Определение №595/02 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 3 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНО... от 16 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

                                                            ПАО «ГК ТНС энерго»

                                                           

                                                            Б. Сухаревский пер., д. 19, стр. 2,

                                                            г. Москва, 127051

                                                            E-mail: info@tns-e.ru 

                                                           

                                                            ООО «ТНС энерго Великий Новгород»

 

                                                                       ул. Псковская, д. 13, Великий                   

                                                                       Новгород, 173015

 

                                                                       Администрация Солецкого

                                                                       муниципального района

 

                                                                       пл. Победы, д. 3, г. Сольцы,

                                                                       Новгородская область, 175040 

 

Исходящий № 595/02 от 16.02.2016

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 3 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

16 февраля 2016 года                                                                       Великий Новгород

 

Председатель Комиссии Новгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Новгородское УФАС России (далее – Управление) от Администрации Солецкого муниципального района (далее – Администрация района, заявитель) поступила жалоба от 18.01.2016 № М15-127-И (далее – жалоба) на действия ООО «ТНС энерго Великий Новгород» (далее – Общество). 

Из жалобы следует, что Администрация района в соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 31.1 Устава Солецкого муниципального района и статьей 29.1 Устава Солецкого городского поселения исполняет полномочия Администрации Солецкого городского поселения, являющегося административным центром муниципального района. В соответствии со статьей 49 Устава Солецкого муниципального района и статьей 41 Устава Солецкого городского поселения существуют два бюджета: бюджет Солецкого муниципального района и Солецкого городского поселения.

Администрацией района письмами от 29.12.2015 № М12-4443-И и от 30.12.2015 № М15-4445-И были направлены заявки на заключение двух муниципальных контрактов  на 2016 год на оказание услуг по энергоснабжению электрической энергией, соответственно, отдельно на уличное освещение г. Сольцы на сумму 3 570 000 рублей из бюджета Солецкого городского поселения и отдельно на здание Администрации муниципального района на сумму 350 000 рублей из бюджета Солецкого муниципального района.

Однако ООО «ТНС энерго Великий Новгород» Старорусское отделение письмом от 14.01.2016 № 94 отказало Администрации района в заключении двух отдельных договоров в отношении вышеуказанных объектов и предоставило заявителю единый контракт, указав, что законодательством Российской Федерации в области электроэнергетики не предусмотрена обязанность гарантирующего поставщика в заключении отдельных муниципальных контрактов в отношении отдельных групп объектов.

Администрация района не согласна с действиями Общества, поскольку ей необходимо заключить два разных муниципальных контракта за счет разных бюджетов.

Согласно Плану-графику размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на 2016 год, размещенному на сайте http://zakupki.gov.ru, Администрация района на 2016 год должна заключить отдельно контракт на энергоснабжение электрической энергией территории Солецкого городского поселения (заказ № 5, КБК 54405030600199990244) на сумму 4590 тыс. рублей, и отдельно контракт на услугу электроснабжения (заказ № 15, КБК 54401091900010000244, 54401049190072300244) на сумму 350 тыс. рублей.

ООО «ТНС энерго Великий Новгород» (до 27.07.2015 имевшее наименование ООО «Гарантэнергосервис») в статусе гарантирующего поставщика осуществляет свою деятельность на региональном розничном рынке электрической энергии с 2014 года.

На основании пункта 225 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения), приказом Минэнерго России от 23 декабря 2013 № 912 статус гарантирующего поставщика с 1 января 2014 года присвоен ООО «Гарантэнергосервис» в отношении зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО «МРСК Северо-Запада» по всей территории Новгородской области за исключением зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Оборонэнергосбыт» и прежнего гарантирующего поставщика ООО «Новгородэнергосбыт».

Приказом Минэнерго России от 24.09.2014 № 638 статус гарантирующего поставщика с 1 октября 2014 года присвоен ООО «Гарантэнергосервис» в отношении зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО «МРСК Северо-Запада» в границах балансовой принадлежности электрических сетей открытого акционерного общества «Новгородоблэлектро», ограниченных точками поставки электрической энергии и мощности, за исключением территории, находящейся в соответствующей зоне деятельности гарантирующего поставщика открытого акционерного общества «Оборонэнергосбыт».

Таким образом, отличительной особенностью 2014 года является неоднократная смена гарантирующих поставщиков Новгородской области.

Тем не менее, несмотря на последовательное получение статуса гарантирующего поставщика в течение 2014 года по разным зонам деятельности в границах территории Новгородской области, по результатам ежегодно проводимого Управлением анализа розничного рынка электрической энергии Новгородской области установлено, что на указанном рынке в 2014 году доля ООО «Гарантэнергосервис» составила 53,2 процента.

Постановлением Комитета от 31.10.2014 № 41 границы зон деятельности гарантирующего поставщика ООО «Гарантэнергосервис» на территории Новгородской области объединены и согласованы в административных границах Новгородской области, за исключением территории, находящейся в соответствующей зоне деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Оборонэнергосбыт». При этом датой, с которой границы зон деятельности ООО «Гарантэнергосервис» считаются объединенными, определено 1 января 2015 года.

Таким образом, ООО «Гарантэнергосервис» (в настоящее время - ООО «ТНС энерго Великий Новгород») весь 2015 года осуществляло деятельность на региональном розничном рынке электрической энергии в статусе гарантирующего поставщика фактически на всей территории Новгородской области, за исключением территории в границах балансовой принадлежности электрических сетей, принадлежащих организациям,  находящимся в ведении Минобороны России.

На основании анализа вышеизложенных фактов следует, что и в 2015 году доля Общества на региональном розничном рынке электрической энергии составляет более 50 процентов.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Таким образом, ООО «ТНС энерго Великий Новгород» занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии Новгородской области.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В результате незаключения Администрацией района муниципального контракта на оказание услуг по энергоснабжению уличного освещения г. Сольцы на 2016 год, финансируемого из бюджета Солецкого городского поселения, могут быть ущемлены интересы неопределенного круга потребителей – населения г. Сольцы.

Кроме того, в случае заключения Администрацией района единого муниципального контракта на энергоснабжение и здания Администрации района, и уличного освещения (несмотря на финансирование из разных бюджетов), при нарушении сроков оплаты Администрацией района за потребленную электрическую энергию в здании Администрации района из бюджета района Общество будет иметь возможность отключить и энергоснабжение уличного освещения, причем даже в случае оплаты  потребленной электрической энергии на эти цели из бюджета городского поселения, что также может привести к ущемлению неопределенного круга потребителей – населения г. Сольцы.

Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии установлены вышеуказанными Основными положениями, принятыми Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике).

В соответствии с пунктом 28 Основных положений по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

Тем же пунктом 28 Основных положений предусмотрено, что в отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор энергоснабжения.

Иных запретов (ограничений) в отношении количества заключаемых договоров энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и потребителем Основные положения не содержат.

В пункте 32 Правил установлено, что гарантирующий поставщик реализует электрическую энергию (мощность) потребителям (покупателям) на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).

Гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к нему потребителем, энергопринимающие устройства которого находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика и энергопринимающие устройства которого в установленном порядке присоединены к объектам электросетевого хозяйства или в отношении энергопринимающих устройств которого заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), или с любым обратившимся к нему покупателем, действующим в интересах такого потребителя.

Гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с потребителем (покупателем) при отсутствии возможности поставить электрическую энергию (мощность) потребителю вследствие отсутствия технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, к объектам электросетевого хозяйства и отсутствия при этом в отношении указанных энергопринимающих устройств заключенного договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с Правилами, или вследствие нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.

Об отказе от заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с указанием причин такого отказа гарантирующий поставщик в письменной форме обязан уведомить обратившегося к нему потребителя (покупателя) в течение 5 рабочих дней со дня его обращения к гарантирующему поставщику для заключения договора.

Иных оснований, помимо указанных в пункте 32, для отказа гарантирующего поставщика потребителю в заключении договора энергоснабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, Основными положениями не предусмотрено.

Таким образом, Администрация района в силу пункта 28 Основных положений вправе обратиться к гарантирующему поставщику с заявкой на заключение не одного, а двух муниципальных контрактов: один контракт в отношении энергопринимающих устройств здания заявителя, второй контракт – в отношении энергопринимающих устройств уличного освещения г. Сольцы.

Действия Общества по навязываю Администрации района условий энергоснабжения электрической энергией энергопринимающих устройств здания Администрации района и энергоснабжения электрической энергией энергопринимающих устройств уличного освещений г. Сольцы путем заключения единого муниципального контракта экономически и технологически не обоснованы, прямо не предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации, не соответствуют интересам Администрации района и могут привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей – населения г. Сольцы.

Из вышеизложенного следует, что в действиях Общества содержатся признаки нарушения пункта 3  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

10.02.2016 Администрация района письмом от 08.02.2016 № М15-393-И сообщила, что 29.01.2016 уличное освещение в г. Сольцы было отключено Единой дежурно-диспетчерской службой Солецкого района на основании  заявки № 14/16 Старорусского филиала АО «Новгородоблэлектро», выданной начальником ОУЭ Алексеевым В.П., предписывающей отключить уличное освещение на территории г. Сольцы в связи с незаключением муниципального контракта. Основанием для отключения явилась поступившая в сетевую организацию заявка ООО «ТНС энерго Великий Новгород», что является подтверждением признаков нарушения пункта 3  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части навязывания Администрации района заключения договора энергоснабжения только на условиях гарантирующего поставщика.

21.01.2016 в адрес Общества направлено предупреждение о необходимости прекращения действий, выразившихся в навязывании Старорусским отделением Общества Администрации Солецкого муниципального района  невыгодных для Администрации района условий заключения договора (муниципального контракта) энергоснабжения электрической энергией энергопринимающих устройств  здания Администрации района, финансируемого из бюджета Солецкого муниципального района, и энергоснабжения электрической энергией энергопринимающих устройств уличного освещения г. Сольцы, финансируемого из бюджета Солецкого городского поселения, а именно: экономически или технологически не обоснованного и прямо не предусмотренного федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами условия о заключения единого договора (муниципального контракта) в отношении вышеуказанных энергопринимающих устройств вместо двух отдельных договоров (муниципальных контрактов) в отношении здания Администрации района и уличного освещения г. Сольцы, что не соответствуют интересам Администрации района и может привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей – населения г. Сольцы путем:

а) отзыва направленных в адрес Администрации района письма Старорусского отделения Общества от 14.01.2016 № 94 и муниципального контракта энергоснабжения № 05-00382-01 с приложениями;

б) направления Администрации района муниципального контракта в отношении энергоснабжения электрической энергией здания Администрации района и муниципального контракта в отношении энергоснабжения электрической энергией уличного освещения г. Сольцы (в соответствии с письмами Администрации района от 30.12.2015 № М15-4455-И и от 29.12.2015 № М15-4443-И).

Общество в срок до 12.02.2016  предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, не выполнило.

Согласно части 8 статьи 39-1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании изложенного издан приказ Управления от 16.02.2016 № 16 о возбуждении дела  и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «ТНС энерго Великий Новгород» (ул. Псковская, д. 13, Великий Новгород, 173015) пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции, Председатель комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1.  Назначить дело № 3 к рассмотрению на 10.03.2016 на 10 часов 30 минут по адресу: Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 3, каб. 211.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика ООО «ТНС энерго Великий Новгород».

3. ООО «ТНС энерго Великий Новгород» (далее – Общество) в срок до 02.03.2016  представить в Новгородское УФАС России сведения (информацию и надлежащим образом заверенные копии документов):

3.1. Письменные пояснения по факту вменяемого Обществу вышеуказанного нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

3.2. Объем оказанных услуг на розничном рынке электрической энергии в Новгородской области за 2015 год.

3.3 Копии договоров (контрактов) энергоснабжения в отношении здания Администрации Солецкого муниципального района и уличного освещения в г. Сольцы на 2015 год, со всеми приложениями и дополнительными соглашениями.

3.4 Копию проекта договора энергоснабжения на 2016 год, направленного Администрации Солецкого муниципального района (со всеми приложениями).

4.  Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя   Администрацию Солецкого муниципального района.

5. Администрации Солецкого муниципального района в срок до 18.03.2016 представить в Новгородское УФАС России сведения (информацию и надлежащим образом заверенные копии документов):

5.1. Выписки из бюджетов Администрации Солецкого муниципального района и Администрации Солецкого городского поселения, предусматривающих финансирование в 2016 году электроснабжения здания Администрации и уличного освещения в г. Сольцы (с пояснениями и с расшифровкой КБК).

5.2. Поясните, со ссылками на нормативные правовые акты, в каком порядке производится расходование бюджетных средств на вышеуказанные цели, в частности, какие документы, связанные с использованием данных средств, необходимо предоставить финансовым органам (укажите каким) для осуществления операций по оплате энергоснабжения здания Администрации района и уличного освещения в г. Сольцы.  

 

Явка лиц, участвующих в деле или их представителей (с  доверенностью  на  участие  в рассмотрении дела) обязательна.

 

Вход в административное здание осуществляется только при предъявлении  паспорта гражданина Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                      О.С. Виниченко

Связанные организации

Связанные организации не указаны