Решение №5762/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы о нарушении закон... от 12 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством

 

Заказчику –

МБУ Великого Новгорода

«Городское хозяйство»

 

ул. Ильина, д. 35А,

Великий Новгород,173000

 

 

Уполномоченному органу –

КУМИ и ЗР Великого Новгорода

 

ул. Мерецкова-Волосова, д. 13,

Великий Новгород, 173007

 

 

Аукционной комиссии, состав которой утвержден постановлением Администрации Великого Новгорода от 01.07.2016 № 3105

 

ул. Мерецкова-Волосова, д. 13,

Великий Новгород, 173007

 

 

Оператору электронной площадки –                                                                        ООО «РТС-тендер»

 

ул. Долгоруковская, д. 38, кор. 1,

г. Москва, 127006

e-mail: ko@rts-tender.ru 

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) – ООО «Эдем»

 

пр. А. Корсунова, д. 38, корп. 7, кв. 99,

Великий Новгород, 173018

 

 

Участнику закупки (единственному участнику аукциона) –

ООО «КОМФОРТСТРОЙ ВН»

 

ул. Волотовская, д. 8, кв. 139,

Великий Новгород, 173009

 

 

Исходящий № 5762/03 от 09.09.2016

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

06 сентября 2016 года                                                                                        Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления;

Раскоснов Д.А. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

Руднева Д.А. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления;                

в присутствии представителей:

заказчика – Муниципального бюджетного учреждения «Городское хозяйство» – Юревич Светланы Владимировны (доверенность № 2820 от 05.07.2016);

подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью «Эдем» – Березняка Владимира Викторовича (доверенность № б/н от 01.08.2016);

уполномоченный орган - Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения, представители на рассмотрение жалобы не явились, ходатайств о переносе времени и места рассмотрения жалобы не заявлял;

участник закупки (единственный участник аукциона) – Общество с ограниченной ответственностью «КОМФОРТСТРОЙ ВН» надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения, представители на рассмотрение жалобы не явились, ходатайств о переносе времени и места рассмотрения жалобы не заявляло,

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «Эдем» (173018, Великий Новгород, пр. А. Корсунова, д. 38, корп. 7, кв. 99; далее – ООО «Эдем») на действия заказчика – Муниципального бюджетного учреждения «Городское хозяйство» (173004, Великий Новгород, ул. Ильина, д. 35А; далее – МБУ «Городское хозяйство») при осуществлении им и уполномоченным органом – Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода (173007, Великий Новгород, ул. Мерецкова – Волосова, д. 13; далее - КУМИ и ЗР Великого Новгорода) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта (договора) на выполнение работ по капитальному ремонту систем центрального отопления многоквартирных жилых домов:  №16 по Новолучанской ул., №1/7 по Большой Санкт-Петербургской ул., извещение № 0350300011816000121 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 12.07.2016, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

30.08.2016 в Новгородское УФАС России (вх. № 5818 от 30.08.2016) поступила жалоба участника закупки – ООО «Эдем» на действия заказчика – МБУ «Городское хозяйство» при осуществлении им и уполномоченным органом – КУМИ и ЗР Великого Новгорода закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта (договора) на выполнение работ по капитальному ремонту систем центрального отопления многоквартирных жилых домов:  №16 по Новолучанской ул., №1/7 по Большой Санкт-Петербургской ул., извещение № 0350300011816000121 о проведении которого было размещено на официальном сайте 12.07.2016 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

По позиции «Портландцемент» Приложения № 1 к Техническому заданию (Приложение № 1 к документации об электронном аукционе) установлены подробные требования к компонентам входящим в состав портландцемента, данные требования препятствуют участникам подать заявки на участие в закупке, поскольку указанные заказчиком характеристики портландцемента возможно определить только после его испытания, так как завод-изготовитель цемента не указывает химический состав на упаковке цемента, и какие-либо сертификаты испытаний розничным продавцам не сообщает.

При этом, подателю Жалобы не ясно каким образом заказчик будет осуществлять приёмку данного товара, какие будут проведены исследования.

Кроме того, портландцемент не указан ни в Техническом задании (Приложение № 1 к документации об электронном аукционе), ни в составе сметного расчета (Приложение № 3 к документации об электронном аукционе), также из документации об электронном аукционе не следует при выполнении каких работ должен быть использован данный товар, следовательно, портландцемент не является объектом рассматриваемой закупки.

На рассмотрении Жалобы представитель подателя Жалобы – ООО «Эдем» поддержал ее доводы в полном объеме.

Заказчик – МБУ «Городское хозяйство» на заседании Комиссии представил письменные возражении на Жалобу (вх. № 5947 от 05.09.2016 Новгородского УФАС России) следующего содержания.

В Техническом задании (Приложение № 1 к документации об электронном аукционе) по объектам расписаны необходимые виды работ, в том числе заделка отверстий в местах прохода трубопроводов в перекрытиях отштукатуренных в количестве 0,86 (86 отверстий) по объекту № 1 (ул. Новолучанская д.16) и 2,24 (224 отверстия) по объекту № 2 (ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 1/7). Данный вид работ отражен в Приложении № 3 к документации об электронном аукционе, в связи с чем, в Приложение № 1 к Техническому заданию (Приложение № 1 к документации об электронном аукционе) были включены требования к цементу, применяемому для изготовления указанного раствора, в соответствии с ГОСТ 10178-85.

На рассмотрении Жалобы представитель заказчика – МБУ «Городское хозяйство» поддержала вышеуказанные доводы в полном объеме, а также представила дополнительные письменные объяснения (вх. № 5955 от 06.09.2016 Новгородского УФАС России) из содержания которых следует, что при контроле качества цемента потребителем, а также в целях сертификационных испытаний отбор проб оформляют актом. Изготовитель производит приемо-сдаточные испытания, которые включают испытания цемента каждой партии по всем показателям качества, предусмотренным нормативным документом на цемент конкретного вида. Результаты фиксируются в журнале приемо-сдаточных испытаний, который является официальным документом изготовителя, удостоверяющего качество продукции.

Уполномоченный орган – КУМИ и ЗР Великого Новгорода письменных возражений относительно доводов Жалобы не представил.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения  электронного аукциона.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. В течение июля - сентября 2016 года заказчиком – МБУ «Городское хозяйство» и уполномоченным органом – КУМИ и ЗР Великого Новгорода осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта (договора) на выполнение работ по капитальному ремонту систем центрального отопления многоквартирных жилых домов:  №16 по Новолучанской ул., №1/7 по Большой Санкт-Петербургской ул. (извещение № 0350300011816000121 от 12.07.2016; начальная (максимальная) цена контракта – 2 248 805 рублей 00 копеек).

Документация по проведению рассматриваемого электронного аукциона утверждена исполняющим обязанности директора МБУ «Городское хозяйство» С.С. Носовым 16.08.2016 (далее – Документация).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В пункте 3.1 Документации определен объект закупки - выполнение работ по капитальному ремонту систем центрального отопления многоквартирных жилых домов:  №16 по Новолучанской ул., №1/7 по Большой Санкт-Петербургской ул.

В соответствии с пунктом 3.2 Документации описание объекта закупки содержится в Техническом задании (Приложение № 1 к Документации) (далее – Техническое задание).

В пункте 2 Технического задания содержатся две таблицы с указанием перечня работ по объекту № 1 (ул. Новолучанская д.16) и объекту № 2 (ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 1/7). Так, в каждой таблице с перечнем работ по соответствующему объекту указаны, в том числе, следующие работы:

- заделка отверстий в местах прохода трубопроводов в перекрытиях оштукатуренных.

Также указан объем выполнения данных работ 0,86 (86 отверстий) и 2,24 (224 отверстия) соответственно по объекту № 1 и объекту № 2.

Кроме того, при обосновании начальной (максимальной) цены контракта, содержащемся в Приложении № 3 к Документации, заказчиком также были учтены работы по заделке отверстий в местах прохода трубопроводов в перекрытиях оштукатуренных.

На основании перечня работ, содержащегося в Техническом задании, заказчиком в Приложении № 1 к Техническому заданию указаны товары, необходимые для выполнения данных работ, в том числе портландцемент (позиция № 3 Приложения № 1 к Техническому заданию).

На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы, представитель заказчика – МБУ «Городское хозяйство» пояснила, что для заделки отверстий в местах прохода трубопроводов в перекрытиях оштукатуренных требуется изготовление раствора с использованием портландцемента.

Таким образом, портландцемент является товаром, который необходимо использовать при выполнении работ по капитальному ремонту систем центрального отопления многоквартирных жилых домов, являющихся объектом рассматриваемой закупки.

В связи с тем, что в процессе выполнения работ указанный материал (портландцемент) будет использоваться подрядчиком, он относится к предмету торгов. 

Следовательно, данный довод Жалобы является необоснованным.

2. В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе устанавливает требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать  согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В пункте 10.2 Документации требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены в аналогичном виде.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В Техническом задании установлены требования к качественным характеристикам выполняемых работ, в Приложении № 1 к Техническому заданию установлены требования к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, являющихся объектом закупки.

Требуемые заказчиком технические, функциональные, эксплуатационные характеристики (потребительские свойства) используемого товара установлены в Приложении № 1 к Техническому заданию в виде таблицы. Участники закупки заполняют первые части своих заявок на участие в данном аукционе в соответствии с требованиями Приложения № 1 к Техническому заданию.

По позиции «Портландцемент» Приложения № 1 к Техническому заданию установлены, в частности, следующие характеристики:

- количество активных минеральных добавок всего должно быть, не более 20% по массе;

- количество активных минеральных добавок доменных гранулированных и электротермофосфорных должно быть не более 20% по массе;

- количество активных минеральных добавок осадочного происхождения, кроме глиежа должно быть не более 10% по массе;

- количество минеральных добавок прочих активных, включая глиеж должно быть не более 20% по массе;

- массовая доля ангидрида серной кислоты (SO(3)) должна быть не менее 1,0 не более 4,0 % по массе;

- предел прочности при сжатии после пропаривания должен быть не менее 22 мпа;

- группа по эффективности пропаривания должна быть 1 или 2.

В пункте 10.4 Документации, части 2 Технического задания установлена инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, из содержания которой следует, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать сведения, указанные в пункте 10.2 Документации, в частности конкретные значения показателей используемого для выполнения работ товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, должны быть указаны без использования оборотов «не более», «не менее», «не хуже», «должен» и его производных и т.д.

Таким образом, участники в составе первых частей заявок должны указать конкретные значения каждой характеристики по позиции «Портландцемент» Приложения № 1 к Техническому заданию.

Вместе с тем, при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учитывать, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Аналогичная позиция изложена в пункте 3 письма Федеральной антимонопольной службы от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке».

Таким образом, Документация, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в электронном аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, которые являются общедоступными для всех заинтересованных лиц (указываются на упаковке товара, в сопроводительных документах при приобретении партии товара, на сайтах в сети «Интернет» и прайс-листах производителей и продавцов), также конкретных показателей компонентного состава (массовая доля ангидрида серной кислоты) и результатов испытаний товара (количество активных минеральных добавок, предел прочности при сжатии после пропаривания и группа по эффективности пропаривания). 

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентном составе, результатах испытаний и исследований таких товаров.

 

Указанные выше значения характеристик портландцемента, установленные в Приложении № 1 к Техническому заданию, могут быть определены только по результатам специальных исследований и испытаний, которые известны исключительно производителю данного строительного материала (заводу-изготовителю). Данное обстоятельство не оспаривает и МБУ «Городское хозяйство». Ни заказчику, ни участнику закупки информацию о результатах таких испытаний производитель доводить не обязан. Также следует отметить, что условия заключаемого контракта (Приложение № 2 к Документации) не предполагают осуществление контроля за соответствием действительных характеристик портландцемента, используемого при выполнении работ, значениям, указанным в заявке победителя аукциона.

Следовательно, в действиях заказчика – МБУ «Городское хозяйство» содержатся нарушения пунктов 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении заказчиком правил описания объекта закупки.

Таким образом, данный довод Жалобы нашел своё подтверждение.

В результате проведения внеплановой проверки нарушений законодательства о контрактной системе в действиях заказчика – МБУ «Городское хозяйство», уполномоченного органа – КУМИ и ЗР Великого Новгорода и аукционной комиссии, состав которой утвержден постановлением Администрации Великого Новгорода от 01.07.2016 № 3105, не установлено.

Допущенное заказчиком – МБУ «Городское хозяйство» нарушение правил описания объекта закупки приводит к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупки. Так согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе № 1 от 26.08.2016  на участие в данном аукционе поступило две заявки, одна из которых (порядковый номер <...> ) была отклонена, в связи с непредоставлением информации о значении характеристики «Группа по эффективности пропаривания» по позиции «Портландцемент» Приложения № 1 к Техническому заданию, что существенно повлияло на результаты закупки (аукцион признан несостоявшимся). 

Учитывая изложенное, имеются основания для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

 

Руководствуясь статьями 8, 33, 64, 66, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью «Эдем» (173018, Великий Новгород, пр. А. Корсунова, д. 38, корп. 7, кв. 99) на действия заказчика – Муниципального бюджетного учреждения «Городское хозяйство» (173004, Великий Новгород, ул. Ильина, д. 35А) при осуществлении им и уполномоченным органом – Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода (173007, Великий Новгород, ул. Мерецкова – Волосова, д. 13) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта (договора) на выполнение работ по капитальному ремонту систем центрального отопления многоквартирных жилых домов:  №16 по Новолучанской ул., №1/7 по Большой Санкт-Петербургской ул., извещение № 0350300011816000121 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 12.07.2016, частично обоснованной в части доводов о нарушении заказчиком правил описания объекта закупки в отношении позиции «Портландцемент» Приложения № 1 к Техническому заданию документации об электронном аукционе.

2. Признать в действиях заказчика - Муниципального бюджетного учреждения «Городское хозяйство» нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику – Муниципальному бюджетному учреждению «Городское хозяйство», уполномоченному органу - Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода, аукционной комиссии,  состав которой утвержден постановлением Администрации Великого Новгорода от 01.07.2016 № 3105, и оператору электронной площадки – ООО «РТС-тендер» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушении законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Муниципального бюджетного учреждения «Городское хозяйство».

 

 

Председатель Комиссии                                                                                            И.А. Куриков

                                                                                                               

Члены Комиссии                                                                                                        Д.А. Раскоснов

 

                                                                                                                                     Д.А. Руднева

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны