Решение №174/03 РЕШЕНИЕ № 053/10/18.1-14/2022 по результатам рассмотрения ... от 19 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Организатору торгов (концеденту) –

Администрации Боровичского муниципального района

 

ул. Коммунарная, д. 48,

г. Боровичи, Новгородская обл.,

174411

 

 

Заявителю –

ООО «Терминал»

 

Сырковское ш., д. 36, стр. 1, оф. 9,

Великий Новгород, 173507

 

Исх. № 174/03 от 19.01.2022

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/10/18.1-14/2022

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии

с законодательством Российской Федерации торгов

 

14 января 2022 года

 

                                 

                                        Великий Новгород

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 27.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

…. – председатель Комиссии, заместитель руководителя-начальник отдела Управления,

… – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

…. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

в присутствии представителей:

организатора торгов (концедента) – Администрации Боровичского муниципального района (174411, Новгородская обл., г. Боровичи, ул. Коммунарная, д. 48; далее - Администрация) – ….;

заявителя - Общества с ограниченной ответственностью «Терминал» (173507, Великий Новгород, Сырковское ш., д. 36, стр. 1, оф. 9; далее – ООО «Терминал») – ….;

рассмотрев жалобу ООО «Терминал» на действия организатора торгов (концедента) – Администрации при проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении имущественного комплекса, на котором осуществляется сбор, обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение, захоронение твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 53:02:0162102:21, площадью 270081 кв. м, местоположение: Новгородская область, Боровичский район, Сушиловское сельское поселение, в составе полигона твердых коммунальных отходов и мусоросортировочного комплекса, комплекса по компостированию ТКО, подлежащих созданию (проектированию, строительству и эксплуатации), извещение № 131021/7559803/01 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов в сети «Интернет» по адресу: http://torgi.gov.ru (далее – официальный сайт) 13.10.2021,

 

УСТАНОВИЛА:

 

21.12.2021 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО «Терминал» на действия организатора торгов (концедента) – Администрации и его конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении имущественного комплекса, на котором осуществляется сбор, обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение, захоронение твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 53:02:0162102:21, площадью 270081 кв. м, местоположение: Новгородская область, Боровичский район, Сушиловское сельское поселение, в составе полигона твердых коммунальных отходов и мусоросортировочного комплекса, комплекса по компостированию ТКО, подлежащих созданию (проектированию, строительству и эксплуатации), извещение № 131021/7559803/01 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов в сети «Интернет» по адресу: http://torgi.gov.ru (далее – официальный сайт) 13.10.2021 (вх. № 9716 Новгородского УФАС России; далее - Жалоба).

Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.

В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции организатору торгов (концеденту) – Администрации было направлено уведомление о приостановлении торгов до рассмотрения Жалобы по существу, которое организатором торгов (концедентом) исполнено, проведение торгов приостановлено, договор (концессионное соглашение) не заключен.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

Согласно пункту 2.2 документации о проведении рассматриваемого конкурса (далее – Конкурсная документация) концессионер обязан обеспечить на территории Боровичского муниципального района проектирование, строительство и эксплуатацию имущественного комплекса в составе полигона твердых коммунальных отходов и мусоросортировочного комплекса, комплекса по компостированию твердых коммунальных отходов мощностью не менее 40 тысяч тонн в год в соответствии со сроками, определенными концессионным соглашением.

В Приложении № 1 к Конкурсной документации установлено, что объектом является концессионного соглашения является, в том числе, комплекс по компостированию  твердых коммунальных отходов и предъявляются требования к его строительству.

            Согласно пункту 17 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях) к объектам концессионного соглашения относятся объекты, на которых осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов.

            Кроме того, согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ от 30.05.2016 № 484  «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» регулированию в области обращения с твердыми коммунальными отходами подлежат следующие виды тарифов:

а) единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;

б) тариф на обработку твердых коммунальных отходов;

в) тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов;

г) тариф на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе на объектах размещения твердых коммунальных отходов, включенных в соответствии с пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации;

д) тариф на энергетическую утилизацию.

Таким образом, тариф на компостирование твердых коммунальных отходов не подлежит государственному регулированию, а объект рассматриваемого концессионного соглашения  - комплекс по компостированию не может быть включён в инвестиционную программу концессионера.

            2. Согласно части 13 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер принимаемых концедентом на себя расходов, а также размер, порядок и условия предоставления концедентом концессионеру государственных или муниципальных гарантий должны быть указаны в решении о заключении концессионного соглашения, в конкурсной документации, в концессионном соглашении. Решение о выплате платы концедента по концессионному соглашению может быть принято в случае, если установление платы концедента по концессионному соглашению определено в качестве критериев конкурса.

Однако в нарушение вышеуказанного требования Закона о концессионных соглашениях порядок и условия предоставления концедентом концессионеру муниципальных гарантий по возмещению концедентом концессионеру  части расходов на создание объекта концессионного соглашения в Конкурсной документацией и приложения к ней не предусмотрен.

Учитывая все вышеизложенное, заявитель просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Организатор торгов (концедент) – Администрация считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на нее (вх. №№ 9883 от 28.12.2021 и 85 от 13.01.2022 Новгородского УФАС России), суть которых сводится к следующему.

В соответствии с приказом Минприроды России от 29.12.2020 № 1119 «Об утверждении методики расчета показателя «Сводный индекс обработки (сортировки), утилизации и захоронения твердых коммунальных отходов» для целей расчета показателя к утилизации, в том числе, относится компостирование отходов и производство твердого топлива.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 № 1657 «О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов» (далее – Постановление № 1657) к обезвреживанию ТКО относится компостирование, результатом которого не является получение вторичного сырья или иной продукции.

Для достижения поставленных целевых показателей по обработке и утилизации отходов, учитывающих в том числе целевые показатели, характеризующие достижение национальных целей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474, территориальной схемой (Постановление министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области от 27.12.2021 № 13 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Новгородской области») предлагаются соответствующие мероприятия (таблица 9.5).

Таблица 9.5 в отношении мероприятий, планируемых в Боровичском муниципальном районе, содержит:

зона РО

Год

Объект

Мероприятие

Прочая информация

1 зона деятельности

2024

Межмуниципальный полигон ТКО,

Боровичский район

Ввод в эксплуатацию/ Начало приема отходов

Мощность: 40 тыс. тонн/ год; Вместимость:

1000 тыс. тонн

1 зона деятельности

2024

Комплекс по сортировке ТКО, Боровичский район

Ввод в эксплуатацию/ Начало приема отходов

Мощность: 40 тыс. тонн/ год Отбор ВМР- не менее 1596

1 зона деятельности

2026

Комплекс по сортировке ТКС), Боровичский район

Реконструкция объекта

Строительство участка компостирования (утилизации) органических фракций ТКО

(компостирование - не менее 25%).

 

 

Запланированные территориальной схемой мероприятия позволяют достигнуть показателя «доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов» 49,8  % к 2030 году, что предусмотрено федеральным проектом «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», «Единым планом по достижению Национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года».

Таким образом, территориальная схема предусматривает компостирование отходов, направленное на утилизацию и получение  вторичного сырья или иной продукции.

Следовательно, комплекс по компостированию может являться объектом концессионного соглашения, в том числе и независимо от того,  является ли компостирование обезвреживанием или утилизацией.

2. В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи  10 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение должно включать в себя размер платы концедента по концессионному соглашению.

В Конкурсной документация и в Проекте концессионного соглашения (Приложение № 9 к Конкурсной документации) размер  платы концедента установлен и на основании пункта 2.1 статьи 24 Закона о концессионных соглашениях отнесен к критериям оценки заявок.

31.05.2021 (исх. № М20-1859-И) Администрацией был направлен запрос в адрес Министерства финансов Новгородской области, Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (далее — Министерство), заместителя Председателя Правительства Новгородской области о необходимости предусмотреть плату концедента в ходе формирования Закона об областном бюджете на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов.

В соответствии с данным запросом Министерством было направлено письмо № ПР-9945-И от 05.10.2021 в адрес министра финансов Новгородской области о необходимости предоставления бюджету  Боровичского муниципального района в 2024 году субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий по организации деятельности по захоронению твердых коммунальных отходов в части строительства полигонов твердых коммунальных отходов в размере  18 633,94 тыс. рублей.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

1. В соответствии с частью 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Порядок заключения концессионного соглашения установлен главой 3 Закона о концессионных соглашениях.

Согласно части 1 статьи 21 Закона о концессионных соглашениях конкурс на право заключения концессионного соглашения (далее - конкурс) может быть открытым (заявки на участие в конкурсе могут представлять любые лица) или закрытым (заявки на участие в конкурсе могут представлять лица, которым направлены приглашения принять участие в таком конкурсе в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 22 Закона о концессионных соглашениях в отношении объектов концессионного соглашения, права собственности на которые принадлежат муниципальному образованию, решение о заключении концессионного соглашения принимается с учетом требований, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Решение о проведении рассматриваемого открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении имущественного комплекса, на котором осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 53:02:0162102:21, площадью 270081 кв. м, местоположение: Новгородская область, Боровичский район, Сушиловское сельское поселение, в составе полигона твердых коммунальных отходов и мусоросортировочного комплекса, комплекса по компостированию ТКО, подлежащих созданию (проектированию, строительству и эксплуатации), оформлено в виде Постановления Администрации от 08.10.2021 № 2873.

Постановлением Администрации от 08.10.2021 № 2873  также утвержден состав конкурсной комиссии организатора торгов (концедента).

Конкурсная документация утверждена Постановлением Администрации от 08.10.2021 № 2874.

Согласно одному из доводов подателя Жалобы, заказчик в рамках рассматриваемой закупки неправомерно установил и объединил в предмет торгов работы по созданию комплекса по компостированию ТКО, поскольку данный вид работ в силу действующего законодательства Российской Федерации не может являться объектом концессионного соглашения.

 Однако данный довод Жалобы является необоснованным исходя из следующего.

             Согласно пункту 17 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях к объектам концессионного соглашения относятся в том числе объекты, на которых осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов;

             В соответствии с пунктом 21 Постановления № 1657 объекты размещения твердых коммунальных отходов предназначены:

            - для хранения видов отходов, выделенных из состава твердых коммунальных отходов (за исключением отходов органического происхождения), предназначенных для дальнейшего обезвреживания, и (или) утилизации, и (или) захоронения;

            - для захоронения твердых коммунальных отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации.

   Согласно пункту 16 Постановления № 1657  объекты обезвреживания твердых коммунальных отходов предназначены для уменьшения массы отходов, изменения их состава, физических и химических свойств в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду путем сжигания, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) путем обеззараживания на специализированных установках или путем компостирования, результатом которого не является получение вторичного сырья или иной продукции.

            В соответствии с пунктом 19 Постановления № 1657 технологические решения для объектов обезвреживания твердых коммунальных отходов, на которых обезвреживание осуществляется путем компостирования, должны учитывать климатические условия и исключать прямое попадание продуктов компостирования в атмосферный воздух, на почву, в поверхностные и подземные воды.

             Таким образом, исходя из вышеизложенного к объектам концессионного соглашения относятся в том числе объекты на котором осуществляется обезвреживание ТКО, при этом одним из видов обезвреживания  ТКО помимо сжигания или обезвреживания на специальных установках является компостирование, в связи с чем объект рассматриваемой закупки и предусмотренные в его составе работы по созданию комплекса по компостированию ТКО соответствует требования действующего законодательства Российской Федерации по обращению с твердыми коммунальными отходами.

            Кроме того, согласно пункту 20 Постановления № 1657 расположение и экономическая целесообразность создания объектов обезвреживания отходов, на которых обезвреживание осуществляется путем компостирования твердых коммунальных отходов, определяется при разработке территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами.

На основании вышеизложенного, Министерством было утверждено Постановление № 13 от 27.12.2021 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Новгородской области».

Так согласно пункту 9.2 Постановления № 13 от 27.12.2021 для достижения поставленных целевых показателей по обработке и утилизации отходов, учитывающих в том числе целевые показатели, характеризующие достижения национальных целей, определенных Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474, территориальной схемой предлагаются соответствующие мероприятия (таблица 9.5), в том числе строительство участка компостирования  органических фракций ТКО (компостирование не менее 25%).

            При этом, согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ от 30.05.2016 № 484  «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» регулированию в области обращения с твердыми коммунальными отходами подлежат следующие виды тарифов:

а) единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;

б) тариф на обработку твердых коммунальных отходов;

в) тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов;

г) тариф на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе на объектах размещения твердых коммунальных отходов, включенных в соответствии с пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации;

д) тариф на энергетическую утилизацию.

Таким образом, регулированию в области обращения с твердыми коммунальными отходами подлежит в том числе тариф на обезвреживание ТКО, к которому как указывалось выше относится компостирование.

Учитывая вышеизложенное рассматриваемый довод Жалобы является необоснованным.

            2. Согласно части 13 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер принимаемых концедентом на себя расходов, а также размер, порядок и условия предоставления концедентом концессионеру государственных или муниципальных гарантий должны быть указаны в решении о заключении концессионного соглашения, в конкурсной документации, в концессионном соглашении. Решение о выплате платы концедента по концессионному соглашению может быть принято в случае, если установление платы концедента по концессионному соглашению определено в качестве критериев конкурса.

На основании вышеизложенного, муниципальным заказчиком – Администрацией в пункте 10.2 Приложения № 9 к Конкурсной документации установлено условие о выплате платы концедента, размер которого устанавливается в соответствии с Приложением № 9 к Конкурсной документации.

            При этом, согласно  пункту 2.1 статьи 24 Закона о концессионных соглашениях в случае, если условием концессионного соглашения предусмотрены принятие концедентом на себя части расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения или плата концедента по концессионному соглашению, размер части таких расходов концедента и плата концедента по концессионному соглашению должны быть установлены в качестве критериев конкурса.

На основании вышеизложенного, муниципальным заказчиком – Администрацией в разделе 3 Конкурсной документации установлен один из критериев оценки заявок «Размер платы концедента».

Довод подателя Жалобы относительно того, что муниципальный заказчик – Администрация в нарушение Закона о концессионных соглашениях в Конкурсной документации не установил порядок и условия принятия концедентом на себя части расходов по созданию концессионного соглашения является несостоятельным и основан на неправильной трактовке действующего законодательства РФ.

Законом о концессиях предусмотрено два вида денежных выплат концедента в пользу концессионера, направленных на финансирование создания объекта концессионного соглашения, а именно:

- финансирование части расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, с предоставлением концессионеру государственных или муниципальных гарантий  в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

- плата концедента.

Установление вышеуказанных денежных выплат является не обязанностью заказчика, а его правом.

            В случае установления одного из вышеуказанных поощрений, размер части таких расходов концедента или плата концедента по концессионному соглашению должны быть установлены в качестве критериев конкурса.

            При этом, согласно части 13 статьи 3 условие о предоставлении концессионеру государственных (муниципальных) гарантий применяются только, если концедент принимает на себя и устанавливает в качестве критерия конкурса принятие части расходов на создание объекта концессионного соглашения, тогда как в данном случае критерием конкурса является плата концедента.

Вышеуказанная позиция также подтверждается судебной практикой (Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2017 № 09АП-33753/2017, 09АП-34801/2017 по делу А40-23141/2017).

Учитывая вышеизложенное, рассматриваемый довод Жалобы также является несостоятельным, а Жалоба необоснованной.

 

 

Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Терминал» (173507, Великий Новгород, Сырковское ш., д. 36, стр. 1, оф. 9) на действия организатора торгов (концедента) – Администрации Боровичского муниципального района (174411, Новгородская обл., г. Боровичи, ул. Коммунарная, д. 48) при проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении имущественного комплекса, на котором осуществляется сбор, обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение, захоронение твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 53:02:0162102:21, площадью 270081 кв. м, местоположение: Новгородская область, Боровичский район, Сушиловское сельское поселение, в составе полигона твердых коммунальных отходов и мусоросортировочного комплекса, комплекса по компостированию ТКО, подлежащих созданию (проектированию, строительству и эксплуатации), извещение № 131021/7559803/01 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов в сети «Интернет» по адресу: http://torgi.gov.ru  13.10.2021, необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                            ..

                                                                                                                                

Члены Комиссии   

                                                                                                           …

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны