения о качестве участник закупки должен не повторить требования технического задания, а раскрыть данные требования и технологические решения в соответствии с требованиями нормативной документации действующей на территории РФ и с учетом имеющихся у участника конкурентных качеств, в приведенной последовательности. При этом участнику закупки рекомендуется указать наименование обозначения детализирующего показателя оценки.

Под привязкой к объекту подразумевается наличие в предложении о качестве информации, раскрывающей территориальные особенности места размещения объекта и технические параметры объекта, влияющие на процесс выполнения работ, например, указание на конкретные наименования и адреса органов государственной и муниципальной власти, судебных инстанций, с которыми предполагается взаимодействие в ходе работ, особенностей подачи/приема документов, используемой системы координат кадастрового учета, наличие локальных нормативно-правовых актов и т.д.».

При оценке заявок по показателю «качественные характеристики объекта закупки» наибольшее количество баллов присваивается заявке содержащей полное представление информации по всем положениям детализирующего показателя.

Баллы по значению критерия присваиваются от 0 до 100 в зависимости от полноты представленной информации от участника электронного конкурса, исходя из оценки возможностей участника качественно оказывать услуги по предмету  контракта. В случае не предоставления сведений или предоставления сведений не в полном объеме, не детализированных, не конкретизированных, без привязки к объекту закупки, техническому заданию, проекту контракта, с описанием материалов, являющихся результатом работ (форматы, количество), несоответствующих требованиям, установленным в извещении,  заявке присваивается 0 баллов.

Таким образом, с учетом вышеприведенного Порядка оценки, присвоение баллов ставится в зависимость от подробного описания последовательности выполнения каждого вида работ с привязкой к объекту закупки, техническому заданию, проекту контракта, с описанием материалов, являющихся результатом работ (форматы, количество).

Вместе с тем, Порядок оценки не раскрывает конкретных измеряемых требований к вышеуказанному предмету оценки по содержанию пояснительной записки (не раскрывает, что подразумевается под «подробным описанием»), что не позволяет четко и однозначно определить участникам закупки конкретное соотношение степени детализации и присваиваемых баллов.

Используемый государственным заказчиком термин, является субъективным, и оценка по такому показателю будет целиком зависеть от мнения членов конкурсной комиссии, а не от предложения лучших условий исполнения контракта.

Учитывая изложенное, установленный заказчиком порядок оценки заявок в вышеуказанной части не отвечает принципу определенности и однозначности, и в итоге позволяет конкурсной комиссии по своему субъективному усмотрению определять победителя торгов, а не выявлять лицо, объективно предложившее лучшие условия оказания услуг.

Аналогичные выводы содержатся в Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.12.2019 № Ф07-14474/2019 по делу № А44-4987/2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2020 по делу № А44-1882/2020.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» содержатся нарушения части 8 статьи 32, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в Извещении Порядка оценки заявок по критерию детализирующему показателю «Описание последовательности выполнения каждого вида работ», по показателю оценки «Качественные характеристики объекта закупки», по критерию оценки «Характеристики объекта закупки» не обеспечивающего выбор лучшего предложения участников закупки и, соответственно, надлежащее определение победителя торгов.

3. В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.

Между тем, в Приложение № 5 к Извещению (далее – Проект контракта) вместо независимой гарантии указана банковская гарантия:

- расторжение Контракта по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации не прекращает действия банковской гарантии выданной в обеспечение исполнения Контракта в части неисполненных обязательств (пункт 9.5 Проекта контракта).

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» содержится нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем включении в Проект контракта условия о гарантии (указана банковская гарантия вместо независимой).

4. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Описание объекта закупки содержится в Приложении № 1 к Извещению  Техническое задание (далее – ТЗ).

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Между тем пункт 1.2.1 ТЗ содержит следующее:

«Проведение комплекса работ по установлению придорожных полос автомобильных дорог общего пользования федерального значения, указанных в пункте 1.1 настоящего Технического задания, в том числе путем уточнения границ земельных участков, занятых полосой отвода, в соответствии с п. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости».

Указанный пункт Федерального закона в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.12.2021 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» утратил законную силу с 01.07.2022 года.

Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» содержатся нарушения пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем определении положений нормативно правового акта,  в соответствии с которым должны выполняться работы.

Допущенные государственным заказчиком нарушения Закона о контрактной системе указывают на наличие в действиях его должностного лица признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При решении вопроса о необходимости выдачи предписания об устранении допущенных нарушений Комиссия учитывает следующее.

Установленные нарушения в действиях государственного заказчика - ФКУ Упрдор «Россия» и его конкурсной комиссии являются существенными и затрагивают права участников закупки, привели к нарушению применения Порядка оценки и, как следствие, к неправильному начислению баллов заявкам участников закупки, не отвечают условию объективной оценки заявок участников закупки с целью выявления лучших условий исполнения государственного контракта, приводят к произвольному и субъективному  начислению баллов участникам конкурса, что дает основание для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения в Извещение соответствующих изменений.

 

Руководствуясь статьями 8, 32, 33, 42, 43, 48, 96, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Дорсервис» (197198, г. Санкт-Петербург, пр-кт Малый П.С., д. 5, литер. Б, помещ. 106) на действия конкурсной комиссии государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Ордена Ленина «Москва – Санкт-Петербург» Федерального дорожного агентства» (173007, Великий Новгород, ул. Троицкая, д. 5; далее – ФКУ Упрдор «Россия») при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на проведение работ в целях установления придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-122 автомобильная дорога А-114-Устюжна - Крестцы - Яжелбицы - Великие Луки - Невель в Пестовском, Мошенском, Боровичском, Окуловском, Крестецком, Демянском, Маревском районах Новгородской области, обозначения их на местности и внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости, извещение №  0336100012523000001 о проведении которого было размещено в редакции № ИИ2 (№3) на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru  03.02.2023, обоснованной.
  2. Признать в действиях конкурсной комиссии государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Ордена Ленина «Москва – Санкт-Петербург» Федерального дорожного агентства» нарушение подпункта «б» пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
  3. Признать в действиях государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Ордена Ленина «Москва – Санкт-Петербург» Федерального дорожного агентства» нарушения части 8 статьи 32, пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 4 части 2 статьи 42, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
  4. Выдать государственному заказчикуФедеральному казенному учреждению «Управление автомобильной магистрали Ордена Ленина «Москва – Санкт-Петербург» Федерального дорожного агентства», его конкурсной комиссии, оператору электронной площадки - Акционерному обществу «ТЭК-Торг» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
  5. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Ордена Ленина «Москва – Санкт-Петербург» Федерального дорожного агентства» и членов его конкурсной комиссии.

 

Председатель Комиссии                                                                               ………

                                     

                                                                                             

Члены Комиссии                                                                                           ………                      

                                                                               

                                                                                                 ……….

           

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны