Решение №1581/03 РЕШЕНИЕ № 053/07/3.2-106/2019 по результатам рассмотрения ж... от 11 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику – АО «Специальное конструкторское – технологическое бюро по релейной технике»

и его закупочной комиссии

ул. Нехинская, д. 55,

Великий Новгород, 173021

Оператору электронной площадки –

ООО «Электронная торговая площадка» (ЭТП)

ул. Достоевского, д. 66,

г. Казань, 420097

e-mail: info@mail.etprf.ru

 

Участнику закупки (подателю жалобы) – АО «Завод имени М.И. Калинина»

Ульяновское шоссе, д. 1, литер А,

г. Никольское, Тосненский р-н, Ленинградская обл., 187026

РЕШЕНИЕ № 053/07/3.2-106/2019

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии

с законодательством Российской Федерации торгов

09 апреля 2019 года Великий Новгород

Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;

Михайлова С.О. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

Фомин М.Е. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

- заказчика – Акционерного общества «Специальное конструкторское – технологическое бюро по релейной технике» – «….»;

- податель жалобы - Акционерное общество «Завод имени М.И. Калинина» - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился, своих представителей не направил,

рассмотрев жалобу Акционерного общества «Завод имени М.И. Калинина» (1870260, г. Никольское, Тосненский р-н, Ленинградская обл., Ульяновское шоссе, д. 1, литер А; далее – АО «Завод им. М.И. Калинина») на действия заказчика – Акционерного общества «Специальное конструкторское – технологическое бюро по релейной технике» (173021, Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 55; далее – АО «СКТБ РТ») при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на изготовление и поставку металлического изделия КОРПУС, извещение № 31907450630 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 25.01.2019,

 

УСТАНОВИЛА:

01.04.2019 в Новгородское УФАС России поступила жалоба АО «Завод им. М.И. Калинина» на действия заказчика – АО «СКТБ РТ» при проведении им закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на изготовление и поставку металлического изделия КОРПУС, извещение № 31907450630 о проведении которого было размещено на официальном сайте 25.01.2019 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.

Доводы Жалобы сводятся к следующему.

25.01.2019 организатором торгов заказчиком - АО «СКТБ РТ» на официальном сайте было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме (далее – Извещение).

31.01.2019 АО «Завод им. М.И. Калинина» подало заявку на участие в рассматриваемой закупке в сроки установленные Извещением, согласно которому дата начала срока подачи заявок – 25.01.2019, дата и время окончания срока подачи заявок – 04.02.2019.

Однако в нарушение законодательства о закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц, 06.02.2019 организатором торгов заказчиком - АО «СКТБ РТ» на официальном сайте было размещено извещение об отказе от проведения рассматриваемой закупки со ссылкой на 4.14 Извещения, связи с возникшими обстоятельствами непреодолимой силы, влияющими на целесообразность закупки.

Таким образом, податель Жалобы считает, что организатор торгов неправомерно отменил рассматриваемую закупку.

Кроме того, податель Жалобы указывает, что организатор торгов - АО «СКТБ РТ» не осуществил размещение на официальном сайте протокола подведения итогов закупки.

С учетом вышеизложенного, АО «Завод им. М.И. Калинина» просит признать в действиях заказчика – АО «СКТБ РТ» нарушения Закона о закупках.

Заказчик – АО «СКТБ РТ» считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в представленных письменных возражениях на нее (вх. № 2498 от 09.04.2019 Новгородского УФАС России), а также устных пояснений данных его представителями на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы, суть которых сводится к следующему.

АО «СКТБ РТ» на основании пункта 4.14 Извещения действительно принял решение об отказе от проведения закупки и отказе от заключения договора, связи с возникшими обстоятельствами непреодолимой силы, влияющими на целесообразность закупки. Данным обстоятельством послужила служебная записка зам ген. директора по производству АО «СКТБ РТ» «…..» согласно которой, связи с высвобождением собственных мощностей в металлообрабатывающей производстве и организации трех-сменной работы на фрезерных станках с ЧПУ и было принято решение о нецелесообразности проведении рассматриваемой закупки.

На рассмотрении Жалобы представители заказчика – АО «СКТБ РТ» поддержали доводы возражений на Жалобу в полном объеме.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, внеплановая проверка действий заказчика – АО «СКТБ РТ» и его закупочной комиссии, совершенных ими при проведении рассматриваемой закупки не проводится, Комиссией Новгородского УФАС России рассматриваются и оцениваются исключительно доводы Жалобы.

Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Аналогичная позиция изложена в Письме ФАС России от 23.01.2018 № ИА/3655/18 «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг».

Исследовав представленные материалы и заслушав доводы представителей сторон, Комиссия Новгородского УФАС России проходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с вышеуказанной нормой разработано и утверждено наблюдательным советом Государственной корпорации «Ростех» (Протокол № 2 от 18.03.2015) Единое положение о закупке Государственной корпорации «Ростех» (далее – Положение), которое регламентирует закупочную деятельность АО «СКТБ РТ».

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, АО «СКТБ РТ» при проведении рассматриваемого запроса котировок в электронной форме должно было придерживаться требований действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и собственного Положения.

Частью 3 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

Согласно части 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются следующими способами: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

В соответствии с разделом 15 Положения предусмотрен следующий способ закупки – закупка путем проведения запроса котировок в электронной форме, а также порядок его проведения.

Согласно части 5 статьи 3.2 Закона о контрактной системе заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

В соответствии с частью 7 статьи 3.2 Закона о контрактной системе по истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

Аналогичное требование законодательства о закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц организатором торгов установлено в пунктах 15.10.1, 15.10.3 Положения, а также пункте 4.14 Извещения.

Таким образом, вышеуказанными положениями Закона о закупках предусмотрена право и возможность отмены организатором торгов конкурентной закупки, в двух случаях, первое - до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке, второе - до заключения договора, но при условии возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

При изучении материалов рассматриваемой Жалобы, Комиссией Новгородского УФАС России было установлено следующее.

Согласно пункту 23 Информационной карты Извещения «заявки подаются, начиная с 25 января 2019 г., и до 09 часов 00 минут 04 февраля 2019 г.».

В соответствии с пунктом 26 Информационной карты Извещения дата рассмотрения, оценки и сопоставления заявок (подведения итогов) 04 февраля 2019 года.

Однако 06.02.2019, т.е. после наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке, организатор торгов - АО «СКТБ РТ» на официальном сайте разместил извещение об отмене рассматриваемой закупки, связи с возникшими обстоятельствами непреодолимой силы, влияющими на целесообразность закупки, а именно в связи с освобождением собственных мощностей в металлообрабатывающем производстве и организации трех-сменной работы на фрезерных станках с ЧПУ.

В силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК) для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Значение понятий чрезвычайности и непредотвратимости раскрыто Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума от 24.03.2016 № 7 (далее – Постановление Пленума).

Согласно Постановлению Пленума требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.

Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Рассмотрев материалы Жалобы, а также оценив обстоятельства, послужившие основанием для принятия организатором торгов - АО «СКТБ РТ» решения об отмене определения поставщика, Комиссия приходит к следующим выводам.

Указанные обстоятельства, послужившие основанием для принятия организатором торгов - АО «СКТБ РТ» решения об отмене определения поставщика (освобождение собственных мощностей в металлообрабатывающем производстве и организации трех-сменной работы на фрезерных станках с ЧПУ), не носят характера чрезвычайности и непредотвратимости.

В силу Постановления Пленума, указанные обстоятельства не являются исключительными и непредотвратимыми, так как их наступление, в данном случае, было возможно.

Имеющиеся в материалах Жалобы документы и сведения не подтверждают наличие в данном случае каких-либо обстоятельств непреодолимой силы, позволяющих организатору торгов принять решение об отмене рассматриваемого определения поставщика (подрядчика, исполнителя) за рамками установленного срока (до заключения договора, но при условии возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством).

Таким образом, в действиях организатора торгов заказчика - АО «СКТБ РТ» содержаться нарушения частей 5, 7 статьи 3.2 Закона о закупках, выразившихся неправомерном принятии заказчиком решения об отмене рассматриваемой закупки с нарушением требований действующего законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

В данной части Жалоба является обоснованной.

При этом довод подателя Жалобы относительно того, что организатором торгов - АО «СКТБ РТ» не был размещен на официальном сайте протокол подведения итогов закупки, является необоснованным исходя из следующего.

Согласно пункту 15.9.4 Положения по результатам проведенного рассмотрения заявок и проведенной оценки и сопоставления заявок закупочной комиссией оформляет соответствующий протокол об итогах закупки.

В соответствии с пунктом 15.9.6 Положения протокол об итогах закупки должен быть официально размещен в срок не позднее 3 (трех) дней со дня подписания такого протокола.

Однако в связи с тем, что организатором торгов - АО «СКТБ РТ» было принято решение об отмене рассматриваемой закупки, заявки участников закупки не рассматривались, протокол подведения итогов запроса котировок не составлялся, следовательно не был и не мог быть размещен на официальном сайте.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

При решении вопроса о выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении установленных нарушений закона о закупках, Комиссия Новгородского УФАС России учитывает, что согласно вышеуказанным письменным возражениям на Жалобу заказчик с февраля 2019 и до настоящего времени не имеет потребности в поставке товара, являющегося предметом рассматриваемой закупки, поскольку данные металлические изделия производятся им самостоятельно и в достаточном количестве.

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу заявителя - Акционерного общества «Завод имени М.И. Калинина» (1870260, г. Никольское, Тосненский р-н, Ленинградская обл., Ульяновское шоссе, д. 1, литер А) на действия заказчика – Акционерного общества «Специальное конструкторское – технологическое бюро по релейной технике» (173021, Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 55 ) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на изготовление и поставку металлического изделия КОРПУС, извещение № 31907450630 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 25.01.2019, частично обоснованной в части довода о принятии заказчиком решения об отмене рассматриваемой закупки с нарушением требований действующего законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

2. Признать в действия организатора торгов заказчика – Акционерного общества «Специальное конструкторское – технологическое бюро по релейной технике» нарушения частей 5, 7 статьи 3.2 Закона о закупках.

3. Предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц не выдавать в связи с отсутствием у заказчика потребности в поставке товара являющегося предметом рассматриваемой закупки.

Председатель Комиссии И.А. Куриков

 

Члены Комиссии С.О. Михайлов

М.Е. Фомин

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны