Решение №7263/03 РЕШЕНИЕ № 053/07/4-642/2020 по результатам рассмотрения жало... от 28 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Заказчику –

МАОУ «СОШ № 16»

и его закупочной комиссии

 

ул. 20 января, д. 14,

Великий Новгород, 173011

e-mail:            vnschool16@yandex.ru

 

 

Оператору электронной площадки –

ООО «ЕСТП»

 

e-mail: info@estp.ru

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ООО «Волшебный обед»

 

ул. Ново-Никитинская, д. 17,

лит. А, пом. 1Н, оф. 52,

Санкт-Петербург, 197375

 

Исх. № 7263/03 от 28.12.2020

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/07/4-642/2020

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии

с законодательством Российской Федерации торгов

 

24 декабря 2020 года

 

                                      Великий Новгород

Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:

<…>– председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления,

<…> – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

<…> – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителя заказчика – Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 16» (173011, Великий Новгород, ул. 20 января, д. 14; далее – МАОУ «СОШ № 16») – директора <…>;

участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Волшебный обед» (ИНН 7816582941; юридический адрес: 197375, Санкт-Петербург, ул. Ново-Никитинская, д. 17, лит. А, пом. 1Н, оф. 52; почтовый адрес: 192289, г. Санкт-Петербург, ул. Бухарестская, д. 150; далее – ООО «Волшебный обед») – <…> (доверенность № 1 от 21.12.2020),

рассмотрев жалобу ООО «Волшебный обед» на действия заказчика – МАОУ «СОШ № 16» при осуществлении закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме на организацию горячего питания для обучающихся в начальной школе, извещение № 32009787573 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 10.12.2020,

 

УСТАНОВИЛА:

 

15.12.2020 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО «Волшебный обед» на действия заказчика – МАОУ «СОШ № 16» при осуществлении закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме на организацию горячего питания для обучающихся в начальной школе, извещение № 32009787573 о проведении которого было размещено на официальном сайте 10.12.2020 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Законом о закупках и статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.

В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции заказчику - МАОУ «СОШ № 16» было направлено уведомление о приостановлении закупки до рассмотрения Жалобы по существу, которое заказчиком исполнено, проведение закупки приостановлено, договор не заключен.

Доводы Жалобы сводятся к следующему.

1. В нарушение положений Закона о закупках и Положения о закупке товаров, работ, услуг МАОУ «СОШ № 16» (утверждено протоколом № 3 от 13.04.2020 Наблюдательного совета МАОУ «СОШ № 16», введено в действие приказом МАОУ «СОШ № 16» от 10.07.2020 (в ред. от 19.10.2020); далее - Положение) в документации о проведении запроса предложений в электронной форме от 10.12.2020 (далее - Документация) отсутствует обоснование начальной (максимальной) цены договора.

2. Также заявитель считает, что заказчиком – МАОУ «СОШ № 16» неправильно определен размер начальной (максимальной) цены договора, на что ООО «Волшебный обед» обратило внимание заказчика в своем запросе разъяснений положений Документации от 10.12.2020.

Из Жалобы также следует, что неправильное определение начальной (максимально) цены договора привело к применению ненадлежащего способа закупки.

На основании изложенного, ООО «Волшебный обед» просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы податель ООО «Волшебный обед» поддержал доводы Жалобы в полном объеме.

Заказчик – МАОУ «СОШ № 16» согласно представленным письменным возражениям на Жалобу (вх. № 8819 от 21.12.2020 Новгородского УФАС России) считает ее доводы необоснованными, поскольку приложение № 2 к Документации содержит всю необходимую информацию об обосновании начальной (максимальной) цены договора, а именно указание на то, что она сформирована при помощи маркетингового исследования и анализа рынка поставщиков требуемой продукции.

По мнению заказчика - МАОУ «СОШ № 16» у него отсутствует обязанность публикации как самого исследования, так и его результатов.

Согласно устным пояснениям представителя заказчика размер начальной (максимальной) цены договора определен заказчиком исходя из размера финансирования на сегодняшний день и подлежит корректировке в ходе исполнения договора в зависимости от количества обучающихся в 2021-2022 учебном году, что также было отражено заказчиком – МАОУ «СОШ № 16» в его ответе на запрос разъяснений положений Документации, направленный в адрес заказчика ООО «Волшебный обед».

На основании вышеизложенного, заказчик считает, что содержащееся в приложении № 2 к Документации обоснование начальной (максимальной) цены договора и ее размер соответствует требованиям как Закона о закупках, так и требованиям Положения, а Жалоба является необоснованной.

На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель заказчика поддержала доводы вышеуказанных возражений в полном объеме и пояснила, что при определении размера начальной (максимальной) цены договора заказчик устно обращался к поставщикам с целью получения информации о размере ценового предложения, которые в последующем не оформлялись в письменном виде.

Необходимо отметить, что согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Таким образом, внеплановая проверка действий заказчика и его закупочной комиссии, совершенных ими при проведении рассматриваемого запроса предложений в электронной форме, в данном случае не проводится, Комиссией рассматриваются и оцениваются исключительно доводы Жалобы.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

1. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с вышеуказанной нормой заказчиком разработано Положение, применяемое им при осуществлении закупок в соответствии с положениями Закона о закупках.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

В соответствии с пунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках одним из способов проведения конкурентной закупки в форме торгов является запрос предложений в электронной форме.

Пунктом 4.1.3 Положения предусмотрено осуществление закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме, а разделом 9.8 Положения регламентирован порядок его проведения.

Таким образом, МАОУ «СОШ № 16» и его закупочная комиссия при проведении рассматриваемого запроса предложений в электронной форме должны были придерживаться требований действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и собственного Положения.

В соответствии с пунктом 16 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны иные сведения, определенные положением о закупке.

Обоснованию начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) посвящен раздел 7 Положения.

Согласно пункту 7.1 Положения начальная (максимальная) цена договора, цена договора, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких методов:

7.1.1. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

7.1.2. Нормативный метод;

7.1.3. Тарифный метод;

7.1.4. Проектно-сметный метод;

7.1.5. Затратный метод.

В силу пункта 7.2 Положения обоснование начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), оформляется заказчиком в свободной форме и должно входить в состав документации о закупке и (или) извещения о закупке (в случае проведения запроса котировок).

 Приложение № 2 к Документации содержит обоснование начальной (максимальной) цены договора в следующем виде:

«Начальная (максимальная) цена сформирована с помощью тщательного маркетингового исследования и анализа рынка поставщиков требуемой продукции и включает в себя общую стоимость оказания услуг, оплачиваемую заказчиком за полное выполнение поставщиком своих обязательства по оказанию услуг, оказание сопутствующих поставке услуг, расходы на реализацию гарантийных обязательств, а также налоги и иные обязательные платежи».

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Обязанность по размещению на официальном сайте как извещения о проведении запроса предложений в электронной форме (далее - Извещение), так и Документации также предусмотрена пунктом 9.2.3 Положения.

Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу, что содержащееся в приложении № 2 к Документации обоснование начальной (максимальной) цены договора не соответствует требованиям действующего законодательства и Положения, поскольку содержит исключительно информацию об используемом заказчиком методе определения цены договора, без указания расчетов, позволяющих определить ее обоснованность.

Так например, в случае обоснования начальной (максимальной) цены договора методом сопоставимых рыночных цен, заказчиком может использоваться как общедоступная информация о рыночных ценах товаров (работ, услуг) в том числе информация о ценах, содержащаяся в реестре договоров, так и информация о ценах товаров (работ, услуг), полученная по запросу заказчика от поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров (работ, услуг), планируемых к закупке.

При направлении заказчиком запросов поставщикам (подрядчикам, исполнителям) такие запросы должны содержать основные и одинаковые условия исполнения договора (число учащихся, сроки оказания услуг, количество приемов пищи и тд.).

При этом сведения, поступившие заказчику в ответ на вышеназванные запросы, отражаются заказчиком в обосновании начальной (максимальной) цены договора, которое в силу положений Закона о закупках и Положения в обязательном порядке размещается заказчиком на официальном сайте.

На основании вышеизложенного, в действиях заказчика - МАОУ «СОШ № 16» содержатся нарушения части 1 статьи 2, пункта 16 части 10 статьи 4 Закона о закупках и пункта 7.2 Положения, выразившиеся в нарушении требований к содержанию Документации, а именно в отсутствии в ней обоснования начальной (максимальной) цены договора.

Соответственно, указанный довод Жалобы в ходе рассмотрения нашел свое подтверждение.

2. Как следует из Жалобы ООО «Волшебный обед» помимо обжалования отсутствия в Документации обоснования начальной (максимальной) цены договора  также обжалуется обоснованность ее размера, который, по мнению заявителя, занижен заказчиком.

Как установлено Комиссией Новгородского УФАС России Документация, в частности приложение № 2 к ней, содержит исключительно сведения о выбранном заказчиком – МАОУ «СОШ № 16» способе обоснования начальной (максимальной) цены договора, что не позволяет делать выводы об обоснованности ее размера.

При этом, исходя из установленной заказчиком – МАОУ «СОШ № 16» начальной (максимальной) цены договора в размере 2 000 000, 00 рублей, выбранный им способ закупки (запрос предложений в электронной форме) соответствует Положению.

Так, разделом 5 Положения определены условия и случаи применения способов закупки.

В силу пункта 5.5. Положения заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений при одновременном выполнении следующих условий:

5.5.1 Начальная (максимальная) цена договора не превышает 2 млн. рублей;

5.5.2 Предметом закупки являются товары, работы, услуги, в отношении которых целесообразно проводить оценку по ценовым и неценовым критериям.

Как следует из пункта 2 Извещения предметом рассматриваемой закупки является организация горячего питания для обучающихся в начальной школе МАОУ «СОШ № 16».

Пунктом 2 Извещения определено, что начальная (максимальная) цена договора – 2 000 000, 00 рублей, в том числе наценка – 34% без НДС (или с учетом НДС, если исполнитель работает с НДС).

На основании вышеизложенного Комиссия Новгородского УФАС России признает рассматриваемый довод Жалобы относительно неверного установления размера начальной (максимальной) цены договора необоснованным, а выбранный способ закупки правомерным, поскольку заказчиком – МАОУ «СОШ № 16» соблюдены условия, предусмотренные пунктом 5.5 Положения.

Установленное в ходе рассмотрения Жалобы нарушение Закона о закупках указывает на наличие в действиях должностного лица заказчика, утвердившего Документацию, признака события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушения, установленные в действиях заказчика, являются существенными, могли привести к ограничению количества участников, что подтверждается поступлением на участие в рассматриваемой закупке единственной заявки участника и подлежат устранению путем выдачи соответствующего предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

 

Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Законом о закупках, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу заявителя - Общества с ограниченной ответственностью «Волшебный обед» (ИНН 7816582941; юридический адрес: 197375, Санкт-Петербург, ул. Ново-Никитинская, д. 17, лит. А, пом. 1Н, оф. 52; почтовый адрес: 192289, г. Санкт-Петербург, ул. Бухарестская, д. 150) на действия заказчика – Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 16» (173011, Великий Новгород,  ул. 20 января,  д. 14) при осуществлении закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме на организацию горячего питания для обучающихся в начальной школе, извещение № 32009787573 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 10.12.2020, частично обоснованной в части довода об отсутствии в документации о закупке обоснования начальной (максимальной) цены договора.

2. Признать в действиях заказчика – Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 16» нарушения части 1 статьи 2, пункта 16 части 10 статьи 4 Закона о закупках и пункта 7.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг МАОУ «СОШ № 16» (утверждено протоколом № 3 от 13.04.2020 Наблюдательного совета МАОУ «СОШ № 16», введено в действие приказом МАОУ «СОШ № 16» от 10.07.2020 (в ред. от 19.10.2020).

3. Выдать заказчику – Муниципальному автономному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 16», его закупочной комиссии и оператору электронной площадки – Обществу с ограниченной ответственностью «Единая система торговых процедур» обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

4. Передать материалы Жалобы уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 16».

 

 

Председатель Комиссии                                                                                       <…>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                   <…>                                                                              

  

                                                                                                                          

                                                                                                                                <…>

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны