Решение №5955/03 Решение в отношении Администрации Демянского городского посе... от 28 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

Главе Администрации

Демянского городского поселения

В.Э. Гаану

ул. 1 Мая, д. 63,

пос. Демянск, Новгородская обл.,

175310

 

Председателю ликвидационной комиссии

по ликвидации Администрации

Демянского городского поселения

А.П. Федорову

ул. Ленина, д. 7,

пос. Демянск, Новгородская обл.,

175310

 

Исходящий № 5955/03 от 28.10.2015

 

РЕШЕНИЕ

 

Великий Новгород

Резолютивная часть решения оглашена 16 октября 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 28 октября 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;

Петрова А.В. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

ответчик – Администрация Демянского городского поселения надлежащим образом уведомлен, на рассмотрении представителей не направил (16.10.2015 от председателя ликвидационной комиссии по ликвидации Администрации Демянского городского поселения поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии ответчика (решение № 9 от 21.09.2015 Совета депутатов Демянского городского поселения; вх. № 8612 Новгородского УФАС России)),

рассмотрев дело № 41 от 03.09.2015 по признакам нарушения Администрацией Демянского городского поселения (175310, Новгородская обл., пос. Демянск, ул. 1 Мая, д. 63; по состоянию на 16.10.2015 находится в стадии ликвидации) части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

На основании приказа Новгородского УФАС России № 103 от 25.05.2015 специалистами Новгородского УФАС России проведено контрольное мероприятие по проверке соблюдения Закона о защите конкуренции, Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» Администрацией Демянского городского поселения как органом местного самоуправления.

В результате проверки соблюдения Администрацией Демянского городского поселения антимонопольных требований при проведении торгов (конкурсов и аукционов) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Демянского городского поселения установлено следующее.

В июле – августе 2014 года муниципальным заказчиком – Администрацией Демянского городского поселения осуществлялась закупка (определение поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по озеленению территории Демянского городского поселения, извещение № 0150300008814000009 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 31.07.2014.

Документация по проведению вышеуказанного электронного аукциона (далее – Документация об электронном аукционе) утверждена Главой Демянского городского поселения В.Э. Гааном.

1. Пункт 2 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 28.12.2013 № 396-ФЗ; далее – Закон о контрактной системе) устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе правомочность участника закупки заключать контракт.

Аналогичное требование, предъявляемое к участникам закупки (правомочность участника закупки заключать контракт), содержится в подпункте 2 пункта 5.1 Документации об электронном аукционе.

В соответствии с положениями Федерального закона от 04.06.2014 № 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о внесении изменений) пункт 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе утратил силу.

Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

На момент размещения извещения о проведении рассматриваемого электронного аукциона на официальном сайте (31.07.2014), требование о правомочности участника закупки заключать контракт законодательством о контрактной системе не установлено.

Однако, в Документации об электронном аукционе данное требование к участникам закупки содержится.

Таким образом, муниципальный заказчик – Администрация Демянского городского поселения в нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установил требование к участникам закупок, непредусмотренное законодательством о контрактной системе.

Т.е. муниципальный заказчик - Администрация Демянского городского поселения, установив требование к участникам закупки, непредусмотренное действующим законодательством о контрактной системе, ограничил доступ к участию в рассматриваемом электронном аукционе участников данного аукциона. При этом установление данного ограничения не предусмотрено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.

2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

Требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в электронном аукционе установлены частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать необходимую информацию и документы, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ).

Законом о внесении изменений редакция пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе изменена.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать необходимую информацию и документы, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

На момент размещения извещения о проведении рассматриваемого электронного аукциона на официальном сайте (31.07.2014), требование о предоставлении документов, подтверждающих правомочность участников заключать контракт, законодательством о контрактной системе также не предусмотрено. 

Таким образом, заказчики с 04.06.2014 не вправе в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе требовать от участников представления документов, подтверждающих правомочность участника заключать контракт.

Однако, муниципальным заказчиком – Администрацией Демянского городского поселения в подпункте 2 пункта 6.3 Документации об электронном аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие правомочность участника такого аукциона заключать контракт (пункт 2 части (пункта) 5.1 Документации об электронном аукционе).

Кроме того, муниципальным заказчиком – Администрацией Демянского городского поселения в подпункте 2 пункта 6.3 Документации об электронном аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информцию, а именно:

- декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 – 9 части (пункта) 5.1  Документации об электронном аукционе.

В разделе 5 Документации об электронном аукционе муниципальным заказчиком – Администрацией Демянского городского поселения установлены требования к участникам закупки.

Подпунктом 8 пункта 5.1 раздела 5 Документации об электронном аукционе установлено требование к участникам закупки об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

Согласно части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

Однако, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчик не вправе требовать в составе второй части заявки участника аукциона декларацию о соотвествии участника закупки требованию, предусмотренному частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе - об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки.

Проверка факта отсутствия сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется комиссией заказчика самостоятельно и не зависит от содержания заявки.

В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации Демянского городского поселения содержатся нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, выразившиеся в предъявлении к участникам электронного аукциона требований о представлении в составе второй части заявки документов, не предусмотренных Законом о контрактной системе, а именно о представлении участниками закупки в составе второй части заявки документов, подтверждающих правомочность заключать контракт, и декларации об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки.

Т.е. муниципальный заказчик - Администрация Демянского городского поселения, утвердив Документацию об электронном аукционе с установленными в ней нарушениями Закона о контрактной системе, ограничил доступ к участию в данном электронном аукционе участникам закупки. При этом установление данного ограничения не предусмотрено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.

При этом имеются основания считать, что установленные в действиях муниципального заказчика – Администрации Демянского городского поселения нарушения существенно повлияли на результаты осуществления закупки путём проведения рассматриваемого электронного аукциона, поскольку он признан несостоявшимся в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в нем (протокол от 18.08.2014 подведения итогов элктронного аукциона № 0150300008814000009).

В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

          Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрациии Демянского городского поселения, выразившихся в установлении требования к участникам закупки, непредусмотренного законодательством о контрактной системе в нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также в предъявлении к участникам закупки требований о представлении в составе второй части заявки документов, не предусмотренных Законом о контрактной системе в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, имеются признаки нарушения части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В материалах настоящего дела имеются письменные объяснения Администрации Демянского городского поселения (вх. № 8400э от 08.10.2015 Новгородского УФАС России), суть которых сводится к следующему.

Муниципальным заказчиком – Администрацией Демянского городского поселения требование о правомочности участника закупки заключать контракт установлено ошибочно. При рассмотрении заявок, поступивших на участие в рассматриваемой закупке, аукционная комиссия под правомочностью участника закупки заключать контракт понимала предусмотренную законом и учредительными документами возможность участников совершать юридически значимые действия (правоспособность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, дееспособность физических лиц).

Таким образом, в зависимости от правового статуса лица, являющегося участником закупки, документами, подтверждающими правомочность такого лица заключить контракт являются: выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, документы, удостоверяющие личность лица.

Согласно части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

Рассматриваемый электронный аукцион признан несостоявшимся по причине подачи ценового предложения только одним его участником (второй участник ценовое предложение не подавал), а не по причине признания какой-либо из заявок участников закупки несоответствующей требованиям, установленным Документацией об электронном аукционе, вследствие допущенных муниципальным заказчиком нарушений Закона о контрактной системе.

Исследовав материалы дела и оценив доводы Администрации Демянского городского поселения, Комиссия приходит к следующим выводам.

На момент размещения извещения о проведении рассматриваемого электронного аукциона на официальном сайте (31.07.2014), требование о правомочности участника закупки заключать контракт законодательством о контрактной системе не установлено. Следовательно, требование о предоставлении документов, подтверждающих правомочность участников заключать контракт, законодательством о контрактной системе также не предусмотрено.

 Согласно части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

Однако, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчик не вправе требовать в составе второй части заявки участника аукциона декларацию о соотвествии участника закупки требованию, предусмотренному частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе - об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки.

Проверка факта отсутствия сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется комиссией заказчика самостоятельно и не зависит от содержания заявки.

Довод муниципального заказчика – Администрации Демянского городского поселения о том, что допущенные муниципальным заказчиком нарушения не повлияли на результаты расматриваемой закупки не сотоятелен, поскольку независомо от причины, по которой закупка признана несостоявшейся, допущенные нарушения могли повлиять на количество ее возможных участников.

Кроме того, поскольку ценовое предложение подал только один участник закупки, и, соответственно, аукционной комиссией муниципального заказчика рассматривалась на соответствие требованиям Документации об электронном аукционе только вторая часть заявки указанного участника, установленные нарушения могли повлечь признание второй части заявки второго участника, в случае подачи данным участником ценового предложения, несоответствующей требованиям Документации об электронном аукционе, по причине непредставления данным участником неправомерно затребованных муниципальным заказчиком документов.

Таким образом, в данном случае, имеются основания считать, что установленные в действиях муниципального заказчика – Администрации Демянского городского поселения нарушения существенно повлияли на результаты осуществления закупки путём проведения рассматриваемого электронного аукциона.

Следовательно, доводы возражений муниципального заказчика – Администрации Демянского городского поселения не нашли своего подтверждения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции, указанный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции, целями указанного федерального закона являются, в том числе, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Рынок услуг по благоустройству в Российской Федерации, включая территорию Новгородской области, является открытым и имеет конкурентную среду, со значительным количеством действующих участников рынка.

Ограничение органом местного самоуправления доступа к участию в торгах, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами, не может не влиять негативно на конкуренцию, поскольку не позволяет всем потенциальным желающим лицам получить доступ к соответствующему товарному рынку путем добросовестной конкурентной борьбы на торгах за право заключения контакта на оказание услуг по благоустройству, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, рассматриваемые действия Администрации Демянского городского поселения могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по благоустройству в Демянском муниципальном районе Новгородской области.

Руководствуясь статьей 17, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях органа местного самоуправления – Администрации Демянского городского поселения (175310, Новгородская обл., пос. Демянск, ул. 1 Мая, д. 63; по состоянию на 16.10.2015 находится в стадии ликвидации) нарушение части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в непредусмотренном федеральными законами или иными нормативными актами ограничении доступа к участию в электронном аукционе.
  2. Выдать органу местного самоуправления – Администрации Демянского городского поселения в лице ликвидационной комиссии по ликвидации Администрации Демянского городского поселения (решение № 9 от 21.09.2015 Совета депутатов Демянского городского поселения) обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                            И.А. Куриков

 

 

Члены Комиссии                                                                                                        А.В. Петрова

 

 

                                                                                                                                     Д.А. Петров

                                

                                                                                                         

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны