Решение №4383/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/34-405/2019 по результатам рассмотрения жал... от 17 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику – МКУ «Служба заказчика» и его аукционной комиссии

 

ул. Революции, д. 35,

г. Малая Вишера,

Новгородская обл., 174260

e-mail: sz_mv@mail.ru

 

 

Оператору электронной площадки –

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

 

Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9,

г. Москва, 119435

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

ООО «Монолит»

 

шоссе Фрезер, д. 5/1, Э подвал,

пом. I, к. 1, оф. 15,

г. Москва, 109202

 

Исходящие № 4383/03 от 17.09.19

 

РЕШЕНИЕ053/06/34-405/2019

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

13 сентября 2019 года                                                                                 Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;

Иванов А.Т. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,               

в присутствии представителей:

заказчика – Муниципального казенного учреждения «Служба заказчика» – … (доверенность № .. от …);

податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «Монолит» - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии своих представителей не направил, ходатайств не заявлял,

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «Монолит» (109202, г. Москва, шоссе Фрезер, д. 5/1, Э подвал, пом. I, к. 1, оф. 15; далее – ООО «Монолит») на действия заказчика – Муниципального казенного учреждения «Служба заказчика» (174260, Новгородская обл., г. Малая Вишера, ул. Революции, д. 35; далее – МКУ «Служба заказчика») при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства «Детский сад-ясли на 140 мест» в г. Малая Вишера, ул. 1-я Парковая, извещение № 0350300006919000047 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 30.08.2019, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

06.09.2019 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Монолит» на действия заказчика – МКУ «Служба заказчика» при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства «Детский сад-ясли на 140 мест» в г. Малая Вишера, ул. 1-я Парковая, извещение № 0350300006919000047 о проведении которого было размещено на официальном сайте 30.08.2019 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1. Заказчиком ненадлежащим образом указан идентификационный код закупки (далее – ИКЗ), а именно: в извещении о проведении рассматриваемой закупки, сформированном средствами официального сайта, и проекте контракта (Приложение № 3 к документации об аукционе; далее – Проект контракта) указаны различные ИКЗ.

2. В Проекте контракта отсутствует условие, предусмотренное пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. В Проекте контракта отсутствует пункт с указанием обязательства о проведении экспертизы представленных подрядчиком результатов работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям, предусмотренным контрактом.

4. В разделе 15 Проекта муниципального контракта заказчиком – МКУ «Служба заказчика» установлено неправомерное условие о запрете уступки требований по контракту.

С учетом вышеизложенного, податель Жалобы просит выдать заказчику – МКУ «Служба заказчика» обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

Заказчик – МКУ «Служба заказчика» письменных возражений в отношении доводов Жалобы не представил, на рассмотрении Жалобы представитель заказчика устно согласилась с доводом Жалобы о разных ИКЗ в извещении о проведении аукциона и Проекте контракта.

В отношении остальных доводов Жалобы представитель заказчика пояснила, что Проект контракта разрабатывался на основании Типового контракта, утвержденного приказом Минстроя России от 05.07.2018 № 398/пр «Об утверждении Типового государственного (муниципального) контракта на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства и информационной карты указанного типового контракта», который вступает в силу с 01.01.2020 и будет обязателен к применению.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В августе - сентября 2019 года заказчиком – МКУ «Служба заказчика» и его аукционной комиссией осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства «Детский сад-ясли на 140 мест» в г. Малая Вишера, ул. 1-я Парковая, извещение № 0350300006919000047 о проведении которого было размещено на официальном сайте (начальная (максимальная) цена контракта – 144 474 610, 00 рублей).

Документация об электронном аукционе в последней редакции (далее – Документация) утверждена начальником ПТО МКУ «Служба заказчика» … 07.09.2019.

1. Согласно части 1 стать 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом в информации и документах, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, идентификационный код закупки указывается с использованием единой информационной системы.

В соответствии с частью 2 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки обеспечивает взаимосвязь документов, указанных в части 1 настоящей статьи.

Согласно пункту 3 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должен содержаться идентификационный код закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона указывается информация, предусмотренная статьей 42 Закона о контрактной системе.

Как следует из части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать информацию, предусмотренную извещением о проведении такого аукциона.

Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Исходя из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе, при осуществлении электронного аукциона ИКЗ указывается, в частности, в извещении и документации о проведении такого аукциона, а также в проекте контракта. При этом, ИКЗ для каждой закупки является уникальным.

Согласно извещению о проведении аукциона, сформированному средствами официального сайта, а также пункту 3.1.2 Документации, настоящее определение поставщика (подрядчика, исполнителя) имеет следующий ИКЗ: 193530700618553070100100200204120414.

Вместе с тем, указанный заказчиком в Проекте контракта ИКЗ настоящего определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отличается от ИКЗ, указанного в извещении о проведении закупки, сформированного средствами официального сайта и Документации: 193530700618553070100100200204120244.

Согласно части 1 статьи 21 Закона о контрактной системе планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.

План-график включает в себя, в том числе, ИКЗ (пункт 1 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе).

В плане-графике закупок товаров, работ, услуг МКУ «Служба заказчика» на 2019 год (редакция от 28.08.2019), размещенном в открытом доступе на официальном сайте, указан следующий ИКЗ рассматриваемой закупки: 193530700618553070100100200204120414

Таким образом, в действиях заказчика – МКУ «Служба заказчика» содержится нарушение части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе, выразившееся в указании в Проекте контракта, подлежащего заключению по итогам закупки, недостоверного ИКЗ.

В данной части Жалоба является обоснованной.

2. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

В соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе  в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

Однако, вышеуказанное условие в Проекте контракта отсутствует.

При этом, при заключении контракта, внесение таких изменений в проект контракта, направляемого заказчиком победителю аукциона, действующим законодательством о контрактной системе не предусмотрено.

Частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.

Согласно части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика - МКУ «Служба заказчика» содержится нарушение пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии в Проекте контракта обязательного условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, предусмотренного Законом о контрактной системе.

Таким образом, в данной части Жалоба также является обоснованной.

3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

Частью 3 статьи 94 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей 34 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень положений, подлежащих включению в контракт.

Так, согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона требований к их предоставлению.

Во исполнение указанных требований, разделом 8 Проекта контракта установлен порядок приемки выполненных работ.

В частности, разделом 8 Проекта контракта предусмотрено, что объект признается  построенным  (реконструированным)  со  дня подписания акта  приемки  законченного  строительством  (реконструкцией) Объекта Сторонами  и  при  наличии  заключения  органа  государственного строительного надзор о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям Проектной документации. Подрядчик  за  свой  счет  обязан  устранить  недостатки (дефекты) работ, выявленные таким органом в ходе проверки соответствия построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических   регламентов и Проектной документации.

Экспертиза выполненных работ будет проведена при приемке результатов исполнения контракта в силу требований Закона о контрактной системе.

Таким образом, в данной части Жалоба является необоснованной.

4. Согласно части 5 статьи 95 Закона о контрактной системе при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

В соответствии с частью 6 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.

Таким образом, личности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по контрактам, заключенным в рамках закупок в соответствии с Законом о контрактной системе, имеют существенное значение для заказчиков.

Согласно пункту 1 статьи 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 ГК РФ уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону.

Не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника (пункт 2 статьи 388 ГК РФ).

В соответствии с разделом 15 Проекта муниципального контракта уступка требований по Контракту не допускается.

Таким образом, в соответствии с данным разделом Проекта контракта, не допускается, в том числе, переход право требования уплаты начисленной задолженности (от цедента (подрядчика) к цессионарию).

При этом, в случае уступки требования денежного обязательства, возникшего из контракта, заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе, нарушается установленный бюджетным законодательством порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, в силу которого при подтверждении денежного обязательства и санкционировании оплаты проводится проверка соответствия получателя данным, указанным в контракте и реестре контрактов. Внесение изменений в ранее предоставленные данные о контрагенте и позволяющие осуществить санкционирование расходов в случае уступки не предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации. Бюджетным законодательством Российской Федерации не определен порядок санкционирования оплаты денежных обязательств, возникающих из государственных (муниципальных) контрактов, третьему лицу, не являющемуся поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по такому контракту.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Новгородского УФАС России не усматривает в действиях заказчика при запрете уступки требований по контракту  нарушений Закона о контрактной системе.

Кроме того, согласно пункту 3 статьи 388 ГК РФ соглашение между должником и кредитором об ограничении или о запрете уступки требования по денежному обязательству не лишает силы такую уступку и не может служить основанием для расторжения договора, из которого возникло это требование, но кредитор (цедент) не освобождается от ответственности перед должником за данное нарушение соглашения.

В данной части Жалоба также является необоснованной.

Следовательно, Жалоба является обоснованной частично.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.

В результате проведения внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки установлено следующее.

1. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

В разделе 10 Проекта контракта содержатся виды и размеры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно пункту 10.4 Проекта контракта в случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе гарантийного обязательства, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом Поставщик обязан в срок не позднее 10 (десяти) календарных дней после получения требования Заказчика об уплате пеней оплатить ему пени за допущенные нарушения.

В этом же пункте приведены нарушения, за допущение которые подрядчик должен оплатить заказчику пени.

Однако,  ни в данном пункте Проекта контракта, ни в каком-либо ином пункте Проекта контракта не содержится размер такой пени, предусмотренный частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика - МКУ «Служба заказчика» содержится нарушение части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии в Проекте контракта размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

2. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона.

В части 2 статьи 96 Закона о контрактной системе указано, что заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфами 3 и 3.1 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей), пунктами 2, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 3 и 4 части 2 статьи 83.1, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 - 11, 13 - 15, 17, 20 - 23, 26, 28 - 34, 40 - 42, 44, 45, 46, 47 - 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 - 48, не предусмотрена выплата аванса), 51, 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должен содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, размер обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению, порядок предоставления такого обеспечения, устанавливаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

Как следует из части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, извещение о проведении электронного аукциона должно содержать информацию, указанную в статье 42 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

Таким образом, в извещение и документации о проведении электронного аукциона, а также проекте контракта, заключаемом по итогам проведения такого электронного аукциона, должно содержаться требование об обеспечении исполнения контракта.

Как следует из части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.

Согласно части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае заключения контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона предусмотренный настоящей частью размер обеспечения исполнения контракта, в том числе предоставляемого с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, устанавливается от цены, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов начальной (максимальной) цены контракта.

В извещении о проведении рассматриваемого аукциона, сформированном средствами официального сайта, Документации и Проекте контракта (раздел 11) установлено требование об обеспечении исполнения контракта.

В извещении о проведении аукциона, сформированном средствами официального сайта, пункте 14.1 Документации указано, что размер обеспечения исполнения контракта составляет 14 447 461,00 рублей (10 % от начальной (максимальной) цены контракта). Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта предусмотрен разделом 14 Документации (в извещении о проведении аукциона, сформированном средствами официального сайта, также содержится ссылка на раздел 14 Документации).

При этом, Федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о внесении изменений) Закон о контрактной системе был дополнен рядом положений.

В частности, Законом о внесении изменений статья 34 Закона о контрактной системе с 01.07.2019 была дополнена частью 30, согласно которой, если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

Таким образом, в проектах контрактов в отношении закупок, объявляемых с 01.07.2019, должно содержаться обязательство, предусмотренное частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе (если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено требование обеспечения исполнения контракта).

Однако, в Проекте контракта данное обязательство отсутствует. При этом, как отмечалось выше, рассматриваемая закупка была объявлена после 01.07.2019.

В пункте 11.4 Проекта контракта указано, что в случае, если по независящим от Подрядчика причинам действие банковской гарантии  прекратится  до  установленного  Контрактом  срока, Подрядчик обязан представить новое обеспечение  исполнения контракта  не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение.

При этом, в данном пункте Проекта контракта нет прямого указания на отзыв у банка, выдавшего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций, отсутствует указание на возможность уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в случаях, предусмотренных частями  7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 Закона о контрактной системе, а также на начисление пени в соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки подрядчиком предоставления нового обеспечения исполнения контракта.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – МКУ «Служба заказчика»  содержится нарушение части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в Проекте контракта обязательства о предоставлении подрядчиком нового обеспечения исполнения контракта в случае отзыва у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций.

3. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Как следует из части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее – Правила), утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042.

Согласно пункту 11 Правил общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

В соответствии с пунктом 12 Правил общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Однако, в пункте 10.7 Проекта контракта указано, что общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

То есть, в данном пункте Проекта контракта фактически не исполняются требования пункта 12 Правил (сторонами контракта названы подрядчик и исполнитель, заказчик не упоминается).

При этом, даже если считать, что данный пункт Проекта контракта распространяет свое действие и на заказчика, то в данном случае также не соблюдаются требования законодательства о контрактной системе, поскольку, в отношении заказчика в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение им обязательств, предусмотренных контрактом.

Отдельного пункта о том, что общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта, в Проекте контракта не содержится.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика - МКУ «Служба заказчика» содержатся нарушения частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной систем, выразившееся в ненадлежащем указании в Проекте контракта условий о том, что общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком и за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

4. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, предусмотренную извещением о его проведении.

Предусмотренное частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в данном случае установлено заказчиком в разделе «Преимущества, требования к участникам» извещения об осуществлении аукциона, сформированном средствами официального сайта, а также в пункте 7.3 Документации.

Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.

Указанное условие предусмотрено заказчиком в разделе 6 Проекта контракта.

Так, согласно пункту 6.3 Проекта контракта, подрядчик обязуется привлекать к исполнению Контракта третьих лиц из числа субъектов малого предпринимательства и (или) социально ориентированных некоммерческих организаций.  Общий объем работ, выполняемых указанными субъектами, должен составлять: (15) процентов от цены Контракта (объем   привлечения устанавливается Заказчиком  в  виде  фиксированных  процентов  и  должен составлять не менее 5 (пяти) процентов от цены контракта).

Прим этом, согласно пункту 6.4 Проекта контракта, подрядчик обязуется  оплачивать  поставленные  субподрядчиком, соисполнителем из числа субъектов  малого  предпринимательства  и  (или) социально    ориентированных    некоммерческих    организаций    товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные  услуги,  отдельные  этапы исполнения    договора,    заключенного    с    таким    субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Подрядчиком  документа  о  приемке  товара,   выполненной     работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.

Вместе с тем, при оценке действий заказчика по установлению в Проекте контракта условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, также необходимо учитывать следующее.

Согласно части 7 статьи 30 Закона о контрактной системе типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Типовые условия таких контрактов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1466 (далее – Типовые условия).

Типовые условия предусматривают как условия об обязанностях поставщика (подрядчика, исполнителя) (раздел 1), так и условие о его правах (раздел 2).

Согласно пункту 2 раздела 1 Типовых условий в срок не более 5 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком, соисполнителем поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан представить заказчику:

а) декларацию о принадлежности субподрядчика, соисполнителя к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, составленную в простой письменной форме, подписанную руководителем (иным уполномоченным лицом) субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации и заверенную печатью (при наличии печати);

б) копию договора (договоров), заключенного с субподрядчиком, соисполнителем, заверенную поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с пунктом 3 раздела 1 Типовых условий в случае замены субподрядчика, соисполнителя на этапе исполнения контракта на другого субподрядчика, соисполнителя поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан представлять заказчику документы, указанные в пункте 2 настоящего раздела, в течение 5 дней со дня заключения договора с новым субподрядчиком, соисполнителем.

Согласно пункту 4 раздела 1 Типовых условий в течение 10 рабочих дней со дня оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) выполненных обязательств по договору с субподрядчиком, соисполнителем поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан представлять заказчику следующие документы:

а) копии документов о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, которые являются предметом договора, заключенного между поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем;

б) копии платежных поручений, подтверждающих перечисление денежных средств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) субподрядчику, соисполнителю, - в случае если договором, заключенным между поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем, предусмотрена оплата выполненных обязательств до срока оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренного контрактом, заключенным с заказчиком (в ином случае указанный документ представляется заказчику дополнительно в течение 5 дней со дня оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, выполненных субподрядчиком, соисполнителем).

В соответствии с пунктом 6 раздела 1 Типовых условий поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан нести гражданско-правовую ответственность перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей, в том числе:

а) за представление документов, указанных в пунктах 2 - 4 настоящего раздела, содержащих недостоверные сведения, либо их непредставление или представление таких документов с нарушением установленных сроков;

б) за непривлечение субподрядчиков, соисполнителей в объеме, установленном в контракте.

Кроме того, согласно разделу 2 Типовых условий, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения субподрядчиком, соисполнителем обязательств, предусмотренных договором, заключенным с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе осуществлять замену субподрядчика, соисполнителя, с которым ранее был заключен договор, на другого субподрядчика, соисполнителя.

Однако, указанные положения Типовых условий, устанавливающие как обязанности, так и право поставщика (подрядчика, исполнителя) при исполнении контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в данном случае заказчиком в Проекте контракта не отражены.

Таким образом, в действиях заказчика – МКУ «Служба заказчика» содержится нарушение части 7 статьи 30 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем использовании типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

5. В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе в контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Как установлено выше, случаи наступления гражданско-правовой ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение им условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей, предусмотрены пунктом 6 Типовых условий (при этом, данный перечень не является закрытым).

При этом, одним из случаев наступления рассматриваемой гражданско-правовой ответственности является непривлечение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей в объеме, установленном контрактом.

В соответствии с действующим законодательством (в частности, Правилами) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, к нему применяется такая мера ответственности как штраф.

Данная мера ответственности к поставщику (подрядчику, исполнителю) предусмотрена Правилами и за неисполнение им условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в предусмотренном объеме.

Так, согласно пункту 8 Правил, в случае если в соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, штраф устанавливается в размере 5 процентов объема такого привлечения, установленного контрактом.

Вместе с тем, в нарушение части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик - МКУ «Служба заказчика» не установил в Проекте контракта обязательного условия о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, а также меры ответственности за неисполнение данного условия.

Установленные в действиях заказчика – МКУ «Служба заказчика» нарушения Закона о контрактной системе указывают на наличие в действиях его должностного лица события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

6. Согласно части 1 статьи 21 Закона о контрактной системе планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 21 Закона о контрактной системе в отношении каждой закупки в план-график включаются дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований.

Пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Дополнительные требования к участникам закупки, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установлены в Постановлении Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99).

Как следует из части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно пункту 1 Постановления № 99 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению № 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 к настоящему постановлению.

В соответствии с пунктом 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99 при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, заказчиками должны устанавливаться дополнительные требования к участникам закупки в виде наличия за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей.

Также, в данном пункте Приложения № 1 к Постановлению № 99 приведен исчерпывающий список документов, подтверждающих соответствие участников закупки данным дополнительным требованиям.

В пункте 9.4 Документации установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требованиями пункта 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99, в пункте 10.4 Документации указан перечень документов, подтверждающих соответствие участников требованиям Постановления № 99.

При этом, согласно части 11 статьи 21 Закона о контрактной системе заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

В соответствии с частью 12 статьи 21 Закона о контрактной системе не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.

Однако, в плане-графике закупок товаров, работ, услуг МКУ «Служба заказчика» на 2019 год (редакция от 28.08.2019) вышеуказанное дополнительное требование в соответствии с Постановлением № 99 в отношении рассматриваемой закупки не установлено.

То есть, дополнительные требования к участникам закупки в пункте 9.4 Документации установлены в противоречие плана-графика заказчика на 2019 год.

Вместе с тем, Комиссия Новгородское УФАС России отмечает следующее.

Как отмечалось выше, в план-график включаются дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований.

Также, информация о дополнительных требованиях указывается в извещении о проведении закупки.

В рассматриваемом случае, с учетом предмета закупки, а также исходя из размера начальной (максимальной) цены контракта, в обязательном порядке должны были быть установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением № 99.

Несмотря на то, что в данной части Документация (пункт 9.4) не соответствует плану-графику МКУ «Служба заказчика» на 2019 год, данные дополнительные требования в Документации были установлены правомерно исходя из вышеуказанных положений законодательства о контрактной системе.

Заказчик - МКУ «Служба заказчика» изначально, в нарушение требований Закона о контрактной системе, не указал в плане-графике на 2019 год информацию о дополнительных требованиях в соответствии с Постановлением № 99.

Кроме того, поскольку информация о дополнительных требованиях отсутствует в плане-графике МКУ «Служба заказчика», в извещении о проведении аукциона, сформированном средствами официального сайта, также не были установлены данные дополнительные требования к участникам закупки.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика - МКУ «Служба заказчика» содержатся нарушения пункта 3 части 1 статьи 21, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившиеся в отсутствии информации о дополнительных требованиях, предъявляемых к участникам рассматриваемой закупки в соответствии с Постановлением № 99, в плане-графике закупок товаров, работ, услуг МКУ «Служба заказчика» на 2019 год (редакция от 28.08.2019), а также в извещении о проведении аукциона, сформированном средствами официального сайта.

7. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Как следует из пункта 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

Пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.

Согласно части 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие); строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства) (пункты 10, 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ)).

Согласно части 1 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

Согласно части 1 статьи 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации (в том числе путем внесения в нее изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства» при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 48 ГрК РФ установлено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Согласно пункту 4 части 12 статьи 48 Грк РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства с учетом особенностей, предусмотренных частью 13 настоящей статьи, включается проект организации строительства объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 13 статьи 48 ГрК РФ состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Требования к содержанию разделов проектной документации с учетом требований Градостроительного кодекса Российской Федерации в части необходимости обеспечения строительства установлены Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (далее – Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (далее – Постановление № 87).

Согласно пункту 1 Положения настоящее Положение устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов:

а) при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства;

б) при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - строительство).

В соответствии с пунктом 2 Положения  в целях настоящего Положения объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяются на следующие виды:

а) объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов;

б) объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения);

в) линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).

Пунктом 3 Положения установлено, что проектная документация состоит из текстовой и графической частей.

Согласно пункту 9 Положения проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 10 - 32 настоящего Положения.

Одним из таких разделов является «Проект организации строительства», который является шестым разделом проектной документации (пункт 23 Положения).

Также, в пункте 23 Положения указано, что должен содержать раздел 6 «Проект организации строительства» проектной документации в текстовой и графической части.

Поскольку предметом рассматриваемой закупки является возведение объекта капитального строительства (детский сад-ясли на 140 мест), заказчик - МКУ «Служба заказчика» должен был включить в состав Документации проектную документацию по данному объекту.

В составе Документации на официальном сайте размещена проектная документация (Приложение № 4), которая также является Приложением № 1 к Проекту контракта.

При этом, на официальном сайте в составе Документации размещено положительное заключение подготовленной проектной документации, выданное ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области».

Как следует из данного заключения, проектная документация представлена в составе, определенном Постановлением № 87, в состав проектной документации входит, в том числе, раздел 6 «Проект организации строительства». При этом, проектная документация получила положительное заключение экспертизы.

Однако, в составе проектной документации, размещенной на официальном сайте, раздел 6 «Проект организации строительства» отсутствует.

Отсутствие в Документации указанного раздела проектной документации свидетельствует о ее неполноте и недостаточной информативности, что может негативно повлиять на принятие участниками аукциона решения об участии в таком аукционе, а впоследствии осложнить выполнение работ победителем аукциона, который до момента заключения контракта не мог ознакомиться с необходимыми документами и сведениями ввиду их отсутствия на официальном сайте по причине неразмещения. При этом, данный раздел проектной документации в распоряжении заказчика имеется, что подтверждается положительным заключением экспертизы проектной документации. У заказчика отсутствовали какие-либо объективные обстоятельства для неразмещения данного раздела проектной документации на официальном сайте.

 Таким образом, в действиях заказчика - МКУ «Служба заказчика» содержится нарушение пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в неразмещении на официальном сайте документов (раздела 6 проектной документации «Проект организации строительства»), размещение которых прямо предусмотрено Законом о контрактной системе.

Установленные в действиях заказчика – МКУ «Служба заказчика» нарушения Закона о контрактной системе указывают на наличие в действиях его должностного лица события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.

Решая вопрос о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания и определении его содержания, Комиссия Новгородского УФАС России учитывает следующее.

Вышеуказанные многочисленные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях заказчика – МКУ «Служба заказчика»  являются грубыми и существенными, не позволяют заключить контракт по итогам закупки в соответствии с требованиями действующего законодательства о контрактной системе, привели к невозможности для потенциальных участников ознакомиться с полным содержанием проектной документации, тем самым вводя их в заблуждение при принятии решения о целесообразности участия в данной закупке, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об аннулировании торгов (рассматриваемой закупки).

 

Руководствуясь статьями 21, 23, 30, 31, 33, 34, 64, 95, 96, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Монолит» (109202, г. Москва, шоссе Фрезер, д. 5/1, Э подвал, пом. I, к. 1, оф. 15) на действия заказчика – Муниципального казенного учреждения «Служба заказчика» (174260, Новгородская обл., г. Малая Вишера, ул. Революции, д. 35) при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства «Детский сад-ясли на 140 мест» в г. Малая Вишера, ул. 1-я Парковая, извещение № 0350300006919000047 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 30.08.2019, частично обоснованной в части довода об указании в Проекте контракта, заключаемого по итогам рассматриваемой закупки, недостоверного идентификационного кода закупки, а также невключении в Проект контракта обязательного условия, предусмотренного пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

2. Признать в действиях заказчика – Муниципального казенного учреждения «Служба заказчика» нарушения пункта 3 части 3 статьи 21, части 1 статьи 23, частей 6, 7 статьи 30, части 5 статьи 31, пункта 8 части 1 статьи 33, частей 4, 5, 7, 8, 30 статьи 34 и пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику – Муниципальному казенному учреждению «Служба заказчика», его аукционной комиссии и оператору электронной площадки – ЗАО «Сбербанк-АСТ» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного(ных) лица(лиц) заказчика - Муниципального казенного учреждения «Служба заказчика».

 

Председатель Комиссии                                                                                     И.А. Куриков

                                                                                                                                

Члены Комиссии                                                                                                 А.Т. Иванов

 

                                                                                                                          Д.А. Петров                      

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны