Предупреждение №5645/02 Предупреждение о прекращении действий, которые содержат при... от 2 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством

 

 

ОА «Новгородоблэлектро»

 

173003, Великий Новгород,

ул. Кооперативная, д. 8

 

 

Исходящий № 5645/02 от 02.09.2016

 

Предупреждение

о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

02 сентября 2016 года                                                      Великий Новгород

 

 

 В Новгородское УФАС России (далее – Управление) от ИП <И> поступила жалоба от 11.08.2016 на действия АО «Новгородоблэлектро» (далее – Общество). 

Из жалобы следует, что между ней и Обществом заключен договор № 11/533-15-ТП об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 23.07.2015 помещения, расположенного по адресу: ул. Свободы, д. 27, к. 1, кв. 202, Великий Новгород.

Пунктом 11.5 Технический условий от 02.07.2015 № 1017-15 предусмотрено, что ИП <И> должна согласовать проект электроснабжения с благоустройством прилегающей территории в АО «Новгородоблэлектро» (ул. Кооперативная, д. 8, Великий Новгород), и с заинтересованными организациями в установленном порядке. Характеристики защитных и коммутационных аппаратов, тип кабелей, сечение, длину определить проектом.

13.07.2016 ИП <И> обратилась в Общество с требованием исключить п.  11.5 Технический условий от 02.07.2015 № 1017-15 в части согласования проекта энергоснабжения с «иными заинтересованными организациями».

20.07.2016 Общество сообщило письмом ИП <И>, что п. 11.5 Технический условий от 02.07.2015 № 1017-15 полностью соответствует требованиям действующего законодательства.

08.08.2016 Общество отказало в технологическом присоединения помещения, указав в акте осмотра (обследования) электроустановки на  необходимость получения согласования от собственников многоквартирного дома.

Письмом от 19.08.201 Общество в Управление сообщило, что Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила) не предусмотрен порядок согласования сетевой организацией перевода помещения из жилого в нежилое, однако предусмотрена возможность обращения с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям, а также п. 8 (4) и п.п. «ж» п. 10 Правил предусмотрено право сетевых организаций при приеме заявки затребовать документы, подтверждающие согласие организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, при наличии у такой организации соответствующих полномочий либо при ее отсутствии или отсутствии у нее полномочий согласие общего собрания владельцев жилых помещений многоквартирного дома на организацию присоединения нежилого помещения.

Письмом от 31.08.2016 Общество в Управление сообщило, что точку присоединения объекта ИП <И> планируется расположить в распределительном устройстве, размещенном у фасада многоквартирного дома. Заявитель в соответствии с техническими условиями обязан будет проложить кабель от своих энергопринимающих устройств к распределительному устройству через общее имущество многоквартирного дома. Кроме того, Общество сообщило, что заявка ИП <И> не соответствует требованиям абз. 2 п. 8 (4) Правил, так как на момент подачи заявки помещение являлась жилым. Тем не менее, Общество приняло заявку ИП <И> и заключило с ней соответствующий договор об осуществлении технологического присоединения и выдало технические условия.

В соответствии с письмом ФАС России от 01.10.2009 № АГ/34241 технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии.

При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью обеспечения возможности последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.

В соответствии с  частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ к сфере деятельности естественных монополий относится, в том числе, оказание услуг по передаче электрической энергии в электроэнергетике. Основным видом деятельности Общество является оказание услуг по передаче электрической энергии. Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

На основании вышеизложенного Общество занимает доминирующее положение на рынке по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Подпунктом «ж» пункта 10 Правил установлено, что к заявке прилагается копия документа, подтверждающего согласие организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, при наличии у такой организации соответствующих полномочий либо при ее отсутствии или отсутствии у нее полномочий согласие общего собрания владельцев жилых помещений многоквартирного дома на организацию присоединения нежилого помещения отдельными линиями от вводного устройства (вводно-распределительного устройства, главного распределительного щита), установленного на вводе питающей линии сетевой организации в соответствующее здание или его обособленную часть (если для соответствующего нежилого помещения проектом на многоквартирный дом не предусмотрено индивидуальное вводно-распределительное устройство с непосредственным присоединением к питающей линии сетевой организации).

Для нежилого помещения ИП <И> проектом предусмотрено индивидуальное распределительное устройство с непосредственным присоединением к питающей линии сетевой организации, поэтому представлять копию документа, подтверждающего согласия организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, при наличии у нее таких полномочий либо при ее отсутствии и на отсутствии у нее полномочий согласия общего собрания владельцев жилых помещений многоквартирного дома на организацию присоединения нежилого помещения к питающей линии сетевой организации, не требуется в силу вышеуказанных положений Правил.

Каким образом будет проложен кабель от энергопринимающих устройств, расположенных в помещении ИП <И>, до индивидуального распределительного устройства, с использованием общего имущества многоквартирного дома или без его использования, в силу п.п. «ж» п.10 Правил не относится к вопросам решаемым сетевой организацией, и не является основанием требовать от заявителя предоставления документа о согласии всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме на осуществление технологического присоединения помещения.

Тот факт, что на момент подачи заявки ИП <И> рассматриваемое помещение еще не было переведено в нежилое, не имеет значения для квалификации действий Общества, поскольку ИП <И> не скрывала от Общества цель и характер использования данного помещения, и ее заявка была принята Обществом.

Согласно п. 11 Правил сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.

В результате отказа Общества в осуществлении технологического присоединения помещения ИП <И>, она не может его ввести в эксплуатацию и использовать для предпринимательской деятельности и несет убытки, связанные с простоем  помещения, из-за невыполнения пункта 11.5 Технический условий от 02.07.2015 № 1017-15, противоречащего Правилам. 

Действия Общества по навязываю ИП <И>  условия договора об осуществлении технологического присоединения о согласовании проекта электроснабжения нежилого помещения с собственниками многоквартирного дома прямо не предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации и не соответствуют интересам ИП <И>.  

Из вышеизложенного следует, что в действиях Общества содержатся признаки нарушения пункта 3  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области  на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ОА «Новгородоблэлектро» о необходимости прекращения указанных действий путем исключения п. 11.5 из Технический условий от 02.07.2015 № 1017-15 в части согласования проекта энергоснабжения с «иными заинтересованными организациями».

Данное предупреждение подлежит исполнению в срок до 16 сентября 2016 года.

О  выполнении  предупреждения  сообщить  в  Управление в течение  трех  дней  со  дня  окончания  срока, установленного для его выполнения, с приложением документальных доказательств.

 

Примечание:

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции  в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

 

 

Руководитель управления                                                            

Государственный советник РФ 2 класса                                            О.С. Виниченко

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны