Решение №5246/03 Решение по результатам рассмотрения жалобы НРОО "Собрание ко... от 15 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

Государственному заказчику –

ФГБУК «Новгородский государственный объединенный музей-заповедник»

Кремль, д. 11,

Великий Новгород, 173007

 

Оператору электронной площадки –

ОАО «Единая электронная торговая площадка»

пр-кт 60-я Октября, д. 9,

г. Москва, 117312

 

Подателю жалобы –

НРОО «Собрание коренных новгородцев»

ул. Андреевская, д. 18/8,

Великий Новгород, 173000

 

 

Исходящий  № 5246/03 от 15.09.2015

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

10 сентября 2015 года                                                                                 Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А.  – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления;

Иванов А.Т. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;                

Руднева Д.А. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,                

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Новгородский государственный объединенный музей-заповедник» – Волкова Владимира Зиновьевича (доверенность № б/н от 07.09.2015), Павлова Михаила Геннадьевича (доверенность № б/н от 07.09.2015);

подателя жалобы – Новгородской региональной общественной организации «Собрание коренных новгородцев»  –  председателя Черепановой Анны Федоровны, Петрова Анатолия Валерьевича (доверенность № б/н от 20.07.2015),

рассмотрев жалобу Новгородской региональной общественной организации «Собрание коренных новгородцев» (173000, Великий Новгород, ул. Андреевская, д. 18/8; далее – НРОО «Собрание коренных новгородцев») на действия государственного заказчика – Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Новгородский государственный объединенный музей-заповедник» (173007, Великий Новгород, Кремль, д. 11; далее – ФГБУК «Новгородский государственный объединенный музей-заповедник») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта (договора) на оснащение Новгородского музея-заповедника компьютерным оборудованием, извещение № 0350100001015000080 о проведении, которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 27.08.2015 и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

03.09.2015 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – НРОО «Собрание коренных новгородцев» на действия государственного заказчика – ФГБУК «Новгородский государственный объединенный музей-заповедник» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оснащение Новгородского музея-заповедника компьютерным оборудованием (извещение № 0350100001015000080, дата размещения на официальном сайте – 27.08.2015) (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Доводы Жалобы сводятся к следующему.

В Приложении № 3 к документации об электронном аукционе (Техническое задание на оснащение Новгородского музея-заповедника компьютерным оборудованием) (далее – Техническое задание) по позиции  № 5 «Мобильный телефон» указаны технические характеристики, а именно операционная система iOS, которым отвечают мобильные устройства только одного производителя компании Apple.

По мнению подателя Жалобы, установив в Приложении 3 к документации об электронном аукционе (Техническое задание) детализированные технические требования, соответствующие конкретной модели мобильного телефона, государственный заказчик тем самым ограничил количество участников электронного аукциона.

Учитывая изложенное, податель Жалобы просит отменить вышеуказанную закупку.

На рассмотрении Жалобы представители НРОО «Собрание коренных новгородцев» поддержали её доводы и требования в полном объеме, а также представили письменные дополнения к Жалобе (исх. № 22-09/2015 от 09.09.2015 НРОО «Собрание коренных новгородцев»), согласно которым заказчиком неправомерно указан в описании объекта закупки товарный знак Apple без включения в описание объекта закупки слов «или эквивалент».  В то же время, товары (система мультимедийных презентаций и сайт в сети Интернет с поддержкой мобильных устройств с операционной системой iOS), для взаимодействия  с которыми заказчиком приведено указание на товарный знак iOS, на дату начала закупки у заказчика отсутствовали.

Государственный заказчик – ФГБУК «Новгородский государственный объединенный музей-заповедник» считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. № 7634 от 08.09.2015 Новгородского УФАС России).

У государственного заказчика существует необходимость в мобильном устройстве именно с операционной системой iOS, для возможности  осуществления проверки, в процессе эксплуатации  системы «мультимедийных средств презентации музейного пространства ФГБУК «Новгородский государственный объединенный музей-заповедник», в том числе с применением технологии дополнительной реальности», предусмотренной контрактом № 23 от 12.05.2015. В пункте 2.1 Приложения № 1 к контракту № 23 от 12.05.2015 (Техническое задание на оказание услуг по созданию мультимедийных средств презентации музейного пространства ФГБУК «Новгородский государственный объединенный музей-заповедник», в том числе с применением технологии дополнительной реальности) (далее – Техническое задание на оказание услуг) установлено требование, что Приложение «Мобильный гид» должно быть совместимо со следующими операционными системами: iOS и Android. Устройства с операционной системой Android уже имеются у государственного заказчика в минимально необходимом количестве, а устройств на операционной системе iOS отсутствуют. 

 Наличие мобильного телефона с операционной системой iOS, позволит осуществлять контроль за разработкой мобильной версии всего сайта Новгородского музея-заповедника, который также будет ориентирован на устройства с поддержкой операционных систем iOS и Android.

Мобильный телефон планируется также использовать совместно с имеющимся у государственного заказчика моноблоком Apple iMac, что обеспечит возможность синхронизации контактов компьютера и телефона, возможность хранить данные в облачных хранилищах, обмениваться файлами.

На основании изложенного государственный заказчик –  ФГБУК «Новгородский государственный объединенный музей-заповедник», считает доводы подателя Жалобы необоснованными.

На рассмотрении Жалобы представители государственного заказчика – ФГБУК «Новгородский государственный объединенный музей-заповедник» поддержали письменные возражения в полном объеме.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения  электронного аукциона.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.

В августе-сентябре 2015 года государственным заказчиком – ФГБУК «Новгородский государственный объединенный музей-заповедник» проводилось осуществление закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оснащение Новгородского музея-заповедника компьютерным оборудованием (начальная (максимальная) цена контракта – 1 499 207 рублей 05 копеек).

Документация об электронном аукционе (далее – Документация) утверждена 27.08.2015 генеральным директором ФГБУК «Новгородский государственный объединенный музей-заповедник» Н.В. Григорьевой.

1. Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Государственным заказчиком – ФГБУК «Новгородский государственный объединенный музей-заповедник» в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – оснащение Новгородского музея-заповедника компьютерным оборудованием.

Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товаров, являющихся объектом рассматриваемой закупки, содержатся в Приложении № 3 к Документации (Техническое задание).

В Приложении № 3 к Документации (Техническое задание) по позиции  № 5 «Мобильный телефон» государственным заказчиком установлены требования к техническим, функциональным и качественным характеристикам требуемого заказчику мобильного телефона, при этом в описании объекта закупки указание на товарный знак компании Apple отсутствует.

При этом, в Приложении № 3 к Документации (Техническое задание) по позиции  № 5 «Мобильный телефон» указано, что операционная система iOS, необходима государственному заказчику для обеспечения  совместимости  с мультимедийным программным комплексом и оборудованием, а также оптимизации их работы.

12.05.2015 заказчиком был заключен контракт № 23 (далее – Контракт) на оказание услуг по созданию мультимедийных средств презентации музейного пространства ФГБУК «Новгородский государственный объединенный музей-заповедник», в том числе с применением технологии дополнительной реальности.

Согласно пункту 1.3 Приложения № 1 к Контракту (Техническое задание на оказание услуг) целями и задачами оказания услуг, являются создание и развитие общедоступных программных продуктов для визуализации экспозиции ФГБУК «Новгородский государственный объединенный музей-заповедник» с целью просвещения населения, усиления впечатления от просмотра экспозиции и популяризации памятников естественной истории, материальной, художественной и духовной культуры.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1.6 Приложения № 1 к Контракту (Техническое задание на оказание услуг) в период с 01.09.2015 по 10.09.2015 будет реализован третий этап выполнения условий Контракта: опытная эксплуатация полученного в ходе выполнения работ продукта (Мобильного приложения), проверка точности реализации всех требований и выявление дефектов.

В пункте 2.1 Приложения № 1 к Контракту (Техническое задание на оказание услуг) установлено требование, что приложение «Мобильный гид» должно быть совместимо со следующими операционными системами: iOS и Android.  Приложение «Мобильный гид» должно быть доступно для скачивания на планшетный компьютерный или мобильное устройство с операционной  с операционной системой iOS  6+ и Android 4+.

То есть до момента заключения контракта по итогам рассматриваемой закупки у государственного заказчика будет в наличии оборудование, для обеспечения совместимости с которым закупается товар по позиции № 5 «Мобильный телефон» Приложения № 3 к Документации (Техническое задание). Кроме того, в распоряжении заказчика имеется персональный компьютер Apple iMac, для взаимодействия с которым также необходимо оборудование на операционной системе iOS.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу, что выбранный заказчиком способ описания объекта закупки является мотивированным и соответствует его действительным потребностям, требование заказчика о наличии определенной операционной системы в мобильном телефоне связано с техническими и качественными характеристиками иного оборудования заказчика.  

Таким образом, установленные заказчиком по позиции № 5 «Мобильный телефон» Приложения № 3 к Документации (Техническое задание) требования к поставляемому товару соответствуют высокотехнологичной продукции, которая будет использоваться во взаимодействии с уже имеющимся оборудованием. Причем приведенное в Документации описание товара по вышеуказанной позиции Технического задания отвечает требованиям объективности и действительным потребностям заказчика в поставке оборудования надлежащего качества.

Также необходимо отметить, что согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 0350100001015000080 от 04.09.2015 по окончании срока подачи заявок до 09 часов 00 минут 04.09.2015 было подано 4 заявки от участников закупки.

Исходя из вышеизложенного, доводы подателя Жалобы, что установленные заказчиком требования к характеристикам мобильного телефона направлены на ограничение количества участников закупки, являются необоснованными.

2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества  участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пункту 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.

Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

В подпункте 1 пункта 10.3 Документации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.

Требований о необходимости предоставления сведений о фамилии, имени, отчестве (при наличии), паспортных данных, месте жительства для физического лица, в Документации не содержится, то есть фактически заказчиком не предполагается  возможность подачи заявки на участие в аукционе физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ФГБУК «Новгородский государственный объединенный музей-заповедник» содержится нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении в документации об электронном аукционе требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

3. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать:

а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;

б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В пункте 10.2 Документации государственным заказчиком – ФГБУК «Новгородский государственный объединенный музей-заповедник» требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены в аналогичном виде.

Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товаров, являющихся объектом рассматриваемой закупки, содержатся в Приложении № 3 к Документации (Техническое задание).

В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.

Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Двум из четырех участников закупки было отказано в допуске к участию в аукционе, что отражено в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 0350100001015000080 от 04.09.2015 (далее – Протокол).

В то же время, согласно Протоколу заявка № 3 (ООО «Премьер») была признана соответствующей требованиям Документации и законодательству о контрактной системе.

Между тем, первая часть заявки участника № 3 (ООО «Премьер») не соответствовала требованиям Документации и Закона о контрактной системе, в связи с чем, указанный участник не мог быть допущен к участию в электронном аукционе.

 При формировании первой части заявки участники закупки должны были указать по позиции 11 «Сканер» Приложения № 3 к Документации (Техническое задание) конкретные показатели адаптера для прозрачных материалов с возможностью сканирования трех 35 мм слайдов или четырех 35 мм негативов.  

Однако, в первой части заявки участника № 3 (ООО «Премьер»), поданной на участие в рассматриваемой закупке, по позиции 11 «Сканер» Приложения № 3 к Документации (Техническое задание) указано только «Адаптер для прозрачных материалов – есть», то есть заявлено только наличие у предлагаемого товара адаптера, но не указаны его функциональные возможности, требуемые заказчику (возможность сканирования трех 35 мм слайдов или четырех 35 мм негативов).

Следовательно, первая часть заявки участника № 3 (ООО «Премьер») не соответствовала требованиям, установленным Документацией.

Таким образом, решение аукционной комиссии о допуске ООО «Премьер» к участию в аукционе является неправомерным.

Учитывая вышеизложенное, в действиях аукционной комиссии государственного заказчика – ФГБУК «Новгородский государственный объединенный музей-заповедник» содержится нарушение пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, выразившееся в необоснованном допуске к участию в аукционе участника закупки, которому должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

При этом согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона 0350100001015000080 от 07.09.2015 ООО «Премьер» признан единственным участником аукциона, аукцион признан несостоявшимся.

Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях государственного заказчика – ФГБУК «Новгородский государственный объединенный музей-заповедник», существенно повлияли на результаты закупки, нарушают права и законные интересы потенциальных участников электронного аукциона, что дает основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.

 

Руководствуясь статьями  8, 33, 64, 66, 67, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Новгородской региональной общественной организации «Собрание коренных новгородцев» (173000, Великий Новгород, ул. Андреевская, д. 18/8) на действия государственного заказчика – Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Новгородский государственный объединенный музей-заповедник» (173007, Великий Новгород, Кремль, д. 11; далее – ФГБУК «Новгородский государственный объединенный музей-заповедник»), при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта (договора) на оснащение Новгородского музея-заповедника компьютерным оборудованием, извещение № 0350100001015000080 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 27.08.2015, необоснованной.

2. Признать в действиях государственного заказчика – ФГБУК «Новгородский государственный объединенный музей-заповедник» нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Признать в действиях аукционной комиссии государственного заказчика – ФГБУК «Новгородский государственный объединенный музей-заповедник» нарушение пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.

3. Выдать государственному заказчику – ФГБУК «Новгородский государственный объединенный музей-заповедник», его аукционной комиссии, оператору электронной площадки - Открытому акционерному обществу «Единая электронная торговая площадка» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки осуществления закупки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика – ФГБУК «Новгородский государственный объединенный музей-заповедник» и членов его аукционной комиссии.

 

Председатель Комиссии                                                                                     И.А. Куриков

                                                                                                                                                                        

Члены Комиссии                                                                                                 А.Т. Иванов                                                                                         

                                                                                                                              Д.А. Руднева

                                                                                                                   

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны