Решение №5891/03 Решение от 23 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

Главе администрации Боровичского муниципального района

М.М. Костюхиной

ул. Коммунарная, д. 48,

г. Боровичи, Новгородская обл., 174411

 

 

Исходящий №5891/03 от 22.10.2015

РЕШЕНИЕ

 

 

                                  Великий Новгород 

 

Резолютивная часть решения оглашена 12 октября 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 22 октября 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Виниченко О.С. – председатель Комиссии, руководитель Управления;

Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

Руднева Д.А. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления;

 

в присутствии представителей ответчика:

Администрации Боровичского муниципального района – заместителя председателя комитета правового обеспечения и контроля Сергеевой В.В. (доверенность № 1690/01-17 от 10.09.2015), заведующего отделом жилищно-коммунального, дорожного хозяйства, транспорта, связи, и благоустройства Иманкулова Д.В. (доверенность № 1907/01-17 от 09.10.2015);

 

рассмотрев дело № 44 от 10.09.2015 по признакам нарушения Администрацией Боровичского муниципального района части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

На основании приказа Управления от 30.03.2015 № 69  специалистами Новгородского УФАС России проведено контрольное мероприятие по проверке соблюдения Закона о защите конкуренции Администрацией Боровичского муниципального района как органом местного самоуправления.

В результате проверки соблюдения Администрацией Боровичского муниципального района (далее – Администрация) антимонопольных требований при проведении торгов и запросов котировок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Боровичского муниципального района установлено следующее.

В феврале 2015 года муниципальным заказчиком – Администрацией  осуществлялась закупка (определение поставщика) путем электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту системы водопровода и канализации в многоквартирном жилом доме по адресу: Новгородская обл., г. Боровичи, ул. Энтузиастов, д. 1б (извещение № 0150300002415000005 от 03.02.2015; начальная (максимальная) цена контракта – 533 525 руб.).

Документация по проведению рассматриваемого электронного аукциона (далее – Документация) была утверждена постановлением Администрации от 03.02.2015 № 188.

Рассматриваемое определение поставщика проводилось в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), а также иного законодательства о контрактной системе, действовавшего на момент проведения рассматриваемой процедуры.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Статьей 33 Закона о контрактной системе определены правила описания объекта закупки.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе устанавливает требование об использовании, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно Техническому заданию (Приложение № 1 к Документации) и Требованиям к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, являющихся объектом закупки (Приложение № 2 к Документации) при выполнении работ по капитальному ремонту системы водопровода и канализации в многоквартирном жилом доме по адресу: Новгородская обл., г. Боровичи, ул. Энтузиастов, д. 1б, необходимо использовать, в частности, водомер (позиция 16  Приложения № 2 к Документации).

При этом заказчиком – Администрацией установлены следующие показатели данного товара и их значения:

«Соответствие ГОСТ 6019-83 «Счетчики холодной воды крыльчатые. Общие технические условия»…

Температура, ˚С: минимальное значение – 5, максимальное значение – 40».

Согласно пункту 10.4 Документации (Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе) при оформлении первой части заявки участники закупки должны указать конкретные показатели характеристик используемого товара (без использования оборотов «не менее», «не более», «или» и т.п.), соответствующие значениям, установленным в Приложении № 2 к Документации. При установлении заказчиком минимальных и максимальных значений показателей (характеристик), участник закупки должен указать конкретное значение показателей (характеристик) предлагаемого к использованию товара, которое не должно быть ниже минимального значения, и не должно превышать максимальное значение, установленные заказчиком.

Таким образом, заказчиком – Администрацией установлено требование об указании участниками закупки конкретного значения температуры холодной воды в ˚С (от 5 до 40), для измерения объема которой используется товар – водомер, предусмотренный  позицией 16  Приложения № 2 к Документации.

Между тем согласно пункту 2.3 ГОСТ 6019-83 «Счетчики холодной воды крыльчатые. Общие технические условия», на который ссылается заказчик в Приложении № 2 к Документации и которому должен соответствовать предложенный участниками закупки товар, счетчики должны быть работоспособными при измерении объема питьевой воды по ГОСТ 2874 (в диапазоне температур 5-40 °С), применяемой в системах коммунального водоснабжения по согласованию с Минздравом.

Таким образом, значение показателя температуры воды, объем которой измеряется счетчиком (водомером), согласно действующему государственному стандарту установлено не в виде конкретной (неизменяемой) величины (10 °С, 20 °С, 30 °С и т.д.), а выражается диапазоном значений (5-40 °С). В данном случае диапазон температуры воды (5-40 °С) является в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона  о контрактной системе значением показателя товара, которое не может изменяться.

Учитывая изложенное, установление заказчиком – Администрации минимального (5 °С) и максимального значений (40 °С) показателя температуры воды по позиции 16 Приложения № 2 к Документации (водомер), в границах которых участники закупки должны указать конкретное значение, не соответствует действующему законодательству о техническом регулировании (ГОСТ 6019-83) и может привести к поставке и использованию при выполнении работ товара, не соответствующего ГОСТ и потребностям заказчика, поскольку счетчики холодной воды (водомеры) должны обеспечивать возможность измерения объема воды, температура которой может быть любой в диапазоне от 5 до 40 °С, а не исключительно определенного (неизменяемого) значения (например, только 20°С). 

С учетом вышеизложенного, в действиях заказчика – Администрации содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки и ненадлежащем использовании при описании объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами (ГОСТ 6019-83) и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Данные действия заказчика нарушают права и законные интересы как участников закупки при оформлении ими первых частей своих заявок, так и членов аукционной комиссии – при рассмотрении ими заявок участников, поскольку с учетом вышеуказанных незаконных требований Документации участники аукциона должны указывать значения показателей товара (конкретное значение температуры воды по позиции 16 Приложения № 2 к Документации (водомер)), несоответствующие действующему ГОСТ, поскольку в противном случае аукционная комиссия будет вынуждена отказать участнику в допуске к участию в аукционе  на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе (несоответствие заявки требованиям документации об аукционе).

Так, в соответствии с Протоколом № 0150300002415000005-1 рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 13.02.2015 участникам закупки с номерами заявок 1922101 и 6244699 было отказано в допуске к участию в рассматриваемом аукционе по причине указания ими диапазона значений температуры воды в соответствии с ГОСТ 6019-83 (5-40 °С), а не конкретного (неизменяемого) значения, как неправомерно требовал заказчик. Причем участник закупки с номером заявки 6244699 был отстранен от участия в аукционе исключительно по этому основанию.

Таким образом, допущенные заказчиком – Администрацией нарушения существенно повлияли на процедуру отбора участников закупки, привели к необоснованному сокращению количества участников аукциона и могли негативно отразиться на результатах торгов.

Статьей 17 Закон о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Неправомерный отказ в допуске к участию в закупке для обеспечения государственных или муниципальных нужд и сокращение числа участников аукциона по причине несоответствия объявленных условий участия в торгах требованиям действующего законодательства относится к действиям, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно имеющимся в материалах дела письменным объяснениям (вх. № 8461 от 12.10.2015 Новгородского УФАС России) Администрация признает допущенную при указании в Документации требований к показателям водомера ошибку, однако считает, что данное обстоятельство не повлияло существенно на процедуру отбора участников закупки и не отразилось негативно на результатах торгов, поскольку в аукционе приняло участие несколько допущенных участников и по результатам электронных торгов достигнуто значительное снижение начальной (максимальной) цены контракта (на 36,5%), контракт заключен в запланированные сроки.

На  рассмотрении дела представители Администрации поддержали указанные письменные объяснения в полном объеме.

Исследовав материалы дела и оценив доводы ответчика, Комиссия приходит к следующим выводам.

В результате неправомерных действий заказчика, выразившихся в необъективном описании объекта закупки,  двум участникам торгов было оказано в допуске к участию в аукционе, что, во-первых, нарушает их права и законные интересы при осуществлении предпринимательской деятельности, не позволяет принять участие в борьбе за заключение муниципального контракта, а во-вторых, не соответствует принципам результативности закупки и развития добросовестной конкуренции, поскольку указанные лица были лишены возможности подавать свои предложения по цене контракта на электронных торгах, в частности не имели возможности предложить цену контракта ниже лучшего предложения фактически, сделанного при проведении аукциона (338 456, 61 руб.).

Рынок строительства и ремонта зданий, строений и сооружений (в частности, капитального ремонта многоквартирных домов) на территории Новгородской области и в целом Северо-западного Федерального округа является конкурентным, с большим количеством участников.

Указанные действия Администрации привели ограничению конкуренции путем неучастия в торгах части хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на соответствующем товарном рынке, и создают угрозу недостижения целей, предусмотренных частью 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, что в действиях Администрации содержится нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь статьей 17, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать в действиях органа местного самоуправления – Администрации Боровичского муниципального района (174411, Новгородская область, г. Боровичи, ул. Коммунарная, д. 48) нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в совершении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов в форме электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту системы водопровода и канализации в многоквартирном жилом доме по адресу: Новгородская обл., г. Боровичи, ул. Энтузиастов, д. 1б (извещение № 0150300002415000005 от 03.02.2015).
  2. Выдать органу местного самоуправления – Администрации Боровичского муниципального района обязательное для исполнения предписание об обеспечении условий конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                   О.С. Виниченко

Члены Комиссии                                                                                               Д.А. Петров

                                                                                                                         Д.А. Руднева

                                     

                                                                                                          

 

            Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частями 2.1-2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны