Решение №2420/23 РЕШЕНИЕ № 053/10/99-303/2023   по результатам внеплановой до... от 29 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/10/99-303/2023  

по результатам внеплановой документарной проверки

 

27 июня 2023 года                                                                                        Великий Новгород

 

Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Инспекция) в составе:

…,

во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 23.05.2019 № Пр-907 (пункт 3 Протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019 № 2) о необходимости усиления ФАС России контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов, писем ФАС России от 13.06.2019 № МЕ/49839-ПР/19, от 19.12.2019 № МЕ/111773-ПР/19, на основании приказа Новгородского УФАС России № 48/23 от 15.06.2023, в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», региональных гарантийных организаций, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила осуществления контроля), в результате проведения внеплановой документарной проверки осуществления государственным заказчиком – Государственным областным казенным учреждением «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (173000, Великий Новгород, ул. Славная, д. 55; далее – ГОКУ «Новгородавтодор») совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее – Администрация) закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по строительному контролю за выполнением работ по ремонту мостов на автомобильных дорогах общего пользования межмуниципального значения в Марёвском муниципальном округе и Старорусском, Холмском муниципальных районах Новгородской области, извещение № 0150200003923000463 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 27.04.2023, без явки представителей сторон

 

УСТАНОВИЛА:

 

В апреле – мае 2023 года государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» совместно с уполномоченным органом – Администрацией в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» осуществлялась закупка путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по строительному контролю за выполнением работ по ремонту мостов на автомобильных дорогах общего пользования межмуниципального значения в Марёвском муниципальном округе и Старорусском, Холмском муниципальных районах Новгородской области, извещение № 0150200003923000463 о проведении которого было размещено на официальном сайте 27.04.2023.

Представленное в уполномоченный орган извещение о проведении настоящего открытого конкурса в электронной форме (далее – Извещение) для его последующего размещения на официальном сайте было утверждено первым заместителем начальника ГОКУ «Новгородавтодор» ... 20.04.2023, заявка на определение поставщика была подписана данным должностным лицом государственного заказчика 12.04.2023.

1. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию относительно наименования объекта закупки.

В пункте 3.1 Извещения государственным заказчиком определен объект рассматриваемой закупки – оказание услуг по строительному контролю за выполнением работ по ремонту мостов на автомобильных дорогах общего пользования межмуниципального значения в Марёвском муниципальном округе и Старорусском, Холмском муниципальных районах Новгородской области.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

При этом, из содержания пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Согласно пункту 3.2 Извещения описание объекта закупки содержится в Приложении № 1 «Техническое задание» к Извещению (далее – ТЗ).

Приложением № 2 к ТЗ является Перечень нормативно-технических документов на оказание услуг по строительному контролю за выполнением работ по ремонту мостов на автомобильных дорогах общего пользования межмуниципального значения в Марёвском муниципальном округе и Старорусском, Холмском муниципальных районах Новгородской области (далее – Приложение № 2).

Вместе с тем, ряд перечисленных в ТЗ и Приложении № 2 к нему технических документов, фактически использованных государственным заказчиком при описании объекта рассматриваемой закупки, приведен им в ненадлежащем виде, а именно с неверным указанием их наименований либо без указания нормативных документов, утвердивших такие технические документы.

В частности, в пункте 1.1 ТЗ государственным заказчиком указано, что «контроль на Объекте проводится Исполнителем в соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 июля 2019 г. N 361-ст «Проведению строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, текущем ремонте (ремонте) автомобильных дорог (далее - Строительство) заказчиком и подрядчиком»,…».

Однако верным наименованием приказа Росстандарта от 03.07.2019 № 361-ст в действительности является «Об утверждении национального стандарта».

Указанным приказом Росстандарта утвержден и введен в действие ГОСТ Р 58442-2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля заказчика и подрядчика».

Также согласно пункту 12.20 Перечня при оказании услуг исполнителю следует руководствоваться ОДМ «Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования».

При этом реквизиты нормативного документа, утвердившего данный отраслевой дорожный методический документ, государственным заказчиком в пункте 12.20 Перечня не приведены.

Вместе с тем, рассматриваемый отраслевой дорожный методический документ был принят и введен в действие письмом Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 17.03.2004 № ОС-28/1270-ис.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является проект контракта.

Проект государственного контракта в данном случае является Приложением № 5 к Извещению (далее – Проект контракта).

Необходимо отметить, что некорректное указание вышеуказанных технических документов государственным заказчиком также было допущено и в Приложениях № 1, 2 к Проекту контракта.

Таким образом, ненадлежащее указание государственным заказчиком вышеуказанных технических документов при описании объекта рассматриваемой закупки могло ввести в заблуждение не только ее участников при принятии ими решения об участии в настоящем определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и подаче заявок, но и способно ввести в заблуждение исполнителя государственного контракта, заключенного по итогам закупки, при непосредственном оказании услуг по строительному контролю.

Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» содержатся нарушения пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно ненадлежащем и некорректном указании технических документов, в соответствии с которыми должны оказываться услуги по строительному контролю.

2. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Ответственность сторон предусмотрена разделом 11 Проекта контракта.

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Указанный порядок установлен Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила).

Согласно части 8 статьи 48 Закона о контрактной системе участники закупки, первые части заявок которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, вправе в течение процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) подать с использованием электронной площадки одно предложение о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) (далее также - ценовое предложение). При подаче участником закупки ценового предложения не допускается подача предложения, равного или превышающего предложение, содержащееся в третьей части заявки на участие в закупке, а также не допускается подача предложения, равного нулю. Подача участником закупки ценового предложения, предусматривающего снижение цены контракта либо суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) ниже нуля, означает подачу предложения о размере платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта и указываемой в качестве цены контракта. Продолжительность приема ценовых предложений составляет один час.

В соответствии с пунктом 5 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в следующем порядке:

а) в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

1 процент начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

б) в случае, если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 процентов цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 процентов цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

1 процент цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

Согласно пункту 4.1 Извещения начальная (максимальная) цена контракта рассматриваемой закупки составляет 4 326 429, 56 рублей.

Однако положения подпункта «б» пункта 5 Правил при установлении меры ответственности исполнителя в виде штрафа в подпункте «б» пункта 11.7 Проекта контракта государственным заказчиком приведены в ненадлежащем виде, а именно без учета того, что в силу части 8 статьи 48 Закона о контрактной системе возможна подача участником закупки ценового предложения, предусматривающего снижение цены контракта ниже нуля.

Так, согласно подпункту «б» пункта 11.7 Проекта контракта:

«В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, Исполнитель обязан в срок не позднее 10 календарных дней после получения требования Заказчика об уплате штрафа оплатить ему штраф в следующем порядке:

б) в случае, если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 процентов цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 процентов цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно)».

Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» содержатся нарушения частей 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении в проекте контракта меры ответственности исполнителя в виде штрафа.

Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе указывают на наличие в действиях должностного лица государственного заказчика, утвердившего Извещение для его дальнейшего размещения уполномоченным органом на официальном сайте, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с заключением 29.05.2023 между государственным заказчиком и единственным участником рассматриваемой закупки – Обществом с ограниченной ответственностью «Центр Диагностики Комплексной Инфраструктуры» государственного контракта по ее итогам, возможность для выдачи соответствующего предписания об устранении допущенных нарушений у Инспекции в данном случае отсутствует.

Руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами осуществления контроля, Инспекция

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» нарушения пункта 2 части 1 статьи 33, частей 4, 8 статьи 34, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

2. Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выдавать в связи заключением 29.05.2023 государственного контракта по итогам закупки.

3. Передать материалы внеплановой документарной проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор».

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны