Решение №5924/02 Решение об отказе в возбуждении дела по заявлению ИП <Е....>... от 26 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

 

                                                                                Индивидуальному предпринимателю                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                <…>

 

                                                                                

Исходящий № 5924/02 от 26.10.2015                                                           

 

                                                           РЕШЕНИЕ

                                            об отказе в возбуждении дела

                                                                                        

 

26 октября  2015 года                                                                        Великий Новгород

 

      

        Новгородским УФАС России рассмотрено заявление индивидуального предпринимателя Екимовой Светланы Юрьевны (далее – ИП <…>, заявитель) по вопросу навязывания обществом с ограниченной ответственностью «Тепловая Компания Новгородская» (далее – ООО «ТК Новгородская», Теплоснабжающая организация) невыгодных условий договора.

        В ходе рассмотрения указанного заявления антимонопольным органом

 

                                                      УСТАНОВЛЕНО:

 

        В Новгородское УФАС России (далее – Управление) поступило заявление ИП <…> о нарушении антимонопольного законодательства ООО «ТК Новгородская».

           Из заявления усматривается, что 25.09.2013 между заявителем и ООО «ТК Новгородская» был заключён договор теплоснабжения, предметом которого является поставка тепловой энергии для нужд отопления нежилых помещений по адресам: Новгородская область, г. Боровичи, ул. Подбельского, д. 6  и ул. Пушкинская, д. 66. Нежилое помещение, расположенное по адресу: Новгородская область, г. Боровичи, ул. Пушкинская, д. 66, находится в многоквартирном жилом доме. При подготовке проекта договора  Теплоснабжающей организацией были определены договорные величины теплопотребления, базовая тепловая нагрузка (Приложение № 1 к договору), а также способ коммерческого учёта тепловой энергии расчётным методом, в соответствии с которым количество потреблённой тепловой энергии определяется на основании согласованных сторонами в Приложении № 1 договорных величин теплопотребления (пункты 2.1, 3.3, 6.2 договора). Таким образом, фактически договором теплоснабжения установлено, что коммерческий учёт тепловой энергии осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учёта тепловой энергии на основе согласованного в договоре базового показателя тепловой нагрузки. Поскольку нежилое помещение находится в многоквартирном жилом доме, поставка тепловой энергии является коммунальной услугой, в связи с чем к возникшим правоотношениям должно применяться постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в соответствии с которым размер платы за тепловую энергию определяется по утверждённым нормативам потребления, а не с применением базового показателя тепловой нагрузки, как это указано в договоре. ООО «ТК Новгородская» является единственным продавцом на товарном рынке реализации тепловой энергии для целей отопления в границах г. Боровичи, в связи с чем занимает доминирующее положение на данном рынке. Поскольку в силу п.40 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» предложение заключить договор направляет теплоснабжающая организация, которая и определяет существенные условия договора теплоснабжения, ООО «ТК Новгородская» были навязаны заявителю невыгодные условия договора в части определения количества поставленной тепловой энергии расчётным методом, что фактически привело к увеличению для потребителя стоимости тепловой энергии. ИП <…>  полагает, что в указанных действиях ООО «ТК Новгородская» содержится нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и просит обязать ООО «ТК Новгородская» направить ИП <…> предложение об изменении условий договора теплоснабжения с целью приведения договора в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

           В ходе рассмотрения заявления ИП <…> установлено следующее.

          Между ООО «ТК Новгородская» и ИП <…> был заключён договор теплоснабжения № БР/1/794 от 25.09.2013 (далее – Договор), предметом которого является поставка теплоснабжающей организацией потребителю через присоединённую сеть тепловой энергии в горячей воде для нужд отопления, нагрева, вентиляции, кондиционирования, сушки надлежащего качества, в согласованном сторонами количестве до границы эксплуатационной ответственности.

          Согласно пункту 3.3 Договора при отсутствии прибора учёта в точке поставки или выходе его из строя, расчёт потреблённой тепловой энергии и теплоносителя осуществляется в соответствии с пунктом 2.1 Договора.

В соответствии с пунктом 2.1 Договора количество (договорные величины) поставляемой по настоящему Договору теплоснабжающей организацией потребителю (с учётом Субабонентов) тепловой энергии в календарном году с разбивкой по месяцам установлено в Приложении № 1.

В пункте 6.2 Договора закреплено, что стоимость полученной потребителем тепловой энергии за каждый месяц рассчитывается как произведение количества потреблённой тепловой энергии, определённого исходя из показаний приборов учёта, а при их отсутствии исходя из расчётных тепловых нагрузок потребителя (Приложение № 1), и утверждённого Комитетом по ценовой и тарифной политике Новгородской области на соответствующий период тарифа на тепловую энергию.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг), регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых жомов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учёта и при их отсутствии, порядок перерасчёта размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 18 Правил предоставления коммунальных услуг собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вправе в целях обеспечения коммунальными ресурсами принадлежащего ему нежилого помещения в многоквартирном доме заключать договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. Указанные договоры заключаются в порядке и в соответствие  с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении. В случае приобретения собственником нежилого помещения в многоквартирном жилом доме коммунальных ресурсов по указанным договорам такой собственник обязан вносить в порядке, установленном настоящими Правилами, плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.

Следовательно, правоотношения по теплоснабжению между ИП <…> и ООО «ТК Новгородская» регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о теплоснабжении.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя  установлены Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).

В силу пункта 8 статьи 15 Закона о теплоснабжении договор теплоснабжения должен определять, в том числе и объём тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащей поставкам теплоснабжающей организацией и приобретению потребителям, и величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии.

Согласно пункту 10 статьи 15 Закона о теплоснабжении теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данного положения закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которыми утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (далее – Правила организации теплоснабжения).

В силу пункта 21 Правил организации теплоснабжения договорный объём тепловой энергии и (или) теплоносителя является существенным условием договора теплоснабжения

Таким образом, включение в Договор пункта 2.1 и Приложения № 1 к Договору не противоречит требованиям действующего законодательства о теплоснабжении.

При этом, из пояснений, представленных ООО «ТК Новгородская» следует, что договорный объём поставляемой Теплоснабжающей организацией тепловой энергии, установленный в приложении № 1 к Договору, определён исходя из тепловой нагрузки, рассчитанной по действующей Методике.

Представленный расчёт соответствует условиям заключённого между ИП <…> и ООО «ТК Новгородская» договора теплоснабжения.                

           Территориальные органы Федеральной антимонопольной службы осуществляют функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа),  рекламы, а также по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных  нужд (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, а также согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сфере государственного оборонного заказа) (п.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30).    

          Отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, регулируются Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон «О защите конкуренции»).             

Контроль за действиями (бездействием) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта осуществляется антимонопольным органом при наличии признаков нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

          В соответствии с пунктами 3 и 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора; экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками), в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

          То обстоятельство, что ООО «ТК Новгородская» был направлен ИП <…> договор теплоснабжения в своей редакции, который был ею подписан, не может быть расценено, как навязывание невыгодных условий договора  или отказ либо уклонение от заключения договора.

          Пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее –ГК РФ) установлено, что понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

          В соответствии с условиями пункта 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признаётся договор, заключённый коммерческой организацией и устанавливающий её обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение,  медицинское,  гостиничное обслуживание и т.п.).

          Согласно пункту 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получение протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в её редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.                    

          Для того, чтобы признать ООО «ТК Новгородская» нарушившим запрет, установленный пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» (навязывание контрагенту условий договора), необходимо установить, что ООО «ТК Новгородская» совершало какие-либо действия, которые могли бы рассматриваться как навязывание ИП <…> соответствующих условий договора, что оно настаивало и понуждало ИП <…> подписать договор в своей редакции.

          Поскольку ИП <…>, получив подписанный ООО «ТК Новгородская» договор, не предпринимала каких-либо действий для изменения пунктов 2.1, 3.3, 6.2  Договора и не представила доказательств, подтверждающих то, что ООО «ТК Новгородская» настаивало на заключении договора в своей редакции, направление ООО «ТК Новгородская» ИП <…> договора в своей редакции нельзя расценивать как обстоятельство, свидетельствующее о навязывании невыгодных условий договора и доказывающее недопущение, ограничение, устранение конкуренции либо ущемление прав ИП <…>.

          Из представленной ИП <…> переписки с ООО «ТК Новгородская» от 04 августа 2015 года  следует, что вопрос приведения Договора в соответствие с Правилами предоставления коммунальных услуг ИП <…> не ставился перед Теплоснабжающей организацией.                     

С учетом изложенного следует признать отсутствие в действиях  ООО «ТК Новгородская»  признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» антимонопольного законодательства.  

Руководствуясь пунктом 2 части 9  статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган

                                                              

                                                               РЕШИЛ:

 

 В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению индивидуального предпринимателя <…> в отношении общества с ограниченной ответственностью «Тепловая Компания Новгородская»  отказать в связи с отсутствием признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».          

 

 

Руководитель Управления                                                                       О.С. Виниченко

 

 

 

 

Попович Л.И.

73-88-51

Связанные организации

Связанные организации не указаны