Предупреждение №1651/02 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 7 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТ... от 15 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Министерство здравоохранения Новгородской  области

                                                 173005, Великий Новгород,

                                              пл. Победы-Софийская 1

 

Электронная почта: medik@novreg.ru

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 7

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ

ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

15 апреля  2019 года                                                                             Великий Новгород

 

В связи с наличием в действиях  (бездействии) Министерства здравоохранения Новгородской области (пл.  Победы-Софийская 1, Великий Новгород, 173005, ИНН 5321028960, ОГРН 1025300805166), (далее - Министерство) признаков нарушения  антимонопольного  законодательства,  предусмотренного пунктом 6  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), согласно которому органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе  путем создания преимущественных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам и доступа к информации, Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) сообщает следующее.

В Управление поступило заявление ООО «Лэнд» о нарушении антимонопольного законодательства Министерством при утверждении Устава государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Новгородское   бюро судебно-медицинской экспертизы» (далее – ГОБУЗ «НБСМЭ», Учреждение).

Постановлением Администрации Новгородской области от 22.10.2012 N 653 «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Новгородской области» признано утратившим силу постановление Администрации области от 28.03.2008 N 91 «О комитете по охране здоровья населения области».

Таким образом,  полномочия Комитета по охране здоровья населения области перешли к Департаменту здравоохранения Новгородской области

Постановлением Правительства Новгородской области от 21.12.2017 № 455 «О министерстве здравоохранения Новгородской области» Департамент здравоохранения Новгородской области  переименован в Министерство здравоохранения Новгородской области (далее – Министерство).

Соответственно, все права и обязанности от Департамента здравоохранения Новгородской области  перешли к Министерству здравоохранения Новгородской области.

Приказом Комитета по охране здоровья населения области от 29.09.2011  № 708-Д   утвержден Устав ГОБУЗ «Новгородское   бюро судебно-медицинской экспертизы» (далее –  ГОБУЗ «НБСМЭ», Учреждение).

Согласно пункту 1.1 Устава ГОБУЗ «НБСМЭ» (в редакции приказа Министерства № 819-Д от 10.12.2018) Учреждение является государственным учреждением, созданным для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий в сфере здравоохранения.

Согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными  законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (пункт 2 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях).

В силу пункта 3 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Согласно пункту 4 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 названной статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

При этом некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (часть 2 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях).

ГОБУЗ «НБСМЭ», является некоммерческой организацией (пункт 1.1 Устава ГОБУЗ «НБСМЭ»).

Согласно пункту 2.3.  Устава ГОБУЗ «НБСМЭ» в соответствии с целями, для достижения которых создано Учреждение, оно вправе осуществлять  следующие основные виды деятельности (пункт 2.3.1):

-  производство всех видов судебно-медицинских экспертиз и исследований;

-  участие специалистов в первоначальных и других  следственных действиях;

- информирование Комитета по охране здоровья населения области

- содействие органам управления и учреждениям здравоохранения в улучшении качества лечебной помощи населению и проведении профилактических мероприятий.

Пунктом 2.2 Устава ГОБУЗ «НБСМЭ» предусмотрено, что предметом деятельности учреждения является проведение судебно-медицинских экспертиз и исследований.

Согласно пункту 2.4 Устава ГОБУЗ «НБСМЭ» Учреждение вправе осуществлять  иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению   целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям.

Согласно пункту 2.5 Устава ГОБУЗ «НБСМЭ»  Учреждение вправе осуществлять следующую приносящую доходы деятельность:

немедицинские услуги, в том числе,  услуги по бальзамации тел умерших, ритуальные услуги населению области.

Особенности правового положения государственного судебно-экспертного учреждения урегулированы Федеральным законом от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ).

Статьей 1 Федерального закона № 73-ФЗ определено, что государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами, состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 73-ФЗ задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы (статья 11 Федерального закона № 73-ФЗ).

В силу статьи 37 Федерального закона № 73-ФЗ государственные судебно-экспертные учреждения вправе проводить на договорной основе экспертные исследования для граждан и юридических лиц, взимать плату за производство судебных экспертиз по гражданским, административным и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях.

Из изложенного следует, что оказание какой-либо иной деятельности, помимо экспертной, не предусмотрено Федеральным законом № 73-ФЗ.

Более того, из системного толкования вышеуказанных норм следует, что государственные судебно-экспертные учреждения сверх установленного государственного (муниципального) задания вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, только в случаях, определенных федеральными законами, в рассматриваемом случае Федеральным законом № 73-ФЗ (статья 37 Федерального закона № 73-ФЗ).

Однако, согласно Прейскуранту платных услуг в ГОБУЗ «Новгородское  бюро судебно-медицинской экспертизы», утвержденному начальником ГОБУЗ «НБСМЭ» Гугниным И.В, учреждение оказывает на платной основе, в частности, такие услуги, как переодевание в одежду, бальзамирование, бритье, стрижка, подравнивание усов, бороды, посмертный макияж, предоставление зала для гражданской панихиды и т.д.

При этом ритуальные услуги относятся к прочим персональным услугам и закреплены в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОК 029-2014) под № 96, 96.03, и с учетом положений ст. 2 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не являются медицинской услугой.

В то время как деятельность организаций судебно-медицинской экспертизы закреплена в Общероссийской классификаторе видов экономической деятельности, утвержденной Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст под № 86.90.2 и относится к видами деятельности в области здравоохранения.

В связи с тем, что рынок ритуальных услуг является конкурентным, оказание ритуальных услуг ГОБУЗ «НБСМЭ» может способствовать к понуждению граждан к заключению договора на оказание ритуальных услуг именно с данным учреждением, что может нарушить права неопределенного круга лиц на свободный выбор субъекта, оказывающего ритуальные услуги, что также может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг.

Согласно информации, полученной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте basis.myseldon.com информационной поисковой системы  Seldon.Basis, в Новгородской области действуют 82 хозяйствующих субъекта, одним из видов деятельности которых является деятельность организации похорон и предоставление связанных с ними услуг (код ОКВЭД 96.03).

Таким образом, рынок оказания ритуальных услуг в границах территории Новгородской области является конкурентным, со значительным количеством хозяйствующих субъектов – исполнителей данной услуги.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 15 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее - 3акон о защите конкуренции)   органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе  путем создания преимущественных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам и доступа к информации.

Установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Создание конкретному хозяйствующему субъекту преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности является достаточным основанием для признания таких действий нарушающими положения антимонопольного законодательства, в частности, части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

 В связи с наличием в вышеуказанных действиях (бездействии) Министерства признаков нарушения пункта 6 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся во включении в пункт 2.5 Устава ГОБУЗ «НБСМЭ»  в качестве не основного вида деятельности оказание немедицинских услуг, в том числе   услуг по бальзамации тел умерших, ритуальных услуг населению области,  которые приводят или могут привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг, поскольку обеспечивают преимущественный доступ на рынок оказания ритуальных услуг ГОБУЗ «НБСМЭ», которое в соответствии с действующим законодательством не имеет права оказывать такие услуги, что может поставить иные хозяйствующие субъекты на указанном товарном рынке в неравное положение по сравнению с ГОБУЗ «НБСМЭ», Новгородское УФАС России предупреждает Министерство здравоохранения Новгородской области (пл.  Победы-Софийская 1, Великий Новгород, 173005, ИНН 5321028960, ОГРН 1025300805166), о необходимости прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в срок до  28 июня  2019 года путем:

  1. исключения из пункта  2.5   Устава ГОБУЗ «Новгородское бюро судебно-медицинской экспертизы» следующих абзацев:

- производить бальзамацию тел умерших ненасильственной смертью;

- оказывать ритуальные  услуги населению области;

  1. информирования ГОБУЗ «Новгородское  бюро судебно-медицинской экспертизы» о недопустимости оказания учреждением услуг по подготовке тел  умерших к захоронению, бальзамирование тел умерших,  а также других ритуальных услуг

 

 

              О выполнении предупреждения сообщить в Новгородское УФАС России в   течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением документарных доказательств.

 

Примечание:

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение,                                не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции  в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

 

 

 

Руководитель Управления
Государственный советник РФ 2 класса                                                  В………..

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны