Решение №4513/03 Решение № 76 по результатам внеплановой документарной провер... от 10 октября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFГосударственному заказчику – ГУ МЧС России по Новгородской области и его аукционной комиссии
ул. Большая Московская, д. 67,
Великий Новгород, 173020
e-mail: gu@53.mchs.gov.ru
umto@53.mchs.gov.ru
Оператору электронной площадки –
ООО «РТС-тендер»
e-mail: ko@rts-tender.ru
Решение № 76
по результатам внеплановой документарной проверки
07 октября 2022 года Великий Новгород
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России; Управление) в составе:
- …;
- …;
- ..,
на основании приказа Новгородского УФАС России № 118 от 06.10.2022, в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», региональных гарантийных организаций, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576, в результате проведения внеплановой документарной проверки осуществления государственным заказчиком - Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области (далее – ГУ МЧС России по Новгородской области) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку запасных частей для транспортных средств Главного управления МЧС России по Новгородской области, извещение № 0150100007722000028 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 16.09.2022, без участия представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
05.10.2022 в Новгородское УФАС России от государственного заказчика - ГУ МЧС России по Новгородской области поступила информация о нарушениях, допущенных им при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку запасных частей для транспортных средств Главного управления МЧС России по Новгородской области, извещение № 0150100007722000028 о проведении которого было размещено на официальном сайте 16.09.2022 (далее – Информация).
Из Информации следует, что заказчиком в извещении, сформированном средствами официального сайта, ненадлежащим образом указана информация о начальной сумме цен единиц товаров.
С учетом вышеизложенного, ГУ МЧС России по Новгородской области просит выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений путем аннулирования торгов.
Рассмотрев представленную Информацию, Инспекция Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.
В сентябре-октябре 2022 года государственным заказчиком – ГУ МЧС России по Новгородской области и его аукционной комиссией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку запасных частей для транспортных средств Главного управления МЧС России по Новгородской области, извещение № 0150100007722000028 о проведении которого было размещено на официальном сайте 16.09.2022.
Извещение об осуществлении закупки в последней редакции (далее – Извещение) утверждено … 22.09.2022.
Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (части 2, 3 статьи 22 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать следующий электронный документ: обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Приложением № 2 к Извещению является документ «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта».
При этом, частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения настоящего Федерального закона, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о количестве (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг).
В пункте 3.3 Извещения указано, что объем поставляемого товара определить невозможно, в связи с чем, объем будет определяться из фактически поставленного товара.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее начальная (максимальная) цена контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта.
Согласно Извещению (пункт 4.1) начальная (максимальная) цена контракта – 2 000 000, 00 рублей.
Между тем, в извещении, сформированном средствами официального сайта, указано, что 2 000 000, 00 рублей в действительности является максимальным значением цены контракта, а не начальной (максимальной) ценой контракта. В Проекте контракта (Приложение № 4 к Извещению) также указано, что максимальное значение цены контракта составляет 2 000 000 (два миллиона) рублей 00 копеек.
При этом, в Приложении № 2 к контракту указано, что «НМЦК составляет 1 625 376, 12 рублей».
Изучив Извещение со всеми приложениями к нему, Инспекция Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.
Как отмечалось выше, при проведении рассматриваемой закупки объем поставляемого товара определить невозможно.
В извещении, сформированном средствами официального сайта, также указано, в частности, следующее: «В соответствии с ч. 24 ст. 22 Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке».
При таких обстоятельствах Инспекция Новгородского УФАС России приходит к выводу о том, что сумма 2 000 000, 00 рублей в данном случае является не начальной (максимальной) ценой контракта, а максимальным значением цены контракта. Указанная в Приложении № 2 сумма - 1 625 376, 12 рублей - является начальной суммой цен единиц товаров.
При этом, подобные противоречия в Извещении привели к ненадлежащему указанию в извещении, сформированном средствами сайта, информации о начальной сумме цен единиц товаров: вместо 1 625 376, 12 рублей указано 2 000 000, 00 рублей, т.е. максимальное значение цены контракта.
Данное обстоятельство привело к тому, что в ходе торгов участниками закупки осуществлялась подача ценовых предложений именно в отношении максимального значения цены контракта (2 000 000, 00 рублей), а не суммы цен единиц товаров (1 625 376, 12 рублей).
Таким образом, в действиях государственного заказчика – ГУ МЧС России по Новгородской области содержится нарушение части 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем и противоречивом указании в извещении о закупке информации о максимальном значении цены контракта и сумме цен единиц товаров.
Вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе указывает на наличие в действиях утвердившего Извещение должностного лица государственного заказчика признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установленное в действиях государственного заказчика нарушение является существенным, привело к неверному указанию в извещении, сформированном средствами официального сайта, суммы, которая подлежала снижению в ходе проведения торгов.
Учитывая вышеизложенное, у Инспекции имеются достаточные основания для устранения допущенного нарушения путем выдачи предписания об аннулировании торгов (рассматриваемой закупки).
Руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», региональных гарантийных организаций, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576, Инспекция
РЕШИЛА:
- Признать в действиях государственного заказчика – Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области нарушение части 24 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
- Выдать государственному заказчику - Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки – Обществу с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения путем аннулирования торгов (рассматриваемой закупки).
… _________________ …
(подпись)
… _________________ …
(подпись)
… _________________ ..
(подпись)
Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.