Решение №2267/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/32-229/2020 по результатам рассмотрения жал... от 23 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственному заказчику –

Государственному областному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор»

 

ул. Славная, д. 55,

Великий Новгород, 173000

 

 

Уполномоченному органу –

Администрации Губернатора

Новгородской области

и его конкурсной комиссии

 

пл. Победы-Софийская, д. 1, каб. 350,

Великий Новгород, 173005

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «Электронные торговые системы» (НЭП)

 

ул. Тестовская, д. 10, этаж 25,

г. Москва, 123112

факс: +7(495) 213-32-55

e-mail: auditors@etpz.ru

 

 

Подателю жалобы –

ООО «Промоборудование»

 

ул. Бориса Панина, д. 5, корп. 3,

г. Нижний Новгород, 603105

 

Исходящие № 2267/03 от 23.04.2020

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/32-229/2020

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

22 апреля 2020 года                                                                                  Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;

Петров Д.А.– член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

Фомин М.Е. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (173000, г. Великий Новгород, ул. Славная, д. 55; далее – ГОКУ «Новгородавтодор») – «….» (доверенность № «….» от 09.01.2020), «….» (доверенность «….» от 17.04.2020), «….» (доверенность «….» от 20.04.2020);

уполномоченного органа – Администрация Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1, каб. 350; далее – Администрация) – «….» (доверенность исх. № «….» от 27.01.2020,

податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «Промоборудование» (603105, г. Нижний Новгород, ул. Бориса Панина, д. 5 корп. 3; далее – ООО «Промоборудование») должным образом уведомлен о дате и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии Новгородского УФАС России по рассмотрению жалобы не явился, своих представителей не направил, никаких ходатайств не заявлял,

 рассмотрев жалобу участника закупки – ООО «Промоборудование» на действия государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией закупки (определении исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса кадастровых работ для регистрации права собственности Новгородской области в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенных на территориях Новгородской и Вологодской областей и земельных участков под автомобильными дорогами, извещение № 0150200003920000004 в действующей редакции о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 26.03.2020,

 

УСТАНОВИЛА:

 

16.04.2020 вх. № 2979 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Промоборудование» на действия государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией закупки (определении исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса кадастровых работ для регистрации права собственности Новгородской области в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенных на территориях Новгородской и Вологодской областей и земельных участков под автомобильными дорогами, извещение № 0150200003920000004 в действующей редакции о проведении которого было размещено на официальном сайте 26.03.2020 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

В соответствии с пунктом 13.5.2 документации о проведении рассматриваемого открытого конкурса в электронной форме в действующей редакции (далее – Документация) оценка заявок участников рассматриваемого открытого конкурса по показателю «Деловая репутация участника закупки (П1)» (далее – П1) нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (далее – «Квалификация») определяется исходя из индекса деловой репутации участника закупки в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.0.01-2017 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы» (далее – ГОСТ Р 66.0.01-2017 и Стандарта организации Ассоциации аккредитованных лиц в области оценки соответствия Северо-Западного Федерального округа СТО ААЛСЗ 66.1.08/Д-2018 «Оценка опыта и деловой репутации лиц, выполняющих инженерные изыскания для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог» (далее – СТО ААЛСЗ 66.1.08/Д-2018).

При этом, в пункте 13.5.2 Документации предусмотрено, что оценке подлежит деловая репутация участника закупки по следующему виду работ в соответствии с «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (далее – ОК 029-2014): 71.12.7 «Кадастровая деятельность».

Данная подгруппа 71.12.7 «Кадастровая деятельность» входит в группу 71.12 «Деятельность в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами строительства, выполнения строительного контроля и авторского надзора, предоставление технических консультаций в этих областях» ОК 029-2014.

Однако, вид деятельности, указанный в СТО ААЛСЗ 66.1.08/Д-2018, согласно ОК 029-2014 относится к виду 71.12.45 «Инженерные изыскания в строительстве», входящему в подгруппу 71.12.4 «Деятельность геодезическая и картографическая», а не подгруппу 71.12.7 «Кадастровая деятельность».

Объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ относящихся к кадастровой деятельности, а не к инженерным изысканиям в сфере строительства.

Выполнение инженерных изысканий в рамках исполнения контракта, заключаемого по итогам рассматриваемой закупки, не предусмотрено.

Данные обстоятельства подтверждаются также, требованиями, предъявляемыми Документацией (пункт 10.4.3) к участникам закупки, а именно членство в саморегулируемой организации кадастровых инженеров в соответствии со статьями 32 и 33 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», а не членство в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий в соответствии с частью 2 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, установленный заказчиком в Документации порядок оценки деловой репутации участников закупки, предусматривающий применение СТО ААЛСЗ 66.1.08/Д-2018, не соответствует предмету рассматриваемых торгов, а значит не отвечает требованиям Закона о контрактной системе.

Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях государственного заказчика, являются существенными, затрудняют подготовку участниками закупки своих заявок на участие в открытом конкурсе, не отвечают условию объективности оценки заявок с целью выявления лучших условий исполнения государственного контракта.

На основании всего вышеизложенного, податель Жалобы просит признать Жалобу обоснованной и обязать заказчика внести соответствующие изменения в Документацию, согласно доводам Жалобы

Государственный заказчик – ГОКУ «Новгородавтодор» считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. № 3069 от 21.04.2020 Новгородского УФАС России), суть которых сводится к следующему.

Установление показателя П1 нестоимостного критерия «Квалификация» для оценки заявок и документов, подтверждающих квалификацию участников по этому показателю (сертификат по СТО ААЛСЗ 66.1.08/Д-2018), основаны на действующих положениях законодательства Российской Федерации о стандартизации и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

Правомерность действий государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» подтверждается судебной практикой, а именно, определением Верховного суда Российской Федерации от 07.06.2017 № 307-КГ17-6201, определением Верховного суда Российской Федерации от 27.02.2020 № 307-ЭС19-21226, Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.06.2016 по делу № А56-57646/2015.

На рассмотрении Жалобы представители государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» поддержали доводы возражений на Жалобу в полном объеме.

Уполномоченный орган – Администрация письменных возражений на Жалобу не представил. На заседании Комиссии Новгородского УФАС России по рассмотрению Жалобы представитель уполномоченного органа пояснил, что обжалуемые ООО «Промоборудование» действия в соответствии с Порядком взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом, уполномоченным учреждением при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Новгородской области, утвержденным Постановлением Правительства Новгородской области от 30.12.2013 № 548 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Новгородской области» (далее – Порядок), не относится к компетенции Администрации.

Также, представитель уполномоченного органа дополнительно указал на то, что при осуществлении рассматриваемой закупки Администрацией было допущено нарушение Закона о контрактной системе, выразившееся в размещении на официальном сайте информации об условиях оценки заявок участников конкурса, несоответствующих положениям действующей редакции Документации.

На основании изложенного, уполномоченный орган – Администрация просит выдать соответствующее предписание об устранении указанных нарушений Закона о контрактной системе.

На основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения открытого конкурса в электронной форме.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки установлено следующее.

  1. В феврале – апреле 2020 года государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» и уполномоченным органом – Администрацией осуществляется закупка (определении исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса кадастровых работ для регистрации права собственности Новгородской области в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенных на территориях Новгородской и Вологодской областей и земельных участков под автомобильными дорогами (извещение № 0150200003920000004 в ред. №ИИ5 от 26.03.2020; начальная (максимальная) цена контракта – 30 834 889,48 рублей).

В соответствии с частью 2 статьи 54.1 Закона о контрактной системе для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.

Документация утверждена первым заместителем начальника ГОКУ «Новгородавтодор» «….» 25.03.2020 и начальником управления Администрации по организации государственных закупок «….» 26.03.2020.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» в пункте 3.1 Документации установлено, что объектом рассматриваемой закупки является выполнение комплекса кадастровых работ для регистрации права собственности Новгородской области в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенных на территориях Новгородской и Вологодской областей и земельных участков под автомобильными дорогами (далее – Работы).

Описание объекта закупки и объем выполняемых Работ согласно пунктам 3.2 и 3.3 Документации указаны в техническом задании (приложение № 1 к Документации).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.

Согласно части 2 статьи 54.4 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника открытого конкурса в электронной форме о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 6 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.

В пункте 10.4.7 Документации государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлено требование о представлении во второй части заявки на участие в рассматриваемом открытом конкурсе в электронной форме документов, подтверждающих квалификацию участника в следующем виде: «Показатель П1 подтверждается копией сертификата со всеми приложениями, выданного в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.0.01-2017 и требованиями СТО ААЛСЗ 66.1.08/Д-2018».

Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 настоящей статьи.

В соответствии с частью 7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе Результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, подписываемом всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии не позднее даты окончания рассмотрения вторых частей заявок. Данный протокол должен содержать информацию:

1) о месте, дате, времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;

2) об участниках открытого конкурса в электронной форме, заявки которых на участие в открытом конкурсе в электронной форме были рассмотрены;

3) о соответствии или несоответствии заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме требованиям, установленным конкурсной документацией, с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, конкурсной документации, которым не соответствует эта заявка, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют этим требованиям;

4) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме каждого его участника;

5) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией, и решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по таким критериям, за исключением критерия, указанного в пункте 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в электронном конкурсе установлен государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» в разделе 13 Документации.

В соответствии с пунктом 13.4.2 Документации конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в документации).

Согласно пункту 13.5 Документации для оценки заявок на участие в электронном конкурсе установлены следующие критерии:

13.5.1. Цена контракта (величина значимости критерия – 60 %);

13.5.2. «Квалификация» (величина значимости критерия – 40 %).

При этом в отношении критерия «Квалификация» в пункте 13.5.2 Документации государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлено следующее:

«Для определения рейтинга, присуждаемого заявке участника конкурса по указанному критерию установлен следующий показатель, величина значимости которого составляет 100 процентов:

1) деловая репутация участника закупки (П1) определяется индексом деловой репутации в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.0.01-2017 и СТО ААЛСЗ 66.1.08/Д-2018.

При оценке заявки участника закупки по показателю учитывается значение индекса деловой репутации, указанное в сертификате соответствия и оценивается в соответствии со шкалой:

 

Значения индекса деловой репутации

Количество

баллов по показателю деловая репутация участн

ика закупки

от 80 и выше

100

от 70 и менее 80

50

от 60 и менее 70

25

от 50 и менее 60

12,5

ниже 50 (либо отсутствие сертификата)

0

 

Индекс деловой репутации участника закупки подтверждается предоставлением копии сертификата со всеми приложениями, выданного в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.0.01-2017 и требованиями СТО ААЛСЗ 66.1.08/Д-2018. Индекс деловой репутации должен быть актуальным на дату подачи заявки на участие в конкурсе.

Сертификат соответствия должен быть выдан лицом, допущенным в систему добровольной сертификации, зарегистрированную в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании)). Сведения о системе добровольной сертификации должны содержаться в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации, размещенном на сайте в сети Интернет:

https://gost.ru/portal/gost/home/activity/compliance/VoluntaryAcknowledgement/reestr.

Лицо, допущенное в систему добровольной сертификации, должно иметь свидетельство о допуске к проведению работ по подтверждению соответствия в установленном СТО ААЛСЗ 66.1.08/Д-2018 порядке, о чем должна содержаться запись в реестре лиц, допущенных к проведению работ по подтверждению соответствия, расположенном на сайте в сети Интернет:

http://souzal.ru/standarti/.

Сертификат должен быть выдан по результатам оценки деловой репутации участника закупки по следующему виду работ в соответствии с ОК 029-2014:

71.12.7 – «Кадастровая деятельность».

При отсутствии у участника закупки деловой репутации, выраженной индексом деловой репутации организации, рассчитанным по требованиям ГОСТ Р 66.0.01-2017 и требованиям СТО ААЛСЗ 66.1.08/Д-2018, заявке участника закупки по данному показателю присваивается 0 баллов.

В случае несоответствия, разночтения сведений в представленных документах при определении количества баллов по данному показателю, такие сведения не учитываются.

Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участников закупки, не является основанием для отклонения заявки участника».

Изучив материалы Жалобы и доводы заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

Установленный заказчиком нестоимостной критерий оценки «Квалификация» не ограничивает участие в конкурсе, не создает преимуществ конкретному лицу и направлен на выбор лучшего победителя конкурса.

Применение СТО ААЛСЗ 66.1.08/Д-2018 при оценке деловой репутации участников закупки соответствует объекту закупки, поскольку в соответствии с ОК 029-2014 деятельность в области инженерных изысканий охватывает собой в том числе кадастровую деятельность, а также по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК).

В соответствии со статьями 69 и 72 БК закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд производятся за счет бюджетных ассигнований (расходы бюджетов), осуществление которых согласно статье 34 БК должно отвечать принципу эффективности – необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

С учетом изложенного к числу основных принципов контрактной системы согласно статье 6, части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования).

Таким образом, установленный статьей 8 Закона о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Закона о контрактной системе, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан – жителей соответствующих публично-правовых образований, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов.

Основная функция критерия оценки заключается в том, чтобы обеспечить заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям публично-правового образования в качественном и своевременном выполнении работ, учитывая специфику объекта закупки.

То обстоятельство, что по условиям Документации уровень деловой репутации не оценивается заказчиком непосредственным образом, а подтверждается сертификатом соответствия, не может являться основанием для вывода об ограничении доступа к участию в конкурсе, поскольку возможность подтверждения соответствия продукции, работ и услуг в рамках систем добровольной сертификации предусмотрена статьей 21 Закон о техническом регулировании, использование результатов добровольной сертификации при оценке предложений участников закупки позволяет обеспечить объективность и профессионализм оценки, исключить риск ошибок со стороны членов конкурсной комиссии, не обладающих специальными познаниями.

При выполнении геодезических работ в составе кадастровых работ и геодезических работ в составе инженерных изысканий для строительства применяются одинаковые методы, что позволяет произвести оценку деловой репутации по рассматриваемому предмету закупки согласно показателям СТО ААЛСЗ 66.1.08/Д-2018.

СТО ААЛСЗ 66.1.08/Д-2018 разработан в целях оценки деловой репутации лиц, выполняющих инженерные изыскания для автомобильных дорог, и его область применения относится к классу 71 «Деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования технических испытаний, исследований и анализа» ОК 029-2014, что охватывает собой кадастровые работы.

Таким образом, установление в Документации критерия деловой репутации, оцениваемого исходя из подтверждения участником закупки своего соответствия требованиям ГОСТ Р 66.0.01-2015, полученного в рамках системы добровольной сертификации, предусмотренной СТО ААЛСЗ 66.1.08/Д-2018, соответствует положениям части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе, статьи 34 БК, поскольку позволяет дать объективную и достоверную оценку способности соответствующего участника исполнить государственный контракт с соблюдением качества и сроков.

Вышеуказанные выводы содержатся в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2020 № 307-ЭС19-21226 по делу № А44-6018/2018.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

На основании всего вышеизложенного, Комиссия Новгородского УФАС России находит Жалобу необоснованной.

  1. В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона о контрактной системе в целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казенных учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих. Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).

Согласно части 5 статьи 26 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления обязаны принять решение об осуществлении полномочий заказчика данными органами, их территориальными органами или учреждениями (при осуществлении данными органами функций и полномочий учредителя учреждений) следующими способами:

1) осуществление данными органами полномочий на:

а) определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков;

б) планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и муниципальных заказчиков;

2) наделение уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или несколько уполномоченных органов, уполномоченных учреждений полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков;

3) наделение уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или несколько уполномоченных органов, уполномоченных учреждений полномочиями на планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и соответствующих муниципальных заказчиков;

4) осуществление каждым заказчиком своих полномочий самостоятельно.

В соответствии с частью 10 статьи 26 Закона о контрактной системе порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с настоящей статьей.

Как было указано выше, в целях централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Новгородской области Постановлением Правительства Новгородской области от 30.12.2013 № 548 принят Порядок, а Администрация наделена полномочиями уполномоченного органа при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Новгородской области.

Согласно, размещенному на официальном сайте извещению № 0150200003920000004 проведение рассматриваемой закупки осуществляется в том числе уполномоченным органом – Администрацией.

В соответствии с положениями пунктов 2.1 и 3.1.1 Порядка заказчик разрабатывает и утверждает извещение об осуществлении закупки и документацию о закупке, за исключением сведений, указанных в подпункте 3.2.1 настоящего Порядка.

В соответствии с пунктом 2.2 Порядка извещение и (или) документация о закупке утверждаются уполномоченным должностным лицом заказчика.

При этом, соответствии с пунктом 3.2.1 Порядка в случаях и порядке, установленных законодательством о контрактной системе, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение разрабатывает и утверждает извещение и документацию о закупке в части установления:

  • срока, места и порядка подачи заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • способов получения документации о закупке, срока, места и порядка представления такой документации, а также платы (при ее установлении), взимаемой уполномоченным органом, уполномоченным учреждением за представление документации, способа осуществления и валюты платежа;
  • места, даты и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), даты рассмотрения, оценки таких заявок;
  • даты проведения аукциона в электронной форме, а также даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме;
  • даты и времени рассмотрения и оценки первых частей заявок, рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
  • даты подачи участниками открытого конкурса в электронной форме окончательных предложений о цене контракта;
  • даты окончания срока рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений в электронной форме;
  • порядка предоставления участникам открытого конкурса, открытого конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме разъяснений положений документации о закупке, даты начала и окончания срока такого предоставления.

Согласно пункту 2.3 Порядка для начала определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик направляет в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение заявку на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) с приложением извещения и документации о закупке в письменной форме и в форме электронного документа, а также заверенной заказчиком выписки из плана-графика закупок.

Согласно пункту 2.8 Порядка в случае соответствия представленной заказчиком заявки на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) установленным в настоящем Порядке требованиям к форме, составу, содержанию такой заявки уполномоченный орган, уполномоченное учреждение принимает решение о начале определения поставщика (подрядчика, исполнителя), создании комиссии по осуществлению закупок и размещает информацию о закупке в единой информационной системе в сфере закупок (также – официальный сайт).

В соответствии с пунктом 3.2.3 Порядка уполномоченный орган, уполномоченное учреждение размещает извещение и документацию о закупке на официальном сайте.

Согласно пункту 3.1.3 Порядка заказчик принимает решение о внесении изменений в извещение и документацию о закупке и в день его принятия направляет копию такого решения в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение с приложением утвержденных заказчиком в новой редакции извещения и документации о закупке в письменной форме и в форме электронного документа.

В соответствии с пунктом 3.2.4 Порядка уполномоченный орган, уполномоченное учреждение размещает изменения, внесенные в извещение и документацию о закупке, на официальном сайте не позднее следующего рабочего дня после поступления от заказчика таких изменений.

В соответствии с частью 5 статьи 54.3 Закона о контрактной системе размещение конкурсной документации в единой информационной системе осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме.

Согласно части 6 статьи 54.3 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно, информации размещенной на официальном сайте в отношении рассматриваемой закупки (извещение № 0150200003920000004) информация о начале её осуществлении была размещена 28.01.2020, после чего неоднократно государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» вносились, а уполномоченным органом – Администрацией размещались на официальном сайте изменения в Документацию.

24.03.2020 в редакцию Документации и извещения о проведении рассматриваемой закупки от 16.03.2020 №ИИ3 в ред. № 4 государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» были внесены изменения в части:

  • изменения сроков осуществления закупки (даты и время окончания срока подачи заявок, рассмотрения и оценки их первых частей, подачи участниками электронного конкурса окончательных предложений о цене контракта и рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в электронном конкурсе);
  • изменения нестоимостного критерия оценки заявок участников рассматриваемой закупки (показатель «Качество работ» был заменен на показатель «Квалификация»).

При размещении указанных изменений на официальном сайте уполномоченным органом – Администрацией был заменены прикрепленные текстовые файлы «Конкурсная документация» и «Извещения» на аналогичные документы в измененной заказчиком редакции.

Однако, в экранную форму документации о проведении рассматриваемой закупки, формируемую программными средствами официального сайта, уполномоченным органом – Администрацией не были внесены изменения касающиеся критериев оценки заявок участников открытого конкурса.

Как было указано выше, действующая редакция Документации и извещения о проведении рассматриваемой закупки (№ИИ5 в ред. № 6) была размещена на официальном сайте 26.03.2020.

При этом, указанное выше противоречие на официальном сайте между экранной формой документации о проведении рассматриваемого электронного конкурса, сформированной программными средствами официального сайта, и размещенными в составе информации о проведении закупки текстовыми файлами «Конкурсная документация» и «Извещение» в части критериев оценки заявок участников конкурса не было устранено.

Таким образом, в действиях уполномоченного органа – Администрации содержатся нарушения частей 5, 6 статьи 54.3, части 10 статьи 26 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении порядка размещения на официальном сайте информации об изменении документации о проведении рассматриваемого открытого конкурса в электронной форме.

Вместе с тем, Комиссия Новгородского УФАС России отмечает, что указанное нарушение было выявлено уполномоченным органом – Администрацией самостоятельно, до начала рассмотрения Жалобы, предмет рассмотрения Жалобы его не касался, а представитель Администрации сам указал на наличие нарушения Закона о контрактной системе в действиях уполномоченного органа и ходатайствовал о выдаче соответствующего предписания об устранении допущенного нарушения.

При решении вопроса о необходимости выдачи предписания об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе и его содержании Комиссия Новгородского УФАС России исходит из следующего.

Установленное нарушение порядка размещения информации на официальном сайте препятствует рассмотрению и оценке конкурсной комиссией в установленном порядке заявок участников рассматриваемой закупки, может повлечь введение в заблуждение участников рассматриваемого конкурса и как следствие – нарушение их прав, что дает основание для выдачи предписания об устранении указанных нарушений.

Каких-либо иных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе при проведении внеплановой проверки действий государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор», уполномоченного органа – Администрации и его конкурсной комиссии в ходе осуществления рассматриваемой закупки не установлено.

Руководствуясь статьями 8, 26, 32, 54.3, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Промоборудование» (603105, г. Нижний Новгород, ул. Бориса Панина, д. 5 корп. 3) на действия государственного заказчикаГосударственным областным казенным учреждением «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (173000, г. Великий Новгород, ул. Славная, д. 55) при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1, каб. 350) закупки (определении исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса кадастровых работ для регистрации права собственности Новгородской области в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенных на территориях Новгородской и Вологодской областей и земельных участков под автомобильными дорогами, извещение № 0150200003920000004 в действующей редакции о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 26.03.2020, необоснованной.

2. Признать в действиях уполномоченного органа Администрации Губернатора Новгородской области нарушения части 10 статьи 26, частей 5, 6 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

3. Выдать государственному заказчику Государственному областному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор», уполномоченному органу Администрации Губернатора Новгородской области и его конкурсной комиссии, оператору электронной площадки – АО «Электронные торговые системы» (НЭП) обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

 

 

Председатель Комиссии

 

И.А. Куриков

 

 

Члены Комиссии

 

Д.А. Петров

 

 

 

 

 

М.Е. Фомин

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны