Решение №5973/03 Решение по результатам рассмотрения жалобы НРОО "Собрание ко... от 29 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

Государственному заказчику –

Департаменту транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области

пл. Победы-Софийская, д. 1,

Великий Новгород, 173005

 

Уполномоченному органу –

Департаменту имущественных

отношений и государственных закупок

Новгородской области

пл. Победы-Софийская, д. 1,

Великий Новгород, 173005

 

Подателю жалобы –

НРОО «Собрание коренных новгородцев»

ул. Андреевская, д. 18/8,

Великий Новгород, 173000

 

Исходящий № 5973/03 от 29.10.2015

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

26 октября 2015 года                                                                                  Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления;

Раскоснов Д.А. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

Руднева Д.А. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,             

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Департамента транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области – Среднякова Ивана Игоревича (доверенность б/н от 26.10.2015), Сембратович Виктории Богдановны (доверенность б/н от 26.10.2015);

уполномоченного органа – Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области – Куприянова Артема Геннадьевича (доверенность № 146 от 23.12.2014);

подателя жалобы – Новгородской региональной общественной организации «Собрание коренных новгородцев»  –  председателя Черепановой Анны Федоровны, Петрова Анатолия Валерьевича (доверенность № б/н от 20.07.2015),

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – Новгородской региональной общественной организации «Собрание коренных новгородцев» (173000, Великий Новгород, ул. Андреевская, д. 18/8; далее – НРОО «Собрание коренных новгородцев») на действия государственного заказчика – Департамента транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее – Департамент транспорта) при осуществлении им и уполномоченным органом – Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1, 173005; далее – Департамент закупок Новгородской области) закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на доработку единой региональной системы по управлению автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, осуществляющим регулярную перевозку пассажиров и багажа, среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, извещение № 0150200000615000673 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 30.09.2015, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

20.10.2015 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – НРОО «Собрание коренных новгородцев» на действия государственного заказчика –Департамента транспорта при осуществлении им и уполномоченным органом – Департаментом закупок Новгородской области закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на доработку единой региональной системы по управлению автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, осуществляющим регулярную перевозку пассажиров и багажа, среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, извещение № 0150200000615000673 о проведении которого было размещено на официальном сайте 30.09.2015 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы (с учетом уточнений представителей её подателя, данных на заседании Комиссии) сводится к следующему.

По мнению подателя Жалобы, государственным заказчиком в конкурсной документации установлены незаконные требования к участникам рассматриваемой закупки в части квалификации участников закупки, опыта работы, наличия производственных мощностей и оборудования (пункт 4.4 Технического задания). Также в конкурсной документации указаны несколько взаимоисключающих величин значимости и коэффициентов значимости для критериев оценки заявок: цены контракта и квалификации участника закупки (40% и 60%, 0,4 и 0,6 соответственно), при этом невозможно определить действительную величину значимости и коэффициенты значимости указанных критериев. Конкурсная документация не содержит надлежащей инструкции по заполнению заявки участниками открытого конкурса. В то же время, Конкурсная документация не определяет сведения подлежащие представлению в составе конкурсных заявок для оценки по показателям, установленным в отношении нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки».

Учитывая изложенное, податель Жалобы просит отменить вышеуказанную закупку.

На заседании Комиссии представители НРОО «Собрание коренных новгородцев» поддержали доводы и требования Жалобы в полном объеме.

Согласно пояснениям на Жалобу уполномоченного органа – Департамента закупок Новгородской области (вх. № 8838 от 23.10.2015 Новгородского УФАС России) Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области не совершал действий, указанных в Жалобе.

На рассмотрении представитель уполномоченного органа – Департамента закупок Новгородской области поддержал указанные доводы в полном объеме, а также устно пояснил, что на участие в открытом конкурсе поступила единственная заявка, в связи с чем, установленные заказчиком критерии оценки и величины их значимости не повлияют на рассмотрение заявки участника.

Запросов от участников закупки о разъяснении положений конкурсной документации  не поступало.

Государственный заказчик – Департамент транспорта письменных возражений относительно доводов Жалобы не представил.

На рассмотрении Жалобы представители государственного заказчика устно  выразили несогласие с доводами Жалобы и полагали её необоснованной.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В сентябре – октябре 2015 года государственным заказчиком – Департаментом транспорта и уполномоченным органом – Департаментом закупок Новгородской области осуществляется закупка путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на доработку единой региональной системы по управлению автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, осуществляющим регулярную перевозку пассажиров и багажа, среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (начальная (максимальная) цена государственного контракта – 12 387 013,00  рублей).

Документация об открытом конкурсе в последней редакции  (далее – Конкурсная документация) утверждена 02.10.2015 руководителем Департамента транспорта  Петровым В.Д.

1. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

Во исполнение требования пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе государственным заказчиком в пункте 10.4 Конкурсной документации установлена инструкция по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе, согласно которой заявка должна содержать документы и сведения указанные в пункте 10.3 Конкурсной документации.

Кроме того, в Приложении № 3 к Конкурсной документации установлена форма по заполнению конкурсного предложения участника открытого конкурса в отношении объекта закупки.

Таким образом, в Конкурсной документации содержатся указания и инструкция по заполнению и представлению участниками закупки своих заявок на участие в открытом конкурсе.

При этом Закон о контрактной системе не содержит каких-либо развернутых положений о содержании, объеме и порядке подготовки инструкции по заполнению заявок на участие в открытом конкурсе.

Исходя из вышеизложенного, довод Жалобы об отсутствии в Конкурсной документации надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе, не нашел своего подтверждения.

2. В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 10 раздела I Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила), в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

В соответствии с пунктом 11 раздела I Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

В соответствии с пунктом 28 раздела III Правил оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил

Согласно пункту 15.5 Конкурсной документации для оценки заявок на участие в открытом конкурсе установлены следующие критерии «цена контракта» и «квалификация участника закупки».

Из содержания подпункта 15.5.2 пункта 15.5 Конкурсной документации следует, что по нестоимостному критерию «квалификация участника закупки» установлены следующие показатели:

- «квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ». При оценке по данному показателю анализируется информация о квалификации и опыте трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов) участника открытого конкурса (образование, опыт работы руководителей и ключевых специалистов, предлагаемых для выполнения работ) в соответствии с Техническим заданием;

- «опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема». При оценке по данному показателю анализируется информация об опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема за последние 3 года (с 1 января 2012). Подтверждением опыта участника открытого конкурса служит информация с приложением копий исполненных контрактов сопоставимого характера и объема работ, относящихся к предмету контракта, включая все приложения к ним, копии итоговых актов сдачи-приемки работ, а также иных документов, позволяющих сделать соответствующие выводы.

Таким образом, государственным заказчиком в Конкурсной документации указаны сведения необходимые для оценки по нестоимостному критерию «квалификация участника закупки» заявок на участие в открытом конкурсе, раскрывающие содержание не только самого критерия «квалификация участника закупки», но и входящих в него показателей. При этом, в подпункте 15.5.2 пункта 15.5 Конкурсной документации определены сведения, которые могут быть представлены в составе заявок на участие в открытом конкурсе по показателям, входящих в критерий «квалификация участника закупки», анализируя которые конкурсная комиссия оценивает предложения участников открытого конкурса.

Так, по показателю «квалификация трудовых ресурсов» к таким сведениям относится информация об образовании и опыте работы определенных сотрудников участников закупки (руководителей и ключевых специалистов), связанной с предметом конкурса. Тот факт, что при этом заказчик не устанавливает конкретного перечня документов, в котором могут содержатся указанные сведения и которые подлежат представлению в составе заявок, не свидетельствует о нарушении прав участников закупки, которые при таком содержании Конкурсной документации могут самостоятельно определять какие документы для оценки по критерию предоставить, и не является нарушением каких-либо положений Закона о контрактной системе и Правил, которые не содержат более подробных требований к описанию содержания критериев, их показателей и представлению сведений необходимых для проведения оценки.

Соответственно, довод Жалобы об отсутствии в Конкурсной документации сведений, которые оцениваются при определении величины предложения участника по критерию «квалификация участника закупки», в ходе рассмотрения не нашел своего подтверждения.

3. Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Дополнительные требования к участникам закупки, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установлены в Постановлении Правительства РФ № 99 от 04.02.2015 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление).

Согласно пункту 1 Постановления к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно Приложению № 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными Приложением № 1 к настоящему Постановлению.

Из содержания раздела 5 Извещения об осуществлении закупки следует, что способ определения подрядчика (исполнителя) – открытый конкурс среди субъектов  малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Таким образом, устанавливать дополнительные требования  к участникам закупки заказчик может только при проведении закупки определенными конкурентными способами, установленными в пункте 1 Постановления, открытый конкурс в данные конкурентные способы определения поставщика не включен.

 

Разделом 9 Конкурсной документации определены единые требования к участникам открытого конкурса соответствующие части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, согласно пункту 4 Приложения № 1 (Техническое задание) к Конкурсной документации заказчиком установлены дополнительные квалификационные требования к участникам открытого конкурса, а  именно:

4.1.    наличие опыта участия в создании систем автоматизации в области транспорта, навигации;

4.2.    наличие специалистов в сфере информационных технологий, управления системами виртуализации, хранения, базами данных, специалистов по сетевым технологиям;

4.3.    наличие специалистов в области информационной безопасности;

4.4.    наличие собственного аппаратно-программного комплекса для создания (доработки) и дальнейшей эксплуатации АИС «Управления транспортом», соответствующего спецификации и минимальным требованиям данного технического задания.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

В нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе государственным заказчиком – Департаментом транспорта установлены к участникам открытого конкурса дополнительные требования, непредусмотренные законодательством о контрактной системе.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

Согласно части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Так, согласно подпункту 10.3.2 пункта 10.3 Конкурсной документации заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки по форме согласно Приложению № 3 к Конкурсной документации.

Согласно подпункту 4.4 пункта 4 Приложения № 1 (Техническое задание) к Конкурсной документации установлено квалификационное требование к участникам открытого конкурса о наличии собственного аппаратно-программного комплекса для создания (доработки) и дальнейшей эксплуатации АИС «Управления транспортом», соответствующего спецификации и минимальным требованиям данного технического задания.

Пунктом 5 Приложения № 1 (Техническое задание) к Конкурсной документации установлена спецификация и минимальные рекомендуемые требования к составу и мощности аппаратно-программного комплекса для работы АИС «Управления транспортом».

Согласно Приложению № 3 к Конкурсной документации в предложении участника должны быть указаны характеристики аппаратно-программного комплекса для работы АИС «Управления транспортом» и предложения по критериям оценки, установленным в Конкурсной документации.

Между тем, объектом закупки является выполнение работ по доработке уже существующей системы АИС «Управления транспортом», а не поставка нового дополнительного оборудования для создания и эксплуатации этой системы.

Соответственно, к участникам рассматриваемого конкурса установлены требования о наличии определенных производственных мощностей и оборудования, неоснованное на действующем законодательстве о контрактной системе, и, соответственно, неправомерное требование о представлении участниками сведений о параметрах и характеристиках такого оборудования.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – Департамента транспорта содержатся нарушения части 6 статьи 31, части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неправомерном установлении требований к участникам конкурса и неправомерном требовании документов и информации, не предусмотренных законодательством о контрактной системе, в составе заявок на участие в конкурсе.

Исходя из вышеизложенного, доводы Жалобы в данной части являются обоснованными.

4. В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Согласно части 5 статьи 32 Закона о контрактной системе сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных документацией о закупке, составляет сто процентов.

Согласно пункту 15.5 Конкурсной документации для оценки заявок на участие в открытом конкурсе установлены следующие критерии «цена контракта» и «квалификация участника закупки».

Между тем, из содержания Конкурсной документации невозможно установить действительные величины значимости указанных критериев оценки.

В соответствии с подпунктом 15.5.1 пункта 15.5 Конкурсной документации величина значимости критерия «цена контракта» составляет 40 %.

Согласно, подпункту 15.5.2 пункта 15.5 Конкурсной документации величина значимости критерия «квалификация участника закупки» составляет 60 %, однако также указана величина значимости 40 %.

При этом, также в подпункте 15.5.2 пункта 15.5 Конкурсной документации установлено, что итоговый балл (Pi), который получает каждый из участников открытого конкурса при подведении итогов открытого конкурса, рассчитывается следующим образом:

Pi= ЦБi*КЗ1 + (НЦБi1 + НЦБi2)*КЗ2,

где

КЗ1 – коэффициент значимости критерия «Цена контракта». КЗ1 = 0,6;

КЗ2 - коэффициент значимости критерия «Квалификация участника закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации». КЗ2 = 0,4.

Сумма величин значимости критериев оценки, применяемых Заказчиком, составляет 100 %.

В соответствии с пунктом 15.6 Конкурсной документации итоговый рейтинг заявки рассчитывается как сумма оценок в баллах, получаемая участником конкурса по результатам оценки по критериям оценки с учетом коэффициентов значимости критериев оценки.

Таким образом, Конкурсная документация содержит противоречивые сведения о величинах значимости и коэффициентах значимости по каждому из вышеуказанных критериев оценки заявок, что может привести к необъективной оценке предложений участников и негативно отразится на количестве поданных заявок.

Учитывая изложенное, в действиях государственного заказчика – Департамента транспорта содержится нарушение части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе, выразившееся в неисполнении обязанности по надлежащему указанию в Конкурсной документации величин значимости критериев оценки заявок участников конкурса.

Следовательно, данные доводы Жалобы обоснованы.

На основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения  открытого конкурса.

В результате проведения внеплановой проверки осуществления закупки установлено следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 50 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размер штрафа определен Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 года № 1063 (далее – Правила определения размера штрафа). Данные Правила определения размера штрафа устанавливают порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства.

Пунктом 7.3 проекта контракта (приложение № 4 к Конкурсной документации) установлено, что в случае неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Заказчик обязан в срок не позднее 10 (десяти) календарных дней после получения требования Исполнителя об уплате штрафа оплатить ему штраф в размере 3 (трех) процента от цены Контракта.

Пунктом 7.6 проекта контракта (приложение № 4 к Конкурсной документации) установлено, что в случае неисполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, Исполнитель обязан в срок, не позднее 10 (десяти) календарных дней после получения требования Заказчика об уплате штрафа оплатить ему штраф в размере 10 (десяти) процентов от цены контракта.

Однако, Правилами определения размера штрафа не установлена вышеуказанная ответственность заказчика и поставщика в виде уплаты неустойки в размере 1 и 3 процента соответственно. Правилами определения размера штрафа устанавливается размер штрафа в зависимости от начальной (максимальной) цены контракта за ненадлежащее исполнение заказчиком или поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также установлен размер пени за просрочку исполнении обязательств. При этом, ответственность заказчика или исполнителя за ненадлежащее исполнение условий контракта в виде штрафа установлена в пунктах 7.4 и 7.7 проекта контракта (приложение № 4 к Конкурсной документации), а ответственность в виде пени в случае просрочки исполнения заказчиком или исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, установлена в пунктах 7.5 и 7.8 проекта контракта (приложение № 4 к Конкурсной документации).

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу, что установление данного требования, не предусмотренного Правилами определения размера штрафа, о выплате неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, является неправомерным и может существенно ограничить количество участников закупки, поскольку налагает на участника закупки, признанного победителем конкурса, дополнительные штрафные санкций, не предусмотренные действующим законодательством.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика – Департамента транспорта содержатся нарушения частей 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях государственного заказчика – Департамента транспорта способны существенно повлиять на результаты закупки, в том числе на количество ее возможных участников, на их права и законные интересы, а также на результаты отбора участников конкурса, что дает основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.

 

Руководствуясь статьями  31, 32, 34, 50, 51, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Новгородской региональной общественной организации «Собрание коренных новгородцев» (173000, Великий Новгород, ул. Андреевская, д. 18/8) на действия государственного заказчика – Департамента транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее – Департамент транспорта) при осуществлении им и уполномоченным органом – Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1, 173005; далее – Департамент закупок Новгородской области) закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на доработку единой региональной системы по управлению автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, осуществляющим регулярную перевозку пассажиров и багажа, среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, извещение № 0150200000615000673 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 30.09.2015, частично обоснованной в части доводов об установлении требований к участникам закупки и содержанию их заявок, не предусмотренных законодательством о контрактной системе, а также о наличии в конкурсной документации противоречивой информации о величинах значимости критериев оценки заявок.

2. Признать в действиях государственного заказчика – Департамента транспорта нарушения части 6 статьи 31, части 4 статьи 32, частей 4, 8 статьи 34, части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе.

3. Выдать государственному заказчику – Департаменту транспорта, уполномоченному органу – Департаменту закупок Новгородской области и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки осуществления закупки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика – Департамента транспорта.

 

Председатель Комиссии                                                                                     И.А. Куриков

                                                                                                                                                                        

Члены Комиссии                                                                                                 Д.А. Раскоснов

                                                                                                                

                                                                                                                              Д.А. Руднева

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны