Решение №5864/03 Решение по результатам рассмотрения жалобы от 20 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

Государственному заказчику –

ФКУ Упрдор «Россия»

ул. Троицкая, д. 5,

Великий Новгород, 173007

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

ООО «Экспресс»

ул. Мончегорская, д. 5, лит. А, пом. 14-Н,

г. Санкт-Перербург, 197198

 

Исходящий № 5864/03 от 20.10.2015

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

16 октября 2015 года                                                                                                                                                                                                                          Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления;

Петрова А.В. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,             

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва – Санкт – Петербург Федерального дорожного агентства» - Скворцовой Валентины Юрьевны (доверенность б/н от 12.10.2015);

податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью «Экспресс» надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения, представители на рассмотрение жалобы не явились,

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «Экспресс» (197198, г. Санкт-Петербург, ул. Мончегорская, д. 5, лит. А, пом. 14-Н; далее – ООО «Экспресс») на действия государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва – Санкт – Петербург Федерального дорожного агентства» (173007, Великий Новгород, ул. Троицкая, д. 5; далее – ФКУ Упрдор «Россия») при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт автомобильной дороги Р-56 Великий Новгород – Сольцы – Порхов – Псков на участке км 60+480 – км 75+400, Новгородская область, извещение № 0336100012515000083 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 22.09.2015, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика), 

УСТАНОВИЛА:

09.10.2015 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Экспресс» на действия государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт автомобильной дороги Р-56 Великий Новгород – Сольцы – Порхов – Псков на участке км 60+480 – км 75+400, Новгородская область, извещение № 0336100012515000083 о проведении которого было размещено на официальном сайте 22.09.2015 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

По мнению подателя Жалобы, государственным заказчиком в Конкурсной документации установлены требования к содержанию конкурсных заявок участников рассматриваемой закупки (в части описания документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица), а также требования к их оформлению ненадлежащим образом, в нарушение положений Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, податель Жалобы – ООО «Экспресс» просит выдать государственному заказчику – ФКУ Упрдор «Россия» предписание об устранении допущенных нарушений.

Государственный заказчик – ФКУ Упрдор «Россия» считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. № 8524ф от 14.10.2015 Новгородского УФАС России), поскольку не точное воспроизведение в Конкурсной документации положений статьи 51 Закона о контрактной системе само по себе не может повлечь нарушений прав участников закупки, подавших заявки на участие в рассматриваемой закупке, а тем более не может нарушить права лиц, которые не реализовали их в реальности, то есть не участвовали в закупке.

На рассмотрении Жалобы представитель государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» поддержал доводы возражений на Жалобу в полном объеме, а также дополнительно указал на злоупотребление подателем Жалобы своими правами.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

1. В сентябре – октябре 2015 года государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» осуществляется закупка путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт автомобильной дороги Р-56 Великий Новгород – Сольцы – Порхов – Псков на участке км 60+480 – км 75+400, Новгородская область.

Конкурсная документация утверждена распоряжением № 250-р от 28.08.2015 начальника ФКУ Упрдор «Россия» А.А. Мятиева.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе (в ред. от 08.03.2015 № 23-ФЗ) заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а также информацию и документы об участнике открытого конкурса, в том числе документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица.

В пункте 2.1 Конкурсной документации государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» установлены требования к содержанию конкурсных заявок.

Аналогичное по содержанию требование, предъявляемое к содержанию конкурсных заявок участников рассматриваемой закупки в части наличия документа, подтверждающего, полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица, содержится в подпункте «в» пункта 2.1.1 Конкурсной документации.

В соответствии с положениями Федерального закона от 06.04.2015 № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ» (далее – Закон о внесении изменений) редакция подпункта «в» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе изменена в части обязательности проставления печати участника открытого конкурса.

Так, в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в редакции Закона о внесении изменений заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а также информацию и документы об участнике открытого конкурса, в том числе документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса (при наличии печати) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица.

Согласно части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

На момент размещения извещения о проведении рассматриваемого открытого конкурса на официальном сайте (22.09.2015), подпункт «в» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе действует в редакции Закона о внесении изменений: предусмотрено представление участником закупки в составе заявок на участие в открытом конкурсе доверенности на осуществление действий от его имени, заверенной печатью участника открытого конкурса исключительно при ее наличии у участника - юридического лица.

Однако, в Конкурсной документации подпункт «в» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе воспроизведен в недействующей редакции Закона о контрактной системе (в ред. от 08.03.2015 № 23-ФЗ).

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» содержатся нарушения пункта 4 части 1 статьи 50, части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении требований к содержанию заявок на участие в открытом конкурсе и неправомерном требовании документов и информации, не предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, в их составе.

2. В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе (в ред. от 08.03.2015 № 23-ФЗ) все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.

Законом о внесении изменений редакция части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе изменена.

Согласно части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.

Следовательно, на момент размещения извещения о проведении рассматриваемого открытого конкурса на официальном сайте (22.09.2015), требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе предусматривают необходимость ее скрепления печатью участника открытого конкурса – юридического лица исключительно при наличии у него соответствующей печати.

Однако, государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» в пункте 2.2 Конкурсной документации установлено, что заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны в любом случае быть скреплены печатью участника открытого конкурса (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» содержится нарушение части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении требований к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе в части необходимости ее обязательного скрепления печатью участника конкурса – юридического лица.

Следовательно, доводы Жалобы в ходе рассмотрения нашли свое подтверждение.

Кроме того, на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения открытого конкурса.

При проведении внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки установлено следующее.

В подпункте «г.2» пункта 2.1.1 Конкурсной документации государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» установлено требование о представлении участниками закупки в составе заявок на участие в конкурсе декларации о соответствии участника конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 10 (а именно пунктам 3, 4, 5, 7, 9, 10) части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает среди прочих единых требований к участникам закупки требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.

Согласно подпункту «г» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе среди прочей информации и документов об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Следовательно, в соответствии с подпунктом «г» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не вправе требовать в составе заявки на участие в конкурсе декларацию о соответствии участника закупки требованию, предусмотренному пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (участник закупки не является офшорной компанией).

Проверка факта отсутствия у участника закупки регистрации на определенных территориях со льготным режимом налогообложения осуществляется комиссией заказчика самостоятельно и не зависит от декларации участника.

Согласно части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Таким образом, государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» нарушены положения пункта 4 части 1 статьи 50, части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении неправомерных требований к содержанию заявки участника закупки.

Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» способны существенно повлиять на результаты закупки, в том числе на количество ее возможных участников, на их законные права, поскольку невыполнение участниками рассматриваемой закупки изначально неправомерно установленных требований к содержанию и оформлению заявок на участие в конкурсе может повлечь отказ в допуске к участию в открытом конкурсе, что дает основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.

Руководствуясь статьями 31, 50, 51, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «Экспресс» (197198, г. Санкт-Петербург, ул. Мончегорская, д. 5, лит. А, пом. 14-Н) на действия государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва – Санкт – Петербург Федерального дорожного агентства» (173007, Великий Новгород, ул. Троицкая, д. 5) при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт автомобильной дороги Р-56 Великий Новгород – Сольцы – Порхов – Псков на участке км 60+480 – км 75+400, Новгородская область, извещение № 0336100012515000083 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 22.09.2015, обоснованной.

2. Признать в действиях государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва – Санкт – Петербург Федерального дорожного агентства» нарушения пункта 4 части 1 статьи 50, частей 4, 5 статьи 51 Закона о контрактной системе.

3. Выдать государственному заказчику – Федеральному казенному учреждению «Управление автомобильной магистрали Москва – Санкт – Петербург Федерального дорожного агентства» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки осуществления закупки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва – Санкт – Петербург Федерального дорожного агентства».

 

 

Председатель Комиссии                                                                                И.А. Куриков                                                                                                                    

Члены Комиссии                                                                                            А.В. Петрова                                                                                                              

                                                                                                                     Д.А. Петров

 

 

   Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны